Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Жилинская Марина Александровна

Занятие по обучению детей грамоте в подготовительной группе с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС. Знакомство с буквой «Б», звуком [Б, Б’].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cvetik-semicvetik.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Цветик – семицветик»

   Цель: Познакомить детей с буквой «Б», звуком [Б, Б’].

   Задачи: Учить определять место звука [Б] в словах. Учить составлять предложения из 3 – 4 слов с определённым словом. Развивать у детей связную речь, мышление. Учить подбирать предметы к определению. Закрепить понятие об образовании слогов, слов. Упражнять детей в штриховке.

   Предварительная работа: Чтение с детьми сказки В. П. Катаева «Цветик – семицветик». Работа над звуками. Чтение слов по слогам. Составление предложений, работа с предложениями. Речевые игры и упражнения.

   Развивающая среда: Карточка с изображением буквы «Б», разрезанная на 8 частей. Предметные карточки, в названии которых есть звук [Б]. Цветы – макеты, у которых в середине – буква «Б», лепестки – гласные буквы. Карточки с заданием к игре «Помоги буквам встать на свои места». Заготовки цветов из бумаги для штриховки. «Крестовина» по методике В. Ф. Базарного. Цветик – семицветик, изготовленный из цветной бумаги и картона.

   Ход занятия:

   Воспит-ль: - Посмотрите, дети, что за чудесный цветок я нашла сегодня утром! Сколько на нём лепестков? (7). Он попал к нам из сказки В. П. Катаева «Цветик – самоцветик». Это цветок волшебный. Если сказать слова, сорвав лепесток, то исполняются любые желания девочки Жени – героини этой сказки. Вы помните, что Женя загадывала?

/Дети перечисляют./

   - Послушайте:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по–моему вели!

   -Ой! Ребята! Посмотрите, а лепестки – то непростые, на них задания написаны! И желания Жени исполнятся только тогда, когда мы выполним эти задания. Поможем Жене?

   - Вот первый лепесток сорвём и поможем Жене вернуться домой с целыми баранками!

   1 задание (жёлтый лепесток).

   Воспит-ль: - У Жени рассыпались части картинки. Помогите собрать её в одно целое и узнаем, что же там изображено.

/Дети выполняют задание, соединяют все части в одно целое, получилась буква «Б»./

   Воспит-ль: - Да это же буква! Кто из вас уже знаком с этой буквой?

/Ответы детей./

   Воспит-ль: -

Буква Б проснётся рано.

Буква Б – бочонок с краном.

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

   /Дети проводят анализ звука [Б]: звук нельзя петь, произносим его с помощью губ, значит, это согласный звук. «Прописывают» букву в воздухе./

   Воспит-ль: - Ну, вот и исполнилось первое желание Жени. Она оказалась дома с баранками. Давайте сорвём второй лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось её второе желание: разбитая вазочка сделалась целой.

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

  2 задание (красный лепесток):

  - А на этом лепестке новое – второе задание. У нас на крестовине висят картинки. Посмотрите внимательно, найдите и назовите только те предметы на картинках, в названии которых есть звук [Б]э

   /Дети находят нужные картинки и определяют место звука в словах: в начале, в середине, в конце./

   - Вот и второе желание Жени исполнилось. Вазочка цела. Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе.

/Дети повторяют слова: «Лети, лети, лепесток…»/

   3 задание (синий лепесток):

   Воспит-ль: - Этот лепесток предлагает поиграть в игру «Доскажи словечко». Я буду читать стихи, а вы вставляйте недостающее слово:

  1. Со мной в поход легко идти,

Со мною весело в пути.

Я и крикун, я и буян,

Я звонкий, круглый…(барабан)

  1. За рекой они росли,

Их на праздник привезли.

На веточках иголки.

Что же это?..(ёлки)

  1. Просыпаюсь утром рано,

Вместе с солнышком румяным.

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю…(зарядку)

  1. На ветве не птичка –

Зверёк – невеличка,

Мех тёплый, как грелка,

Кто же это?..(белка)

  1. А водитель спозаранку

Крутит круглую…(баранку)

   - Но девочке Жене очень холодно на Северном Полюсе. Она захотела вернуться! Надо скорее ей помочь!

/Дети повторяют слова, срывают лепесток./

   4 задание (зелёный лепесток):

   Воспит-ль: - Мы попали с вами на волшебную поляну! Сколько цветов! Но не простых. Тут есть два цветка необычных! Середина у этих цветов – буква «Б», а лепестки разные. Давайте соединим середину цветка с лепестками. Сначала соединим буквы на большом цветке.

