Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Константинова Елена Геннадьевна

В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В играх формируется слуховое восприятие и слуховая память у детей младшего возраста, а у детей старшего возраста развивается фонематический слух. Для педагогов разработаны памятки поэтапной и системной работы в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx26.25 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для воспитателей МАДОУ «Детский сад №390» , проведенный учителем – логопедом Константиновой Еленой Геннадьевной

«Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»

 Фонематический слух – это различение (анализ и синтез) звуков (фонем), частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях: с  одной стороны развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, на базе чего  и происходит формирование фонематического слуха.

Оба направления начинают развиваться еще в младенческом возрасте. Ребенок достаточно рано отличает голос матери от голосов других людей, улавливает интонацию. Лепет ребенка – это активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, так как ребенок слушает и повторяет фонемы родного языка.

        Неречевые звуки играют большую роль в развитии фонематического слуха. Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на   наличие или отсутствие звука  к их различению и восприятию,  затем к осмысленному использованию.

Неречевой звуки –  плеск воды, шум ветра, бытовые шумы, звуки музыки. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая и узнавая природные , бытовые явления, музыкальные шумы, голоса птиц и животных.

Чтобы образ предмета, издающего звук был  более полным и ребенок мог догадаться о нем – предмет этот надо рассматривать, трогать, брать руками (игры: «На чем играю?» «Что звучит?»)

 Формирование неречевого звукоразличению является важной ступенью к дальнейшему развитию фонематического слуха.

         Детей надо учить реагировать на звуки: они должны повернуться к звучащему предмету или  хлопнуть в ладоши, пока звенит колокольчик и не хлопать, когда звука нет.

 Развивается умение детей ориентироваться в пространстве на слух: по звуку погремушки найти товарища (игра «Жмурки»)

Игра: «Где позвонили» Определяем направление звука. Ребенок поворачивается туда, откуда слышится звук колокольчика. Можно спросить «Где звенит» (сверху, снизу) Сложный вариант «Жмурки»

 Различая характер звучания музыкального инструмента, дети должны под звучание бубна бежать, под стук  бубна – шагать и выполнять другие действия по звуковым сигналам. Под громкое звучание дудочки предлагается погреметь погремушкой, а под тихое – погремушки должны молчать.

Развитие слуховой памяти осуществляется при развитии умения определить и повторить то,  что делает взрослый: похлопать в ладоши, потопать ногами, покашлять. В игровой форме воспроизводятся и другие звуки: стук ложкой о края чашки, кастрюли, чайника.

Игра «Что звучало» проанализируйте с ребенком бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся воды, звон ложечки о стакан. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами

Прослушивание с ребенком аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчанье ручейка, морской прибой, пение птиц. Обсудите услышанные звуки – какие похожи, чем различаются, где их можно услышать.

Звуки слушайте на прогулке (зимой: скрип снега под ногами, тишину морозного утра, весной – капель, пение птиц, шум ветра. Осенью- шуршание листьев, шум дождя. Летом – жужжат жуки, стрекочут кузнечики)

Игра «Волшебная палочка» сделайте с детьми волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам. Можно взять палочку с собой на прогулку. Вопросы: «По какому предмету постучала?» «Где мы слышали похожий звук?»

Многофункциональная  дидактическая игрушка «Звукаринка» (определение громких-тихих звуков)

 Игра: «Неречевые звуки» (работа над определением громких-тихих звуков)

Игра:  Шумящие коробочки (2 набора: педагог, ребенок) наполненные различным материалом, которые если коробочку потрясти издают разные звуки (песок, горох, скрепки, пуговицы) Педагог трясет коробочкой – ребенок ищет у себя звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. Обязательно надо меняться ролями и намеренно ошибайтесь.

Слушаем и рассказываем сказку «Теремок» (шумящие коробочки)

При развитии речевого слуха работа также проходит от различения и узнавания к восприятию и представлению от слухозрительного восприятия  к слуховому восприятию (слухозрительное восприятие слова – это такое восприятие, когда ребенок не только слышит голос, но видит губы говорящего).

 В интересной и занимательной форме дети учатся ориентироваться в пространстве с учетом звучания голоса другого человека, узнавать животное по его голосу: дети отгадывают кто к ним пришел в гости, прислушиваться к шепоту  (голос разной громкости), узнавать по голосу сверстников. (игры: «Отгадай, кто пришел в гости», «Угадай, кто я») Развивать умение детей различать слова-паронимы (которые сходны по звучанию): мышка-мишка, мошка-кошка, коза-коса. При этом дети должны показать соответствующую игрушку или картинку.

