Конспект НОД по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Посуда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Гуляева Марина Ивановна

Цель: Обучение детей пересказу с опорой на предметные картинки.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из 4 (1 подгруппа),   6 слов (2 подгруппа);

- пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат опорные сигналы ;

Развивающие:

- активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь;

- закреплять понятия: «слово – признак», «слово – действие».

Коррекционные:

- закреплять умение детей составлять предложение по предметным картинкам и схемам предлогов  (на, под, за, между, в) .

- развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное  отношение  друг к другу;

- бережное отношение к посуде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_posuda.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи

с детьми  старшего дошкольного возраста

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Тема: «Посуда»

Цель: Обучение детей пересказу с опорой на предметные картинки.

Задачи:

Образовательные:

- продолжать учить детей точно и полно отвечать на вопрос, строя фразу из 4 (1 подгруппа),   6 слов (2 подгруппа);

- пересказывать короткий текст, наглядной опорой для которого служат опорные сигналы ;

Развивающие:

- активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь;

- закреплять понятия: «слово – признак», «слово – действие».

Коррекционные:

- закреплять умение детей составлять предложение по предметным картинкам и схемам предлогов  (на, под, за, между, в) .

- развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное  отношение  друг к другу;

- бережное отношение к посуде.

Оборудование:  опорные сигналы к тексту, две сюжетные картины с изображением Федоры, схемы предлогов, мяч, цветок с двумя кармашками,

 предметы посуды (чайник, кастрюля, сахарница, хлебница, бокал, поднос), предметные картинки с изображением игрушек, листы, простые карандаши, трафареты посуды и ножницы по количеству детей, бумажная скатерть, магнитофон с записью русской народной мелодии  «Ах, вы сени, мои сени», конверт с письмом.

Методы: словесные, игровые, наглядные, практические.

Предварительная  работа: чтение произведения К.И.Чуковского «Федорино горе», разучивание физминутки, рассматривание предметов посуды, сделанных из разных материалов, работа со схемами предлогов.

Конспект занятия.

Организационный момент. Дети входят в группу и садятся на стульчики.

Логопед: Дети, я сейчас вам прочитаю отрывок из произведения К.И.Чуковского, а вы послушайте и скажите, как оно называется

 Читается отрывок из произведения К.И.Чуковского «Федорино горе».  

Логопед: Молодцы !

Разворачивается доска с изображением  плачущей Федоры.

Логопед: Ребята, кто это?

Дети: Федора.

Логопед: Нам Федора прислала письмо. Давайте его прочитаем.

 «Дорогие дети, от меня убежала вся посуда. Она вернётся, если вы поможете мне, выполнив задание. Пожалуйста, помогите!»

Логопед: Ну что ребята, поможем Федоре, постараемся?

Дети: Да.

Основная часть

Логопед: Ребята, давайте выполним первое задание Федоры. Выходите в центр группы, встаньте в круг и передавая мяч друг другу расскажте Федоре какой бывает  посуда, если она сделана из разных материалов ?

Дети: фарфоровая, стеклянная …,

Логопед:  какая она была, когда убегала от Федоры?

Дети: грязная, немытая, разбитая, … ,

Логопед: какой она должна быть?

Дети:  чистой, блестящей, красивой…...

Логопед: Как называются слова, отвечающие на вопросы: Какой? Какая? Какие?

Дети:   слова – признаки.

Логопед: А теперь расскажем, как нужно обращаться с посудой, что с ней можно делать?

Дети: беречь, чистить, мыть…..

Логопед: Как называются слова, отвечающие на вопросы: Что делать? Что делает?

Дети: слова – действия.

Логопед: Молодцы! С этим заданием Федоры вы справились. Садитесь  на стульчики  

Дети проходят  на стульчики

Логопед: Федора прислала картинки и просит вас пересказать рассказ, который называется  «Мамина чашка»

Логопед читает, по  ходу чтения указывает на опорные сигналы

       На улице шёл дождь. Мама не разрешила гулять. Алеше было скучно. Он взял мяч и стал бросать его. Мяч упал на стол и опрокинул мамину любимую чашку. Чашка упала на пол и разбилась. Мама услышала звон стекла, пришла в комнату и спросила, кто разбил чашку. Алеша испугался и показал на Бобика. Мама взяла веник и выгнала Бобика на улицу.

