Конспекты занятий средней группы
план-конспект занятия по музыке (средняя группа)

Цель:

  1. Приобщать детей к здоровому образу жизни посредством развития физических качеств и навыков.
  2. Учить детей двигаться в соответствии с энергичным характером музыки. Учить детей отзываться на спокойный, ласковый характер музыки.        
  3. Вырабатывать напевное звучание. Воспринимать спокойный, напевный характер песни, подпевать.
  4. Подводить к осознанию высоты звука.
  5. Учить детей правильным приемам игры на металлофоне.
  6. Развивать быстроту, ловкость, активность детей в играх.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_sredney_gruppy.docx56.63 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

     

Конспекты занятий

средней группы (4 – 5 лет)

Подготовила:

Никулица К.П.,

Музыкальный руководитель

Тема № 1: «Волшебное дерево».

Программные задачи:

  1. Приобщать детей к здоровому образу жизни посредством развития физических качеств и навыков.
  2. Учить детей двигаться в соответствии с энергичным характером музыки. Учить детей отзываться на спокойный, ласковый характер музыки.        
  3. Вырабатывать напевное звучание. Воспринимать спокойный, напевный характер песни, подпевать.
  4. Подводить к осознанию высоты звука.
  5. Учить детей правильным приемам игры на металлофоне.
  6. Развивать быстроту, ловкость, активность детей в играх.

МатериалШирма, куклы: Котик, Собачка, Зайчик, Волк, Медведь, кочки плоскостные круги на липучках, металлофоны, мяч, морковка, ромашка, дерево, фрукты.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал.

М. р: Я рада приветствовать вас, друзья! Спешу сообщить, что вам необходимо найти волшебное дерево, на котором растут волшебные фрукты. В них много витаминов, которые делают человека сильным, ловким, стройным, красивым и здоровым! Будут на вашем пути разные препятствия, а преодолеть их поможет дружба! Удачи! (Дети отправляются в путь.)

Упражнение: «Марш» Т. ЛомовойДети шагают бодрым шагом.

М. р: Первая остановка (На ширме появляется Котик и Собачка Шарик).

Котик: Стойте, стойте! Шарик, откуда здесь появились дети?

Шарик: Не шуми! Посмотри, сколько ребят в гости пожаловало. Лучше поздоровайся с ними. А можно еще и фото на память сделать.

Котик: Вот еще! Некогда мне. Идут себе и идут, это ты любишь поболтать, а у меня хозяйство.

Шарик: Ребята, не обращайте на него внимания. Он добрый, только ворчливый, как все коты. А куда вы идете? (Дети отвечают, что торопятся к волшебному дереву.)

Котик: Торопитесь, торопитесь, все равно не успеете.

Шарик: Это почему же?

Котик: Вынужден я вас огорчить. Путь к нему сейчас закрыт. Вы забыли произнести волшебные слова.

Все произносят: "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!"

М. р. Продолжить путешествие вы сможете после того, как пройдете по топкому болоту, по кочкам. (Игра «Прыгай по кочкам»).

Шарик: Путь. Волшебному. Дереву. Свободен. Торопитесь. (Котик и Шарик машут детям вслед и желают удачи.)

М. р: Вторая остановка (На ширме появляется Заяц, его догоняет Волк).

Заяц: Помогите, помогите!

Волк (догоняя Зайца): Что, попался? Устал я за тобой бегать.  (Зевает) («Колыбельная» А. Гречанинова).                

М. р: Знает ли кто, что такое колыбельная песня? (ответ) А мы еще и колыбельную песенку споем, волк обязательно крепко уснет. (Попевка «Баю-баю» Е. Тиличеевой).

Дети прослушав попевку, подпевают мелодию на слова «баю-баю», показать, как правильно брать дыхание. (Волк, спит)

Заяц: Спасибо, ребята, успокоили волка, смотрите, птички к деткам прилетели, птички песенки запели. (Игра: «Птица и птенчики»). Дети рассматривают картинки, слушают звуки, воспроизводят их.

М. р: Зайчик, нам пора идти, искать волшебное дерево.

Заяц: Подождите, подождите, сначала Волка разбудите. Хватит волку крепко спать, я хочу с ним играть!

М. р: Ну, это мы можем, смотри, зайчик, какие у нас музыкальные инструменты – они называются металлофоны. Показать, как правильно держать молоточек, ударять по пластинке металлофона. Образное сравнение «Молоточек быстро поднимается вверх, как мячик, который отскакивает от пола, для наглядности можно несколько раз ударить мячом об пол.  (Волк просыпается)

Заяц: А теперь давай пожелаем ребятам счастливого пути.

Волк: До свидания, ребята, до встречи!

М. р: Третья остановка (на ширме появляется Медведь).

Мишка: Здравствуйте, ребята!  Ух, ты, сколько вас пожаловало! Что вы в моем лесу забыли?  (Дети объясняют, что идут к волшебному дереву). Фу, насмешили! Да в моем лесу все деревья и цветы волшебные. Вот, например, посмотрите на этот волшебный цветок. (Показывает ромашку). Хотите, я вам ее подарю? Благодаря ей вы станете здоровыми, и горлышко у вас болеть не будет, заварите чай с ромашкой, будете пить и меня благодарить.

М. р: Спасибо Мишенька, обязательно попьем чай с ромашкой, а теперь, поиграй с нами. («У Медведя во бору» р. н. м.).

Мишка: Какие вы, ребята, ловкие. Я знаю, что вы ищете волшебное дерево. Оно вон там, можете идти и смотреть, что на нем растет.

М. р: Вот мы и нашли это дерево, сколько на нем вкусных плодов. Фрукты богаты витаминами, которые полезны для здоровья. Делают человека ловким, смелым и умелым. Но для этого надо еще заниматься физкультурой. Ребята, вы преодолели все препятствия, которые были на вашем пути, и заслужили вкусные и полезные фрукты.

