Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 64.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация «Детский сад №2 «Ромашка ст. Гиагинской»
Долгосрочный логопедический проект
«Звуки, звуки, слышим вас».
по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.
АВТОР:
Учитель-логопед
МБДОО №2 «Ромашка»
ШЕМЧУК Н.В.
Долгосрочный логопедический проект
«Звуки, звуки, слышим вас »
по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.
«Ясный выговор слова, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главные основания обучения грамоте»
К.Д.Ушинский
Информационная часть проекта
Автор проекта | Шемчук Наталья Васильевна-высшая квалификационная категория |
Название проекта | «Звуки, звуки, слышим вас » |
Должность и место работы | Учитель-логопед МБДОО №2 «Ромашка» ст. Гиагинской», республика Адыгея |
Контакты | Тел: 89604995934, электронная почта: shemchuk_960@mail.ru |
Актуальность проекта
Важное условие всестороннего и полноценного развития детей это их хорошая речь. Умение высказать свои мысли, содержательное общение с взрослыми и сверстниками, активное психическое развитие напрямую зависит от уровня развития речи. Способность владеть языком и речью необычайно значима, является важным условием успешного обучения в школе.
В последние годы увеличилось количество детей с тяжёлыми речевыми нарушениями, которые с трудом поддаются коррекции. Поэтому ещё в дошкольном возрасте важно устранить все недостатки, чтобы они не превратились в стойкий и сложный дефект. Необходимо помнить, что в дошкольном возрасте речь ребёнка развивается более интенсивно и легче поддаётся исправлению.
Дети с разнообразными речевыми нарушениями в начальных классах с трудом овладевают навыками грамотного чтения и письма, что ведёт к неуспеваемости. Большой процент по неуспеваемости дают дети с фонетико - фонематическим недоразвитием речи. Проблеме устранения нарушений фонематической стороны речи нужно уделять много внимания ещё до поступления ребёнка в первый класс.
Коррекционно – логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями имеет большое значение для усвоения звукопроизношения и, что немаловажно, для успешного обучения в школе.
Логопедическая работа по коррекции нарушений фонематической стороны речи ведётся по следующим направлениям:
- фонематический слух
- фонематическое восприятие
- фонематический анализ и синтез
- фонематические представления
Коррекционно-логопедическую работу по формированию фонематического слуха нужно начинать с развития у детей слухового внимания и слуховой памяти. Одной из причин неправильного звукопроизношения можно считать неумение вслушиваться в речь и окружающие звуки. Чтобы контролировать своё произношение ребёнок должен научиться сравнивать свою речь с речью окружающих его людей.
На первом этапе логопедическая работа над формированием фонематического слуха осуществляется на материале неречевых звуков. Специально подобранные дидактические игры и упражнения помогают детям развивать способность слышать, узнавать, а потом и различать неречевые звуки.
Овладев навыком различения неречевых звуков, можно переходить на следующий этап работы – различение речевых звуков. Правильно подобранные дидактические игры позволят научить малышей различать речевые звуки по высоте, силе и тембру голоса.
Следующий этап коррекционно- логопедической работы по развитию фонематических процессов – это работа над фонематическим восприятием. Сформированное фонематическое восприятие – одна из важных предпосылок чёткого звукопроизношения, правильного воспроизведения слов сложной слоговой структуры, грамматического строя речи, а также успешного освоения навыками чтения и письма.
Фонематический анализ и синтез – следующее направление работы по коррекции нарушений фонематической стороны речи. Логопедическая работа по этому разделу проводится в такой последовательности:
- узнавание звука на фоне слова;
- вычленение звука, то есть определение его места (в начале, в середине или в конце слова):
- определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.
Использование наглядно-дидактического материала на занятиях – один из основных залогов успешного обучения детей фонематическому анализу и синтезу. Игровые упражнения для звукового анализа и синтеза способствуют ускорению процесса автоматизации в речь поставленных звуков, помогают ребёнку с нарушениями речи контролировать себя и создают благоприятные условия для обучения грамоте.
Самый сложный этап работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушениями речи – это развитие фонематических представлений. Фонематические представления формируются на основе фонематического восприятия и анализа. Логопед подбирает речевой материал в зависимости от этапа фонематического восприятия, задаёт условия, а ребёнок, применяя имеющийся у него опыт, выполняет задания:
- придумывает слово из предложенного количества звуков:
- находит картинку на заданное количество звуков;
- придумывает слова на заданный звук;
- составляет слово из определённых звуков.
Как же лучше и эффективнее развивать у дошкольников фонематические процессы? Поскольку игра – основной вид деятельности ребёнка, то лучший способ достичь хорошего результата это проведение занятий в игровой форме. Для того, чтобы занятия были интересными и привлекательными логопеду в работе с детьми с нарушениями речи необходимо использовать разнообразные методы и приёмы. Один из методов успешного обучения это дидактическая игра.
