Модифицированная программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3-4 уровня в условиях логопункта
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Власова Галина Васильевна

Представленная программа может заинтересовать учителей-логопедов, работающих на логопункте при массовом ДОУ, в котором нет речевой группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 9 «Березка» г. Петровска Саратовской области

               ПРИНЯТО

на заседании педсовета №1

Протокол № ___

от «__»_____________ 2017 г.

            УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  МБДОУ

д/с №9 «Березка»

___________________  /Волкова Т.В./

Приказ от «__»__________ 2017г. № ___

Модифицированная программа коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3-4 уровня в условиях логопункта

Программа составлена учителем – логопедом 1 квалификационной категории МБДОУ д/с №9 «Березка» Власовой Г.В.

г. Петровск

 2017 г.

                                         СОДЕРЖАНИЕ                                                                     Страница

 

  1. Целевой раздел программы.
  1. Пояснительная записка.                                                                                              3
  2. Характеристика нарушений речевого развития детей.                                            6      

 1.3. Целевые ориентиры освоения программы.                                                               7          2. Содержательный раздел программы.

 2.1. Организация работы логопункта ДОУ с детьми старшего дошкольного              8                 возраста, имеющими ОНР 3-4 уровня.

 2.2. Перспективный план подгрупповой работы на логопункте по преодолению      11                 ОНР 3-4 уровня у детей 7-го года жизни.

 2.3. Планы индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения.                    15

 2.4. Особенности организации мониторинга.                                                                  19

3.Организационный раздел программы.                                                                            

 3.1. Модель взаимодействия субъектов коррекционно – образовательного                21

процесса.

 3.2. Организация образовательной деятельности.                                                           27

 3.3. Материально - техническое обеспечение.                                                                 28

 3.4. Учебно-методический комплект.                                                                               29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая  функция. К завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Исследования коррекционных педагогов, многолетний опыт логопедов – практиков показывает увеличение количества детей с отклонениями в развитии. Среди них значительную часть составляют дети 5-7 лет, не овладевшие в нормативные сроки родной речью. В школе эти дети могут испытывать трудности при овладении письмом и чтением.

На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программ с целью построения комплексной коррекционно – развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса для достижения целей и задач образовательной программы детского сада. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционной программ.

Программа построена с учётом основных документов:

  • Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273 – ФЗ;
  • Приказа Министерства образования науки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
  • Инструктивного письма Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения» от 14.12.2000 №2.

За  основу взяты:

  • Основная образовательная программа ДОУ с использованием методического комплекта программы «Детство».
  • «Программа  коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-го года жизни» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.
  • «Программа коррекционно – развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет) Нищевой Н.В.

Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп комбинированного или компенсирующего дошкольного образовательного учреждения, поэтому  они не могут быть использованы в полном объёме в условиях логопедического пункта ДОУ.

Цель программы:

- обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей подготовительной к школе группы с ОНР 3-4 уровня и осуществления своевременного и полноценного личностного развития.

Задачи программы:

  1. Выявление, преодоление и своевременное предупреждение различных речевых нарушений устной речи у детей дошкольного возраста.
  2. Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами:

а) формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;

б) коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

в) развитие навыков звукового анализа и синтеза;

г) уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи;

д) формирование грамматического строя речи;

е) развитие связной речи детей на базе правильно произносимых звуков.

  1. Оценка результатов помощи детям и определение их речевой готовности к школе.
  2. Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники.
  3. Профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей детей.

Для достижения целей программы необходимо выполнение следующих условий:

  • Достаточная квалификация учителя – логопеда, успешное овладение методами и приёмами логопедической работы.
  • Углубленное изучение речевых, когнитивных и эмоциональных особенностей детей.
  • Выполнение полного объёма коррекционных мероприятий по формированию правильного звукопроизношения, развитию фонематического восприятия, слоговой структуры, навыков звукового анализа и синтеза, развития словаря и грамматического строя, развития связной речи.
  • Постоянный мониторинг результативности коррекционного процесса.
  • Уточнение индивидуальных коррекционно – развивающих программ.

Решение обозначенных в программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога с первых дней его пребывания в ДОУ.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

  1. Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия, с другой стороны.
  2. Принцип развивающего подхода (основывается на идее Выготского Л.С. о зоне ближайшего развития) заключается в том, что обучение должно вести за собой и развитие.
  3. Принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия.
  4. Принцип активности и сознательности детей означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем.
  5. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт физиологических особенностей ребёнка и характера патологического процесса. Действия этого принципа строятся на преемственности двигательных, речевых заданий.
  6. Принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков.
  7. Принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов у детей.

1.2.ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Общее недоразвитие речи 4 уровня (нерезко выраженное недоразвитие речи).

   Характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.         Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы; замены групп звуков более простыми по артикуляции; смешения звуков.

   Дети нередко искажают в речи многосложные слова, сокращая количество слогов. Нарушена звуконаполняемость слов: отмечаются перестановки и замены звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове.

   На фоне относительно развёрнутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования, образования слов при помощи суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово – другим, сходным по значению.

   В свободных высказываниях преобладают простые распространённые предложения, почти не употребляются сложные конструкции. Отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Много ошибок при использовании предлогов.  

   Понимание обращённой речи приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений слов, выражаемых приставками, суффиксами; трудности в понимании причинно-следственных, временных и пространственных отношений.

   Обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка.

   У детей нет ярких нарушений звукопроизношения, лишь недостаточная дифференциация звуков.

   В слоговой структуре наблюдается искажение звуконаполняемости: персеверации, перестановка звуков и слогов, элизии, парафазии; редко – опускание слогов, добавление звуков и слогов. Отмечается недостаточный уровень дифференциации фонем.

   Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечёткая дикция оставляют впечатление смазанности речи.

   Дети испытывают трудности при дифференцированном обозначении лиц мужского и женского рода. Стойкие ошибки при употреблении: существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами единичности, прилагательных, образованных от существительных, притяжательных прилагательных. Легко подбирают общеупотребительные антонимы.