Все дети идут вперед, подходят к дереву, на котором висят разные фрукты, рассматривают: яблоки, груши, бананы, апельсины.   Под музыку дети выходят из зала.

Тема № 2: «Почемучка в гостях у детей».

Программные задачи:

  1. Воспитывать умение внимательно слушать, активно отвечать на вопросы. Углубить знания о высотном положении звука.
  2. Уточнить представления детей о назначении отдельных органов. Воспитать интерес к собственной личности.
  3. Развивать устойчивое слуховое внимание, упражнять детей в умении отвечать полно, используя в речи речь-доказательство.
  4. Активизировать словарь детей: орган слуха, пища, дыхательное горло.
  5. Вызывать эмоциональный отклик на музыку спокойного, плавного и веселого, плясового характера, развивать умение высказываться об эмоционально-образном содержании музыки.
  6. Учить определять тембры музыкальных инструментов, передающие характер пьес. Развивать воображение.
  7. Учить передавать ласковый         характер песни, вырабатывать напевное звучание.
  8. Учить выразительному исполнению движений. Воспринимать веселый, плясовой характер мелодии, различать контрастный характер вариаций, легко бегать, свободно ориентируясь в пространстве

Материал. Музыкальные инструменты, книжка с картинками, дидактическое пособие: большая, маленькие птички, костюм Почемучки, овощи, фрукты для игры.

Ход занятия.

Дети заходят в зал, здороваются с музыкальным руководителем по–разному: как кошечки, медвежата, мышки и т. п.  в разных темпах, на разной высоте. Под музыку в зал вбегает Почемучка – воспитатель.

Почемучка: Здравствуйте, ребятки, меня все дети знают, и почему-то Почемучкой называют. А вы не знаете, почему?

М. р: Да потому, что ты всегда задаешь очень много вопросов, поэтому тебя и назвали Почемучка.

Почемучка: Ребята, можно я буду вам задавать свои вопросы? (Ответ детей).

М. р: Задавай, а мы попробуем тебе ответить.

Почемучка (Смотрит на себя в зеркало): У меня 2 глаза, 2 уха, 2 руки, 2 ноги, а язык 1 и нос тоже один. А у вас тоже так?

М. р: Давайте, дети, и мы посмотрим на себя в зеркало. (Дети рассматривают себя в зеркало, смотрят друг на друга, рассуждают). Да, у каждого человека есть 2 руки, 2 ноги, 2 глаза, 2 уха, 1 нос и 1 язык. Но Почемучка не знает, зачем нам нужны руки, ноги, глаза, уши, нос, язык. Он пришёл к вам, чтобы вы ему объяснили для чего всё это нужно. И принёс с собой книжку и загадки. (Книжка – раскладушка, на каждой странице нарисована отгадка). Вот послушайте. Двое глядят, двое слушают (глаза и уши, показ картинок) Ребята, ответьте Почемучке, для чего нужны уши. (Слушать). 

Давайте «Послушаем звуки». Закройте глаза. Сейчас я хлопну в ладоши, и вы будете слушать только те звуки, которые раздаются только в зале (переливание воды, разрывание бумаги) Что вы слышали? (Ответы). Какой орган помогает человеку слышать? (Мы слышим ушами). 

Игра «Птица и птенчики». Дети слушают звуки, угадывают кто поет.

Почемучка: Как интересно!

М. р: Да, благодаря ушам мы слышим речь, музыку, пение птиц, шелест листьев.

«Марш» Е. Тиличеевой. Дети узнают музыку, называют, подбирают инструмент – барабан, исполняю марш еще раз, воспитатель играет на барабане.

М. р: Посмотрите, какие солдаты маршируют под барабан. (Рассматривают картинку).

М. р: А вот еще одна мелодия, она прозвучит совсем иначе. Слушайте.

(«Колыбельная» А. Гречанинова).

М. р: На каком музыкальном инструменте лучше сыграть такую тихую, нежную, ласковую мелодию? (определяют вместе - на треугольнике).

М. р: Правильно, звук у треугольника нежный, тонкий, высокий, как мамин голос.  (Еще раз исполняет воспитатель играет на треугольнике). А зачем нам нужны глаза? (Смотреть). Но ведь мы смогли узнать, что звучит и без помощи глаз. Значит можно обойтись и без них? (Нет). Мы сейчас попробуем с закрытыми глазами нарисовать цветок. Теперь нарисуйте цветок с открытыми глазами. Как вам удобней было рисовать? (С открытыми глазами). Получается, что без глаз не обойтись. Ещё глаза нужны для красоты. Посмотрите друг на друга, какие у вас красивые глаза. Что можно делать глазами?  (Смотреть, моргать, подмигивать).

М. р: А вот следующая загадка: У двух матерей по пяти сыновей, одно имя всем (руки, пальцы) Молодцы, а для чего нам нужны руки? (Что-то брать, держать, делать…). Правильно, я предлагаю вам поиграть, а руки нам будут помогать (Показывает металлофон).  Как этот инструмент называется? (Ответ). Этот волшебный инструмент, на нем можно и песенку сыграть и дождик показать. (Игра на музыкальных инструментах «Дождь»).

М. р: Руки – наши верные помощники. С их помощью мы можем выполнять самые разные действия.

Пальчиковая игра «Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

М. р: Слушайте следующую загадку. В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит (нос). (Показ картинки).

Почемучка: Всё- то вы знаете. А знаете, для чего нужен нос? (Чтобы дышать, чувствовать запахи). (Игра «Угадай по запаху». Дети угадывают по запаху лук, апельсин, чеснок, банан).

Почемучка: Оказывается, нос тоже нам очень нужен. Он нам помогает чувствовать запахи и через нос воздух попадает в наш организм.

М. р: А вот следующая загадка: Всегда во рту, а не проглотишь (язык).

Кто знает, для чего людям нужен язык? (Разговаривать, петь, есть).

