Главные вкладки

    Семинар для воспитателей. Тема: «Использование наглядного занимательного материала в условиях АСРС»
    занимательные факты по обучению грамоте (старшая группа) на тему

    Жилинская Марина Александровна

      Материал для семинара для воспитателей детского сада. В условиях активной сенсорно-развивающей среды большое значение имеют формы и приемы грамотной подачи наглядного материала. При эффективной организации сам процесс может стать комплексом мероприятий по профилактике зрительного утомления и напряжения. Правильное построение занятия будет способствовать поддержанию высокого интереса в ходе всей работы.Общие гигиенические и психолого-педагогические законы, по которым выстраивается активная сенсорно-развивающая среда, обеспечивают соответствие образовательных технологий природным закономерностям развития ребенка, позволят сделать все возможное, чтобы не обучать детей в ущерб их физическому, психическому развитию и здоровью.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon asrs.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар для воспитателей. Тема: «Использование наглядного занимательного материала в условиях АСРС»

     Основными структурными компонентами АРС являются активная предметно развивающая среда и определенным образом простроенное образовательное поле.

        Под предметно-развивающей средой понимается совокупность предметов группового помещения (в т. ч. и различных средств сенсорной дидактики, технических средств обучения, учебных тренажеров и пособий), основным назначением которых является побуждение ребенка к продуктивной деятельности, стимулирование поиска, любознательности, познания.  

       Важнейшими принципами функционирования предметно-развивающей среды являются в первую очередь общедидактические: принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения (соответствия плотности занятия санитарно-гигиеническим требованиям).

       Комплексность использования предметов среды как в каждом' отдельном занятии, так и в течение одного дня отнюдь не предполагает обязательное включение всех ее элементов. Четко представляя себе конечную цель работы, воспитателю важно верно определить тот необходимый объем элементов среды, который необходим именно на этом занятии, именно в этот день недели, именно по этому предмету и именно для этой группы. Если какой-либо элемент среды востребован педагогом в занятии, использовать его следует строго с соблюдением всех предъявляемых к технологии требований. Минимальное количество элементов АРС в дошкольном образовательном учреждении определяет сам педагог в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения и воспитания. Выбранное оборудование и наглядные материалы должны позволять организовывать в занятии минимум одну офтальмопаузу продолжительностью одну - две минуты. В течение дня необходимо соблюдать баланс разных видов деятельности, среди которых преобладающей должна выступать игра.

       Под образовательным полем в условиях АРС понимается определенная во времени и пространстве среда общения, развития и познания, включающая в себя совокупность связей, методов, приемов и форм совместной деятельности педагога и воспитанников.

    Основными функциями образовательного поля в данном случае будут выступать функции коммуникативные, познавательные, развивающие и формирующие. Поскольку образовательное поле является и механизмом становления конкретного ребенка, его построение требует ясных специфических принципов.

            •         Принцип «абсолютного уважения». Этот принцип подразумевает

    проявление педагогом уважения к личности ребенка независимо от его статуса, социальной роли, жизненных заслуг. Создание ситуации успеха (авансирование).

            •         Принцип «доброго ожидания». Этот принцип является развернутым во

    времени не только в зоне ближайшего развития, но и в зоне собственно творческого становления каждого ребенка. Важно убедить ребенка в том, что он способен перестать быть таким, какой он есть и стать иным, лучшим, преодолевшем самого себя.

            •         Принцип «соотнесенности». Это принцип соотносимости субъектного

    мира каждого конкретного человека с актуально существующим объективным миром. Единственный путь - это синтезирование всех измерений, гармония всех типов связи, целостность человеческого личностного мира.

            •         Принцип «межсубъектной сопричастности». Задача педагога -

    каждого из детей увлечь за собой. Это обязывает каждого педагога строить всю систему отношений на возможности и искусстве ставить себя на место другого и предоставлять возможность другому ставить себя на его место.

       Построению образовательного поля АРС будет способствовать гармоничное включение в него различных режимных моментов, в том числе наглядного и образного моделирования, достаточной двигательной активности, любознательности и поиска, оптимальной плотности учебного занятия, работы в режимах ближнего, дальнего зрения, смены зрительной дистанции, соблюдения санитарно- гигиенических требований при организации учебно-воспитательной работы в строгом соответствии с вышеперечисленными принципами.

