«Приглашение на карнавал…»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа)

Коваленко Ольга Борисовна

Музыкальная гостиная для детей подготовительной группы. Знакомство дошкольников с самым известным музыкальным произведением Камиля Сен-Санса - симфонической сюитой «Карнавал животных». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug_priglashenie_na_karnaval_kompozitora_k.sen-sansa.docx200.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г.Троицка»

Муниципальное методическое объединение

для музыкальных руководителей

Музыкальная гостиная

 «Приглашение на карнавал…»

по творчеству композитора К. Сен-Санса»

для детей подготовительных групп

 

Подготовила и провела

музыкальный руководитель

Коваленко О.Б.

         

                                                           

г.Москва г.о. Троицк 

09.11.2023г.     

Программное содержание:

Цель: Прививать интерес к наследию мировой музыкальной культуры.

Задачи:

  1. Формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с музыкальными понятиями, жанрами.
  2. Дать детям представление о симфоническом оркестре, познакомить со звучанием струнных, духовых, ударных инструментов.
  3. Воспитание эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на музыкальные произведения.
  4. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Музыкальные пьесы из симфонической сюиты «Карнавал животных» -

К. Сен- Санса

  1. «Королевский марш льва»
  2.  «Петух и курицы»
  3.  «Антилопы»
  4.  «Слон»
  5.  «Кенгуру»
  6.  «Кукушка в чаще леса»
  7.  «Персонаж с длинными ушами»
  8.  «Аквариум»
  9.  «Лебедь»

Материал и оборудование:

  • музыкальный центр,
  • диск с записью музыки – «Карнавал животных» К. Сен- Санса,
  • шапочки слонов, мягкая игрушка кенгуру – 2шт.,
  • атласные сине-голубые ленты,
  • фартуки с карманами.

                           

                 

               

Ход мероприятия:

В зале звучит музыка Т. Розецкого – «Табакерка Ро-ко-ко», дети постепенно заходят в зал, занимают свои места.

Муз. рук. – Приветствую вас, мои маленькие друзья! Сегодня, музыкальная гостиная открыла свои двери для встречи с музыкой. Скажите, ребята, а вы обращали внимание на то, как много звуков окружает нас, что мы слышим?                                Да, это и пение птиц, и шелест деревьев, шум ветра и шорох дождя, раскаты грома и журчание ручейка. И все это может передать музыка, а мы, слушатели, можем это представить. А как вы думаете, ребята, можно ли в музыке передать движение и характер животных и птиц? (ответы детей). Конечно, можно, только это очень непросто и удается не каждому композитору. Сегодня, мы познакомимся с таким композитором – мастером звукоподражания. Его музыка позволяет услышать и плеск воды, и щебет птиц, и даже как разговаривает животное (на зкране слайды…)

Много лет назад во Франции, в городе Париже в семье музыкантов родился             мальчик, которого назвали – Камиль Сен-Санс. С самого раннего детства Камиль любил вслушиваться в различные звуки и шумы. Когда каждое утро на огонь ставили огромный пузатый чайник, Камиль садился на стул и ждал, когда тот заворчит, запыхтит, засвистит… Уже в детстве Сен-Санс был одаренным ребенком. С двух половиной лет он начал обучение на фортепиано у своей бабушки. В пять лет уже выступал на публике. В шесть лет Сен-Санс стал сочинять музыку, а в десять лет выступал как пианист в концертном зале. А потом Сен-Санс учился в Парижской консерватории и стал композитором. Сен-Санс стал автором более чем трехсот произведений во всех жанрах композиторского искусства. Сегодня, я хочу познакомить вас с самым известным музыкальным произведением Сен-Санса - симфонической сюитой «Карнавал животных». Симфоническая сюита-это жанр музыкального произведения, состоящих из нескольких частей, объединённых общим замыслом. «Большая зоологическая фантазия» - так назвал «Карнавал животных» Сен-Санс.

В этой сюите увидите сами

Ноты живые: с усами, с хвостами.

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать, кусать и хватать.

Ноты мохнатые, ноты пернатые,

Стройные ноты и даже горбатые,

Добрые, злые, наземные, водные -  

Кто же они? Догадались?    (ответ…)   

- Сегодня, я приглашаю вас на карнавал животных: зверей, птиц и рыб. Он     музыкальный – это значит, что всех его персонажей мы узнаем в музыке.                    

Кто же пришел на карнавал?

Устрашающе красив,

Он свиреп и желтогрив.

Даже хвост совсем не прост,

С кисточкою длинный хвост.

Лапы сильны и могучи,

Рык несется выше тучи,

Ведь не зря он царь зверей,

В жаркой Африке своей (ответ детей, на экране слайд с изображением Льва)   

Открывает карнавал пьеса, которая называется: «Королевский марш льва» (звучит «Королевский марш льва»)  

- Музыка звучит – грозно, громко, устрашающе Царь зверей приветствует всех своим грозным рычанием, возглавляет шествие, красуясь и нагоняя страх на всех собравшихся. Давайте посмотрим, какие инструменты помогли изобразить походку льва, его рычание (на экране слайд с изображением инструментов - контрабас, виолончель, фортепиано)  

Муз. рук: А вот следующий персонаж:

                  Ах, какой же он горластый!  

                  По утрам кричит всем – «Здравствуй!»

                  На ногах его сапожки,

                  На ушах висят сережки.

                  На головке гребешок, кто же это? (ответ детей – Петушок!) 

Звучит пьеса «Петух и курицы»

- Это очень смешная музыка. Вы заметили, как куры кудахчат, перебивая друг друга, петух так громко запел, что чуть не сорвал свой голос.

(на экране слайд - петух с курами)  

Попробуйте изобразить петуха и куриц голосом (дети выполняют задание…) Давайте посмотрим звучание каких    инструментов передают образ петуха и куриц (на экране слайд с инструментами: кларнет, скрипка, фортепиано)  

Муз. рук: А сейчас следующий гость карнавала:

                  Легко, грациозно и быстро.

                  По скалам, как ветер несутся. 

                  А после спокойно и тихо,

                  В долине зеленой пасутся

                  Тонконоги и красивы,

                  Осторожны, боязливы,

                  Шерсть короткая, рогаты

                  Как же их зовут, ребята? – (на экране Антилопы)

Звучит пьеса «Антилопы»

Муз. рук: Ребята, вы наверно заметили, какая музыка у антилоп: быстрая и легкая, как прыжки.

Какой музыкальный инструмент передает образ антилопы? – фортепиано.

Кто же еще пришел на карнавал?

                  Белеют бивни, словно снег,

                  Животного сильнее нет,

                  Огромный, серый, с добрым нравом,

                  Идет по джунглям величаво

                  И длинным носом как рукой,

                  Поднять он может нас с тобой? (ответ детей - Слон!)

Звучит пьеса «Слон»

Муз. рук: Мелодия звучит неуклюже, неповоротливо, тяжеловесно. Мы слушаем эту музыку с улыбкой. Ведь тяжелый, грузный, огромный слон танцует вальс (на экране слайд с изображением танцующего слона…)  В оркестре его изображает инструмент с очень низким голосом – контрабас.

Кто хочет повальсировать как слон? (предложить одеть шапочки слонов)

Дети танцуют, изображая неуклюжего слона…

Муз. рук: А у нас следующий персонаж:

                  На двух ногах не тужит –

                  Ей хвост опорой служит,

                  Скачками побежит от льва

                  Еда – листочки и трава,

                  На животе в кармане

                  Сынок прижался к маме.  (ответ детей – Кенгуру)

Звучит пьеса – «Кенгуру»

Муз. рук: Музыка здесь легкая, отрывистая, каждая фраза завершается замедлением, как будто кенгуру то и дело останавливается, оглядывается по сторонам, а потом снова прыгает. Какой инструмент передает движения кенгуру? (ответы детей, на экране слайд с изображением фортепиано) Ребята, а вы знаете, что кенгуру не умеет бегать? Он прыгает, отталкиваясь ногами. Это травоядное животное, необычное на вид. У него короткие передние лапы и длинные, очень сильные задние лапы. Передвигается кенгуру длинными прыжками, помогая себе мощным хвостом. Носит своего детеныша в кожаной складке-кармане. Предлагаю поиграть в игру – «Не урони кенгуренка»

Дети строятся в две команды, одевают фартуки с карманами, в которых    находятся «маленькие кенгурята»

Дети играют в игру «Не урони кенгуренка»

Муз. рук: Весело поиграли, а теперь следующий персонаж. На карнавал явилось очень упрямое, длинноухое животное, которое твердило одно и тоже.

Звучит пьеса «Персонаж с длинными ушами»

Муз. рук: Ребята, вы догадались, чья это музыка? – дети – Осел!

- Инструменты, которые помогают изобразить этого персонажа – скрипки.

- Вы слышите, как Осел произносит: И-а! И-а! И -а!

Муз. рук: Предлагаю узнать следующего персонажа карнавала.

                  На дереве высоком сижу я высоко,

                  И слышно издалека мое - «Ку – ку, ку – ку, ку – ку»

Дети – Кукушка!  (на экране слайд – кукушка)

Муз. рук: – Голос кукушки повторяет всего два звука, которые исполняются на кларнете (на экране слайд с муз. инструментом – кларнетом)

- Музыка звучит очень тихо, как будто издалека…

Муз. рук: – Сен-Санс очень любил мечтать и фантазировать. Давайте и мы вместе с композитором переместимся в необычный мир.

Звучит пьеса «Аквариум»

Муз. рук: – Ребята, как вы думаете, куда мы попали? – ответы детей. Это подводное царство. Пьеса называется – «Аквариум», главные    персонажи здесь – разноцветные рыбки.

                 Целый день снуют, толкутся,

                 Эти крошки за стеклом.

                 То гурьбою соберутся,

                 То плывут в воде гуськом.

Муз. рук: Музыка здесь наполнена красивыми переливами прозрачных и холодных красок. Музыка искрится и переливается всеми цветами радуги, а рыбки такие красивые и нарядные – они тоже собрались на карнавал.

Давайте посмотрим какие инструменты передают движения рыбок – (на экране музыкальные инструменты: флейта, челеста, струнные, фортепиано)

Муз. рук: – Предлагаю подвигаться под эту чудесную музыку. Кто- то будет изображать плавающих рыбок в аквариуме, кто- то изобразит – воду.

Дети по желанию «превращаются» в рыбок, а с помощью сине-голубых лент изображают – воду.

Звучит пьеса «Аквариум» - дети двигаются под музыку…

Муз. рук: Следующая пьеса – одно из лучших и самых известных сочинений Сен-Санса.

                          Горделивый, белокрылый

                          Он белее белых лилий.

                          Скользит бесшумно над водой,

                          Шея выгнута дугой.

                          Им любуемся всегда,

                          Мы на берегу пруда. – дети – Лебедь (на экране слайд)

Пьеса так и называется – «Лебедь». Давайте послушаем это прекрасное произведение.

Звучит пьеса «Лебедь»

Муз. рук: – Музыка передает плавность движений, красоту линий этой царственной птицы. Сен-Сансу удалось великолепно выразить ее характер –величественный, гордый, благородный. Композитор сумел передать мягкое скольжение лебедя по гладкой поверхности воды. Выдающийся русский балетмейстер Михаил Фокин создал на эту музыку очень красивый танец, который назвал - «Умирающий лебедь», но композитор не возражал против такого названия. Исполняли его знаменитые балерины. Здесь мы можем услышать музыкальные инструменты – виолончель, фортепиано. Музыка красивая, прозрачная, бархатная и уже ничего не хочется говорить – только слушать и наслаждаться.  Сейчас мы посмотрим в исполнении балерины Майи Плисецкой танец – «Умирающий лебедь».

Дети смотрят видеоролик «Умирающий лебедь»

Муз. рук: – Карнавал животных подходит к концу. До сих пор участники карнавала представали перед нами по отдельности.  - «Финал» - так называется последняя пьеса сюиты – «Карнавал животных». Карнавальное представление завершается жизнерадостным, веселым, праздничным звучанием. И сейчас, я предлагаю превратиться в того персонажа, который вам больше всего понравился.

Звучит – «Финал», дети исполняют импровизированный танец, изображая –     зверей, птиц, рыб…

Муз. рук: Сегодня, ребята, мы познакомились с замечательным произведением композитора Камиля Сен-Санса  «Карнавал животных».

Пусть прекрасная музыка, подобно дождю, просачивается в ваше сердце и оживляет его. Наша музыкальная гостиная закрывается. До новых встреч!

Звучит музыка Т. Розецкого – «Табакерка Ро ко ко», дети покидают зал…

                 

       

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приглашение для родителей.

Я использую такую форму для приглашения родителей на праздники....

Конспект "Приглашение на бал королевы Музыки"

Конспект занятия для детей старшей или подготовительной группы по программе "В гармонии с музами"...

Разработка занятия по развитию речи "Приглашение в цирк"

Данное занятие было проведено для родителей, при их непосредственном участии, в рамках проекта "Сотрудничество ДОУ и семьи по вопросам развития речи детей"...

Анкеты, памятки и приглашения на консультацию для родителей. (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

Одной из форм работы с родителями является анкетирование. Оно должно отражать чёткие представления родителей об отношении к логопедическим занятиям, к специалисту, работающему с его ребёнком. Анкетиро...

Анимированная презентация "Карнавал животных". К. Сен - Санс. Сюита "Карнавал животных".

Данная презентация направлена для показа детям при знакомстве с музыкой сюиты"Карнавал животных" композитора Камиль Сен - Санса. Анимированные картинки привлекают внимание ребят.Была использована в му...

Практическое мультимедийное пособие для работы с детьми дошкольного возраста "Карнавал животных" (по сюите К.Сен-Санса "Карнавал животных")

Познание окружающего мира, его взаимосвязей происходит у дошкольника через восприятие – базового психического процесса для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер ребенка.Восприяти...

Программа краткосрочной образовательной практики «Приглашение на выпускной» (формирование у детей умения создания приглашения в графическом редакторе Canva) для детей 6-7 лет с ОВЗ (ТНР)

В качестве методической разработки представлена программа краткосрочной образовательной практики для детей с ОВЗ 6-7 лет (ТНР) по работе в онлайн-графическом редакторе...