 «Баю-баю» Е. Тиличеевой. Разучивание песни в спокойном темпе, без фортепианного сопровождения, с голоса м. р.

Загадка: «Дождик с самого утра, птицам в дальний путь пора. Громко ветер завывает. Это все, когда бывает? (Осенью). Слушание песни, пояснение содержания, характера, подпевание отдельных мелодических фраз.

Почемучка: Благодаря языку мы можем разговаривать и произносить самые сложные и самые длинные слова. Без языка вы не почувствовали бы вкус самых любимых лакомств.

М. р: А знаете ли вы, что во рту у каждого человека, оказывается, не 1, а 2 языка. У вашего языка есть брат – маленький язычок. Его легко увидеть, если широко открыть рот и посмотреть в зеркало. Нужен он нам для того, чтобы во время глотания пища не попадала в дыхательное горло. Маленький язычок стоит на страже.

М. р: Ну, и последняя на сегодня загадка. Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут (ноги)

Правильно, это ноги. (Показать картинку). Ребята, а как вы думаете, для чего человеку нужны ноги? (Ходить, бегать, прыгать). Верно. У человека очень сильные ноги. Ведь именно ноги должны выдерживать всю тяжесть нашего тела. Вот мы сейчас и покажем, как красиво, ритмично могут шагать ноги. (Упражнение «Марш» Т. Ломовой).

М. р: А еще наши ножки умеют танцевать. (Танец «Пляска парами» лит. н. м.).   

Разучивание движений 1 фигуры. Стоя по кругу, друг за другом, дети легко бегают, на 2часть выполняют притопы.

Почемучка: Спасибо, ребята, я столько интересного сегодня узнал?

Итог занятия. Дети прощаются с музыкальным руководителем и выходят из зала.

Тема № 3: «Мой дом, детский сад, город».

Программные задачи: 

  1. Расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут.
  2.  Знакомить детей с ближайшим окружением, обращая внимание на здания города, их архитектурные особенности.
  3. Развивать мышление, речь детей, расширять словарный запас, развивать интерес к игровой деятельности.
  4. Учить детей ритмично двигаться под музыку.
  5. Углубить знания о высотном положении звука.
  6. Узнать знакомую пьесу, внимательно, заинтересованно слушать, чувствовать ее характер
  7. Учить протягивать ударные слоги в начале каждого такта, брать дыхание в конце фраз.        
  8. Продолжать учить детей правильным приемам звукоизвлечения.        
  9. Различать музыкальное вступление, начинать движение после него, запоминать последовательность движений танца.

Материалымультимедийное оборудованиекартинки с изображением разных предметов, подходящим по смыслу различным зданиям: школе, больнице, магазину, детскому саду, руль, кепка, большая, маленькая птичка, планшет с деревьями.

Ход занятия.

Дети свободно входят в зал, здороваются с музыкальным руководителем.

М. р: Ребята, в каком городе мы живем?" (Ответ). Предлагаю вам отправиться в путешествие по родному городу.  На чем можно путешествовать? (Ответ). А на чем лучше проехаться по городу?  (Ответ). Предлагаю вам поехать на автобусе. Согласны? Но прежде необходимо купить билеты в кассе и можно занимать места, согласно вашим номерам. Итак, идем в кассу. (Упражнение «Марш» Т. Ломовой).             

Обратить внимание детей, на то, что ходить они должны вдоль стен.

М. р: Билеты куплены, можно садиться в автобус. Наше путешествие по Похвистневу начинается.  (Дети садятся, сидя имитируют поездку в автобусе один ребенок водитель в кепке, в руках руль).

М. р: Пока мы въезжаем в город, я немного расскажу вам о нем.

Видео презентация «Мой город – Нижневартовск».

М. р: В нашем городе много домов, они все разные. Мне трудно разобраться, где какие дома. А вы можете мне помочь? Посмотрите, как много здесь картин с различными домами. Помогите мне, пожалуйста.

Речевая игра: "Какой, из чего?" Дом из кирпича какой?  (Кирпичный, далее: из стекла, бетона, камня, дерева).

М. р: Сейчас мы с вами посетим городской парк – это одно из самых красивых мест нашего города. В парке растут большое количество разных деревьев. Все жители города любят приходить сюда гулять.  (Показ слайдов с изображением Парка). Посмотрите, какие красивые птички в Парк прилетели, и свои песенки запели. (Игра «Птица и птенчики»). Дети слушают звуки, угадывают, кто поет, большая или маленькая птичка.

М. р: У всех домов в нашем городе есть свое назначение. Посмотрите, (показ слайдов) перед вами различные здания: школа, больница, детский сад, музей). У меня есть предметы, которые должны в них находиться. Разложите, пожалуйста, эти предметы по назначению. (Дидактическая игра "Где что?").

Дети самостоятельно раскладывают картинки. Звучит музыка. Музыкальный руководитель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, обсуждает возможные ошибки или затруднения детей.

М. р: В детском саду скоро наступит тихий час. Какая должна звучать музыка, чтобы ребятишки поскорее уснули? (Ответ) («Колыбельная» А. Гречанинова). Музыкальный руководитель исполняет фрагмент пьесы, дети вспоминают название, определяют характер. На повторное исполнение воспитатель или ребенок качает куклу.

М. р: А теперь посмотрите, мы едем по осенним улицам Новороссийска и подъезжаем к парку. Как красиво кругом! Сколько золотых листьев укрыло дорожки парка. (Показ слайдов)

Пение: «Осень» И. Кишко. Дети повторяют мелодические обороты по одному, подгруппами. Показать детям, когда и как брать дыхание (через 2 такта). 

М. р: А сейчас наш путь лежит мимо Дворца Искусств.  Сюда ребята приходят учиться петь, танцевать, заниматься спортом. Давайте мы остановимся, и поучимся танцевать. (Танец «Пляска парами» лит. н. м.). Разучивание движений 2,3 фигур. По показу музыкального руководителя.

