Опыт использования методики Т.А. Ткаченко по формированию фонематических процессов в практике коррекционной логопедической работы
консультация по коррекционной педагогике

Материал представляет собой консультацию для учителей-логопедов, в котором отражен практический опыт применения зрительных символов звуков речи по методике Т.А.Ткаченко

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_tkachenko_ta.docx522.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование авторских методик по развитию фонематических процессов с детьми с нарушениями речи»

  1. Актуальность развития фонематических процессов у детей с речевой патологией.

Фонематическое восприятие — это способность человека воспринимать звуковой состав слова.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы — важный фактор успешного становления речевой системы в целом.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, вследствие чего у него нарушается звукопроизношение. Его словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. Ребёнок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. По той же причине не формируется в нужной степени и грамматический строй. Понятно, что при недостаточности фонематического восприятия многие предлоги или безударные окончания слов для ребёнка остаются «неуловимыми».

Только при планомерной работе по развитию фонематических процессов дети воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

  1. Особенности работы по формированию фонематических процессов

в условиях логопункта детского сада

В связи с отмеченными трудностями возникает необходимость систематического и планомерного развития фонематических процессов у детей на занятиях с логопедом. Организация работы по формированию фонематического восприятия в условиях логопункта в детском саду требует особенного методического подхода в этом вопросе.

Методика работы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушениями речи описана у многих авторов:

Татьяны Борисовны Филичевой,

Раисы Ивановны Лалаевой,

Татьяны Володаровны Тумановой,

Елены Михайловны Мастюковой,

Дьяковой Натальи Ильиничны,

Нищевой Наталии Валентиновны и других.

Все эти методики предполагают длительный период обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях логопедической группы, где в режиме предусмотрено достаточное количество занятий по формированию фонематических процессов.

Практика работы на логопедическом пункте детского сада предполагает в основном работу по коррекции звукопроизношения. Поэтому остальные задачи коррекционной работы должны быть интегрированы в работу по коррекции звукопроизношения. Я искала пути, позволяющие максимально облегчить детям понимание и усвоение навыка фонематического восприятия, в условиях индивидуальной работы с детьми на логопедических занятиях логопункта. Такие авторы, как Лылова Любовь Семеновна и др. авторы в своей книге «Индивидуальные и подгрупповые логопедические занятия с детьми дошкольного возраста», а также Коноваленко Вилена Васильевна и Коноваленко Светлана Владимировна в книге «Индивидуально-подгрупповые занятия по исправлению звукопроизношения» предлагают совмещение развития фонематических процессов с работой по формированию звукопроизношения.

Меня привлекла методика формирования фонематического восприятия с использованием зрительных символов.

Многие авторы предлагают использование символов в процессе знакомства со звуками речи (Слайд)

Фомичева Мария Федоровна,

Новикова-Иванцова Тамара Никифоровна,

Агранович Зоя Евгеньевна,

Косинова Елена Михайловна

Жанна Анатольевна Травкина

Символы этих авторов также можно использовать для формирования фонематических процессов. Но для меня они не очень подошли. Во-первых, слишком детальное изображение отвлекает внимание ребёнка от занятия. Во-вторых, я столкнулась с проблемой эмоционального восприятия детьми некоторых картинок. Некоторые дети отказываются повторять звук постоянно плачущей девочки, некоторые боятся самих изображений.

  1. Методика формирования фонематического анализа и синтеза Татьяны Александровны Ткаченко

Особенно меня привлекла методика формирования фонематического анализа и синтеза Татьяны Александровны Ткаченко, которая предполагает визуализацию произносимых звуков речи, где визуальной опорой являются геометрические формы, внешний вид которых напоминает очертания губ при артикуляции соответствующего гласного звука. Этот подход концентрирует внимание ребёнка на артикуляции и звучании фонем одновременно. Автор опубликовала много практических пособий с использованием данной методики. (Слайд)

Татьяна Александровна предлагает следующие символы для обозначения гласных звуков.(Слайд)

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/g/G1ZylpDYJ54nMqEwc98vIeTfzF2U0AQHPsahRN7txb/slide-7.jpg

В основе метода лежит опора на ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА, которыми являются ЗРИТЕЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ ЗВУКОВ. Иногда возникает вопрос: почему нельзя сразу учить буквы? Зачем нужны какие –то символы? В чём их преимущество перед буквами? Не запутывают ли они детей? Разберёмся.

Прежде всего задумаемся – что такое буква? Это графический символ звука, используемый для письменной речи. Только буква логически не связана со звуком. А зрительные фонетические символы связаны.  