   В грамматическом строе отмечаются затруднения при употреблении существительных родительного и винительного падежа множественного числа, сложных предлогов; в нарушении согласования прилагательных с существительными

   Сложности представляют конструкции предложений с разными придаточными в виде пропусков союзов, замены союзов, инверсий.

   В связной речи отмечается нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий. При рассказе о событиях своей жизни пользуются малоинформативными предложениями. Отмечаются трудности в выборе языковых средств.

  1. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

Результатом успешной коррекционно – логопедической работы по данной

программе можно считать следующее:

  • свободно составлять рассказы, пересказы;
  • владеть навыками творческого рассказывания, словообразования различных частей речи, переноса навыков на другой лексический материал, правильного звуко-слогового оформления речи;
  • адекватно употреблять в самостоятельной речи простые и сложные предложения, усложняя их придаточными причины и следствия, однородными членами предложения и т.д.;
  • понимать и использовать в самостоятельной речи простые и сложные предлоги;
  • понимать и применять в речи все лексические категории слов;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с фонетическими нормами русского языка.

У детей должны быть достаточно развиты и другие предпосылочные условия, во многом определяющие их готовность к обучению:

  • фонематическое восприятие;
  • первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  • графомоторные навыки;
  • элементарные навыки письма и чтения (печатанье букв, слогов, слов и коротких предложений).

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЛОГОПУНКТА ДОУ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОНР 3-4 УРОВНЯ

Программа предназначена для работы со старшими дошкольниками в возрасте 6-7 лет. Срок освоения программы – 1 год.

С целью обеспечения полноценной коррекционной работы в начале учебного года учитель – логопед составляет перспективный годовой план работы, который отражает содержание его деятельности в целом.

На логопедические занятия зачисляются дети подготовительной и (при наличии свободных мест) старшей групп, имеющие речевые нарушения (ФНР, ФФНР, ОНР 3-4 уровня). Дети с диагнозами «заикание», «задержка психоречевого развития», «ОНР 1-2 уровня» не посещают коррекционные занятия учителя – логопеда, так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях специальной речевой группы.

Зачисление детей на занятия на базе логопедического пункта осуществляется на основе обследования речи детей, которое проводится с 1 по 15 сентября. На каждого ребёнка, зачисленного на логопедический пункт, учитель – логопед заполняет речевую карту.

Количество детей, одновременно занимающихся на логопункте, должно составлять не более 25 человек в течение года (на одну ставку). Работа по исправлению речи проводится в виде индивидуальных и подгрупповых занятий.

Логопедические занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от образовательной деятельности, так и во время её проведения. Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.

Индивидуальные занятия реализуют основную цель – подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии, ринолалии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи (своей и ребёнка), подобрать индивидуальный  подход с учётом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реации и т.п.)

Задачи и содержание индивидуальных занятий:

  • фонационные упражнения;
  • уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуковых сочетаниях;
  • вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искажённых звуков;
  • первоначальный этап их автоматизации в облегчённых условиях.

Подгрупповые занятия способствуют воспитанию навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции голоса (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи. Для логопедической работы во время подгрупповых занятий дошкольники объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения или когда помимо нарушения звукопроизношения, присутствуют элементы фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Задачи и содержание подгрупповых занятий:

  • закрепление навыков произношения изученных звуков;
  • отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
  • закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков;
  • развитие связной речи.

Базисная часть программы направлена на формирование  следующих основных сторон речи:

  1. Развитие артикуляционного и голосового аппарата:
  • постановка и первоначальное закрепление звуков речи (усвоение способов образования звуков, особенностей их произнесения);
  • дифференциация звуков на слух и в произношении;
  • формирование звукослоговой структуры слов различной сложности, состоящих из правильно произносимых звуков;
  • развитие умения пользоваться интонационными средствами выразительности речи в соответствии с конкретными условиями общения.
  • формирование навыков звукового анализа слов, членения предложений на слова.
  • знакомство с буквами русского алфавита, обозначающими сохранные и корригированные звуки.
  1. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:
  • развитие качественной характеристики лексических средств;
  • развитие внимания и интереса к слову; умения выделять и правильно называть существенные признаки; уточнять понимание и употребление видовых, родовых понятий, обобщающих слов;
  • обращение внимания на правильное употребление корригированных звуков в словах доступной слоговой структуры, не ограничивая при этом объём свободных детских высказываний.
  1. Формирование морфологической и синтаксической сторон речи.
  2. Развитие диалогической и монологической форм речи в соответствии с возрастными и произносительными возможностями детей.

Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений.

Тематические планы логопедических занятий по формированию лексико-грамматических категорий, фонетической стороны речи, развитию связной речи составлены на основе пособий:

  • Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР».
  • О.И Крупенчук «План работы логопеда на учебный год. Подготовительная группа детского сада».
  • У.М. Сидорова «Учим слова и предложения. Речевые игры для детей 6-7 лет» и др.

Форма организаций занятий – подгрупповая. Периодичность  - 4 раза в неделю по 30 мин.

Планирование занятий с детьми с ОНР 3-4 уровня разделено на 3 периода обучения: 1 период – 2-я половина сентября – ноябрь, 2 период – декабрь – февраль, 3 период – март – 1-я половина мая.

Подгрупповые занятия проводятся 4 раза в неделю. В данной программе подгрупповые занятия не делятся на виды, а представляют собой занятие, включающее формирование фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка, развитие связной речи, подготовку к овладению элементарными навыками чтения и письма. Индивидуальные занятия с каждым ребёнком проводятся  2 раза в неделю, с ребёнком с дизартрией 3 раза в неделю.

Учитель – логопед ведёт необходимую документацию:

- перспективный план работы на учебный год;

- журнал первичного обследования детей;

- список детей, нуждающихся в логопедической помощи;

 - список детей, зачисленных в логопункт;

- расписание занятий;

- график работы учителя – логопеда;

- журнал учёта посещаемости логопедических занятий детьми;

- журнал движения детей;

- речевые карты на каждого зачисленного в логопункт ребёнка;

- индивидуальные тетради для занятий детей;

- календарно – тематические планы подгрупповых занятий;

- планы индивидуальной работы;

- отчёт о работе за учебный год;

- консультации для родителей.