/Дети читают: БА, БО, БУ, БЫ./

   - А теперь прочитаем полученные слоги на маленьком цветке.

/Дети читают: БИ, БЕ, БЯ./

   Воспит-ль: - Ребята, а теперь подумайте, одинаково звучит звук [Б] на этих цветах?

   /Дети выясняют, что на большом цветке звук [Б] звучит твёрдо, а на маленьком цветке – звук [Б] звучит мягко./

   Воспит-ль: - Я вижу, вы немного устали, помогая Жене! Предлагаю отдохнуть!

   Физминутка:

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке, отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно! Опустите!

Наклонитесь, улыбнитесь.

Да, осмотром я довольна,

Из ребят никто не болен.

Каждый весел и здоров,

К приключениям готов!

/Дети декламируют стихотворение, выполняя движения./

   Воспит-ль: - Отрываем теперь следующий лепесток. Этот лепесток поможет Жене исполнить вот какое желание: Женя пожелала, чтобы у неё были все игрушки мира!

/Дети повторяют слова, отрывают лепесток./

   5 задание (оранжевый лепесток):

   - Оранжевый лепесток предлагает поиграть в игру «Придумай предложение со словом «Буратино» и составь его схему». Для этого давайте вспомним, как надо правильно составлять схему предложения.

   /Дети отвечают: предложение начинается с большой буквы, в конце предложения могут стоять разные знаки: точка, вопросительный знак, восклицательный знак, предлоги «и», «с», др. тоже считаются словом. Дети выполняют задание./

   - Ребята! Пока мы с вами выполняли это задание, у Жени стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой. Их было даже не пересчитать! Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И Женя захотела, чтобы игрушки поскорее убирались обратно. Надо сорвать лепесток и сказать…

   /Дети повторяют слова: «Лети, лети, лепесток…», срывают ещё один лепесток./

   6 задание (фиолетовый лепесток):

   Воспит-ль: - С этим лепестком к нам опять пришла игра, «Помоги буквам встать на свои места».

   /Детям раздаются карточки со словами. Но буквы в них перепутались. Под каждой буквой стоит цифра. Дети расставляют буквы по местам, начиная с цифры «1»./

   - И вот у Жени остался последний лепесток. Вдруг Женя увидела превосходного мальчика, но он был так тяжело болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний лепесток, голубой. И Женя проговорила слова…

/Дети повторяют слова: «Лети, лети, лепесток…»/

   7 задание (голубой лепесток):

   Воспит-ль: - Женя очень хотела поиграть с мальчиком в мяч. Мы тоже поиграем в мяч, чтобы помочь этому желанию исполниться. Игра называется «Отвечай быстро». Я называю любое слово (прилагательное) и кидаю любому из вас мяч, тот ловит и добавляет к моему слову подходящее (существительное) по смыслу слово, возвращает мяч обратно мне. Но здесь есть сложность: в слове, которое вы добавляете, должен быть звук [Б]:

Рыжая………….белка

Звонкий……….барабан

Горячая……….труба

Вкусный………банан

Добрая………..бабушка и др.

   Воспит-ль: - Вот ребята, молодцы! Помогли Жене, все её желания исполнились. А у вас есть желания? /Ответы детей./ Для вас Женя приготовила сюрприз! Вот вам цветики, пока одноцветики. Надо раскрасить лепестки, чтобы наш цветок стал цветиком – семицветиком. А в середине напишите букву, с которой мы сегодня познакомились. Какая это буква? /»Б»/.

/Дети раскрашивают цветы, пишут букву./

   Воспит-ль: - Вот сколько у нас много цветиков – семицветиков! Лепестков хватит на все наши желания!

   - Давайте ещё раз вспомним, какую букву и какой звук мы сегодня узнали? Что мы учились с ними делать? /Находить предметы с этим звуком, с буквой учились составлять слоги и слова./

   - А всегда звук [Б] звучит одинаково?

/Дети отвечают: Нет, этот звук бывает мягким и твёрдым./

   - С чем вы легко справились сегодня? Что было для вас интересно?/Ответы детей./

   - А что было для вас трудно? /Ответы детей./

   - Молодцы все! Вы очень постарались сегодня! У таких ребят все желания обязательно исполнятся!