Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста
картотека по музыке (младшая группа)

Татьяна Юрьевна Герасимова

Исследования доказали, что развитие мелкой моторики рук играет решающую роль в становлении речевых навыков. Мелкая моторика – это сложная система скоординированных движений пальцев и кистей рук, которая обеспечивает выполнение тонких и точных манипуляций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx26.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №37»

 ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ  

 

Методическая разработка

 Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста

 

Разработчик:

воспитатель Герасимова Т.Ю.

 

2024 г.

город Ставрополь

Аннотация

В последние годы наблюдается неутешительная тенденция к резкому увеличению количества детей дошкольного возраста, страдающих различными речевыми нарушениями. Данная проблема требует особого внимания и своевременного вмешательства, поскольку возраст от рождения до трех лет считается исключительно важным периодом для всестороннего развития ребенка.

Исследования доказали, что развитие мелкой моторики рук играет решающую роль в становлении речевых навыков. Мелкая моторика – это сложная система скоординированных движений пальцев и кистей рук, которая обеспечивает выполнение тонких и точных манипуляций. Она включает в себя такие действия, как хватание, манипулирование предметами, рисование, лепка, использование ножниц и застегивание пуговиц.

Развитие мелко моторики начинается в раннем младенчестве с простых рефлекторных движений, таких как хватательный рефлекс. По мере взросления ребенка эти движения постепенно становятся более целенаправленными и координированными.

Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поскольку те же нейронные пути, которые обеспечивают контроль над движением рук, участвуют и в формировании речи.  Дети с хорошо развитой мелкой моторикой, как правило, обладают лучшим словарным запасом, более четкой дикцией и более развитыми грамматическими навыками по сравнению со своими сверстниками с отставанием в развитии мелкой моторики.

Таким образом, развитие мелкой моторики играет критически важную роль в развитии речевых навыков у детей. Создавая условия для совершенствования мелкой моторики, педагоги и родители могут внести неоценимый вклад в формирование речи своих воспитанников. Этого можно достичь посредством различных видов деятельности, таких как игры с пальчиками, лепка, рисование, конструирование и застегивание пуговиц.  

            

Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления об окружающем мире, мире предметов, их расположении в пространстве. Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте – это основная задача развивающей работы с детьми, и в этом помогают пальчиковые игры. Они очень эмоциональны, увлекательны и способствуют развитию речи и творческой активности. Детям дошкольного возраста очень нравится разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка в целом.

Цель: формирование устной речи, навыков речевого общения посредством пальчиковых игр.

Задачи: 

- развивать у детей основы речевой активности с помощью речевых игр и упражнений;

- создавать условия для проведения пальчиковых игр и упражнений, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей;

- воспитывать интерес к развитию речи детей с помощью пальчиковых игр.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Руки имеют самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Руки как бы подготавливают почву для последующего развития речи. Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы.

Использование пальчиковых игр в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения:

- пальчиковые игры позволяют наладить доверительные отношения между взрослым и ребенком;

- помогают детям преодолеть стрессовые ситуации, связанные с протеканием процесса адаптации;

- пальчиковые игры дарят малышам минуты радости, вызывают у них положительное отношение к детскому саду.

Пальчиковые игры имеют следующие характеристики:

- универсальность - можно играть в любом месте в любое время;

- кратковременность - обычно не более 2-5 минут;

- активный, но безопасный телесный контакт в групповых играх;

- невербальное общение в играх - «молчанках», использование языка жестов;

- наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постепенное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Во-первых, выполнение упражнений и ритмических движений пальцами рук индуктивно приводят к возбуждению речевых центров головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

 Во-вторых, игры с пальцами создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

 В-третьих, ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

 В-четвёртых, если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет белее чёткой, ритмичной, яркой.

В-пятых, развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.

В-шестых, у ребёнка развивается воображение и фантазия.

В-седьмых, в результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Пальчиковые игры как методическое средство хороши тем, что не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, атрибутов; они непродолжительны во времени. Их использование играет большую роль для развития речи детей, подготавливает ребенка к рисованию и письму, так как кисти руки приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать в целом речь ребенка.

Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывают у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывают неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга.

Пальчиковые игры помогают овладеть практическими навыками, облегчают развитие умения пользования карандашом, кистью, ножницами.

В пальчиковых играх дети легко улавливают музыкальность, напевность, ритмичность, лаконичность языка. При этом эмоциональная отзывчивость ребёнка на художественный образ находится в тесной связи с ритмическими движениями под стихотворный текст.

Таким образом, рука связана с личностью человека и в определённой степени характеризует его психическое состояние; человек пользуется многосторонними и тонкими двигательными возможностями руки. Выражая свои порывы и чувства, мысли и настроения, воплощая их в жесты. Чтобы достичь высокого уровня развития мелкой моторики у детей, а, следовательно, и речи в качестве методического средства могут быть использованы пальчиковые игры.

Приложение 1 

Картотека пальчиковых игр для детей раннего возраста

№1

«Ладушки – ладушки»

Цель: развивать ощущение собственных движений.

Ход игры: хлопаем в ладоши, сопровождая действия стихотворным текстом.

Ладушки – ладушки! Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала, детушкам давала. Хороши оладушки

У нашей милой бабушки!

№2

«Пальчики здороваются»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.

Я здороваюсь везде – дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю я соседней курице.

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй, братец! Как живешь?»

№3

«Как у нашего кота…»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом

Как у нашего кота шубка очень хороша,

Как у котика усы удивительной красы.

Глаза смелые, зубки беленькие.