2.2.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОНР 3-4 УРОВНЯ

У ДЕТЕЙ 7-ГО ГОДА ЖИЗНИ

            УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  МБДОУ

д/с №9 «Березка»

___________________  /Волкова Т.В./

«__»__________ 2017г.

Развитие грамматических средств

Развитие самостоятельной развёрнутой фразовой речи

Развитие произносительной стороны речи

Подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма

I период обучения (2-я половина сентября, октябрь, ноябрь)

Лексические темы: «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы. Ягоды», «Одежда», «Обувь. Головные уборы», «Посуда. Продукты питания», «Мебель», «Перелётные птицы. Водоплавающие птицы».

Задачи:

- расширять лексический запас в процессе изучения новых текстов (боровик, берет);

- активизировать словообразовательные процессы: употребление наименований, образованных за счёт словосложения (белоствольная берёзка), прилагательных со значением соотнесённости (плетёная изгородь, черепичная крыша);

- учить употреблять существительные с увеличительным значением (носище, голосище, домище), дифференцированно использовать в речи простые  и сложные предлоги, образовывать сравнительную степень прилагательных (добрее, красный), преобразовывать одну грамматическую категорию в другую (танец – танцевать – танцовщик – танцовщица – танцующий);

- совершенствовать навык подбора  и употребления в речи антонимов – глаголов, прилагательных, существительных (вкатить – выкатить, внести – вынести, бледный – румяный, жадность – щедрость), умение преобразовывать названия профессий м.р. в профессию ж.р. (воспитатель – воспитательница, баскетболист – баскетболистка);

- объяснять значения слов с опорой на их словообразовательную структуру (футболист – спортсмен, который играет в футбол), переносное значение выражений (широкая душа, сгореть со стыда);

- упражнять в подборе синонимов и практическом употреблении их в речи (скупой, жадный, храбрый, смелый, неряшливый, неаккуратный, грязнуля).

Задачи:

- закреплять умения выделять отличительные признаки предметов, объектов. Составлять загадки с опорой на признаки предметов, навык составления рассказа по картине (с опорой на вопросно-ответный и графический планы);

- совершенствовать навыки сравнения предметов, объектов, составление рассказов-описаний, рассказов по серии сюжетных картинок, пересказа рассказа, сказки с опорой на картинный, вопросный планы, заучивание потешек, стихотворений;

- учить подбирать слова-рифмы, составлять пары, цепочки рифмующихся слов, словосочетания с рифмами, анализировать причинно-следственные и временные связи, существующие между частями сюжета, с элементами творчества (дополняя, изменяя отдельные эпизоды);

- упражнять в конструировании предложений по опорным словам, в распространении предложений за счёт введения однородных членов (сказуемых, подлежащих, дополнений, определений);

- формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности предложений с элементами творчества (с элементами небылиц, фантазийными фрагментами).

Задачи:

- закрепить навыки чёткого произношения звуков (гласных и согласных), звуков в составе слогов, слов, предложений, текстов;

- формировать умение дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с  опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно – графическую символику;

- корригировать произношение нарушенных звуков в соответствии с индивидуальными планами занятий;

- развивать умение дифференцировать звуки по парным признакам (гласные – согласные, звонкие – глухие, твёрдые – мягкие, свистящие – шипящие и т.д.);

- упражнять в произношении многосложных слов с открытыми и закрытыми слогами, со стечением согласных и без них;

- вводить в речь детей слова сложной слоговой структуры;

- воспитывать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

Задачи:

- развивать произвольное внимание, слуховую память, оптико – пространственные ориентировки, графомоторные навыки;

- закреплять понятия «звук», «слог»;

- совершенствовать навык различения звуков: речевых и неречевых, гласных-согласных, твёрдых-мягких, звонких-глухих, а также звуков, отличающихся способом и местом образования;

- формировать умения выделять начальный гласный звук, стоящий под ударением, из состава слова (у – утка), звуки в слове (мак);

- учить анализировать звуковой ряд, состоящий из двух  - трёх – четырёх гласных звуков, осуществлять анализ и синтез прямого и обратного слога (ап), анализировать оптико – пространственные и графические признаки букв, осуществлять звукобуквенный анализ и синтез слогов, читать и печатать сочетания из 2-3 гласных, слоги, слова (до 5 звуков).

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

III период обучения (март, апрель, 1-я половина мая)

Лексические темы II периода обучения: «Зима. Зимующие птицы», «Домашние животные зимой», «Дикие животные зимой», Новогодний праздник», «Инструменты. Электроприборы», «Транспорт. ПДД», «Труд людей на селе зимой», «Наша страна. Столица России», «Профессии», «День защитника Отечества», «Комнатные растения».

Лексические темы III периода обучения: «Мамин праздник. Семья», «Весна», «Перелётные птицы», «Дикие животные весной», «Пресноводные рыбы», «»Космос», «Труд людей весной», «Хлеб», «Праздник Победы», «Насекомые. Лето. Полевые цветы».

Задачи:

- уточнять и расширять значения слов (с опорой на лексические темы);

- активизировать словообразовательные процессы: объяснение сложных слов (Белоснежка, стекловата, сладкоежка, самокат, снегокат); объяснение и практическое употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным значением (кулак – кулачок – кулачище);

- закреплять употребление обобщённых понятий на основе их тонких дифференциаций (цветы: полевые, садовые, лесные), навыки согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

- совершенствовать навык употребления в самостоятельной речи сложных предлогов, умения подбирать синонимы (прекрасный, красивый, замечательный, великолепный), преобразовывать одни грамматические формы в другие (веселье – весёлый – веселиться – веселящийся);

- учить объяснять и практически употреблять в речи слова с переносным значением (ежовые рукавицы, медвежья услуга и др.), слова-синонимы в самостоятельной речи (молить – просить – упрашивать; плакать – рыдать – всхлипывать).

