ИГРЫ С ИНСТРУМЕНТАМИ
материал по музыке

 Лина П.

ИГРЫ С ИНСТРУМЕНТАМИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_instrumentami.docx20.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИГРЫ С ИНСТРУМЕНТАМИ (Луцкина ЕВ)

  1. Приветствие

Фокус: коммуникация, первичная семантика, социализация.

Дети сидят в кругу, у каждого в руках шумовой инструмент. Что делают дети, когда у них в руках оказывается музыкальный инструмент? Конечно, они на нем играют и создают много-много шума! Педагог всегда должен учитывать, что дети, взяв инструменты, тут же начнут играть, изучая, «что за штука» такая попалась им в руки? Требовать от детей полной тишины на занятиях с инструментами не только бессмысленно, но и неразумно: дети должны самостоятельно исследовать и изучать предметы, которые вы даете им в руки!

Вначале педагог говорит, например следующее: «Здравствуйте, я – Ева Валерьевна!» После своих слов играет что-нибудь на своем инструменте. Дети подключаются к такому приветствию друг за другом по кругу.

«Приветствие» — одна из самых первых игр, которые учат детей понимать, что инструмент что-то «сказал», в его звуках есть смысл и содержание. Кроме того, даже самые робкие дети становятся на мгновение солистами и могут чувствовать свою важность и нужность. Это формирует в них нужные качества: чувство самоуважения и принятия другими в группе, умение быть лидером.

  1. Пинг-понг

Фокус: реакция, внимание, контакт глазами.

Дети сидят в кругу, у каждого в руках шумовой музыкальный инструмент. Ребенок, извлекая из своего инструмента один звук, называет имя того, кому он звук передает, как будто «перебрасывает» мячик. Получивший звук тут же посылает его следующему. Во время игры все должны быть очень внимательны, чтобы вовремя поймать звук. Здесь крайне важен чуткий зрительный контакт всех участников игры: ребенок, посылающий звук, должен встретиться глазами с тем, кому он звукперебрасывает.

Вначале игра проводится в достаточно медленном темпе: все должны успевать в ней участвовать! Со временем темп можно увеличить, но он всегда должен оставаться комфортным для участников музицирования, чтобы дети могли следить за перемещениями звука по кругу.

  1. Передай эстафету

Фокус: реакция, внимание, контакт глазами, ритмическое развитие.

Эта игра позволяет использовать все имеющиеся шумовые инструменты. Дети научатся терпению, выдержке и радости совместного участия. Такие социальные аспекты игр с инструментами носят и воспитательный, и обучающий характер.

Вариант 1. Дети сидят в кругу, у каждого в руках шумовой инструмент. Педагог начинает играть на своем инструменте и в конце взором предлагает присоединиться одному из детей. Ребенок, поймавший взор, присоединяется к игре и сам также затем взглядом передает эстафету кому-то еще. В этом варианте игра проводится как вне метра и вне ритма (аметричная и аритмичная), то есть дети играют, сколько хотят и как хотят. Это похоже на первые манипуляции детей с инструментом после исследования его возможностей.

Вариант 2. Целью педагога должна быть постепенная организация данной игры в метре и ритме. Для этого варианта можно использовать небольшое стихотворение, оно позволит упорядочить музицирование: декламируем стихотворение и все вместе играем на инструментах в метре стиха. Затем останавливаемся — и играет солист, об инструменте которого котором говорится в стихах. Игра проводится в форме рондо: все декламируют общий речевой рефрен, эпизодами являются импровизации детей на инструментах.

Стихи про все используемые у вас инструменты могут сочинить дети с вашей помощью на занятиях. Например, попробуйте продолжить нижеприведенное стихотворение дальше: сочините стихи про барабан, треугольник. Стихи могут быть смешными и совсем чепуховыми: «Посмеялся барабан — поломался в дУше кран». «Посмеялся треугольник — получил пятерку школьник». «Засмеялись бубенцы — заплясали огурцы».