       Общие гигиенические и психолого-педагогические законы, по которым выстраивается активная сенсорно-развивающая среда, обеспечат соответствие образовательных технологий при родным закономерностям развития ребенка, позволят сделать все возможное, чтобы не обучать детей в ущерб их физическому, психическому развитию и здоровью.

       В условиях активной сенсорно-развивающей среды большое значение приобретают формы и приемы грамотной подачи наглядного материала. При эффективной организации сам процесс может стать комплексом мероприятий по профилактике зрительного утомления и напряжения. Правильное построение занятия, кроме того, будет способствовать поддержанию высокого интереса в ходе всей работы.

       Наглядные пособия на занятиях в детских садах традиционно использовались не только для оформления доски, но и в качестве раздаточного и демонстрационного материала, т. е. в виде картин, плакатов, сигнальных карточек - различных предметных изображений. Для удобства демонстрации съемных видов наглядности в условиях АРС целесообразно использовать средства сенсорной дидактики, в т. ч. сенсорно-дидактические подвески и держатели, разработанные В. Ф. Базарным.

       Учитывая абсолютную совместимость технологии активной сенсорно развивающей среды с различными педагогическими и воспитательными технологиями, работа с ее использованием является полностью доступной в рамках любого образовательного учреждения и любого же учебного плана.

       Творческий, плодотворный поиск в области оздоровления при работе по самым различным программам поможет сделать свой труд не только социально значимым, но и безопасным как для здоровья детей, так и для вашего здоровья. Использование технологии активной сенсорно-развивающей среды не исключает параллельную работу по другим здоровьесберегающим технологиям и методикам. Важно, чтобы все они были безопасными и обеспечивали положительный результат по сохранению нравственного, психологического и физического здоровья детей.

       Фрагменты занятий по обучению детей грамоте с использованием наглядного материала в условиях АСРС.

            

       1.         Использование держателя.

       Цель: Закреплять умение интонационно выделять слова; называть слова с заданным звуком.

       Ход:

       I На ручном держателе крепится картинка с фигуркой рыжего кота. I

       Восп-ль: - Дети, послушайте стихотворение:

    Лежебока рыжий кот

    (восп-ль поднимает держатель вверх)

    Отлежал себе живот (опускает вниз).

                     Кушать хочется (отводит держатель вправо),

                     Да лень ворочаться (отводит держатель влево).

                     Вот и ждет рыжий кот (отводит вперед),

    Может, миска подползет (к себе).

       Восп-ль: - Вот какой ленивый кот!

       Воспитатель предлагает детям послушать первые две строчки стихотворения, прочитанные иначе. После чтения с интонационным выделением в словах звука «Ж» спрашивает, кто заметил, как она читала отрывок из стихотворения.

       Дети: - Вы жужжали!

       Восп-ль: - Какой звук «жужжал» в этом стихотворении? (звук «Ж»). А кто из вас поможет мне прочитать отрывок из стихотворения?

       Восп-ль предлагает детям (двоим или троим) прочитать строчки так, чтобы все хорошо услышали в нем звук «Ж». При необходимости воспитатель помогает, дает образец произнесения.

       2. Использование подвесок. 

       Цель: Учить детей находить предметы, в названии которых есть заданный звук. Учить определять место звука в словах.

       Ход:

       Восп-ль: - Ребята! Послушайте слова и скажите, какой одинаковый звук вы слышите в этих словах?

       Воспитатель произносит 6 - 8 слов со звуком «Ж», интонационно выделяя его.

       На подвесках висят картинки - в названии некоторых есть звук «Ж». Детям дается задание: найти и назвать только те предметы на картинках, в названии которых есть звук «Ж». Дети находят и определяют место звука в слове: в начале, в середине (слова с этим звуком на конце не предлагаются, так как в конце слова он оглушается).

       3. Использование офтальмотренажера.

       Цель: Развивать у детей зрительное внимание.

       Офтальмотренаж проводится по зрительному лабиринту - дети следят глазками за движениями зайчика. На конец указки крепится фигурка зайчика, которая передвигается по тропинке: прыг, прыг, прыг. Дети следят глазками за движением зайчика.

       4. Использование разрезной картинки. 

       Цель: Познакомить детей с буквой «Ж». Учить детей составлять картинку из нескольких частей в одно целое. Развивать у детей мышление.

       Ход:

       Восп-ль: - Дети, сегодня к нам на занятие пришла собачка. Она очень спешила, хотела познакомить вас с буквой. Буква не простая, с нее начинается имя нашей гостьи. Но собачка так торопилась, что не удержала картинку с этой буквой, выронила и та рассыпалась на несколько частей. Если мы ее соберем, то узнаем, что это за буква!