М. р: Мы с вами замечательно путешествовали по нашему городу, но пора возвращаться в детский сад. (Дети рассаживаются в автобус).

М. р: На какой улице находится наш детский сад? Как называется наш детский сад? (Ответы) Вот мы и приехали. Предлагаю вам в группе или дома нарисовать все, что вам понравилось во время нашего путешествия.

Дети прощаются музыкальным руководителем и выходят из зала.

Тема № 4: «Сказочный домик».

Программное содержание:

  1. Совершенствовать интонационную выразительность речи.
  2. Запоминать простые по содержанию считалки.
  3. Учить играть на ударных музыкальных инструментах в ансамбле, узнавать по тембру их звучание.
  4. Развивать певческие навыки, закреплять произношение звуков в пении.
  5. Учить различать разнохарактерные части музыки и двигаться в соответствии с ними.
  6. Развивать ритмический слух детей.
  7. Учить детей ходить тихо, мягко, совершенствовать умение быстро бегать.

Материал. Теремок, костюм Гномика, музыкальные инструменты.

Ход занятия.

 В зале стоит домик, в нем гномик - воспитатель в костюме гномика. Дети входят в зал, подходят к домику.

М. р: На прошлом занятии мы с вами познакомились с большими многоэтажными домами, в которых много квартир, в которых живет очень много людей. А сегодня мы попали с вами в сказку, и оказались у чудесного сказочного домика.  Ребята, а какими еще, могут быть сказочные домики? (Ответ).

          Пальчиковая гимнастика «Домик»
Стенка, стенка         (
потрогать щечки),
Потолок                    (
потрогать лобик),
Две ступеньки         (
прошагать пальцами по губам),
Дзинь - звонок!       (
нажать пальцем  на носик).

М. р. (таинственно): В лесу на опушке маленький домик, и живет в этом домике сказочный…Ой, забыла, не помню, кто же в домике живет? Давайте ласково пропоем песенку «Кто, кто в домике живет, кто- кто в невысоком живет?». (Попевка «Кто в домике живет?», дети поют, ласково, напевно, протяжно - отрывисто, быстро – медленно, p-f).

М. р: Ой, вспомнила, живет в домике маленький гномик.

Пальчиковая игра «Весёлый гном»
Жил да был весёлый гном 
(дети поднимают руки над головой, изображая колпак).
С круглыми ушами. 
(описывают вокруг ушей большие круги).
Он на сахарной горе 
(локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, чтобы образовался треугольник).
Спал под воротами. 
(пальцы изображают ворота).
Вдруг откуда ни возьмись, великан явился. 
(Руки высоко подняты над головой).
Скушать гору он хотел 
(движения, будто едим руками),
Только подавился! 
(хватаем воздух ртом и надуваем щеки). 

Ну, а что весёлый гном?
Так и спит глубоким сном! 
(Дети изображают спящего гнома).

М. р: Гномик любит не только спать, любит он и песни петь, плясать. (Гномик говорит из домика)

Гномик: Кто мне песенки споет, тот тогда меня найдет! («Осень» И. Кишко, «Зайка» В. Карасевой).

Гномик (выходит из домика): Я – маленький гномик, стоит в лесу мой сказочный домик.

М. р: Гномик, к тебе в гости пришли ребятки из детского сада

Гномик: Слышал, слышал, поют, ребятки, хорошо, а что еще они умеют делать?

М. р: Они много чего умеют, и танцевать, и на инструментах играть, а больше всего они любят играть, рисовать. Ребятки, покажем Гномику, что мы умеем? (Ответ). 

(Ритмическая игра «Игрушки». Дети проговаривают, прохлопывают, проигрывают на металлофоне названия игрушек, зай-чик, за-инь-ка, гномик тоже играет на металлофоне свое имя).

Гномик: Как здорово с вами играть, выходите, ребятки, с Гномиком плясать! (Танец «Пляска парами» лит. н. м. По окончании танца Гномик прячется в домик).

М. р: Ой, ребятки, Гномик опять спрятался, давайте его поищем. (Ходят по залу ищут, находят).

Гномик: А теперь я буду вас искать. (Игра «Жмурки» Ф. Флотова).

Гномик: С вами весело играть, песни петь и танцевать, спасибо, ребятки, повеселили, а теперь мне пора в свой домик, устал, набегался, наплясался.  

М. р: Гномик, а мы в группе нарисуем сказочные домики и в следующий раз подарим тебе наши рисунки.

Гномик: Спасибо, ребятки!   Приходите, буду вас очень ждать!              

 (Дети выходят из зала, Гномик им машет платочком вслед)

Тема № 5: «Наша дружная семья».

Программные задачи:

1.Формировать представление детей о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей, воспитывать любовь и уважение к своим родным.

2.Учить ритмично, бодро двигаться по музыку марша, и ходить спокойно, без взмаха рук, прогулка.

3.Эмоционально откликаться на музыку веселого, задорного характера, различать музыкальное вступление, изобразительного характера, подпевать. Упражнять в чистом интонировании мелодии песни, формировать умение удерживать ровное ритмичное движение мелодии на восьмых.        

4.Учить различать и воспроизводить звуки по высоте.

5.Закрепить понятие «долгие и короткие звуки», развивать ритмический слух.

6.Продолжать учить детей ходить тихо, мягко, совершенствовать умение быстро бегать.

Материал. Семейные фотографии, музыкальные инструменты, карточки для дидактической игры, медальоны для награждения.

Ход занятия.

Дети входят в зал, музыкальное приветствие. Музыкальный руководитель предлагает детям рассмотреть фотографию с изображением семьи.

М. р: Как можно назвать этих людей одним словом? (Семья). Почему вы так решили? Если в одной семье живут дети, родители, дедушка и бабушка, то говорят, что это большая семья. У кого есть братики, сестрички? С кем из членов своей семьи ты любишь играть? Почему? Чем и с кем ты еще занимаешься дома?