Рефрен:

Если все нам удается,  Даже музыка смеется.

1. Посмеялся маракас —Все пустились дружно в пляс!

2. Посмеялся тамбурин— Все играют как один!

  1. Музыкальные фанты

Solo и Tutti

Фокус: импровизация, внимание, реакция, пауза, solo и tutti,

Дети сидят в кругу с шумовыми инструментами в руках. Ребенок-ведущий в центре круга держит в руках дирижерскую палочку и начинает кружиться, обводя палочкой несколько раз по кругу. В это время все одновременно играют на своих инструментах. Как только он останавливается, показывая палочкой на одного из детей, наступает полная тишина. Ребенок, на которого указывает палочка, играет свою импровизацию соло. Если в группе много детей, то им трудно дождаться своей очереди. Поэтому в игре есть еще одно право у дирижера: он может назначить сразу несколько солистов, показав сразу на четырех: раз, два, три, четыре! Вначале такой прием должен показать педагог и научить детей им пользоваться.

  1. Сольный концерт

Фокус: первичная музыкальная семантика, воображение, мышление.

Эта игра преследует две главные цели: изучение исполнительских и звуковых возможностей шумовых инструментов и развитие способностей к спонтанной импровизации. Очень важно также, что дети начнут понимать, что звук всегда несет смысл, и любая производимая ими последовательность звуков должна пониматься как текст, имеющий содержание. Отсюда начинается дорога к пониманию высокой музыки: ЗВУК НЕСЕТ СМЫСЛ!

Итак… Инструменты собрались в кругу, и каждый стал готовиться к сольному выступлению, чтобы понравиться дирижеру больше других, и он мог пригласить их в свой новый оркестр. Детям дается задание найти не менее трех разных звуков на своем инструменте и объединить их в маленькую пьесу — СЫГРАТЬ СВОЮ МУЗЫКУ! Такая импровизированная пьеса и станет сольным выступлением каждого. Время для этого исследования составляет примерно 3-5 минут.

После этого педагог, как дирижер, торжественно занимает свое место на стуле, и инструменты начинают концерт… Сыграть можно только один звук. Но сыграть его АРТИСТИЧНО! Каждый ребенок, закончивший свое выступление передает очередность соседу, дотронувшись до него рукой.

Конечно, выступления были так хороши, что все инструменты были зачислены в новый городской шумовой оркестр! И вот настал день концерта. Инструменты заняли свои места в оркестре, пришел дирижер с нотами в руках…После этого можно с детьми сыграть импровизированно какую-нибудь танцевальную мелодию с шумовыми инструментами, разделив их предварительно на подгруппы.

  1. Бусинки

Фокус: метрический пульс, внимание, реакция.

От игр, в которых дети играют спонтанно и свободно, педагогу необходимо постепенно переходить к играм, в которых дети учатся разным музыкальным навыкам. Одним из таких навыков является способность удерживать метр музыки, соответственно, и темп. Этот навык формируется не один день, а часто и не один год. Поэтому педагогу надо иметь в своем секретном чемоданчике много затей, чтобы продолжать эту работу без гарантированной вероятности детям надоесть.

Предложенная ниже игра воспитывает у детей внимание, реакцию высокой степени, способность к концентрации и умение включаться в текущее музицирование.

Скажите детям, что надо всем играть по очереди по одному звуку. Это будут музыкальные БУСИНКИ на ниточке: одна красная, другая синяя, третья фиолетовая, белая, зеленая… Кто опоздает сыграть свой звук или сыграет раньше, тот разрывает ниточку, и бусинки могут рассыпаться. Игра движется по кругу, дети играют строго по очереди по знаку педагога, который находится внутри круга и дирижирует. Дети должны здесь сохранять ровный метрический пульс, а это зависит в наибольшей степени от их способности сохранять устойчивое внимание. Игра повторяется два-три раза с остановками или без. Вместо игры «Бусинки» через некоторое время может быть проведена игра «Искорки» с теми же правилами. Очень важно со временем услышать это упражнение как МУЗЫКУ! Чередование коротких разнообразных звуков в едином метре — очарование для слуха, если прислушаться.