На улице совсем стемнело и  дождь шёл всё сильнее. Мокрый Бобик скулил на крыльце. Алеше стало стыдно. Он пошёл к маме и во всём признался. Бобика пустили домой и напоили молоком.

Логопед: вы внимательно слушали  рассказ? Ответьте на мои вопросы:

   Какая погода была на улице? Что не разрешила мама Алёше? Алеше было скучно или весело? Что стал  делать Алёша? Куда упал мяч? Что стало с чашкой? Что сделала мама? Что сделал Алёша? Что сделала с Бобиком мама? Какая погода была на улице? Что делал под окном Бобик? Что чувствовал Алёша?

Как поступили с Бобиком?

Логопед добивается полных, развёрнутых ответов детей.  

Логопед: Ребята, давайте выполним следующее задание Федоры. Выходите в круг.

Физминутка «Федорино горе»

И помчалися по улицам ножи:    

«Эй, держи, держи, держи, держи, держи»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

«Я бегу, бегу, бегу,

Удержаться не могу!»

Вот и чайник за кофейником бежит,                      

Тараторит, тараторит, дребезжит…  

А  посуда вперёд и вперёд  

По полям, по болотам идёт.                        

                                                             

На месте движения  руками сверху вниз

хватательные движения руками

руки на поясе

дети бегут по кругу

стоя на месте, одна рука на поясе, другая вытянута вперёд.

Ходьба  с высоким подниманием колен

Логопед: Молодцы!  А теперь я вам буду бросать мяч и называть слово- действие, а вы должны вспомнить предложение из рассказа.

Дети выполняют задание.

Логопед: Шёл.

Ребёнок:  На улице шёл дождь.

Слова-глаголы: - не разрешила –взял – опрокинул –– пришла –-  выгнала –– скулил –– признался – пустили.

Логопед: Садитесь и ещё раз послушайте рассказ. Внимательно запоминайте его.

Вторичное чтение рассказа. Пересказ рассказа 3-4  детьми.

Логопед: Молодцы! Чей рассказ вам понравился больше всего? И почему?

Ответы детей.

Логопед:  Итак, последнее задание, которое поможет найти и вернуть посуду Федоре.

Логопед приглашает детей пройти к столу с цветком.

Посмотрите, какой красивый цветок у нас на столе! На каждом лепестке цветка с одной стороны  картинка с изображением предмета, а с другой стороны – схема с маленьким словом-предлогом. С их помощью вы поймёте,  где спряталась посуда.

Дети по очереди подходят к столу, берут по одному лепестку и выполняют задание.

Маша: Посуда находится за мишкой ….(около куклы, между зайцем и пирамидкой, под стулом, на столе)

Заключительная часть.

Развитие мелкой моторики руки (под запись русской народной песни).

Логопед:  Молодцы!  Давайте сделаем Федоре подарок.

Дети: Давайте!

Логопед:  Возьмите трафареты, простые карандаши обведите посуду по контуру,  затем ножницами вырежьте её.

 Дети выполняют задание.

 Логопед: Какая новая замечательная посуда получилась для Федоры! Посмотрите на Федору, она такая же грустная?

Дети: Нет.

Логопед: Федора  весёлая и довольная, благодаря вам.

Рефлексия

Логопед:А у вас какое настроение?

Дети: Хорошее. Радостное. Весёлое.

Логопед: Что вам понравилось на сегодняшнем занятии?

Дети: выполнять задания Федоры, искать посуду и т.п.  

Логопед:   Ребята, вы – молодцы, со всеми заданиями справились замечательно! До следующей встречи!

Литература:

  1. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. С-Пб.: СОЮЗ 2001г.
  2. Логопед №6-2013г. Москва: ТЦ «Сфера»
  3. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. Москва: Аквариум, 1995г.
  4. К.И. Чуковский «Федорино горе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи c использованием ИКТ

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи с использованием ИКТ....

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Конспект образовательной деятельности «Развитие речи» для детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи Тема: «В гости к Дедушке Морозу»

На занятии у детей формируются знания о Новогоднем празднике, обогащается словарь прилагательными по теме. Дети осваивают элементы самомассажа, развивают координацию движений, мелкую моторику....

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....