танцевально-оздоровительная методика работы с детьми старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Варжина Надежда Васильевна

танцевально-оздоровительная гимнастика, это здоровьесберегающая технология, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. это современное направление которое я применяю в своей работе. эта методика содействует физическому  развитию дошкольников средствами музыки и ритмических движений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОО Ельниковский детский сад «Теремок»

обособленное подразделение

"Ельниковский детский сад №1 комбинированного вида»

III районная конференция

«Инновации в образовании: опыт, качество, перспективы»

Номинация

"Здоровьесберегающие технологии в воспитании обучающихся как одно из приоритетных направлений инновационной деятельности образовательных организаций."

Тема выступления

«Танцевально – оздоровительная методика работы с детьми старшего дошкольного возраста. Танцетерапия.»

                                          Варжина Надежда Васильевна

                                                   инструктор по физической культуре

Ельники – 2019

1слайд.Танцевально-оздоровительная методика работы с детьми старшего дошкольного возраста «Танцетерапия»

К здоровью через радость!

2слайд. «Самое действенное лекарство для физического здоровья есть бодрое, веселое настроение духа»

Шведский философ  Кристофер Бострем.

 3слайд. Здоровье - это состояние полного физического, психического

и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или

 физических дефектов.

     В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможность полноценного физического и психического развития ребёнка. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребёнка в современных условиях является приоритетной. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни?

    Актуальность выбранной мной работы определена особой социально-экономической и социально-гигиенической ситуацией в стране. В последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Родители, медицинские и педагогические работники констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствия нормам в развитии детей, неполноценность их здоровья. Это касается в первую очередь нервной системы и опорно-двигательного аппарата.

    Единая основа проблем физического и нервно-психического развития детей обусловила создание двигательных программ развития ребенка. Поэтому внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий для меня стала первоочередной и своевременной задачей.

4слайд.Здоровьесберегающая технология” – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. 

Одна из главных задач нашего дошкольного учреждения – это создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья  воспитанников.

В последние годы дошкольные образовательные учреждения активно внедряют инновационные формы и методы оздоровления детей. Существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.

Остановлюсь на одном из современных направлений в оздоровлении дошкольников, которое я применяю в своей работе,  это метод танцевальной терапии. Танцевальная терапия – это оздоровление человека средствами танцевального искусства.

Танцы – приятный способ оздоровления. Для детей – это просто занимательные движения под музыку, веселая игра или просто повод попрыгать.

Целительное воздействие танцев замечено человеком в глубокой древности, и оно использовалось для решения как личностных, так и коллективных проблем. Сегодня повышенный интерес к танцевальной терапии медиков, хореографов, воспитателей, инструкторов по физической культуре основан на альтернативном движении немедикаментозной помощи ребёнку. Танцевальные упражнения развивают координацию движений и чувство ритма, снимают мышечную закрепощенность и способствуют улучшению мышечного тонуса, избавляют от нервных перегрузок, решают проблемы гиподинамии.

Танец является одним из самых древних способов, используемых людьми для выражения своих чувств и эмоций. Танец сочетает в себе физическую, психическую и эстетическую деятельность, способен выражать целую гамму человеческих эмоций. Он представляет собой живой язык, носителем которого является человек. Движения танца являются своеобразным средством коммуникации.

5 слайд. Цель танцевально-оздоровительной работы с детьми: содействовать физическому развитию дошкольника средствами музыки и ритмических движений,  разнообразных умений и способностей; укреплению психического здоровья детей и развитию качеств личности.

Таким образом, танцевально-оздоровительная гимнастика помогает сохранять и укреплять  психическое и физическое здоровье! Но самое главное- это источник чистой радости и для детей и для взрослых!

6 слайд. Исходя из цели, выделяются основные задачи.

• Укрепление здоровья (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия, совершенствование функций органов и систем организма);

• Совершенствование психомоторных способностей дошкольника (гибкости, выносливости, координационных способностей, чувства ритма, музыкального слуха, внимания, памяти) ;

• Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся (развитие воображение, находчивости, познавательной активности, формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку, воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощения и творчества в движениях, формирование лидерских качеств, инициативности).

Добиться решения данных задач помогает сочетание средств физического, музыкального воспитания, элементов психологии и игрового метода проведения.