  1. Дискотека «Тарарам-шурум-бурум»

Фокус: пауза, внимание, двигательная импровизация.

Для данной игры можно использовать пьесу А. Шмитца «Микки-Маус». Предложите детям танцевать и играть на своем шумовом инструменте, как будто у них сегодня дискотека…Делайте неожиданные остановки, во время которых дети замирают с инструментами в разных позах.

Вариант для творчества:

Если вы используете фонограмму, то у этой игры может быть интересное продолжение: ведущий легко бежит среди детей и легко дотрагивается до одного из них. Выбранный ребенок играет импровизацию. Игра после этого начинается сначала. Ведущим становится ребенок, который сыграл импровизацию. Постепенно дети должны научиться менять движения (чередование бега ведущего и импровизации солиста) строго по фразам или предложениям.

  1. Колыбельная и танец

Фокус: импровизация в контрастных образах.

Это игра-импровизация, в которой дети могут потренироваться выразить бодрое и сонное настроение на разных инструментах, используя неспецифические средства музыки: ритм, тембр, регистр, динамику. Инструменты, например, барабан и ксилофон, бубенчики и маракасы надо разместить в центре круга. Ребенок-солист выходит и пробует сыграть усыпляющую музыку, все замирают в сонных позах на стульях. Затем он неожиданно играет бодро и громко, все вскакивают и танцуют. Но, прежде чем будить всех, ребенок должен подольше играть спокойную, усыпляющую музыку. Игра повторяется два-три раза. Заканчивается она «сонной» частью, чтобы все успокоились.

  1. Хоровод инструментов

Фокус: знакомство с инструментами, метрический пульс, внимание.

Этаигра проводится под аккомпанемент какой-нибудь польки, она поможет детям познакомиться сразу с большим количеством инструментов. Стулья стоят по кругу, на каждом лежит инструмент. На первую часть польки дети двигаются вокруг стульев, щелкая пальцами или хлопая в ладоши. Остановившись возле стула в конце 1-й части, берут инструмент и во 2-й части играют все вместе  импровизированно.

Вариант игры: педагог предлагает во второй части играть группам инструментов: деревянные, металлические, пластмассовые, природные (кожаные барабаны, ореховые погремушки, соломенные маракасы). Развивая идею вариационного разучивания, в первой части дети могут играть короткое остинато, например «та-ти-ти-ти-ти-та». К любому ритмическому остинато можно «приклеить» речевую поддержку, чтобы детям было легче его удерживать. К предложенному мною подойдут такие «вкусные» слова, как «груша и апельсин, банан и мандарин». Или такие: «Зайчик, машинка, слон».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "Музыкальные инструменты"

Данное электронное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста и может быть использовано педагогами  ДОУ в рамках непосредственно образовательной деятельности, а также для самос...

Речевые игры с инструментами

В данной подборке представлены стихотворения, которые хорошо подходят для игр с музыкальными инструментами. Озвучивание стихов особенно полезно для детей с нарушениями речи, хотя успешно применяется к...

Речевые игры с инструментами

В данной подборке представлены стихотворения, которые хорошо подходят для игр с музыкальными инструментами. Озвучивание стихов особенно полезно для детей с нарушениями речи, хотя успешно применяется к...

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"

Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"  для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...

Игра как инструмент развития ребенка.

         Игра является непременным условием для развития как малышей, так и дошкольников. Она способствует улучшению их когнитивного (способности к восприятию и перераб...

Авторское пособие. Обучение игре на инструментах

Методика обучения навыкам и способам игры на детских музыкальных инструментах...

Словесные игры как инструмент развития социально-коммуникативных компетенций дошкольников

Словесные игры для развития социально-коммуникативных компетенций воспитанников...