Преимущество символов перед буквами:

• легко запоминаются,

• мгновенно воспроизводятся,

• напрямую соотносятся со звуком,

• усиливают слуховое восприятие за счёт дополнительной опоры на зрительный и кинестетический контроль.

  1. Практическое применение методики Т.А. Ткаченко

Итак, как можно использовать эти символы в практике работы?

Я для своей работы с детьми несколько видоизменила основной набор форм, обозначающих гласные звуки.

Это было сделано с целью ввести в работу звук Э, который отсутствует у Ткаченко. Татьяна Александровна считает, что звук Э сложно использовать для работы с детьми потому, что он в основном используется в заимствованых из других языков словах, малопонятных детям, и почти всегда стоит в безударной позиции (этаж, этажерка, каноэ, экран). Мне звук Э был необходим, чтобы использовать его при автоматизации твёрдых согласных.

Начиная коррекционные занятия с ребёнком, в процессе подготовительного этапа при постановке звука, одновременно я знакомлю ребёнка с символами гласных звуков. Необходимо отметить, что указанные заменители предлагаются детям последовательно, в общепринятом порядке (А, У, И, О ).

Систему индивидуальных занятий по формированию фонематических процессов и последовательность предъявления гласных звуков можно взять у Коноваленко Вилены Васильевны и Коноваленко Светланы Владимировны в книге «Индивидуально-подгрупповые занятия по исправлению звукопроизношения»,  Лиманской Ольги Николаевны «Конспекты логопедических занятий в старшей (подготовительной) группе» или у других авторов (Слайд).

Начинаем знакомство со звука А. Рассматриваем его артикуляцию. (Рот открыт максимально широко, напоминает по форме большой круг. Звук выходит легко, не встречая препятствия). Детям 6-7 лет даём понятие «Гласный звук». Обозначаем звук карточкой с большим кружком (показать).

Для закрепления звука можно предложить ребёнку такие игры:

«Произнеси звук столько раз, сколько кружков на кубике»,

«Повтори звук А столько раз, сколько раз я стукну карандашом по столу, хлопну в ладоши»,

«Прокати мячик и спой звук»,

«Покажи карточку, если услышишь звук А» (У, И, А, И, Э…)

«Есть ли звук А в слове?» (ребёнок поднимает карточку с кругом, если слышит звук в слове).

 «Определи первый звук в слове», «Определи последний звук в слове»,

Далее приблизительно таким же образом рассматриваем звуки У, И, О, Ы, Э.  При этом внимательно определяя артикуляцию каждого звука.

Итак, при знакомстве с каждым гласным звуком дети получают как бы двойную опору для восприятия: слуховую и зрительную, причем такую зрительную, которая в отличии от буквы легко и быстро запоминается, помогает моментально воспроизвести звук и, следовательно, значительно облегчает овладение звуковым анализом.

Надо отметить, что речевые и интеллектуальные возможности детей 6-7 лет несколько шире, чем у детей 4-5 лет. Поэтому им можно предъявлять не по одному, а по два или даже по три звука на одном занятии, делая акцент на сравнении артикуляции звуков А-У–И, И – У, У – О, Ы-Э.

После прохождения на занятиях звуков У, А, И и усвоения их зрительных образов соответствующих символов можно начинать проводить игры на анализ сочетаний из двух и трёх указанных звуков.

Игра «Назови звук, не ошибись» Цель: научить анализировать сочетания из двух и трёх гласных звуков. Перед детьми на наборном полотне выкладывается по два, а затем по три символа в ряд. Дети произносят сочетания звуков с опорой на их заменители: уи, ау, ауо, оуи и т.д. Детей спрашивают: Сколько звуков ты сказал? Какой первый звук? Второй? Третий?

Игра «Послушай и сложи» Цель: научить ребенка анализировать и воспроизводить в заданном порядке звукосочетания (т. е. синтезировать задаваемые звуки).

У ребёнка на столе по 4 символа. Эти изображения звуков а, у, и, о. Логопед произносит сочетания из двух, трёх, затем четырёх указанных звуков. Например, ао, аоу, ауои и т.д. Дети должны на слух определить количество и последовательность произнесённых звуков и выложить на столах в ряд соответствующие символы. Затем логопед спрашивает:- Сколько звуков я сказала? Повтори их. - Какой 1-й звук? 2-й? 3-й? - Какой последний звук? -Что получится, если соединить звуки «а» и «у»? «О» и «а»? (дети, глядя на символы произносят сочетания). Отмечаем, что когда карточки лежат рядом, звуки поём одной песенкой слитно.