М. р: (читает стихотворение).  

Моя семья
«Кто живёт в моей квартире? Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка, кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я, вот и вся моя семья!»

М. р: Как вы думаете, взрослые в семье заботятся друг о друге? А как заботятся о вас? Как вы помогаете взрослым?  (Ответ). Сейчас мы возьмем своих братиков, сестренок, и пойдем с ними погуляем.

Упражнение «Марш» Л. Шульгина, «Прогулка» М. Раухвергера. Исполнить отрывки музыки, дети называют, определяют движения, выполняют.

М. р: Что-то заскучали наши младшие братишки и сестренки. Как их можно занять, повеселить?  (Ответ). Правильно, песенки спеть, поиграть («Дождик» укр. н. м.). На музыкальное вступление музыкальный руководитель играет на треугольнике, изображая звуки капелек дождя. Дети подпевают отдельные мелодические обороты.

М. р: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было радостное настроение?  (Помогать друг другу, не обижать, не ссориться, любить друг друга, называть ласковыми словами).

Ритмическая игра «Наша семья». Дети проговаривают, прохлопывают, играют на одной пластинке металлофона ласкательные названия членов семьи бабулечка, мамочка и т.д.

М. р: А еще, чтобы семья была дружная нужно, дарить подарки друг другу, вместе отдыхать, веселиться и играть.

Игра «Жмурки» Ф. Флотова. Роль «жмурки» выполняет музыкальный руководитель.

М. р: Молодцы, ребята, очень интересно и с большой любовью рассказали о своей семье. Я думаю, что сегодня вы все заслужили призы-медальоны с надписью «Дружная семья».

Воспитатель: А в группе мы продолжим разговор о семье, и будем выполнять аппликацию «Моя семья».

Дети прощаются музыкальным руководителем и выходят из зала.

Тема № 6: «Золотая осень».

Программные задачи:

  1. Систематизировать знания детей об осени. Самостоятельно находить признаки осени.
  2. Учить устанавливать связи между явлениями природы.
  3. Развивать наблюдательность речь детей, умение обосновывать свои ответы.
  4. Учить детей правильно и легко бегать.        
  5. Развивать умение слушать музыкальное произведение, определять его характер.
  6. Петь отрывисто (нон легато) мелодию песни.        Различать музыкальное вступление, начинать петь всем одновременно.
  7. Вырабатывать навыки правильного извлечения звука, продолжать учить детей правильно держать молоточек.
  8. Учить различать разнохарактерные части музыки и двигаться в соответствии с этим характером.

МатериалОсенние листья, игрушка зайчик, металлофон, 2 разные игрушки, картинки разных дождей, иллюстрации с осенними пейзажами.

Ход занятия.

Дети входят под звучание спокойной, пасторальной мелодии.

М. р: Дети, я предлагаю вам совершить путешествие, не простое, а волшебное. Мы сегодня постараемся раскрыть некоторые тайны природы. Вы согласны? (Ответ).

Воспитатель: Ну, что ж я вижу, вы готовы отправиться в путь. Но прежде, давайте вспомним: какое сейчас время года? Месяц сентябрь, начало осени. А какая на улице погода? Как мы одеваемся осенью? (Ответы детей).

М. р: Раз у нас путешествие волшебное, значит и путешествовать мы будем необычно, мы превратимся в осенние листочки и полетим за осенним ветерком.

Упражнение: «Побегаем» нем. н. м. с листочками. Дети выполняют движения в построении друг за другом, по кругу.

М. р: Первая остановка «Солнечная»

Скажите ребята: Какое солнце осенью? (Не яркое, не греет сильно).

Какое солнце было летом? (Грело сильно, яркое).

Что стало с солнцем? (Солнце меньше находится на небе).

М. р: Я предлагаю вам придумать определение к слову «Солнце» яркое, теплое, искристое, лучистое, светлое. Вот такими же словами можно и определить характер музыки, которую мы будем слушать. («Полянка» р. н. м. Прослушивание музыки, пояснения, характер веселый, радостный, светлый. На 1ю часть танцует, в руках у воспитателя одна игрушка, на 2ю – другая).

М. р: А сейчас я вам загадаю загадку, и мы узнаем какая следующая остановка:

Он пришел, наполнил кадки, поливал усердно грядки.

С шумом окна промывал, на крыльце потанцевал

Побродил на крыше вволю, и ушел по лужам в поле…(Дождь)

Вторая остановка «Дождливая»

М. р: Скажите ребята: Какой бывает дождь? Какой дождь бывает летом?

Какой дождь бывает зимой?  А какой дождь бывает осенью?

Обобщение: Дождь бывает разный. Летом идут веселые, слепые, грибные дожди. Осенью, моросящий, затяжной, холодный. А зимой дождь превращается в снег. Но и летний и осенний дождь нам нужен. 

М. р: Послушайте стихотворение о дожде, и определите, какой это дождь осенний или летний:

1. «Если нету настроенья, если улица промокла,
         Дождь размазывает слёзы по асфальту и по стёклам,
         Если дети на прогулку не высовывают носа,
         Это значит – потеряла разноцветный зонтик …
(Осень).

2. «Шустрый дождь на длинных ножках пробежался по дорожке

Он ладони вымыл листьям, птицам перышки почистил,

И с травою еле слышно пошептался, погрустил,

А потом ударил в крышу, и в испуге отскочил». (О летнем дожде)

Пение «Дождик» укр. н. м. Обратить внимание на одновременное начало пения, после вступления. Показ пения нон - легато. По музыкальному вступлению узнают песню, называют, поют мелодию на слоги «кап-кап».

М. р: Вот мы подъехали к 3 остановке.

Третья остановка «Лиственная» 

М. р: Посмотрите, ребята! Как много листьев. Скажите, пожалуйста.