Задачи:

- закреплять навыки выделения частей рассказа, анализа причинно-следственных и временных связей, существующих между ними, распространение предложений за счёт введения в них ОЧП, пересказа сказок, рассказов с распространением предложений, с добавлением эпизодов с элементами рассуждений, с творческим введением новых частей сюжетной линии (начала, кульминации, завершения сюжета), составление рассказов-описаний (одного предмета, двух предметов  в сопоставлении), умения составлять словосочетания, предложения, с рифмующимися словами, развёрнутого рассказа о каком-либо событии, процессе, явлении за счёт подробного, последовательного описания действий, поступков, его составляющих;

- заучивать стихотворения, потешки;

- составлять рассказ по картине, серии картин.

Задачи:

- закреплять и автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи;

- развивать умения дифференцировать на слух и в речи оппозиционные звуки ([р] - [л], [с] - [ш], [ш] - [ж] и т.д.) анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления;

- формировать тонкие звуковые дифференцировки ([т] - [т'] - [ч], [ш] - [щ], [т] - [с] - [ц], [ч] - [щ] и т.д.);

- продолжать работу по исправлению нарушенных звуков в соответствии с индивидуальными планами занятий, по воспитанию правильного темпа и ритма речи, её интонационно-мелодической окраски;

- совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Задачи:

- развивать оптико-пространственные ориентировки, графомоторные навыки;

- закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий», изученные ранее буквы, графические и оптико-пространственные  признаки изученных букв;

- формировать навыки дифференциации написания изученных букв, слогов, слов (лапа), преобразования слогов, слов с помощью замены букв, удаления или добавления буквы (пу-му, мушка-пушка, кол-укол), навык беглого, сознательного, послогового чтения предложений, коротких текстов;

- операции звуко-слогового анализа и синтеза на основе наглядно-графических схем слов (вата, кот);

- знакомить с буквами, обозначающими звуки, близкие по артикуляции или акустическим признакам (с-з, с-ш, п-б и т.д.), со словами более сложной слоговой стр-ры (шапка);

- учить анализировать, выкладывать из букв разрезной азбуки слова, небольшие предложения, читать аналитико-синтетическим способом слова, писать слова, определять кол-во слов в предложении, их последовательность;

- дать понятие «ударный гласный звук»;

- ввести изученные буквы в наглядно-графическую схему слова.

Планирование КОД с дошкольниками, имеющими нарушения речи

Речевое нарушение

1 период

2 период

3 период

Примечание

ОНР 3  - 4 уровень,

6-7 лет

Сентябрь – ноябрь

4 раза в неделю,

43 занятия

Декабрь – февраль

4 раза в неделю,

43 занятия

Март – май

4 раза в неделю,

38 занятий

Продолжительность подгрупповых занятий – 30 минут.

1-я половина сентября, 2-я половина мая – обследование речи детей.

Всего занятий за год – 124.

 

2.3.ПЛАНЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

План индивидуальной работы по коррекции

звукопроизношения

Ф.И. реб-ка: С. М.

Логопедическое заключение: ОНР 4 ур. Дизартрия.

            УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  МБДОУ

д/с №9 «Березка»

___________________  /Волкова Т.В./

«__»__________ 2017г.

Этапы

Задачи

Методика и приёмы

Сроки

Отметка о выполнении

I. Подготовительный

1. Развитие артикуляционной моторики:

- артикуляционные упр-я, направленные  на восстановление функций (подвижность, переключаемость, умение держать позу);

- самомассаж губ, языка;

- развитие голоса, работа над темпом и ритмом речи.

- упр-я на развитие речевого дыхания.

2.Развитие фонематического слуха.

3.Связать фонему с графемой.

Артикуляционная гимнастика с функциональной нагрузкой по Архиповой Е.Ф.

Для свистящих: «Забор» - «Окно» - «Лопата» -  «Мост» - «Холодный ветер».

Для шипящих: «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» - «Лопата копает» - «Вкусное варенье» - «Фокус» - «Тёплый ветер».

Для соноров: зв. [л]: «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Лопата» -  «Пароход» - «Пароход гудит».

Зв. [р]: «Забор» - «Окно» - «Мост» - «Парус» - «Лошадка» - «Дятел».

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов: «Футбол», «Бабочка», «Облачко», «Парусник», «Задуй свечу».

Игры на развитие фонематического слуха:

«Где спрятался звук?», «Хлопни в ладоши», «Подними кружок», «Выбери картинки с заданным звуком», «Чем отличаются слова», «Слоговая цепочка», «Составь слово».

От 2-3-х недель до 6-ти недель.

Сроки зависят от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка.

II. Постановка звука

Последовательность постановки  звуков:

- свистящие [с], [с'], [з], [з'], [ц];

- гласный [ы];

- Звонкие звуки:

- губно-губные смычно-взрывные [б];

- переднеязычные смычно-взрывные [д];

- заднеязычные смычно-взрывные [г];

- шипящие [ш], [ж].

1.Закрепить функции артикуляционного аппарата.

2.Постановка звука:

-  по подражанию;

- с механической помощью;

- смешанным путём.

3. Закрепление образа буквы.

.

Октябрь - май

III. Введение звука в

 речь.

1.Закрепить изолированный звук.

2. Введение звука в слоги.

3. Введение звука в слова.

4. Введение звука во фразы, предложения, в тексты.

5. Введение звука в речь.

Введение звука в слоги.

Введение звука в слова

Сроки зависят от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка.

IV. Дифференциация звуков.

1.Дифференциация изолированных  звуков.

2. Дифференциация звуков в слогах.

3. Дифференциация звуков в словах.

4. Дифференциация звуков во фразах, предложениях, в текстах.

5. Дифференциация звуков в речи.

Последовательность дифференциации звуков:

[с] - [с'];

[з] - [з'];

[с] - [з];

[ц] - [т'];

[ц] - [с];

[ы]- [и];

[б] - [п];

[д] - [т];

[г] - [к];

[ж] - [ш];

[ш] - [с];

[ж] - [з].