Игра «Разложи картинки»
Цель: научить детей дифференцировать звуки «а» и «у» в начале слова.
На столе картинки с изображением предметов, названия которых начинаются со звуков «а», «у» (аист, утка, утюг и т.д.) Звуки в словах стоят в ударной и безударной позиции. На наборном полотне выставляются слева заменитель звука «а», справа – звука «у» (большой и маленький кружки).
Дети берут картинку, произносят соответствующее слово и ставят картинку на полотно справа или слева, в зависимости от начального звука в слове.

Подобным образом происходит обучение дифференциации звуков «а-и», «и-у», «у-о», находящихся в начале слов.

Впоследствии можно упражнять в различении трёх звуков, например «а-у-и», что без зрительных символов даётся детям с большим трудом.

Все эти игры можно проводить в процессе подготовки артикуляционного аппарата к постановке звуков.

  1. Введение согласных (слайд)

Марина Владимировна Полякова, А также Коноваленко Вилена Васильевна и Коноваленко Светлана Владимировна отмечают важность отработки речевого выдоха на основе произношения звука Т. После знакомства с гласными звуками первым согласным звуком становится звук Т. Одновременно отрабатываем силу речевого выдоха.

Татьяна Александровна Ткаченко предлагает следующие символы согласных звуков

http://t-a-tkachenko.ru/publications/1/5.jpg   https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/11e0/0008764f-9252235e/hello_html_1b97fa2a.jpg

Считаю, что схематичные символы Ткаченко больше подходят для фонематического анализа, так как не отвлекают внимание ребёнка на детали рисунка и несут информацию о том, что гласные звуки мы обозначаем красным цветом (так как рот красный), а согласные мы обозначаем синим цветом.

При знакомстве ребёнка с согласным звуком Т, показываем ему символ (молоток). Объясняем артикуляцию звука (язычок с силой стучит в заборчик, чинит его молотком). При этом отрабатываем речевой выдох (показать по методике Поляковой). Детям 6-7 лет даём понятие «Согласный звук». Звук хочет вырваться из ротика, но встречает препятствие, а  звук не обижается, он согласен. Дети легко усваивают понятие при таком объяснении, хотя конечно, оно не является научным.

Проводим игры со звуком Т, одновременно отрабатывая произношение переднеязычного звука, которое нам пригодится для постановки звука С.

- «Стукни молотком столько раз, сколько кружков на кубике»,

- «Повтори звук столько раз, сколько раз я стукну карандашом по столу», «… сколько раз прыгнет мячик».

- «Поймай звук» (м-п-т-д-р-т…)

- «Определи первый звук в слове» (тапки, топор, ток, там),

- «Есть ли звук в слове?» (ребёнок поднимает карточку с символом, если слышит звук в слове).

Далее проводится анализ слогов типа СГ, ГС, СГС, ГСГ. (показать. «Наш молоточек весёлый, он любит петь песенки: ТА ,ТО, ТУ, ТЫ, ТЭ…») (с молотком)

Можно предложить игру:

Игра «Повтори за мной»
Цель: развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие, упражнять в воспроизведении слоговых рядов, состоящих из трёх и четырёх слогов.
Произносится слоговой ряд с легко произносимыми согласными звуками, например: то-ту-та. Одновременно выставляются на полотне в ряд символы произнесённых слогообразующих гласных «о-у-а». Затем логопед просит детей повторить слоговой ряд.

Воспроизведение слоговых рядов при помощи заменителей позволяет детям удерживать в памяти и воспроизводить до 4-5 слогов. Причём, у детей это не вызывает трудностей, а занятия проходят живо, интересно и дают большой обучающий эффект.
После произнесения слоговых рядов со зрительной опорой дети гораздо легче повторяют те же слоговые сочетания на слух.

  1. Автоматизация поставленных звуков.

Следующим этапом использования символов в работе с детьми становится Автоматизация поставленных звуков.

После постановки звука С продолжаем формировать фонематическую сторону речи при помощи игр с карточками-символами.

Игра «Прочитай, не ошибись». Наш насосик весёлый, он любит петь песенки Логопед выкладывает с помощью знакомых символов слоги, включая автоматизируемый звук. Ребенок прочитывает сочетания звуков. (Показать) СА, СО ,СУ, СТА, СТО, СТУ, ОСТ,, СТЫ, УСТ….

Игра «Послушай и сложи песенку». Логопед произносит слоги с автоматизируемым звуком. Ребёнок выкладывает их с помощью карточек.