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Важность использования игровых приёмов в работе логопеда очевидна. Почему?
Во-первых, дети с нарушениями речи сами зачастую не слышат и не понимают своих речевых проблем, поэтому и не стремятся от них избавиться. Значит, сам ребёнок свой дефект исправить не может.
Во-вторых, сам процесс коррекционно-педагогической работы очень однообразный и длительный. Известно, что активность детей на логопедических занятиях быстро падает, они очень скоро перестают нравиться детям.
Задача логопеда, работающего с детьми-дошкольниками, состоит в том, чтобы активизировать инертное мышление ребёнка, оживить образное восприятие, активизировать его речь. Именно поэтому игра имеет большое значение в коррекционно-педагогической работе с детьми с нарушениями речи, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие.
Использование различных дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов даёт хороший результат, так как они позволяют сделать логопедические занятия интересными и эмоциональными. Такие игры и упражнения знакомят и учат малышей прислушиваться к различным звукам природы, к звукам «улицы» и «дома», к звукам музыкальных инструментов; вслушиваться в звучащие слова. Такие игры помогут дошкольникам устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, различать звуки по звонкости и глухости, твёрдости и мягкости, делить слова на слоги и т.д.
У детей с нарушениями речи есть ряд особенностей восприятия, которые легче преодолевать на наглядно-действенном уровне. К. Д. Ушинский писал: «Если ребёнок молчит, покажи ему картинку, и он заговорит.»
Использование иллюстративно-наглядного материала, подключение зрительного анализатора значительно помогает в логопедической работе:
- поддерживает внимание ребёнка;
- помогает облегчить процесс усвоения материала;
- повышает интерес к занятиям:
- воздействует на органы чувств ребёнка.
Проблема моего проекта состоит в том, как, используя накопленный наглядный материал (дидактические игры и упражнения), совершенствовать фонематические процессы у детей с нарушениями речи. Решение этого вопроса и определило цели и задачи проекта.
Цели и задачи:
Цель проекта: разработать и апробировать игровые технологии по развитию фонематических процессов с использованием наглядно-дидактического материала для детей старшего дошкольного возраста, сделать их эффективными в коррекционно-логопедической работе.
Задачи проекта
Для детей:
* развивать способность слышать, узнавать, а потом и различать неречевые звуки;
* различать речевые звуки по высоте, силе и тембру голоса;
* формировать фонематическое восприятие;
* производить фонематический анализ и синтез;
* развивать фонематические представления.
Для педагогов:
- повысить профессиональное мастерство по вопросам речевого развития дошкольников через использование наглядно-дидактических игр и упражнений по формированию фонематических процессов;
- обучить специально подобранным методам и приёмам в проведении занятий по развитию фонематического слуха.
Для родителей:
- развивать у родителей педагогический потенциал;
- воспитывать желание и готовность участвовать в совместной работе по формированию фонематического слуха у детей;
- познакомить родителей с различными речевыми играми, которые можно проводить в домашних условиях.
Гипотеза: если в коррекционно-образовательной деятельности по формированию фонематических процессов использовать систему специально подобранных наглядно-дидактических игр и упражнений, то это позволит легче и быстрее сформировать у дошкольников фонематические процессы.
Участники проекта: дети старших групп, посещающие занятия на логопедическом пункте, учитель-логопед, педагоги ДОО, родители.
Время реализации проекта:
С 1 сентября 2017года по 30 мая 2019 года.
Проведение итогов проекта «Звуки, звуки, слышим вас» - конец мая 2019 года.
Ожидаемый результат:
- Уменьшение числа детей, нуждающихся в логопедической помощи:
- Разработка банка практических и методических пособий и материалов:
- Положительные отзывы родителей о качестве оказываемых логопедических услуг:
- Повышения содержания коррекционно-образовательной работы в ДОО:
- Обобщение опыта работы учителя-логопеда по теме проекта.
Этапы проекта «Звуки, звуки, слышим вас »
этап - подготовительный
На первом этапе осуществлено основательное изучение вопроса и запланирована структура работы учителя-логопеда ДОО по использованию наглядно-дидактического материала с целью формирования фонематических процессов у детей с нарушениями речи.
Теоретический и практический материал для проекта, изготовление дидактических игр и упражнений по развитию фонематических процессов накапливался в период с 2016 по 2018 год. С 1 по 15 сентября 2018года проводилась оценка степени сформированности фонематического слуха у детей – логопатов и анкетирование родителей с целью выявления их компетенции по данной проблеме. Планировалось определение этапов коррекционно-логопедической работы по формированию фонематических процессов.