Игры на развитие фонематического слуха: «Где спрятался звук?», «Хлопни в ладоши», «Подними кружок», «Выбери картинки с заданным звуком», «Чем отличаются слова», «Слоговая цепочка», «Составь слово».

Октябрь – май.

V. Восполнение пробелов  развитии  лексики и грамматики (на базе поставленных звуков)

Формирование лексико-грамматического строя речи.

1.Обогащение словаря.

2.Устранение аграмматизмов:

 - учить употреблять существительные во множественном числе;

- согласовывать существительные с прилагательными , числительными;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- учить называть детёнышей животных;

- закрепить в речи простые предлоги.

1. По темам в соответствии с перспективным планом логопедической работы с группой детей с ОНР 3-4 ур.

Игры: «Сказочная страничка», «Загадочные картинки», «В гостях у Иришки», «Путаница», «Назови картинки», «Профессии», «Играем в слова».

2.Игры: «Один – много», «Посчитай », «Придумай предложения», «Иришкины рисунки», «Вкусная еда», «Отвечай-ка», «Найди маму», «Чей хвост?»,

В течение года.

План индивидуальной работы по коррекции

звукопроизношения

Ф.И. реб-ка: К. Я.

Логопедическое заключение: ОНР 3 ур.

            УТВЕРЖДАЮ

Заведующий  МБДОУ

д/с №9 «Березка»

___________________  /Волкова Т.В./

«__»__________ 2017г.

Этапы

Задачи

Методика и приёмы

Сроки

Отметка о выполнении

I. Подготовительный

1. Развитие артикуляционной моторики:

- артикуляционные упр-я, направленные  на восстановление функций (подвижность, переключаемость, умение держать позу);

- упр-я на развитие речевого дыхания.

2.Развитие фонематического слуха.

3.Связать фонему с графемой.

Артикуляционная гимнастика по общепринятой методике.

Для соноров: зв. [л'], [л]: «Забор» - «Лопата» - «Иголка» - «Беззвучно пощёлкать кончиком языка» -  «Пароход» - «Пароход гудит».

Зв. [р]: «Забор» - «Лопата» - «Качели» - «Индюк» - «Лошадка» - «Грибок» - «Балалайка».

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов: «Футбол», «Бабочка», «Облачко», «Парусник», «Задуй свечу».

Игры на развитие фонематического слуха:

«Где спрятался звук?», «Хлопни в ладоши», «Подними кружок», «Выбери картинки с заданным звуком», «Чем отличаются слова», «Слоговая цепочка», «Составь слово».

От 2-3-х недель до 6-ти недель.

Сроки зависят от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка.

II. Постановка звука

Последовательность постановки  звуков:

- соноры [р], [р'], [л'], [л].  

1.Закрепить функции артикуляционного аппарата.

2.Постановка звука:

-  по подражанию;

- с механической помощью;

- смешанным путём.

3. Закрепление образа буквы.

Октябрь - май

III.Введение звука в

 речь.

1.Закрепить изолированный звук.

2. Введение звука в слоги.

3. Введение звука в слова.

4. Введение звука во фразы, предложения, в тексты.

5. Введение звука в речь.

Введение звука в слоги.

Введение звука в слова

Сроки зависят от структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка.

IV.Дифференциация звуков.

1.Дифференциация изолированных  звуков.

2. Дифференциация звуков в слогах.

3. Дифференциация звуков в словах.

4. Дифференциация звуков во фразах, предложениях, в текстах.

5. Дифференциация звуков в речи.

Последовательность дифференциации звуков:

[р] - [р'];

[л'] – йотированные гласные;

[л] - [л'];

[р] - [л];

[р'] - [л'].

Игры на развитие фонематического слуха: «Где спрятался звук?», «Хлопни в ладоши», «Подними кружок», «Выбери картинки с заданным звуком», «Чем отличаются слова», «Слоговая цепочка», «Составь слово».

Октябрь – май.

V.Восполнение пробелов  развитии  лексики и грамматики (на базе поставленных звуков)

Формирование лексико-грамматического строя речи.

1.Обогащение словаря.

2.Устранение аграмматизмов:

 - учить употреблять существительные во множественном числе;

- согласовывать существительные с прилагательными , числительными;

- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- учить называть детёнышей животных;

- закрепить в речи простые предлоги.

1. По темам в соответствии с перспективным планом логопедической работы с группой детей с ОНР 3-4 ур.

Игры: «Сказочная страничка», «Загадочные картинки», «В гостях у Иришки», «Путаница», «Назови картинки», «Профессии», «Играем в слова».

2.Игры: «Один – много», «Посчитай », «Придумай предложения», «Иришкины рисунки», «Вкусная еда», «Отвечай-ка», «Найди маму», «Чей хвост?»,

В течение года.

2.4. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА

Система получения точных данных о состоянии деятельности учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга, представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом и на её основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.

Мониторинг проводится в целях:

  • Выявления степени соответствия результатов деятельности учителя-логопеда на логопункте ДОУ;
  • Определение уровня удовлетворения потребностей и ожиданий субъектов коррекционно-образовательного процесса;
  • Качественной оценки условий, созданных учителем-логопедом для осуществления полноценной коррекции недостатков речи у детей в условиях логопункта;
  • Развития логопедической помощи, своевременного предотвращения неблагоприятных критических ситуаций.

Мониторинг деятельности учителя – логопеда в условиях логопункта ДОУ реализуется по двум направлениям:

  1. Работа со всеми воспитанниками в рамках службы сопровождения ДОУ.
  2. Работа с детьми, посещающими занятия в логопункте.

I направление. Обследование по заявкам. Обследуются дети по мере возникновения потребности или по запросу участников педагогического процесса (воспитатели, родители и т.д.).

С 15 по 31 мая проводится обследование детей 3-х летнего возраста 1-ой младшей группы. Цель – выявление детей с речевой патологией, сформирование так называемой группы риска для проведения профилактической и консультационной работы. Родителям этих детей рекомендуется для подтверждения диагноза пройти обследование у врачей (невролога, детского психиатра и др.).