7 слайд. Танцевально-оздоровительная гимнастика как губка, впитала много здоровьесберегающих технологий: релаксацию, пластические этюды, психогимнастику, ритмическую гимнастику, танцевальные игры-превращения, упражнения на развитие гибкости (стретчинг), коммуникативный танец  и др., эта гимнастика очень вариативна, в нее можно добавлять что-то по своему усмотрению.

Рассмотрим здоровьесберегающие технологии в отдельности.

8 слайд.1. Релаксация. Дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки: постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации телеэкрана, частые простудные и инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Нервная система детей ослаблена. Многие дети дошкольного возраста не могут уснуть во время тихого часа. Поэтому в свои физкультурные занятия, или интенсивные мероприятия я  включаю несколько минут расслабления – релаксации. Наиболее эффективный способ – музыка (мелодичные классические произведения Бетховена, Шопена, Моцарта, Чайковского и др., звуки природы).

9 слайд.2. Пластические этюды. Все эмоции имеют физическое выражение. Во время проведения занятий дети открывают пути выражения эмоций вовне, а не затаивают их внутри себя. Лучше всего это достигается в процессе использования пластических этюдов. Например, с лентой (как с длинной, так и с короткой). Лента может применяться в самых различных целях: она ограничивает особое, безраздельно принадлежащее ребёнку пространство. С лентой можно фантазировать и танцевать, а затем передавать свои фантазии в рисунке («волны»«восьмёрка»«снежинки»«распускающийся цветок» и др).

10 слайд.3. Психогимнастика. Тревожность у детей дошкольного возраста проявляется в беспокойстве, напряженности, недоверчивости к окружающим, неуверенности в себе. Специальные игры, упражнения, этюды с элементами психогимнастики помогут детям преодолеть барьеры в общении, развить лучшее понимание себя и других, снять психическое напряжение, создать возможности самовыражения. Элементы психогимнастики я включаю как в проведении непосредственно образовательной деятельности, так и в любом другом виде детской деятельности. Например, «Дружба начинается с улыбки»«Комплименты»«Зеркало»«Лев рычит»«Поезд колесами стучит» и др.

11 слайд.4. Танцевальные игры-превращения развивают у детей фантазию, воображение, творческие способности («Карнавал животных»«Прекрасные цветы»«Насекомые»).

12 слайд.5. Театрализация движений. Техника перевоплощения: придумать своё животное и изобразить его; передать характерные движения группы животных: повадки кошек, ползающие паучки, прыжки кенгуру, верблюд, берёзку, и др.

13 слайд.6. Саморегуляция. Попробуем рассмотреть танец как способ помочь ребенку выразить свои чувства. Очень часто дети, которых называют трудными в сфере движения «звездами»«превращаются» из застенчивых, тихих в более уверенных и открытых. В этом помогут упражнения, на развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим, выразить свое состояние, эмоции, чувства, ликование, грусть, страх, усталость, смущение, радость, лень, восторг и т. д.)

14 слайд.  7. Уникальность игрового стретчинга состоит в том, что именно через игру идет влияние на детский организм: активизируются его защитные силы, у детей вырабатывается способность управлять своим телом. В его основе лежит статическая растяжка мышц всего организма: позвоночных, мышц рук и ног. Игровой стретчинг оказывает серьезную поддержку всему организму в плане оздоровительного воздействия. Формируется правильная осанка, исправляются ее нарушения, происходит профилактика иных деформаций позвоночника. Помимо этого, развивается координация движений, эластичность мышц. Делаются эти упражнения без какого-либо вмешательства со стороны, а их медленный темп даёт возможность ребёнку почувствовать все своё тело, при этом сохраняется максимальная безопасность здоровья. («Добрая кошка»«Змея» и др.)