Гласные звуки -  А, У, О, И, Ы  

А – укладываем куколку спать,    О – болит зуб,  У – летит самолет

И – катимся с горки,     Ы – гудит пароход

Игры «Запомни и назови» «Какой картинки не стало»

Игра: «Магазин» (педагог продавец, ребенок – покупатель. Назвать первый звук своей покупки)

Тема: «Овощи, фрукты»(огурец, апельсин, абрикос, ананас, арбуз, )  «Подарки» (очки, утюг, ослик, ирисы, утенок, игрушка, избушка, ангел, аквариум)

Игра: «Я знаю  имена девочек (мальчиков)»

Игра: «Кто больше назовет слов на звук …»

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа у старших дошкольников – одна из основных задач по подготовке  к школе.

К 5 годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие звука в слове, подбирать слова на заданный звук.

При несформированности  речевого звукоразличения, особенно ярко это проявляется в школе при обучению письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения.

Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха должно уделяться предостаточно времени в дошкольном возрасте.

Использование занимательного наглядного материала по обучению  грамоте – залог успешного обучения и развития фонематических процессов.

Ребенку непросто осознать что такое звук слог слово предложение, если объяснение педагога не подкрепляются иллюстрироованным материалом .

Основная задача в процессе обучения грамоте: формирование у дошкольников ориентировки в звуковой системе языка, обучение звуковому анализу слова(определение порядка следования звуков в слове)

Знакомство со звуками речи следует начинать с рассматривания положения органов артикуляции во время произнесения того или иного звука. Детям предлагается дать характеристику изучаемого звука, отбирая необходимые символы.

Помимо общепринятых обозначения звуков цветными кружочками, при знакомстве с гласными, используют символы, дающие опору на артикуляцию звука. Так звук «А» - большой кружок и т.д. Использование данного наглядного  материала целесообразно на всех этапах работы по изучению звуков речи

Усложнение работы – добавляются схемы

Пособие «Паровоз» - используется с целью использования позиции звука в слове (3 вагона – 1- звук в начале слова 2 – в середине, 3 – в конце)

Слогоделение. При делении слова на слоги мы используем приемы направленные на совместную деятельность слухового, зрительного, кинестетического анализаторов (схемы)

 Упражнение «Телега» дети произносят слово, делят его на части, загружают столько мешков, сколько слогов в слове

Игра «Паровоз»- умение по  слоговой схеме подбирать слова и размещать их в вагончики (3 вагона- 1 – в слове один слог, 2 – два слога, 3 – три слога) 

Настольная игра «По дороге в школу» (подготовит.гр)

Картонное поле с изображением дороги ведущей к школе из желтых кружков с изображением предметов необходимых в школе, работа со звуком «Р»(позиция звука в слове). Фишки, кубик (краски, карандаш, ручка, циркуль, транспортир, тетрадь, компьютер, резинка, фломастеры, рюкзак) Если нет звука  «Р»в слове, переход к др. ребенку            

Игры: «Цепочка слов» (называем слова на последний звук предыдущего слова)

«Звук заблудился» (развитие ф/слуха)

«Необыкновенные превращения» Слово   «СОМ» (замени 1 букву на Д,К,Л,Р) Замени последнюю букву СОМ-СОК-СОР-СОЛЬ

«Ступеньки» (начинаем  называть самое короткое слово (из 2-х звуков),   с каждым разом слово становится длиннее на 1 звук)

Многофункциональная игра «Звукаринка»  (артикуляционные схемы, работа по дифференциации гласных и согласных зв., твердых-мягких зв.)

Вывод: Работа по развитию ф/слуха проводится в д/саду    с раннего возраста  только в игровой форме с заранее продуманной и подготовленной наглядностью. Игры должны соответствовать возрасту детей. Работа ведется по данному направлению по принципу от простого к сложному.



