«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитие речи в условиях логопедического пункта ДОУ»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Данная методическая работа раскрывает методику работы в условиях логопункта ДОУ по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В работу включены:  перспективный план по коррекции звукопроизношения шипящих звуков с включением тем по закреплению лексико-грамматических категорий, первоначальных навыков звукового анализа и синтеза; перечень использованной литературы; методы и средства реализации программы. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2

 

«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитие речи в условиях логопедического пункта ДОУ

Составила:

                                                            учитель-логопед  

                                                    Носова Наталья Петровна

г. Нелидово

2015г.

 

Аннотация.

Из-за увеличения количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, на территории ДОУ стали открываться логопедические пункты, которые имеют возможность охватить большее количество детей с нарушениями речи. В отличие от логопедических речевых групп, логопед в условиях логопункта весь  объем знаний, умений и навыков, помимо коррекции звукопроизношения, должен дать в рамках индивидуальной и подгрупповой работы. Это представляет определенные сложности в организации учебно-коррекционного процесса. Данная методическая работа раскрывает методику работы в условиях логопункта ДОУ по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В работу включены:  перспективный план по коррекции звукопроизношения шипящих звуков с включением тем по закреплению лексико-грамматических категорий, первоначальных навыков звукового анализа и синтеза; перечень использованной литературы; методы и средства реализации программы.

Введение.

Развитие речи, которое включает умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и так далее, одна из главных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. В последние годы увеличилось количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. Вследствие этого все больше стало открываться логопедических пунктов в детских дошкольных образовательных учреждениях, которые имеют возможность охватить большее количество детей с речевыми нарушениями. Если рассматривать специфику работы логопедического пункта, то можно отметить следующее:

  1. В течение года логопед работает с 25 детьми. Таким образом,  ведется достаточно интенсивная работа.
  2. Основной контингент – дети с достаточно разноплановыми проблемами речевого развития (есть дети с дизартрией, дислалией, ФФНР).
  3. Преимущественно подгрупповая, индивидуальная формы занятий, занятия в микрогруппах.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования по речевому развитию включает:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

В отличие от работы в логопедической группе, коррекция речи на логопункте не подразумевает проведения фронтальных занятий по формированию лексической стороны речи, развитию фонематического слуха, подготовке к обучению грамоте. Весь объем знаний, умений и навыков, помимо коррекции звукопроизношения, логопед должен дать в рамках индивидуальной и подгрупповой работы, что, в свою очередь, увеличивает количество времени на изложение учебного материала. Это представляет определенные сложности в организации учебно-коррекционного процесса.

В рамках работы логогруппы программой предусмотрена работа воспитателей группы с детьми по закреплению полученных на логопедических занятиях знаний, умений и навыков во второй половине дня. В работе логопункта это не предусмотрено, что также представляет сложность для работы специалиста. Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедического сада.

Цели, задачи методической работы.

Поиск наиболее оптимальных  путей коррекции речи детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта ДОУ представляет собой актуальную, теоретически и практически  значимую проблему.

Цель данной работы - разработать систему организации учебно-коррекционного процесса у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ.

Данная цель требовала решения следующих задач:

  • Изучить специальную литературу;
  • составить перспективный план работы по коррекции речи у детей с ФФНР старшего дошкольного возраста (на примере шипящих звуков)
  • выявить основные методы и приемы по коррекции речи;
  • оценить эффективность проведенной работы

Организация методической работы.

Руководствуясь программой под руководством Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Логопедическая программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей старшей группы» мною составлен перспективный план работы  по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста, имеющими ФФНР (на примере исправления  шипящих звуков) в условиях логопедического пункта в ДОУ.

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста,

имеющими ФФНР(шипящие звуки)

п/п

Этапы и содержание работы по коррекции фонетических нарушений

Коррекция фонематической нарушений

Обогащение лексико-грамматической системы речи

Кол-во часов

1.

Подготовительный этап. Обследование всех сторон речи, устойчивости внимания, работоспособности, отношения к своему дефекту.

Знакомство с артикуляционным аппаратом. Подготовительные упражнения по воспитанию шипящих звуков

Развитие слухового внимания на неречевых звуках

Развитие связной речи

3-5

2.

Воспитание правильного произношения

звука Ш

Умение слышать звук Ш в звукоряде,

 слогах, словах

Обогащение словарного запаса словами со звуком Ш (на каждом занятии)

2-4

3.

Закрепление произношения правильной артикуляции звука Ш и его закрепление:

а) в прямом слоге в начале слова;

б) в прямом слоге в середине слова;

в) в закрытом слоге;

г) в сочетании с согласными;

д) в играх, стихах, пересказе, спонтанной речи

-Формирование понятия «Место звука в слове»;

-Выделение первого и последнего хорошо произносимого согласного звука;

- Определение места звука в слове;

-Повторение слогов на слух;

-Определение наличия звука в слове

-Образование множественного числа имен существительных в им.падеже и род. падеже;

-Согласование притяжательных местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ  с существительными женского, мужского, среднего родов;

-Употребление предложно-падежных конструкций

5-7

4.

Воспитание правильного произношения звука ж  и его автоматизация

-Формирование понятия звонкости звука;

-Определения наличия звука в слове;

-Определение места звука в слове

-Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже

4-6

5.

