МУЗТЕРАПИЯ В ДОУ.
занимательные факты
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ (Луцкина ЕВ)
Известно, что75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника не меньше, чем врач.В связи с этим последнее время образовательные учреждения активно внедряют инновационные подходы к развитию детей. Одним из таких новшеств является музыкальная терапия, позволяющая корректировать поведение, формировать когнитивные и социальные навыки у воспитанников. Эта нетрадиционная, ещё мало-изученная методика демонстрирует высокую эффективность при обучении дошкольников вне зависимости от их возраста и состояния здоровья. Она может стать эффективным методом лечения детских неврозов, которые сегодня всё больше поражают дошкольников; Музыкальная терапия –это исцеление музыкой, то есть как особую форму работы с детьми с использованием музыки в самом разнообразном виде, как один из нетрадиционных методов, который ещё мало изучен, но очень эффективен. Позитивные эмоции, возникающие у ребенка при прослушивании мелодий, оказывают благотворное влияние на его физиологическое и психологическое здоровье. Музыкотерапия в основном реализуется посредством прослушивания мелодий, игры на инструментах, пения. Нередко ее методы сочетают с танцевальными упражнениями. Основной целью использования музыкотерапии в ДОУ является развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевых качеств воспитанников. Задачи музыкотерапии: формирование творческих способностей у детей; развитие эмоционального интеллекта; расширение когнитивных возможностей; тренировка общей и мелкой моторики. Например, для оздоровления и укрепления органов дыхания полезна игра на духовых инструментах, для развития мелкой моторики – на клавишных. При отсутствии у воспитанников навыков самообладания рекомендовано прослушивание спокойной расслабляющей мелодии или естественных звуков природы. Действие музыки на организм основано на том, что нервная система наряду с мышечной способны воспринимать ритм.Когда мозг анализирует услышанный ритм, в организме человека работают те же моторные системы, что при совершении движений, что объясняет уникальную способность человека как вида двигаться в такт. В мозге движение, ритм и эмоция очень тесно друг с другом связаны. Использование музыкотерапии при речевых нарушенияхспособствует:
-улучшению общего эмоционального состояния детей
-улучшению исполнения качества движений (развивается выразительность, ритмичность, координация, плавность, восприятие, представления, происходит стимулирование речевой функции, нормализуются тембр, темп, ритм, выразительность интонации.
Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа.Также очень важны такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка может действовать разрушающе на мозг.Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему,увеличивает содержание адреналина в крови.На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.
Седативная(релаксационная) функция связана с тем, что в результате специально организованной музыкальной деятельности снимается мышечное и эмоциональное напряжение, ребенок успокаивается, восстанавливает физические и эмоциональные силы. Стимулирующая функция, направлена на мобилизацию и активизацию всех физических и эмоциональных возможностей человека: приводит в тонус мышцы, жизненно важные системы организма, наполняет позитивными, яркими эмоциями и дарит хорошее настроение. При этом используется мажорная, ритмичная, танцевальная музыка. На занятиях музыкотерапией можно использовать психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать свое эмоциональное состояние, дети учатся нормам и правилам поведения, а также у детей формируются и развиваются различные психические функции (внимание, память, моторика). Например, детям очень нравится упражнение «Танец пяти движений»,где дети, импровизируюпод разные мелодии, превращаются в рыбок, бабочек, в сломанные игрушки, пробираются сквозь лесную чащу. Таким образом, оптимизация и модернизация системы музыкально- оздоровительной работы ДОУ посредством внедрения музыкотерапии обеспечит каждому ребенку укрепление психического и физического здоровья, создаст условия для гармоничного развития, эмоционального благополучия и своевременного всестороннего развития каждого ребенка.