15 слайд.8. Дыхательная гимнастика. Среди методов физического воспитания, имеющих хорошее оздоровительное значение, в ДОУ в настоящее время все большее распространение получает дыхательная гимнастика. Патологические изменения, возникающие при простудных заболеваниях, ослабляют дыхательную мускулатуру, что ведет к ухудшению легочной вентиляции. Поэтому большое внимание уделяю использованию на занятиях элементов дыхательных гимнастик, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких. Кроме того, в упражнениях заложены дополнительные резервы тренировки дыхания и внимания.Например «Подуй на свечу, но не гаси…,шипящее дыхание»

16-17 слайд.9. Коммуникативный танец – это танец с простыми, лёгкими, игровыми компонентами. Он вызывает у детей массу положительных эмоций, что способствует развитию не только музыкально-ритмических способностей, но и коммуникативных навыков. Коммуникативный танец состоит из несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. В процессе групповых занятий  все дети включены в активное творческое и социальное взаимодействие, при этом каждый ребенок может побыть в центре внимания. Танцы, разученные на занятиях исполняются на праздниках, развлечениях, концертах для родителей.

18 слайд.10. Ритмические упражнения развивают у ребенка чувство ритма, воображение, умение двигаться под музыку, выразительность, пластичность, общую культуру движений. Они помогают ребёнку сочинить свой собственный танец, научат импровизировать под музыку.

Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

19 слайд.  Итак, метод танцевальной терапии помогает снять детям  «зажимы», агрессию, развить воображение, фантазию, избавиться от страхов, преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, научиться воспринимать звук, ритм, учит согласовывать движения собственного тела с музыкой. А самое главное, способствует укреплению здоровья подрастающего поколения. 

20 слайд.Мы стремимся к полной реализации в жизни каждого ребёнка:

- достаточной индивидуальной умственной нагрузки,

- обеспечение условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений,

- полное удовлетворение потребности в движении

Моя работа строится по принципу: «уча других – учишься сам». На занятиях я выступаю в роли помощника, а не педагога,  именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности и самовыражению через движение. Во время занятий у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. И еще каждый малыш должен знать, что он важен и нужен. "Мой успех – это успех моих воспитанников".  Я не ставлю своей целью достижения высоких результатов путем форсированного формирования тех или иных навыков. Моя задача заключается в том, чтобы помочь детям проявить собственные потенциальные возможности данные ему от рождения, а они есть у каждого. Моя дружба и понимание детей помогает мне находиться в их удивительном мире детства. Я вижу, как расправляются их плечи, выпрямляются спинки, как свободно они общаются друг с другом на занятиях, они танцуют, превращаются в разных животных, шутят и смеются. 

Результатом своей работы считаю то, что дети с радостью бегут на занятия по физкультуре, где получают эмоциональный подъём, выявляют у себя позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе, силу воли, целеустремленность, а эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, которые возвращается ко мне по принципу бумеранга. 
21 слайд."Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье!" - сказал когда-то  философ Генрих Гейне

 Я, и мои воспитанники с ним согласны”.

Спасибо за внимание!

Литература.

1. Ю. Андреева «Танцетерапия», М.: 2010 - 256 с., «ДИЛЯ».

2. Э. Грендлюнд, Н. Ю. Оганесян «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика». – СПб.: Речь, 2004 г.

3. Г. А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» учебно-методическое пособие для педагогов. Москва, 2000 г.

4. С. В. Трифонова «Танцетерапия для детей как метод оздоровления». – М., 2007 г.

5. Е. Ю. Черемнова «Танцетерапиятанцевально-оздоровительные методики для детей».

Ростов-на-Дону, 2008 - 123 с., изд. ФЕНИКС, серия Мир вашего ребенка.

6. М. И. Чистякова, «Психогимнастика»/ под ред. М. И. Буянова – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 г. -160 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

CТАТЬЯ: "Возможности фольги-методика работы с детьми старшего дошкольного возраста 5-7 лет"

В представленном материале дается  описание свойств и преимуществ фольги как доступного и нестандартного материала для детского творчества. Представлены приемы и этапы работы с данным материалом....

«Методика работы с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитие речи в условиях логопедического пункта ДОУ»

Данная методическая работа раскрывает методику работы в условиях логопункта ДОУ по коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В работу включены:...

Актуальность применения методики "Мнемотехника" в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию реб...

: «Методика использования дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой в работе с детьми старшего дошкольного возраста, одаренных певческими способностями».

Пояснительная записка. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – это методика, направленная на развитие и улучшение многих физиологических процессов человека. Она способствует развитию о...

Методика "Утреннего круга" в работе с детьми старшего дошкольного возраста

    Утренний круг или утренний сбор – это ритмически организованная,   эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию    активно...