Игра «Разложи картинки». Логопед вместе с ребенком выкладывает слоги из карточек. Ребенок подбирает картинки со словами, в которых эти слоги есть.

При автоматизации звука в сочетании с другими согласными, постепенно вводим символы новых согласных.

Например К: СКА, СКО, СКУ, АСК, ОСК…

 П: СПА, ОСП, СПЫ.

Трудные для произношения сочетания с поставленными звуками также легче пояснить ребёнку с использованием символов. Например со звуком Л: ПЛА, КЛА, ШЛА…

В книге ВВ Коноваленко, СВ Коноваленко есть большое количество речевого материала для отработки звуков в слогах и словах со стечением согласных. Чтобы ребенку проще объяснить произношение, используем символы.

При автоматизации звука Р есть сложный момент. Бывает трудно оторвать звук Р от опорного Т или Д. Можно выложить звуковую схему ТР и или ДР. Отработать ее с гласными ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЫ, Выкладывая схемы. Затем можно заменить символы звуков Т и Д на Б. Ребёнок более сознательно пытается соединить новый звук с «моторчиком» и у него гораздо быстрее это получается. Затем отрабатываем сочетание ВР, ФР, КР, ГР и затем уже переводим звук Р в сочетание с гласными. Символы звуков при этом оказывают неоценимую помощь.

Дифференциация

При отработке звука Ш на определённом этапе начинаем его дифференциацию со звуком С. Визуально ребёнок видит 2 разных звука. Насос накачивает шарик С-С-С, а он в свою очередь сдувается Ш-Ш-Ш. Если отрабатывать звуки просто на слух, ребёнок часто сбивается, но видя перед собой картинки, он контролирует своё произношение.

Можно провести игры «Покажи, что назову», «Назови, что я покажу».

Как Насос споёт песенку А? СА, а шарик? ША (СО-ШО, СУ-ШУ)…

Чью песенку ты слышишь в слове? (сок, шок, сумка, шапка, миска, мишка…)

Опыт позволяет утверждать, что данные приёмы при обучении звуковому анализу детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи дают возможность добиться прочного усвоения полученных знаний, без которых невозможно обучение грамоте.

  1. Использование символов при формировании слоговой структуры речи

В настоящее время многие родители обеспокоены тем, что их трёх и даже четырёхлетние дети плохо говорят, у них нарушена слоговая структура речи. Часто обращаются к логопеду с просьбой позаниматься с ребёнком. В работе с такими детьми тоже использую символы.

Сначала знакомимся с символами гласных звуков. (показать). Затем выделяем данные звуки на фоне слова. Сначала берём односложные слова. Проводим игры:

«Подбери звук к слову-картинке», «Подбери слово-картинку к звуку».

Соединяем гласные звуки для отработки звукоподражаний АУ, УА, ИА, УИ…

После усвоения детьми задания, выкладываем с помощью символов слоговую схему более сложных слов двух и трёхсложных. Отрабатываем их произношение с использованием визуальной схемы. (показ)

Затем вводим согласные, складываем из них слоги и поём их под мелодии Т.А. Новиковой Иванцовой

Первым вводим звук М: Ма, Му, Мо …

Таким образом расширяем произносительные возможности ребёнка.

  1. Итог

Использование специальных символов:

• Обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком;

• Усиливает речевые кинестезии (базальный компонент второй сигнальной системы);

• Улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи;

• Ускоряет нормализацию произношения дошкольников;

• Расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счёт раннего овладения навыками звукового анализа.

Использование авторской символики позволяет наиболее эффективно формировать звуко-произносительную систему речи, а также готовить детей с проблемами в речевом развитии к усвоению чтения и письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»

В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...

Опыт "Использование методики Н.А. Зайцева в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья."

Задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий всегда была актуальна потому, что непосредственно связана с качеством образовательного процесса.   Опыт...

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас  » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях...

Коррекционно-логопедическая работа по устранению нарушений фонематических процессов у детей 5-6 ле тна базе психоневрологического-диспансера

Работу можно использовать как консультативный материал, для воспитателей логопедических групп...

Использование авторской методики Т.А. Ткаченко по развитию фонематических процессов с детьми с нарушениями речи

Развитие фонематических процессов у детей с нарушением речи. Особенности работы по формированию фонематических процессов в условиях логопедической комбинированной группы детского сада....

Опыт использования методики В.В. Воскобовичав практике работы первой младшей группы

Развивающую сенсорную среду «Фиолетовый лес» педагог использует в различных формах работы с детьми: занятиях, в организованной деятельности детей, проведение  развлечений, придумывани...