Почему листья желтеют?  Почему листья облетают?

Что будет, если листья не пожелтеют и не отпадут на зиму? (Замерзнет дерево и замерзнет земля). Как называется явление, когда падают листья? (Ответы детей).

М. р: Осень подарила детям листопад. Последняя остановка «Осенняя». С чего начинается осень? Как изменяется долгота дня?  Что происходит с птицами, когда исчезают все насекомые?  Что происходит с животными (одни животные меняют шубки на теплые, а другие впадают в спячку). Сейчас мы споем песенку про зверька, который торопится поменять свою шубку. Кто это? (Ответ) («Зайка» В. Карасевой).

М. р: Давайте, ребятки, на осенней полянке поиграем в жмурки с зайчиком. (Игра «Жмурки» Ф. Флотова).                

Напоминания по мере необходимости, по ходу игры. У музыкального руководителя в руках игрушка зайчика с завязанными глазами.

Воспитатель: Вы молодцы, постарались ответить на все вопросы. Скажите, ребята, а вам понравилось путешествие в природу?  (Ответ).

М. р: А мне понравилось, что вы все были активны, много знаете об осени. Наше путешествие подошло к концу. Вы, молодцы, спасибо!  

Дети прощаются с музыкальным руководителем, выходят из зала под туже музыку, что и вошли.

Тема № 7: «Веселая лисичка».

Программные задачи:

  1. Развивать художественное восприятие детей.
  2. Расширять представление детей об окружающей природе.
  3. Продолжить знакомство с жанром живописи – пейзажем.
  4. Развивать аккуратность в выполнении задания.
  5. Развивать, создавать игровые образы, певческие навыки детей.

Материал. Осенние листочки, ширма, куклы би-ба-бо: Лисичка, Лисенок, Белочка, кисти, бумага, краски, осенние пейзажи.

Ход занятия.

 Под плавную музыку дети входят в музыкальный зал.

М. р: Сегодня к нам в гости хотела прийти одна лесная жительница. Кто она такая, отгадайте!

Загадка: Хитрая плутовка, рыжая головка,

                Хвост пушистый – краса! А зовут ее….(Лиса).

(Музыкальный руководитель показывает лисичку – Би-ба-бо из-за ширмы)

Лисичка: Здравствуйте, ребятки! (Ответ). (В записи звучание ветра, лисичка внимательно слушает лесные звуки).

М. р: Лисичка, ты к чему прислушиваешься?

Лисичка: Посмотрите, какие ушки у лисички на макушке:

         Слышит все она вокруг – каждый шорох, каждый звук…

         Если страшно станет ей – в норку прячется скорей.

 Фонопедическое упражнение «В осеннем лесу»

«В осеннем лесу дует ветер (ф-ф-ф продолжительный вдох).

 Листья дрожат на ветру (ш-ш-ш продолжительный выдох).

 Листья опадают (п-п-п короткий, активный выдох).

М. р: Не бойся, лисичка, выходи из норки. Это листочки с деревьев летят. Ведь сейчас какое время года, дети?  (Осень).

Видео презентация «Осень». Беседа об осени, ее приметах, рассматривание осенних пейзажей. Дети читают знакомые стихотворения об осени.

М. р: Давайте осенние листочки соберем, с ними танец мы начнем. (Танец «Осенние листочки»).

Лиса: Свою маму лисичку я люблю, ей листочки подарю.

          Принесу скорей корзинку – мне погладит мама спинку.

(дети складывают осенние листочки в корзинку). Поставить рядом с лисичкой маленького лисенка.

Лисичка: Хорошо с братишкой, с рыжим шалунишкой, бегать в шубке меховой под осеннею листвой. И учиться с детских лет заметать хвостом свой след.        

Музыкально-дидактическая игра «Лисички» Т. Ломовой. Дети двигаются по залу в произвольном направлении, подражая движениям лисы.

Лисичка: Хорошо в лесу гулять с вами, ребятки. (Плачет).

М. р: Лисичка, ты чего плачешь?

Лиса: В моей норке так все серо, некрасиво, я хотела вас попросить нарисовать мне на память осеннюю картину, зимой я буду смотреть на нее и вспоминать о нашей встрече.

Рисование «Листопад». Музыкальный руководитель раздает детям кисточки, краски, дети рисуют под спокойную музыку картину «Листопад», после окончания работы любуются картинами, дарят их Лисичке, прощаются, выходят из зала.

Тема № 8: «Советы Айболита».

Программные задачи: 

  1. Учить детей заботится о своем здоровье. Совершенствовать навыки пользования предметами личной гигиены. Объяснить детям, необходимость витаминов для человеческого организма. Побуждать детей отвечать на вопросы. Развивать мышление, память.
  2. Передавать в пении задорный, веселый, шутливый характер песни.
  3. Учить детей различать громкие и тихие звуки.
  4. Воспринимать и воспроизводить ритм стихотворения.
  5. Передавать в движении содержание текста песни. Закреплять спокойный шаг.

Материал. Белый халат и колпак доктора, пульверизатор, носовой платок у каждого ребенка, овощи, деревянные палочки, 2 картинки с петушком больным и здоровым.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал и здороваются с музыкальным руководителем.

М. р: Ребята, а как вы думаете, почему все люди при встрече здороваются! (Ответы детей). Сегодня мы узнаем, как с помощью музыки можно укреплять свое здоровье, ведь мы с вами знаем, что звуки музыку рождают, все болезни побеждают. И сегодня мы попадем в сказку, которая называется «Доктор Айболит».

Под музыку входит Доктор Айболит - воспитатель.

Айболит: Я научу ребятишек, как сохранить своё здоровье, когда рядом кто-то чихает. (Айболит предлагает детям вытянуть вперед ладошки и брызгает на них из пульверизатора).