В начале учебного года обследуются дети 2-ой младшей группы, дети подготовительной группы и все вновь прибывшие. Обследованию подлежат также дети, занимавшиеся с логопедом в предыдущем учебном году и оставленные для продолжения обучения. С 20 по25 декабря проводится обследование детей средней и старшей групп.  Цель обследования – выявления детей с ЗПР, ОНР, детей с дизартрией, ринолалией, логоневрозом. Если у ребёнка обнаружены перечисленные нарушения, логопед проводит консультационную работу.

II направление. С целью выявления динамики речевого развития обследуются дети, посещающие логопункт. По результатам обследования составляется отчёт о логопедической работе и речевом развитии дошкольников, занимающихся на логопункте.

Мониторинг речевого развития детей, зачисленных в логопункт, проводится учителем-логопедом с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая.

Цели обследования:

  1. Выявить детей, имеющих нарушения речи.
  2. Зачислить в логопункт детей с учётом выявленных нарушений.
  3. Провести качественный анализ особенностей развития речи и коммуникативной деятельности.

В ходе обследования изучаются следующие компоненты речи:

  1. Артикуляционная моторика.
  2. Звукопроизношение.
  3. Фонематическое восприятие.
  4. Сформированность звукослоговой структуры.
  5. Навыки языкового анализа.
  6. Словарный запас.
  7. Грамматический строй речи.
  8. Связная речь.
  9. Понимание логико-грамматических конструкций.

Используемая методика: мониторинг проводится с использованием электронного пособия «СОНАТА – ДО: Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет» (составитель: Л.В. Кашина). Данная программа является адаптированным вариантом «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников» Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной. Кроме этой программы используется иллюстрированный материал  для обследования устной речи детей Н.В. Нищевой.

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта заполняются речевые карты воспитанников и применяется следующая система мониторинга.

Приёмы диагностического изучения:

  • сбор анамнестических данных;
  • беседы с родителями;
  • наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментов, в игре;
  • беседа с детьми;
  • беседа с воспитателями.

При обследовании заполняется речевая карта, в которую записываются сведения по общепринятой в логопедической практике схеме:

  • состояние артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
  • состояние звукопроизношения;
  • состояние фонематических процессов;
  • сформированность навыков звукового анализа и синтеза;
  • сформированность слоговой структуры слова;
  • состояние просодической стороны речи;
  • состояние лексического запаса;
  • состояние грамматического строя  речи;
  • состояние связной речи.

По результатам обследования делается заключение о характере речевого нарушения, определяются направления работы и её организационные формы (индивидуальные или подгрупповые занятия).

 

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
  1. МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ

КОРРЕКЦИОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Успех совместной деятельности коррекционно – педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильного организованного взаимодействия  логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, родителей (или лиц, их заменяющих).

Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей, педагогов.

Интеграция образовательных областей в процессе работы по коррекции нарушения развития речи у детей

Образовательная область

Задачи

Вид деятельности

Физическое развитие

- Развивать координацию и точность действий.

- Формировать правильную осанку при посадке за столом.

- Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании.

- пальчиковая гимнастика;

- речь с движением;

- физкультминутки;

- беседа.

Речевое развитие

- Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи.

- Игровые ситуации;

- мини – инсценировки;

- автоматизация поставленных звуков.

Познавательное развитие

- Учить воспринимать предметы, их свойства, подбирать группу предметов по заданному признаку;

- Продолжить развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками.

- Совершенствовать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.

- Составление описательных рассказов;

- автоматизация поставленных звуков;

- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия;

- игры с пазлами, мелкими предметами;

- пальчиковая гимнастика.

Художественно – эстетическое развитие

- Развивать умение слышать и передавать ритмический рисунок;

- Учить различать звучание нескольких детских игрушек или детских  музыкальных инструментов, или предметов – заместителей;

- Учить различать громкие и тихие, высокие и низкие звуки;

- Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца;

- Развивать графомоторные навыки.

- Дидактические игры, упражнения;

- штриховка.

Социально – коммуникативное развитие

- Развивать в игре коммуникативные навыки;

- Совершенствовать навыки игры в настольно – печатные  дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре;

- Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки;

- Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте;

- Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков;

- Учить соблюдать технику безопасности;

- Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами;

- Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативность речи.

- Настольно – печатные дидактические игры, театрализованные игры;

- автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи;

- беседа;

- поручение;

- игры с мелкими предметами.

Взаимодействие с педагогами ДОУ в рамках данной программы

Взаимодействие с воспитателями ДОУ в рамках данной программы  осуществляется по трём направлениям:

  1. Диагностическое направление

Воспитатель

Учитель – логопед

  • Проводит диагностику общего развития детей группы.
  • Сообщает логопеду о результатах своего наблюдения за ребёнком в различных видах деятельности, историю его раннего речевого развития и условия воспитания.
  • Опираясь на диагностические данные логопеда, планирует занятия с детьми, исходя из основных коррекционных задач.
  • Проводит ежегодное комплексное логопедическое  обследование всех детей  среднего и старшего дошкольного возраста, результаты которого отражает в «Журнале первичного обследования», справках об обследовании для родителей и информационных листках для родителей.

  1. Коррекционное направление

Воспитатель

Учитель – логопед

  • Осуществляет контроль за речью детей на занятиях и во время режимных моментов.
  • Занимается развитием мелкой и артикуляционной моторики.
  • Оказывает помощь по автоматизации поставленных звуков.
  • Способствует развитию словаря, грамматического строя речи, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.
  • Проводит необходимую работу с родителями для оптимизации коррекционного процесса.
  • Оказывает воспитателю помощь в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.
  • Даёт еженедельные письменные рекомендации по планированию групповых и подгрупповых игр с учётом возрастных норм и лексических тем, изучаемых в данный период. Всё это отражается в «Тетради взаимосвязи учителя- логопеда и воспитателей группы».