Дифференциация звуков Ш-Ж

Дифференциация звуков Ш-Ж на  слух

-Образование названий животных и их детёнышей;

-Категория числа и лица глаголов настоящего времени

2-4

6.

Дифференциация артикуляции звуков  С-Ш

Дифференциация звуков С-Ш на  слух

-Образование относительных прилагательных

-Согласование порядковых числительных с существительными

4-6

7.

Дифференциация артикуляции звуков  З-Ж

Дифференциация звуков З-Ж на  слух

Слова - антонимы

2-4

8.

Воспитание правильного произношения звука Ч  и его автоматизация:

а) в закрытом слоге

б) в прямом слоге

в) в играх, стихах, пересказе, спонтанной речи

-Учить слышать звук среди других звуков, слогов, слов;

-Определение места звука в слове

-Обогащение словарного запаса словами со звуком Ч (на каждом занятии)

-Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

4-6

9.

Дифференциация артикуляции Ч-Ц

Дифференциация звуков Ч-Ц на  слух

Образование сложных слов

1-3

10.

Дифференциация артикуляции звуков Ч-С

Дифференциация звуков Ч-С на  слух

Образование притяжательных прилагательных

2-4

11.

Воспитание правильного произношения звука Щ  и его автоматизация:

а) в закрытом слоге

б) в прямом слоге

в) в играх, стихах, пересказе, спонтанной речи

-Учить слышать звук Щ среди других звуков, слогов, слов;

-Определение места звука в слове

-Обогащение словарного запаса словами со звуком Щ (на каждом занятии)

-Употребление слов-обобщений, обозначающие профессии

4-6

12.

Дифференциация артикуляции звуков Ч-Щ

Дифференциация звуков Ч-Щ на  слух

Составление предложений по демонстрации действий, картине, вопросам

2-4

13.

Дифференциация артикуляции звуков Ш-Щ

Дифференциация звуков Ш – Щ на  слух

Словообразование.

Развитие связной речи

1-3

14.

Дифференциация артикуляции звуков Ц-Ч-Щ

Дифференциация звуков Ц – Ч – Щ на  слух

Развитие связной речи

1-3

15.

Дифференциация артикуляции звуков Щ-С

Дифференциация звуков Щ - С на  слух

Развитие связной речи

1-3

Примечание: включать игры на развитее физиологического и речевого дыхания, мелких движений рук, развитие зрительно-пространственных представлений, математических представлений.

Форма организации обучения – подгрупповая,  подвижными  микрогруппами и индивидуальная.

 Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:

  • совершенствование мимической моторики.
  • совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).
  • развитие артикуляционного и голосового аппарата;
  • формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
  • уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
  • формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
  • развитие диалогической и монологической речи.

Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным  звукопроизношением в зависимости от этиологии нарушения. Одновременно  с постановкой звука проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие  звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Сроки постановки правильного произношения зависят от ряда факторов: степени сложности недостатка, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий. Постановка звука может занять 1–2 занятия, а автоматизация 3-4 или 5–7 занятий может потребоваться только для того, чтобы подготовить артикуляционный аппарат для постановки звука. На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений создаются условия для повышения работоспособности детей.

Методы и приемы организации учебно-коррекционного  процесса.

В соответствии с ФГОС ДОУ основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых выделяются:  наглядные, словесные и практические. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы. Практические методы  используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.

Заключение

В результате спланированной целенаправленной работы показатели диагностики звукопроизношения и различных сторон речи значительно превышают показатели начало года. Вся перечисленная документация позволяет создать оптимальные условия для работы логопункта дошкольного учреждения и достижения высоких результатов в коррекционной работе с детьми, нуждающимися в логопедической помощи.

Литература.

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематическим недоразвитием детей в старшей группе.  М., «Просвещение» 2010г.
  2. Фомичева М.Ф.  Воспитание у детей правильного произношения. М. «Просвещение» 1989г.
  3.  Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

CТАТЬЯ: "Возможности фольги-методика работы с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет"

В представленном материале дается  описание свойств и преимуществ фольги как доступного и нестандартного материала для детского творчества. Представлены приемы и этапы работы с данным материалом....

Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Посуда»

Цель: Обучение детей пересказу с опорой на предметные картинки.Задачи: Образовательные: - продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из 4 (1 подгруппа),   6 слов (2...

СЮЖЕТНЫЕ КАРТИНЫ И ИХ МЕСТО В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Сюжетные картины и их место в работе с детьми старшего дошкольного возраста в области развития связной речи    В основе рассказывания по картине лежит опосредован­ное восприятие окр...

Модифицированная программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3-4 уровня в условиях логопункта

Представленная программа может заинтересовать учителей-логопедов, работающих на логопункте при массовом ДОУ, в котором нет речевой группы....

Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционно-развивающая работа в ДОО с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи в условиях логопедического пункта».

Задачи программы:•предупреждать возникновение проблем  ребенка в речевом развитии;•оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач речевого  развития;•повышать ...

танцевально-оздоровительная методика работы с детьми старшего дошкольного возраста

танцевально-оздоровительная гимнастика, это здоровьесберегающая технология, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на ...