       Дети собирают картинку, соединяют все части в одно целое. Получилась буква «Ж».

       Восп-ль: - Собачка очень рада! Молодцы, ребята! Как вы думаете, как зовут нашу гостью?

       I Дети придумывают собачке имя на звук «Ж». I

       Восп-ль: - Вы угадали, ее зовут Жучка! Жучка вам еще и стишок приготовила

    про букву «Ж»:

    - «Ж» имеет столько ножек,

    Будто буква ползать может.

    Буква «Ж» наверняка

    Напоминает нам ... (жука)

       Дети «пишут» букву рукой в воздухе, на столе, на ковре, на себе.

       5. Использование ковролина. 

       Цель: Учить детей составлять и читать прямые и обратные слоги со звуком «Ж», а таюке придумывать с этим слогом слова. (ЖИ - ИЖ, ЖА - АЖ, ЖУ  УЖ,ЖО-ОЖ)

       Ход:

       Восп-ль: - Нашей букве «Ж» не сидится на месте, скучно ей одной! Хочет она в гости сходить к другим буквам. Давайте мы ее проводим!

       Дети берут указку, на конце которой прикреплена буква «Ж», «ведут» букву

    по дорожке лабиринта к букве «о». Составляют и читают слоги.

       Дети: - Буква «Ж»пришла в гости К букве «о». Получились слоги: ОЖ, ЖО.          Воспитатель предлагает детям придумать слова с этими слогами.

       Дети: - Флажок, снежок, ожог, ложка.

       I Дети «ведут» букву «Ж» к букве «А». I

       Дети: - Получились слоги АЖ, ЖА. Кожа, лужа, жарить, жаба, сажа.

       I Дети «подводят» букву «Ж» к букве «И».

       Дети: - Буква «Ж» пришла в гости к букве «И» и получились слоги ЖИ, ИЖ.

    Лыжи, жираф, жир, ужин, чижик, рыжик.

       I Дети «ведут» букву «Ж» к букве «У».

       Дети: - С буквой «У» получились слоги ЖУ, УЖ. Жук, журнал, ужи, дружба, ужин.

       Восп-ль: - Молодцы! Вы хорошие путеводители. Буква «Ж» вас благодарит и отправляется домой отдыхать.

       6. Физминутка: 

    Мы шли, шли, шли,

    Мы ежа нашли (показ картинки ежа).

    Наклонились, подняли -

    Дальше пошли.

       Повторяя за воспитателем слова, дети выполняют движения, о которых говориться в стихотворении. Вместо слова ежа, при повторных чтениях вставляют слова: ужа, жука, моржа, жирафа, снежок (ориентируясь на показ картинки).

       7. Поиск предмета в окружающем пространстве. 

       Цель: Закрепление знаний о звуке [Л]; учить находить в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть звук [Л]; учить определять место звука в словах.

       Ход:

       Восп-ль: - Дети! Наши глаза видят вокруг нас множество предметов. У каждого предмета есть свое «имя». Сейчас мы пои граем в игру. Вы будете называть предметы, в названии которых есть звук [Л]. Одно условие: этот предмет вы должны видеть глазами.

       Дети выполняют задание, определяют место звука в слове.

       Восп-ль - А теперь мы закроем глаза и вспомним, какие еще знаем предметы, в «имени» которых есть звук [Л]. Одно условие: этих предметов нет возле нас. Побеждает тот, кто назовет больше всех слов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование наглядного дидактического материала в развитии количественных представлений у младших дошкольников.

    Статья "Использование наглядного  дидактического материала  в развитии количественных представлений у младших дошкольников"....

    обучение грамоте через использование наглядного занимательного материала

    приемы обучения грамоте детей подготовительной группы...

    "Развитие познавательно-исследовательской деятельности посредством использования игрового занимательного материала"

    Позновательно-исследовательская деятельность развивается с помощью занимательного игрового материала....

    Семинар – практикум для воспитателей. Тема: «Использование загадок в процессе непосредственной образовательной деятельности в дошкольном возрасте.»

    В рамках данного семинара учитель-логопед знакомит воспитателей с видами загадок и с возрастными особенностями детей для полноценного знакомства и работы ними. В практическую часть семинара - практику...

    Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.

    Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас  » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях...