СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИСКУССТВО ИГРЫ НА ЛОЖКАХ
учебно-методический материал по музыке

Владимир Папин

Искусство игры на ложках в ансамбле и речедвигательные упражнения как эффективные формы социализации детей, способствующие раскрытию, раскрепощению личности, проявлению потенциальных способностей и инициативы. С помощью целой комплексной системы занятий, в которую включаются все специалисты и воспитатели Детского сада, а также родители, происходит активизация внимания детей, улучшается память и проявляется творческая инициатива. Воспитанники становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_sotsializatsiya_detey.docx22.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ИСКУССТВО ИГРЫ НА ЛОЖКАХ

Аннотация: искусство игры на ложках в ансамбле и речедвигательные упражнения как эффективные формы социализации детей, способствующие раскрытию, раскрепощению личности, проявлению потенциальных способностей и инициативы. С помощью целой комплексной системы занятий, в которую включаются все специалисты и воспитатели Детского сада, а также родители, происходит активизация внимания детей, улучшается память и проявляется творческая инициатива. Воспитанники становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче.

Ключевые слова: дошкольное образование, социализация, искусство речедвигательные упражнения, логоритмика, игра на ложках, технология.

SOCIALIZATION OF CHILDREN THROUGH SPEECH-MOTOR EXERCISES AND THE ART OF PLAYING ON SPOONS

Savina Yulia Viktorovna

Papin Vladimir Konstantinovich

Potapenko Galina Aleksandrovna

Abstract: the art of playing spoons in an ensemble and speech-motor exercises as effective forms of socialization of children, contributing to the disclosure, emancipation of the individual, the manifestation of potential abilities and initiative. With the help of a whole complex system of classes, which includes all specialists and kindergarten teachers, as well as parents, children's attention is activated, memory is improved and creative initiative is shown. Students become more reserved and spiritually richer.

Key words: preschool education, socialization, art rededication exercises, logaritmica, play the spoons, technology.

Актуальность вопроса коммуникативного развития дошкольников в последние годы не теряет интереса и обусловлена увеличением числа детей, имеющих логопедические и эмоционально-волевые нарушения.

Не будем останавливаться на причинах, а поговорим о том, как мы можем помочь ребенку социализироваться посредством речедвигательных упражнений, логоритмики и искусства игры на ложках.

Представляю Вам опыт работы детского сада №27 г.о. Химки вопросе социализации детей с использованием речедвигательных упражнений и искусства игры на ложках, который осуществляется на протяжении нескольких лет и является технологией, реализующейся на занятиях со специалистами детского сада (музыкальными руководителями, учителями-логопедами, инструктором по физической культуре) и на занятиях в группе с воспитателем в ДОУ.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме ритмических упражнений и игр [1, c. 56]. В дошкольном возрасте у детей закладываются основные умения, знания навыки и формируются основы социального поведения. Именно в дошкольный период начинается становление личности ребенка [2, c. 201, 202]. Чтобы в данный период успеть привить ребёнку все необходимые ценности и навыки, благоприятные для его развития как полноценной личности, мы, объединившись со специалистами, воспитателями, разработали план работы, который включает в себя в младших группах речедвигательные упражнения, логоритмику. С момента поступления ребенка в детский сад начинается процесс адаптации к новым условиям, это довольно сложный период, как для ребенка, так и для его родителей. Каждый педагог в своей работе пытается найти такие методы и приемы, которые бы, в первую очередь, были б интересны детям, а значит, основаны на игровой деятельности. Bo-вторых, чтобы они содержали в себе здоровьесберегающие технологии, что является приоритетным в дошкольном образовании. И в-третьих, конечно, чтобы такая деятельность была качественной и в итоге имела положительные результаты [3, c. 63, 64].

Использование и в течении дня прибауток и потешек ускоряет процесс адаптации и благодаря этому ребёнок быстрее проходит этот сложный этап [4, c. 280].

И еще нужно отметить, что, работая над речедвигательными упражнениями, мы можем говорить об элементах психогимнастики. Дети учатся контролировать свои эмоции. Упражнения рассчитаны на расслабление и снятие напряжения. Дети упражняются в умении изображать выразительно и эмоционально отдельные эмоции и движения. Такие упражнения показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивостью и замкнутостью.

Психогимнастика и речедвигательные упражнения помогают детям преодолевать барьеры в общении, снимать психическое напряжение, управлять различными эмоциями, овладевать азбукой самовыражения [5, c. 87, 88].

Воспитатель ежедневно проговаривает текст с движениями и на своём примере приучает детей к определённым действиям. В этот период мы знакомим детей с деревянной ложкой. Дети проявляют большой интерес к расписной деревянной ложке, потому что она яркая и издаёт звонкий звук при ударе.

В работе со средними группами важное место так же занимают речедвигательные упражнения и логоритмика, дети играют на ложках простые наигрыши, держа в каждой руке по одной ложке. Логоритмика и искусство игры на ложках имеют глубокую взаимосвязь, они друг друга дополняют. Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребёнка прекрасно соотносится с его возрастным психоэмоциональным состоянием.

Но уже в старшем дошкольном возрасте мы включаем в работу игру на ложках как основу в сочетании с различными движениями, с произношением текста, и вносим элементы театрализации. Игра на ложках усовершенствуется, дети могут играть на трёх ложках. К этому времени у детей уже сформировалась речь, хорошо развиты темпо-ритмические навыки, дети раскрепощены и без труда проявляют своё творчество, умеют импровизировать, самостоятельно выполнять ритмические рисунки [6, c. 176].

Поэтому мы считаем, что искусство игры на ложках в ансамбле является наиболее эффективной формой раскрытия, раскрепощения личности, проявления ее потенциальных способностей и инициативы. Дети спокойно и с удовольствием выходят на сцену [7, c. 56, 57]. Игра в ансамбле заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Дети становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче [8, c. 12].

Мы понимаем, что это целая комплексная система занятий, в которую включаются все специалисты и воспитатели Детского сада. Мы решили видоизменить и адаптировать её к условиям применения как в группах, так и на занятиях специалистов.

Эта работа осуществляется в системе, в которую вовлечены такие специалисты как логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели и родители.

Учителя - логопеды на своих занятиях включают логоритмические упражнения - коррекционную методику, способствующую профилактике и исправлению речевых нарушений. Это двигательные, речевые и дыхательные упражнения; пальчиковые игры; упражнения на развитие внимания и памяти; простую артикуляционную гимнастику; стихи, сопровождающиеся движениями.

Инструктор по физической культуре привносит элементы логоритмики в физкультурные занятия, что делает коррекционную работу более успешной. Различные виды ходьбы, перестроений и бега под музыку, упражнения с речевками. При выполнении упражнений дети одновременно проговаривают речитатив. Введение слова, особенно в стихотворной форме помогает сохранять ритм движения. В каждое занятие включаются задания на развитие произвольного внимания, быстрых и точных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Они совершенствуют зрительную, слуховую и двигательную память, способствуют увеличению объема слухоречевой памяти, формируют способность к сосредоточению и развитию волевой сферы детей. Сочетание движения и речи развивает умение владеть своим телом.

Музыкальный руководитель

На музыкальных занятиях логоритмика используется в сочетании с искусством игры на ложках, где мы сочетаем слово, движение, музыку, игру и театрализацию.

Воспитатель повторяет и отрабатывает упражнения, разученные со специалистами на занятиях. Использует их в режиме дня, а также в досуговой деятельности.

Большую роль в успешном обучении детей игре на ложках играет помощь родителей. Родители являются не только сторонними слушателями, но и участниками процесса, овладевают мастерством игры на ложках, участвуют в досуговой деятельности вместе с детьми, а также вносят свой вклад в изготовление музыкальных инструментов. Дети, наблюдая за выступлением родителей, больше активизируются, раскрепощаются. Чтобы у детей творческий процесс проходил непрерывно, навыки закреплялись и развивались, материал обязательно повторяется во время домашнего музицирования.

Исполнительство на ложках рассматривается как модель проявления и становления музыкальных задатков воспитанников, развития их личностных и коллективных качеств [9, c. 115].

Список литературы

  1. Каплунова И., Новоскольцева И. Этот удивительный ритм - СПб., 2005. – 56 с.
  2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1968. – 201-202 с.  
  3. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 63-64 с.
  4. Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. - Л.: Музыка, 1975. – 280 с.
  5. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников. М: Просвещение: Владос, 1994. - 87-88 с.
  6. Бычков В. Н. Музыкальные инструменты. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. – 176 c.
  7. Янова Е. А. «В гостях у деревянной ложки». Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. – 56-57 с.
  8. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. Изд-во педагогических наук РСФСР. Москва. Ленинград. 1947. – 12 с.
  9. Рытов Д. А. Русская ложка: музыкально-игровая энциклопедия: учебно-методическое пособие. — СПб: Композитор, 2011. – 115 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей"Искусство игры на ложках"

Адресованная родителям и воспитателям консультация, проясняет вопросы, связанные с использованием ложек в работе музыкального руководителя детского сада. ...

Консультация для родителей «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру»

Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится к социуму, «примеряя» на себя взрослую жизнь....

Искусство игры на ложках.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста оправдано включение большого спектра различных шумовых инструментов....

Искусство игры на ложках

Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку также первоначальный опыт слухового восприятия...