Консультация для педагогов. «Способы поддержки самостоятельности и инициативы на музыкальных занятиях в детском саду».
консультация по музыке

Вещева Татьяна Евгеньевна

Развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста является важной задачей образовательного процесса. Музыкальные занятия предоставляют широкие возможности для формирования этих качеств благодаря своей эмоциональной, игровой и творческой природе. Правильно организованная деятельность помогает детям проявлять активность, уверенность в себе и интерес к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx24.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

«Способы поддержки самостоятельности и инициативы на музыкальных занятиях в детском саду».

        Развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста является важной задачей образовательного процесса. Музыкальные занятия предоставляют широкие возможности для формирования этих качеств благодаря своей эмоциональной, игровой и творческой природе. Правильно организованная деятельность помогает детям проявлять активность, уверенность в себе и интерес к музыке.

        Что же необходимо для поддержки самостоятельности и инициативы на музыкальных занятиях.

  1. Создание условий для самостоятельного выбора.

Можно предложить детям выбирать музыкальные инструменты для игры. Например: педагог выставляет бубен, маракас, треугольник, колокольчики, а дети выбирают инструмент, с помощью которого они будут изображать дождь, ветер или шаги сказочного героя. Для самостоятельного выбора ребёнку могут помочь карточки-подсказки с изображениями движений, инструментов или эмоций. Ребёнок выбирает карточку с изображением «прыжок» и решает, как будет двигаться под музыку, или выбирает карточку с грустным смайликом и подбирает соответствующий звук на инструменте.

Действенным методом является использование задания с альтернативами. Можно поинтересоваться у детей: «Хотите спеть эту песню тихо или громко?», «Быстро или медленно?», «С движениями или без?».

  1. Поддержка инициативы через импровизацию.

Музыкально-двигательная импровизация, может дать возможность детям придумать собственные движения под знакомую или новую мелодию, слушая фрагмент музыки, дети по очереди показывают придуманные движения, остальные повторяют за ними.

Вокальная импровизация возможна как короткие песенные «ответы», звукоподражание, сочинение простых мелодических фраз. Например, педагог поёт вопрос: «Кто идёт по дорожке?» — ребёнок придумывает мелодичный ответ: «Мяу-мяу, это я котик Вася!».

Инструментальная импровизация заключается в том, что дети сочиняют и исполняют музыкальные фразы на детских музыкальных инструментах, используя свое воображение и творческие способности. Такая импровизация позволяет детям воплотить свой замысел, например, создать «партитуру» для небольшого оркестра. дети по очереди создают ритмический рисунок для определённого инструмента, а группа повторяет, внимательно слушая ведущего.

  1.  Использование игровых методов.

Дети непринуждённо самостоятельно проявляют инициативу легче всего в сюжетно-ролевых играх («оркестр», «балет», «праздник», «путешествие»). Так во время игры «Оркестр» — ребёнок-дирижёр решает, какие инструменты входят в оркестр, кто «вступает» первым, кому играть громко или тихо.

Немаловажны и соревновательные элементы в мягкой форме: «кто быстрее подберёт инструмент?», «кто придумает больше движений?».

Стимулируют инициативу музыкальные персонажи. Если ребёнок получает музыкальные задания от игровых героев, то он стремиться как можно ярче проявить себя. Так если в гости приходит игрушечный «Кот Музик», то дети с радостью помогают придумать танец, сыграть на инструментах или спеть песню, чтобы только он перестал грустить.

  1.  Организация мини-проектов

Создание мини-концертов, дети самостоятельно выбирают номера, песню или танец, репетируют и приглашают соседнюю группу или родителей. Например: можно создать мини-спектакль «Осенний лес», используя шумовые инструменты для передачи дождя, ветра, шагов животных. Мастерская «Звучащие игрушки» стимулирует инициативу у детей в изготовлении простых шумовых инструментов из подручных материалов. Дети могут сделать маракасы из пластиковых бутылочек и крупы, затем исполнить в ритм-ансамбле.

  1. Развитие самостоятельности через участие детей в планировании.

Совместное обсуждение структуры занятия периодически включать в педагогический процесс. Предложить детям обсудить структуру занятия: что они хотят петь, в каком прядке, под какую музыку танцевать. Так дети могут предложить начать с разминки, затем спеть любимую песню, а в конце поиграть на инструментах. Передача лидерства детям немаловажна, она способствует проявлению самостоятельности. Так ребёнок может предложить движения для хоровода, и все вместе за ним повторят. Если у ребёнка будут возникать некоторые сложности, то педагог использует «вопросы-наводки»: «Как ты хочешь двигаться под эту музыку?», «Каким инструментом можно передать настроение?», «Какая музыка подойдёт для танца снеговиков?», «Как ты покажешь, что музыка стала тише?» и т. д.

  1.  Похвала и поддержка детской инициативы

Следует обратить внимание на то, что хвалить необходимо не только результат, но и попытку проявить инициативу. Так можно использовать метод позитивного подкрепления: «Мне нравится, как ты придумал…», «Отличная идея! Давай попробуем», «Ты попробовал сыграть по-другому — это очень интересно!». Педагогу необходимо обеспечить атмосферу принятия, чтобы ребенок не боялся ошибиться, создать безопасную атмосферу. Так, если ребёнок ошибся в ритме, педагог говорит: «Хорошая попытка! Давай попробуем ещё вместе».

7. Роль педагога

Педагогу необходимо стремится быть партнёром, а не только руководителем.

Например: педагог играет вместе с детьми в оркестре, но не задаёт темп — его выбирают дети. Также педагог должен уметь отступить на шаг назад, предоставив детям больше самостоятельности. Сначала наблюдать, как дети самостоятельно организуют игру с инструментами, вмешиваться только при необходимости. Очень важно поддерживать интерес, предлагать новые формы, создавая ощущение успеха у каждого ребёнка. Так если дети увлеклись звуками дождя, педагог вводит музыку, подходящую по характеру, и предлагает создать картину используя инструменты (колокольчики, треугольники, маракасы, металлофоны) и подходящие для данного образа атрибуты (платочки, султанчики, ленты).

В заключении хочется отметить, что поддержка самостоятельности и инициативы на музыкальных занятиях способствует развитию творческого мышления, уверенности в себе, коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта. Чем больше возможностей для самовыражения получает ребёнок, тем активнее он включается в музыкальную деятельность и тем более осознанным становится его отношение к творчеству. Такая организация образовательной деятельности, помогает сделать занятия живыми, интересными и ориентированными на личные возможности каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях в детском саду"

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка. Логоритмика – это единство музыки, слова и движени...

Консультация для педагогов: «Способы поддержки детской инициативы ФГОС»

Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12650433","attributes":{"alt":"...

Консультация для педагогов «Способы поддержки детской инициативы ФГОС»

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.ФГОС указывается, ...

Консультация для педагогов "«Способы реализации образовательной области «Познание в рамках режимных моментов детского сада»

Консультация для педагогов "«Способы реализации  образовательной области «Познание  в рамках режимных моментов детского сада»...

Консультация для педагогов: "Способы поддержки детской инициативы, самостоятельности и творчества"

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество. Самостоятель...

Консультация для родителей "Использование ритмических игр со словом на музыкальных занятиях в детском саду"

Консультация для родителей "Использование ритмических игр со словом на музыкальных занятиях в детском саду"...