                          Памятка «Развитие фонематического слуха у младших дошкольников»

Система работа

по развитию фонематического слуха

II младшая группа

(3-4 года)

средняя группа

(4-5 лет)

   Неречевые звуки

Понятия «громкий звук» «тихий звук»

Дифференцировать громкие-тихие звуки

Понятия «громкий звук» «тихий звук»

Дифференцировать громкие-тихие звуки

Речевые звуки

Гласные

- Гласные звуки :     А    О    У   И   Ы   Э

- Звукоподражание

- Пропевать песенки на гласные звуки

(спокойным голосом, громким, тихим)

- Гласные звуки :     А    О    У   И   Ы   Э

- Звукоподражание

- Пропевать песенки на гласные звуки

(спокойным голосом, громким, тихим)

- Определять и называть гласный звук  в начале слова (по картинкам, на слух)

- Игра «Поймай звук» (нахождение звука в потоке других звуков)

Речевые звуки

Согласные

 Губно-губные:  М, П, Б

Губно-зубные:  В, Ф

Переднеязычные : Т. Д, С, З, Н

Заднеязычные: К, Г, Х

- Звукоподражание

 (спокойным голосом, громким, тихим)

Губно-губные: М, П, Б

Губно-зубные: В,Ф

Переднеязычные: Т, Д,Н, С, З, Ш, Ж  

Заднеязычные: К, Г, Х

- Звукоподражание

 (спокойным голосом, громким, тихим)

- Игра «Поймай звук»

Проговаривание слоговых рядов

 БО-БО-БО,   ГА-ГА-ГА, ДУ-ДУ-ДУ,   МУ-МУ-МУ

НЫ-НЫ-НЫ  

( спокойным голосом, громким, тихим)

БА-ПА   ГА-КА     ДА-ТА     ЗА-СА  

ПА-БА   КА-ГА     ТА-ДА     СА-ЗА

       Памятка «Развитие фонематических процессов у старших дошкольников»

Система работы по развитию фонематических процессов

старшая группа

(5-6 лет)

подготовительная группа

(6-7 лет)

Неречевые звуки

Повторение

Речевые звуки

Гласные

- Гласные звуки

- Понятие «Гласный звук»

-Звукоподражание

- Игра «Поймай звук» (среди др.зв)

- Определять и называть звук в начале, в середине, в конце слова (по картинкам, на слух, по схеме)

- Звуковой анализ слов АУ, УА, ИА

- Все гласные звуки-буквы

- Работа «Звук - буква»

- Определять и называть гласный звук в начале, в середине, в конце слова (по картинкам, на слух, по схеме)

Звукобуквенный анализ слов АУ, УА, ИА

Речевые звуки

Согласные

- Работа со всеми согласными зв.

-Даются понятия «звонкий звук» «глухой звук»

- Игра: «Поймай звук»

- Определять и называть согласный звук в слове (в начале, в конце, в середине) по картинкам, на слух, по схеме

- Дифференцировать звонкие-глухие звуки

- Паронимы

-  Даются понятия «твердый звук»  «мягкий звук»

- Дифференцировать твердые-мягкие звуки

- Работа  со всеми согласными         - «Звук - буква»

- Определять и называть согласный звук в слове (в начале, в конце, в середине) по картинкам, на слух, по схеме

- Дифференцировать звонкие-глухие звуки

- Паронимы

 

- Дифференцировать твердые-мягкие звуки

 

         Слоговые ряды

По звонкости-глухости

ПА-БА-ПА,  СА-СА-ША, ЖА-ЗА-ЗА

    ЛА-ЛО-ЛУ,        ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

   АЛ- ОЛ-УЛ,         АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ

По твердости-мягкости

ЗА-ЗЯ-ЗА    БИ-БИ-БЫ  АН-АНЬ-АН

По звонкости-глухости

ПА-БА-ПА,  СА-СА-ША, ЖА-ЗА-ЗА

         ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ

         АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ

По твердости-мягкости

ЗА-ЗЯ-ЗА    БИ-БИ-БЫ  АН-АНЬ-АН  

                    Слово

Короткие и длинные слова

Схемы

Короткие и длинные слова

Схемы

Предложение

-Схема предложения из 2-3х слов.

-Знаки препинания

(точка, вопросительный знак, восклицательный знак)

-Схема предложения из 2-3х слов

-Предлоги

-Схема предложения из 4-5 слов

-Знаки препинания

(точка, вопросительный знак,

восклицательный знак)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных нагрузок. Приемы мнемотехники ...

Семинар-практикум на тему «Исследовательская деятельность, используемая в работе с детьми дошкольного возраста»

Семинар-практикум на тему: «Исследовательская деятельность, используемая в работе с детьми дошкольного возраста»...

консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Консультация для родителей и воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» (Октябрь 2022 год)

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций....

Консультация для родителей и воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» (Октябрь 2022 год)

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Консультация для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как: • маленький словарный запас • неумение согласовывать слова в предложении...