  1. Профилактическое направление

Воспитатель

Учитель – логопед

  • Организует такую предметную среду, которая способствует максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждения у них трудностей в речевом развитии.
  • Уделяет повышенное внимание детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков.
  • Отслеживает соответствие развивающей среды возрастным потребностям детей.
  • Даёт рекомендации воспитателю по обогащению речевой среды.

Формы работы по взаимодействию с воспитателями, используемые в практике.

  1. Наблюдение за динамикой автоматизации звуков у детей.

Данное наблюдение позволяет воспитателю наглядно отследить динамику всех детей с нарушениями звукопроизношения или конкретного ребёнка. Опираясь на условные обозначения, педагог предлагает ребёнку только тот речевой материал, который ему под силу. Воспитателю становится легче подобрать стихотворения к празднику (в случае затруднения помогает логопед). Возникает меньше проблем на занятиях: воспитатель знает, каких ответов можно ждать от ребёнка и не требует от него невозможных усилий. У ребёнка не возникает боязни отвечать на занятиях, не идет закрепление неправильного звукопроизношения тех звуков, которые ему ещё не под силу.

  1. Совместные рекомендации логопеда и психолога по детям, входящим в «группу риска».
  2. Подбор речевого материала: чистоговорок, рифмовок, заданий и упражнений для коррекции различных компонентов речевой деятельности. Воспитатель в подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребёнка. Логопед рекомендует воспитателям использовать правильную с логопедической позиции литературу и речевой материал.
  3. Консультации для воспитателей в виде ежемесячных информационных статей на стенде.

Темы консультаций для педагогов

Название месяца

Тема консультации

Сентябрь

О нормах в речевом развитии ребёнка.

Октябрь

Причины и профилактика речевых нарушений.

Ноябрь

Нарушение звукопроизношения.

Декабрь

Значение артикуляционной гимнастики в исправлении дефектов звукопроизношения.

Январь

Роль фонематического слуха в овладении правильной речью и подготовке к овладению грамотой.

Февраль

Упражнения на развитие фонематического слуха.

Март

Совместная работа логопеда и воспитателя по устранению речевых нарушений.

Апрель

Требования к речи персонала детского сада.

Май

Функции словообразования.

Взаимодействие со специалистами ДОУ в рамках данной программы

Взаимодействие в работе начинается с психолого – медико – педагогического обследования, которое проводится логопедом совместно с психологом ДОУ.

Задача обследования – определить уровень общего и речевого развития каждого ребёнка, попадающего на ПМПк.

Результаты данного обследования показывают, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства детей нарушены в различной степени психические процессы: память, внимание, мышление, навыки конструктивной деятельности и т.д. Поэтому успешной в ДОУ может считаться только та коррекционная работа, при которой  у ребёнка имеется достаточно высокий уровень сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития. И здесь основным принципом организации работы является оказание комплексной психолого – педагогической помощи детям, имеющим речевые нарушения.

Для этого ежегодно совместно с психологом составляются карты индивидуальной коррекционной работы по сопровождению детей с речевыми нарушениями. Кроме того при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно – образовательную среду ДОУ в целом. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях логопункта ДОУ позволяет  эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребёнку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

С целью формирования слухо – зрительно – двигательной координации музыкальные руководители в различных частях музыкального занятия используют логоритмические упражнения, которые развивают фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В тетради взаимодействия между логопедом и музыкальным руководителем на каждого речевого ребёнка заполняется экран звукопроизношения. Опираясь на данную таблицу, музыкальный руководитель может строить свои занятия с учётом речевых проблем каждого ребёнка, например, предложив детям распеть слоговые цепочки с теми  звуками, которые они исправляют  у логопеда.

Дети с нарушениями речи часто соматически ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Поэтому необходимо уделять серьёзное внимание физической культуре, закрепляя с помощью подвижных игр разной сложности, индивидуальных занятий моторные навыки, повышая активность, развивая подражательность, формируя игровые навыки. Обсуждение путей решения коррекционно – речевых задач с воспитателем группы привело к использованию на занятиях подвижных игр, сочетающих речь и движение, пальчиковую гимнастику. Благодаря совместным усилиям логопеда, воспитателей и специалистов ДОУ, у детей эффективно корректируются имеющиеся нарушения речи, что помогает им легко адаптироваться в ДОУ и успешно развиваться.

Особенности взаимодействия с родителями

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников с нарушениями речи. Подобному взаимодействию предшествует целенаправленная работа логопеда, воспитателей, других специалистов дошкольного учреждения, в процессе которой родители приобщаются к проблемам своих детей.

Формы работы с родителями в условиях логопедического пункта ДОУ.

  1. Ежегодная плановая диагностика детей, посещающих  1-ю младшую, среднюю и старшую группу ДОУ с целью выявления речевых нарушений.
  2. Внеплановые индивидуальные консультации и диагностическое обследование детей младше пятилетнего возраста по запросу родителей.

В результате такого обследования определяется уровень речевого развития, даются рекомендации:

- по развитию органов артикуляционного аппарата;

- по развитию фонематических процессов;

- по развитию грамматического строя речи;

- по накоплению активного словаря ребёнка;

- по развитию связной речи;

- по развитию мелкой моторики;

- по развитию правильного речевого дыхания.

3. Ежегодно совместно с воспитателями ДОУ проводятся групповые консультации (по запросу)  для родителей.

4. Оформление стенда для родителей со сменными информационными статьями, содержащими актуальный для данной группы материал.

Темы консультаций для родителей

Название месяца

Тема консультации

Сентябрь

О логопедических домашних заданиях

Октябрь

На зарядку с язычком

Ноябрь

Делаем дыхательную гимнастику правильно

Декабрь

Праздник красивой речи

Январь

Как пополнять словарный запас у детей

Февраль

Играем и развиваем грамматический строй речи

Март

Готовим руку к письму

Апрель

Поговорим о связной речи

Май

Готов ли Ваш ребёнок к школьному обучению?

 

5. Основной формой взаимодействия логопеда с родителями  воспитанников логопункта является тетрадь для домашних логопедических заданий. Задания подбираются в небольшом объёме, в игровой форме и объединяют все темы коррекционной работы: звукопроизношение, фонематические процессы, грамматический строй речи, лексику, связную речь, мелкую моторику.