Айболит: Вот, ребята, представьте, что на вас чихнули, посмотрите на свои руки, что попало на них?  Микробы таким путем могут попасть в наш организм и заразить нас. (Теперь предложить детям достать носовой платок и закрыть им руку. Воспитатель снова распыляет воду, но теперь на платок). Посмотрите, как носовой платок защитил нас от микробов. Ничего не попало на наши руки. Вывод: когда мы прикрываем рот платком во время чихания, наши микробы никого не заразят и не попадут в чужой организм.

Айболит: А чтобы не чихать, и не болеть простудными заболеваниями, очень полезно слушать хорошую музыку.

 «Грустное настроение» А. Штейнвиль. Чувствовать грустный характер музыки, узнавать пьесу. Исполнить пьесу. Обратить внимание на ее характер. Вопрос: «Кому может быть грустно и почему? Предложить детям придумать грустную историю. Например, Кукла заболела, идет дождь и т. д.

Айболит: Ну-ка, проверим сейчас ваш слух.

Игра на музыкальных инструментах «Ритм в стихах». Дети проговаривают, прохлопывают стихи: по показу музыкальный руководитель сильную долю, метр. Например, «На парад идет отряд. Барабанщик очень рад, барабанит, барабанит полтора часа подряд». Затем дети, по одному играют ритм стихотворения на барабане, остальные стучат палочками.

Айболит: А сейчас откройте ваши ротики, и пропойте А-а.

Пение «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера. Музыкальный руководитель исполняет песню, воспитатель с игрушкой-кошечкой поет ответы, затем дети по желанию пропевают свои ответы.

М. р: Доктор Айболит, у нас беда, заболел наш петушок, он под дождиком промок, и теперь не может нам, кукарекать по утрам.

Музыкально-дидактическая игра: «Петушок больной, здоровый». Объяснение с показом: здоровый петушок поет громко, больной – тихо. Дети повторяют.

Айболит: Ребята, скажите, что нужно есть петушку, чтобы побыстрее выздороветь и не болеть? (Ответ).

Дидактическая игра "Овощи и фрукты". Детям предлагаются перепутанные геометрические фигуры, похожие по форме на овощи и фрукты (оранжевый треугольник-морковь, зеленый овал-огурец, желтый овал-банан, красный круг-томат). Дошкольники должны разложить в разные кольца овощи и фрукты.

М. р: Раз вы так хорошо разбираетесь в овощах и фруктах, тогда собирайте, и пойдем на наш огород, покажем Айболиту, что у нас там выросло.

Хоровод «Огород-хоровод» р. н. п. Музыкальный руководитель принимает участие в хороводе, движения показывает по мере необходимости.

М. р: Сегодня мы много узнали о том, как сберечь своё здоровье. А теперь, нам пора прощаться, мне пора лечит своих пациентов. До свидания ребята, будьте здоровы, не болейте.

Дети уходят из зала под песню о здоровье.

Тема № 9: «Пришла Зима».

Программные задачи:

  1. Уточнить знания детей о зимних природных явлениях.
  2. Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, связную речь, творческое воображение. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.
  3. Познакомить с новой песней веселого, шуточного характера, различать запев и припев.
  4. Слушать, узнавать и называть знакомую песню.        
  5. Продолжить знакомить детей с движением мелодии вверх, вниз.
  6. Упражнять в пружинном полуприседании, учить детей мягко опускаться на всю ступню, пружинно подниматься на носки.
  7. Менять движения в соответствии с изменением характера, динамических изменений в музыке.        

Материал. Ширма, кукла Петрушка, костюм Матрешки, платочки, лесенка, искусственная елочка, картинка с изображением Деда Мороза.

Ход занятия.

Дети входят в зал, музыкальное приветствие.

М. р: Ребята, совсем недавно деревья сбросили последнюю листву и стояли голые, часто шли дожди. В какое время года так было? Осенью. А что сейчас изменилось в природе? (Ответы детей). Какое время года пришло на смену осени? Зима. Послушайте стихотворение о зиме.

Чтение стихотворения «Зимняя песенка»

Вот зима пришла серебристая, белым снегом замела поле чистое.

Днём с детьми на коньках всё катается,

Ночью в снежных огоньках рассыпается...

В окнах пишет узор льдом-иголочкой

И стучится к нам во двор свежей ёлочкой. (Р. А. Кудашева)

М. р: А загадки вы умеете отгадывать? (Ответ). «Он с седою бородой. Шуба, посох со звездой. Он подарки нам принес, добрый дедушка…Мороз».

Слушание: «Дед Мороз и дети» И. Кишко

М. р: Дети, послушайте, кто это к нам идет?

Слушание: «Петрушка» И. Брамса. Дети узнают песню по мелодии, спетой без слов. На повторное исполнение дети звенят погремушками вместе с Петрушкой (кукла би-ба-бо).

Петрушка: Когда наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики.  Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают и готовятся к празднику – Маминому дню. Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. Зима – чудесное время года!»

М. р: Молодцы, ребята, все ошибки исправили. (Звучит песня Матрешки).

М. р: К нам в гости пожаловала Матрешка - воспитатель. На столе стоит искусственная елочка.

Матрешка: Красивая у нас елочка, давайте мы ей песенку споем.

Песня «ЕЛОЧКА» А. Филиппенко. Музыкальный руководитель напевает припев, дети прохлопывают ритмический рисунок, пропевают отдельно окончание 1, 2 музыкальных фраз в запеве, припеве.

Матрешка: Я веселая Матрешка, поплясать хочу немножко,

                      Есть танцоры? Выходи, и с Матрешкой попляши!

Упражнение «Пружинка» р. н. м. Необходимо следить, чтобы дети сохраняли осанку, не наклонялись.

 «Танец с платочками» р. н. п. Работа над качеством исполнения, напоминать последовательность движений по мере необходимости, отметить удачное исполнение. Несколько раз повторить пляску.