Систематизировались наглядно-дидактические пособия с учётом их применения в коррекционно-логопедической работе. Составлен каталог.
2 этап. Основной.
Содержание работы:
Работа с детьми
Проведение подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий с детьми старших групп с использованием наглядно-дидактического материала.
Работа с родителями
- Родительское собрание «Этот важный фонематический слух».
Презентация «Дома играем, фонематический слух развиваем».
- Консультации в папку – передвижку (для всех возрастных групп):
«Фонематический слух – основа правильной речи»,
«Развитие фонематического слуха дошкольников»,
«Обучение ребёнка чтению и развитие фонематического слуха»,
«Игры на развитие фонематического слуха»,
«Игры, помогающие развитию фонематического восприятия».
- Памятки для родителей:
«Игровые упражнения для развития фонематического слуха»,
«Развиваем фонематический слух у детей».
Работа с педагогами
- Семинар – практикум для воспитателей «Формирование фонематических процессов у дошкольников».
- Консультации для воспитателей:
«Весело играем – фонематический слух развиваем»,
«Использование наглядных пособий на занятиях по обучению грамоте».
- Выступление на межрегиональной конференции: «Система дидактических игр по формированию фонематических процессов у детей с ТНР» (Презентация).
- Использование практического материала воспитателями общеразвивающих групп на занятиях по обучению грамоте.
- этап – заключительный
- Обследование детей, посещающих занятия на логопедическом пункте, для контроля эффективности использования наглядного материала (дидактических игр и упражнений) по развитию фонематических процессов.
- Логопедическое развлечение «Путешествие в страну звуков».
- Диагностика компетенции родителей по вопросу формирования фонематических процессов.
- Выступление на РМО учителей – логопедов и педагогов – психологов. Презентация проекта «Звуки, звуки, слышим вас».
Результатом практического использования проекта будет являться:
- положительная динамика коррекционно - образовательной работы, организация высокого уровня развития фонематических процессов;
- формирование у дошкольников необходимых для учебной деятельности умений и навыков, повышение интереса к занятиям.
В итоге обучения дети смогут:
- определять какие звуки входят в состав слова;
- называть количество звуков и слогов в слове;
- устанавливать последовательность звуков и слогов в слове;
- соотносить место звука по отношению к другим звукам;
- различать звуки по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости.
- заинтересованность родителей в совместной работе по речевому развитию детей, оказание им помощи дома;
- повышение профессиональных знаний педагогов ДОО в вопросах формирования фонематических процессов, профилактики речевых нарушений в разновозрастных группах детского сада.
Литература:
- Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические упражнения в рифмах. Пособие для логопедов, воспитателей М.: “Издательство ГНОМ Д”, 2009
- Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе - журнал Логопед - № 5, 2005.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - С-П.: «Детство», 1999
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997
- Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия, - М.: ВЛАДОС, 1998
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание, 2004
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие М.: “Мозаика – Синтез”, 2000
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1995
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. -
Екатеринбург, 1998
- Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми / София Давыдовна Забрамная, Юлия Александровна костенкова. - М.: В.Секачев, 2001
- Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И.Селиверстова. М.,1985
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М., 2002
- Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М.: “Библиотека Ильи Резника”, “ЭКСМО”, 2004
- Киселева Л.С. проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Арти. М., 2005
- Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПБ.: “Дельта”,
2003
- Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007.
- . Пожиленко, Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов коррекции речи / Е.А. Пожиленко // Дефектология. - 1995. -
№ 3.
- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2009
- Савинова Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000
- Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. “Методист”, 2010
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. - М., 2008
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. - М., 1999
- Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...
Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения
Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...
«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитие речи в условиях логопедического пункта ДОУ»
Данная методическая работа раскрывает методику работы в условиях логопункта ДОУ по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В работу включены:...
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционно-развивающая работа в ДОО с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях логопедического пункта».
Задачи программы:•предупреждать возникновение проблем ребенка в речевом развитии;•оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач речевого развития;•повышать ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы с использованием технологий проблемного обучения по формированию фонематических процессов по теме: « Звук и буква К»
Это конспект по ознакомлению со звуком и буквой "К". В данном конспекте применены элеметы технологии проблемного обучения, игровые технологии....
Опыт использования методики Т.А. Ткаченко по формированию фонематических процессов в практике коррекционной логопедической работы
Материал представляет собой консультацию для учителей-логопедов, в котором отражен практический опыт применения зрительных символов звуков речи по методике Т.А.Ткаченко...
Технологическая карта по использованию наглядно-дидактического материала по формированию основ финансовой грамотности у детей 6-7 лет
Использование наглядного и дидактического материала (игры, лабиринты, лепбуки и т.д.)по формированию оснгов финансовой грамотности....