№4

«Сорока – сорока»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: указательным пальцем правой руки выполняются движения по ладони левой, руки. Действия сопровождаются словами, загибаем пальчики мизинец, безымянный, средний, указательный, большой.

Сорока – сорока кашу варила, деток кормила: этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, этому дала.

№5

«Этот пальчик – бабушка»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: загибаем и разгибаем пальчики попеременно на правой и левой руке, сопровождая движения словами

Этот пальчик – бабушка, этот пальчик – дедушка, этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, этот пальчик – я.  

Вот и вся моя семья!

№6

«Бумажный мячик»

Цель: Развивать моторику обеих рук.

Ход игры: ребенку предложить скомкать лист бумаги, сделав из него бумажный мячик (нагрузка дается попеременно на каждую руку).

Кистью руки отталкивать мячик, перекатывать мячик по столу.

№7

«Ладошки»

Цель: развивать моторику рук.

Ход игры: дети выполняют движения, сопровождая их стихотворным текстом

Ладошки вверх, ладошки вниз, ладошки на бочок – и сжали в кулачок.

№8

«Мальчик – пальчик»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: дети по очереди поглаживают пальцы, сперва на одной, а потом на другой руке. Поглаживают большой палец, моют ручки, поглаживают указательный палец, средний палец, безымянный палец, мизинец.

Пальчик – мальчик, где ты был?

Я на речке братьев мыл.

С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил, с этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел.

№9

«Обезьянки»

Цель: Развивать мелкую моторику рук.

Ход игры: выполняют движения «Фонарики». Сжимают и разжимают кулачки. Ладони прижимают друг к другу, кладут под щечку (спят). Выполняют встряхивающие движения кистями рук,  как будто стряхиваем водичку.

Обезьянки вышли погулять, обезьянки стали танцевать,

Одна из них пошла поспать, потому что надоело танцевать.

№10

«Сидит белка на тележке»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры: дети левой рукой загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца: большой палец, указательный палец, средний палец, безымянный, мизинец.

Сидит белка на тележке, продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому.

Заиньке усатому.

№11

«Капуста»

Цель: развивать моторику обеих кистей и пальцев рук.

Ход игры: движения прямыми ладонями вверх, вниз; поочередное поглаживание подушечек пальцев; потирать кулачок о кулачок; сжимать и разжимать кулачки.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту трем, трем,

Мы капусту жмем, жмем.

№12

«Здравствуй, солнце золотое!»

Цель: развивать движения пальцев рук

Ход игры: пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая по кончикам.

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю – Всех я вас приветствую

№13

«На работу»

Цель: активизировать движения пальцев рук.

Ход игры: Сжать пальцы в кулачок. Поочередно разгибать их, начиная с большого; со слов «Встали братцы все…» - широко расставить пальцы в стороны.

Большой палец встал один.

Указательный - за ним.

Средний будит безымянный. Тот поднял мизинчик малый. Встали братцы все – «Ура!» На работу им пора.

№14

«Коготки»

Цель: развивать моторику обеих рук.

Ход игры: Поджать подушечки пальцев правой руки к верхней части ладошки. Большой палец прижать к указательному. Произносить громко

«мяу!» несколько раз. Можно продолжать игру со второй рукой. В заключение провести занятие двумя руками.

У кошкиной дочки на лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши, Пусть посмотрят малыши!

№15

«Маленькая мышка»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: бегут пальцами обеих рук по столу или коленям; сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него; грозят пальчиком; руки прижаты ладонями друг к другу, лежат на тыльной стороне одной из рук на столе(коленях) .Переворачивают руки на другой «Бок», щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку

Маленькая мышка по городу бежит.

Глядит ко всем в окошки, И пальчиком грозит:

«А кто не лег в кроватку?

А кто не хочет спать? Такого непослушного я буду щекотать!»

№16

«Два маленьких кузнечика…»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук.

Ход игры: указательными и средними пальцами обеих рук «шагаем» по столу; поглаживаем ладонями поверхность стола; поочередно ребром одной ладони растираем боковую поверхность указательного пальца другой.

Два маленьких кузнечика потопали на речку.

Воды они боялись и в речке не купались.

На скрипочках играли – всех рыбок распугали.

№17

«1,2,3,4,5 вышли в садик погулять»

Цель: развивать движения кистей и пальцев рук

Ход игры: пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки; указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой; считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их. Затем читаем стихотворение, снова и повторяем все движения на другой руке.

Раз, два, три, четыре, пять – вышли в садик погулять. Ходим – ходим мы по лугу. Там цветы растут по кругу. Лепесточков ровно пять, можно взять и посчитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

АннотацияВ последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уника...

Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста.

Детям дошкольного возраста очень нравиться разучивать пальчиковые игры. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи....

Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста».

Актуальность             «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.     От пальцев, образно говоря, идут тончайшие н...

Методическая разработка «Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

АннотацияВ последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным,...

Методическая разработка "Пальчиковые игры, как основа развитие речи у детей раннего возраста"

В последние годы отмечается тенденция на увеличение количества детей, имеющих проблемы в речевом развитии, которые посещают детские сады. Возраст от рождения до трех лет считается уникальным, стратеги...

«Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»

laquo;Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста»...

Методическая разработка "Пальчиковые игры,как основа развития речи у детей раннего возраста"

Методическая разработка "Пальчиковые игры, как основа развития речи у детей раннего возраста"Бережная Альвина АркадьевнаВоспитатель МАДОУ МО "Центр- детский сад №118 Золотой...