Матрешка: Молодцы, ребята, весло плясали, да немного я устала. Пора мне отдохнуть. Прощается с детьми, уходит.

М. р: На следующих занятиях мы продолжим разговор о зиме, а сейчас я хочу задать вам домашнее задание. Попробуйте дома нарисовать зимнюю картинку. А потом, на Новый год мы организуем выставку из ваших зимних картин.

Тема № 10: «Помощь Снеговику».

Программные задачи:

  1. Создать у детей бодрое и радостное настроение, интерес к занятию.
  2. Продолжать развивать мелкую моторику, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Расширять и активизировать лексический словарь.
  3. Формировать навык коммуникативного общения.  Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи.
  4. Совершенствовать у детей ловкость, четкость бега, прыжков, углублять навыки правильного движения рук.
  5.  Слушать, узнавать знакомые произведения, сопоставлять их.        
  6.  Развивать умение определять характер мелодии.
  7. Учить детей внимательно слушать музыку, учить детей прислушиваться друг к другу, развивать чувство ансамбля.
  8. Развивать у детей умение действовать в соответствии с содержанием песни.  Дружно начинать пение, сопровождая движениями по тексту песни. Передавать в пении веселый, подвижный характер праздничной песни.

Материал. Высокая ширма, куклы Петрушки, Деда Мороза, элементы костюма Снеговика, музыкальные инструменты, колокольчики разных размеров.

Ход занятия.

Под музыку А. Пинегина «Зимняя сказка» дети заходят в зал и образуют круг.

М. р: Здравствуйте, ребята! Совсем скоро наступит Новый год, самый веселый праздник, хотите повеселиться, поиграть? (Ответ).

Пальчиковая гимнастика «Будем вместе мы играть!».

Раз, два, три, четыре, пять,

Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках.

Будем вместе мы играть,

Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.

Будем дружно мы играть,

Сжимают и разжимают кулачки.

Гостей мы будем поджидать.

Поднимают руки вверх.

Под музыку в зал вбегает Снеговик - воспитатель.

Снеговик: Ой, беда! Ой, беда!

М. р: Здравствуй, Снеговик. Что случилось? Какая беда у тебя?

Снеговик: Здравствуйте, меня ребята пригласили на свои праздники, а у меня морковку мышки сгрызли, как я теперь на праздник пойду, без морковки я совсем пропаду! (Плачет).

 М. р: Не плачь, Снеговик, мы с детьми обязательно поможем. Пойдем с нами, мы морковку поищем.

Снеговик: Правда? Вот радость – то, какая! (Поёт, веселиться вокруг детей).

«Мороз и стужу лютую я очень уважаю.
           А вьюги и метели – я просто обожаю!

  На праздник новогодний Снеговик придет,

  С детишками он радостно спляшет, и споет!

М. р: Снеговик, смотри, прилетели воробышки, может они знают, где можно найти морковку?

Игра «Воробушки» О. Серова. Прочитать потешку: «Птичка, птичка, вот тебе водичка, вот тебе крошки, на моей ладошке». Показ воробушка. Напомнить движения, упражнения, выполнять его с воспитателем, указания по ходу выполнения упражнения.

М. р: Нет у воробушка морковки, дальше пойдем, мы морковку найдем!

Проиграв музыкальный отрывок песни «Петрушка» вопрос: «Кто к нам пришел в гости? (Дети отвечают, под музыку на ширме появляется Петрушка).

Слушание: «Колокольчики звенят» А. Моцарта, «Петрушка» И. Брамса. Дети слушают с Петрушкой произведения. Определяют сходства: оба изображают звучание колокольчиков, и т. д.

М. р: Петрушка, как здорово мы с тобой поиграли, но у нас есть к тебе просьба, нет ли у тебя морковки для Снеговика?

Петрушка: У меня нет, но я знаю, у кого она есть! Это Дедушка Мороз, он сейчас готовит подарки всем к празднику, и у него обязательно найдется морковка для Снеговика! Спойте о нем песенку, и он обязательно придет!

Игра «Дед мороз и дети» И. Кишко. По окончании игры на ширме появляется кукла Дед Мороз.

Дед Мороз: Хорошо играете, а песни новогодние знаете?

«Новогодний хоровод» С. Морозовой. После вступления дети начинают петь самостоятельно, на заключение выполняют движения фонарики, хлопки.

Дед Мороз: Ах, какие чудесные песенки. Мои подарки уже готовы, скоро я к вам в детский сад приду на праздник, вижу, и вы хорошо подготовились к встрече Нового года.

Снеговик (плачет): А я не приду, у меня морковку мышки сгрызли!

Дед Мороз: Снеговик, держи новую морковку!

Снеговик: Спасибо Дедушка Мороз за такой чудесный подарок. Спасибо и вам, ребятишки, за помощь.

М. р: Как хорошо, что все хорошо закончилось. А нам пора прощаться. До свидания!

Снеговик: До свидания! Счастливого пути!

Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: «Времена года».

Конспект совместной образовательной деятельности/средний дошкольный возраст/Тема: «Времена года».Цели:расширение представлений детей о временах года;закрепление знаний о перелетных птицах;закреп...

План-конспект занятия (средняя группа) на тему: "Украсим елочку"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений  у детей среднего дошкольного восзраста(4-5лет) "Елочка"...

Конспект занятия средней группы детского сада по опытно-экспериментальной деятельности детей на тему: «Воздух. Вода».

Цель: Развитие интереса к исследовательской деятельности.Задачи:1.     Формировать представления детей о воздухе (есть вокруг нас, мы его вдыхаем).2.     Формир...

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"

Бурычлар:  1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру.                      2.Тәрбияче ...

Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). план-конспект занятия (средняя группа)

Комплексное занятие по развитию речи с элементами бумажной пластики (старший дошкольный возраст). «Сказочное путешествие».Цель: 1. расширить глагольный словарь;  2. закрепит...