Предполагаемый результат:

- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника.

- Привлечение родителей к участию в коррекционно – воспитательном процессе.

- Заинтересованность в положительном конечном результате коррекционного процесса.

  1.  ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Продолжительность занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и Санитарно – эпидемиологическими правилами и нормами:

- на индивидуальное занятие отводится 10 – 20 мин.;

- на подгрупповое  занятие для детей от5 до 6 лет – не более 25 минут, для детей от 6 до 7 лет – не более 30 минут.

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью речевого нарушения.

Общая продолжительность занятий зависит от индивидуальных особенностей детей и составляет:

- у детей с ФНР – 6 мес.;

- у детей с ФФНР – от 9 мес. до 1 года;

- у детей с ОНР 3-4 уровня в условиях массового детсада и работы логопеда на 0,5 ставки – 1 год.

3.3. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Материалы для логопедического обследования в виде альбомов с наглядным материалом для логопедического обследования психических процессов и всех сторон речи.
  • Лексико – грамматическая сторона речи:

- папки по лексическим темам;

- карточки с картинками;

- дидактические игры.

  • Коррекция звукопроизношения:

- картотека для проверки звукопроизношения;

- картотека «Загадки Речевичка»;

- картотека «Чистоговорки, скороговорки»;

- речевой материал на автоматизацию звуков;

- игры на автоматизацию звуков по Е.А. Азовой, О.О. Черновой.

  • Развитие фонематических процессов:

- игры на дифференциацию звуков по Е.А. Азовой, О.О. Черновой;

- игра «Слушай взрослого»;

- игра «Подними кружок»;

- сигнальные кружки.

  • Развитие мелкой моторики:

- картотека пальчиковой гимнастики по Н.В. Нищевой;

- игра «Радуга»;

- упр-е «Обведи фигуру»;

- природный материал для массажа;

- шнуровки.

  • Развитие общей моторики:

- картотека подвижных игр и упражнений по Н.В. Нищевой.

  • Материал для развития навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза, для обучения грамоте:

- игра «Где спрятался звук?»;

      - игра «Собери слово»;

      - лото «Грибники»;

      - символы звуков;

     - звуковые линейки;

     - картотека букв, слогов, слов и предложений для обучения чтению.

  • Дидактические игры:

- «Чем отличаются слова?»;

- Раздели слова на слоги»;

- Что перепутал художник?»;

- «Сосчитай-ка».

   

3.4.УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

  • Архипова Е.Ф. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  • Все работы хороши. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по обучению дошкольников рассказыванию. - СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2005.
  • Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения» от 14.12.2000 №2
  • Крупенчук О.И. План работы логопеда на учебный год: подготовительная группа детского сада. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2013.
  • Логопедия. Учебное пособие для студентов пед. институтов. /Под ред. Л.С.Волковой. – М., Просвещение, 1989.
  • Нищева Н.В. Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
  • Нищева Н.В. «Занимаемся вместе. Старшая логопедическая группа. Домашняя тетрадь. Часть 1». – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
  • Нищева Н.В. «Занимаемся вместе. Старшая логопедическая группа. Домашняя тетрадь. Часть 2». – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010.
  • Нищева Н.В. «Речевая карта ребёнка с ОНР от 4 до 7 лет». – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
  • Нищева Н.В. «Тетрадь №3 для средней логопедической группы». – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.
  • Нищева Н.В. «Тетрадь для старшей логопедической группы детского сада». – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013.
  • Нищева Н.В. «Тетрадь№2 для обучения грамоте детей дошкольного возраста». – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2017.
  • Нищева Н.В. «Тетрадь №3 для обучения грамоте детей дошкольного возраста». – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2018.
  • Нищева Н.В. «Конспекты подгупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР». – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
  • Рабочая программа учителя – логопеда ДОУ/авт.-сост. Ю.А. Афонькина, Н.А. Кочугова. – Волгоград: Учитель, 2014.
  • Сидорова У.М. «Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 6-7 лет: в 5 тетрадях. Тетрадь 1» - М.: ТЦ Сфера, 2014.
  • Сидорова У.М. «Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 6-7 лет: в 5 тетрадях. Тетрадь 2» - М.: ТЦ Сфера, 2014.
  • Сидорова У.М. «Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 6-7 лет: в 5 тетрадях. Тетрадь 3» - М.: ТЦ Сфера, 2014.
  • Сидорова У.М. «Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 6-7 лет: в 5 тетрадях. Тетрадь 4» - М.: ТЦ Сфера, 2014.
  • Сидорова У.М. «Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 6-7 лет: в 5 тетрадях. Тетрадь 5» - М.: ТЦ Сфера, 2014.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-го года жизни» - М.: Просвещение, 1989.

Электронные источники

  • Модифицированная программа коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта./сост. Киреева О.Н./dou5.gorco-zoriru
  • Справочник учителя – логопеда ДОУ. Планирование деятельности, отчётность. – Изд. «Учитель», 2014.
  • СОНАТА-ДО: Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет./сост. Кашина Л.В. – ООО Изд. «Учитель», 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста "ЧУДО МЯЧ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНаправленность программы:«Чудо мяч» является авторизированной программой физкультурно–оздоровительной направленности, предполагает кружковой  уровень освоения знаний и практи...

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Возраст 7 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таки...

ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Возраст 7 лет по своей психологической характеристике является первым сензитивным периодом для восприятия этических норм в силу появления самосознания и эмоциональной восприимчивости. Построенные таки...

«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитие речи в условиях логопедического пункта ДОУ»

Данная методическая работа раскрывает методику работы в условиях логопункта ДОУ по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В работу включены:...

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с гиперактивными детьми состоит из 20 занятий. Продолжительность занятий 25-30 мин, 1-2 раза в неделю....

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

программа "Совенок" по работе с детьми старшего дошкольного возраста с признаками одаренности

Программа по работе с с детьми старшего дошкольного возраста с признаками одаренности...