Мастер - класс для воспитателей «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста».
методическая разработка по художественной литературе

Марина Николаевна Афанасьева

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

 «Детский сад  №1  г. Льгова»

Мастер - класс для воспитателей

«Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста».

                                                                                    Подготовил  воспитатель
                                                                                                  Афанасьева Марина Николаевна

2020-2021 учебный год

Цель: обобщение опыта  работы по ознакомлению младших дошкольников с народным фольклором как части нравственно - патриотического воспитания детей.

Задачи:

-познакомить с приемами ознакомления дошкольников с народным фольклором;

-продемонстрировать  народные и подвижные  игры с использованием потешек и закличек.

Содержание мастер - класса:

C:\Users\Home\Desktop\мастер класс\Приобщение младших дошкольников.jpg

Воспитатель. Здравствуйте, уважаемые коллеги. В рамках реализации педагогического проекта «Чудесный мир народного творчества» -  использование фольклора  в развитии детей дошкольного возраста», использую народный фольклор как один из способов ознакомления дошкольников с богатейшей русской народной культурой. Использование закличек, считалок, пестушек, колыбельных песен, прибауток - этих разновидностей устного народного творчества особенно важно в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Они звучат как ласковый говорок, успокаивают ребенка. И наряду с эстетическим наслаждением, ребенок впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

И сегодня мне хотелось бы поделиться с вами, уважаемые коллеги, с некоторыми приемами работы в данном направлении.

Для проведения мастер - класса мне нужны 6 помощников.

Воспитатель.

Посмотрите, какое разноцветное солнышко у нас есть. Воспитатель предлагает  участникам встать вокруг солнышка.

Двигательная гимнастика

Солнышко, солнышко,    (руки округлые)
Красное ведрышко,
Высоко взойди,                  
(руки вверх)
Далеко посвети:                  (руки перед собой)
На темные лесочки,           (руки домиком)
На сырые борочки,            (присесть)
На речку, на поля,              (разводим руками)
На синие моря,                    (руки в замочек, волна руками)
На зеленый огород             (смотрим за спину, разводим руками)
И на весь народ.                  (показываем друг на друга)

А сейчас давайте присядем перед нашим солнышком и погреемся в его теплых и ласковых лучах. (все садятся).

Воспитатель. Чтобы солнышко нас обогрело, нужно произнести  закличку:

Солнышко-ведёрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!

Воспитатель и участники поднимают руки к солнышку.

Воспитатель. Потрогайте, какое солнышко у нас стало  горячее. Такое горячее, что можно приготовить на нем кашу. Воспитатель ставит в центр солнышка горшочек с манной крупой, мешает и приговаривает:

Варись-варись кашка
В голубенькой чашке
Варись поскорее
Булькай веселее
Варись, кашка, сладка
Из густого молока
Да из манной крупки.
У того, кто кашу ест
Вырастут все зубки!

Давайте попробуем, готова ли кашка. (Пробует) Нет, не готова. Мешает дальше:

А тпру, тпру, тпру!
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
Вари жиденькую,
Вари мяконькую,
Да молочненькую!

А вот теперь готова каша. Прошу всех за стол!

Участники усаживаются за стол. (На столах одноразовые тарелки)

Воспитатель раскладывает в тарелки по ложке манной крупы и приговаривает:

Сорока, сорока,
Сорока — белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости не бывали,
Кашки не едали.
Все своим деткам отдала:
Этому дала на блюдечке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребыши.

Этому дала, этому дала

И этому дала.
А этому нет ничего.
А ты мал-маленек:
За водицей не ходил,
Дров не носил,
Кашки не варил.

А пока детки кашку ели, на улице дождик пошел. (Воспитатель изображает на металлофоне капли дождя). Давайте покажем, как капает дождик: пальчики рисуют на манке точки.

Дождик, дождик,
Кап, кап, кап,
Мокрые дорожки,
Все равно гулять пойдем.
Одевай сапожки.

А сейчас пальчиками рисуем дорожки:

Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, дождик,
Подожди!
Дай дойти до дому
Дедушке седому!

  Разошелся дождик не на шутку. (Воспитатель усиливает ритм на металлофоне). Слегка приподнимает манку и сыпем ее в тарелочки:

Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей!

Намочил дождик землю и после дождика выросла травка большая да сочная:

Дождик, дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи -
Брызни в поле пуще:
Станет травка гуще!

А пока дождик на улице шел, детки всю кашу съели:

Баю-баюшки-баю,
Живет мельник на краю.
Он не беден, не богат:
Полна горница ребят.
Все по лавочкам сидят,
Кашу маслену едят.
Каша масленая,
Ложка крашеная.
Ложка гнется,
Рот смеется,
Душа радуется.

Сорока по столу скакала

Со стола убирала.           (Воспитатель ссыпает крупу обратно в горшочек)

Поели ребята, а теперь самое время поиграть - позабавится.

Воспитатель предлагает взять из тканевой сумочки по - мягкой погремушке и встать в круг друг за другом.

Дили-дили-дили-дили!-        (ходим по кругу и звеним погремушками)
Колокольчики звонили. 
Дили-дили-дили-дили!- 
Колокольчики будили 
Всех жуков, пауков 
И весёлых мотыльков. 

Динь, день! Динь, день!    ( делаем массаж друг другу на спине мягкими погремушками))
Начинаем новый день! 
Дили-дили-дили-дили! 
Колокольчики будили 
Всех зайчат и ежат, 
Всех ленивых медвежат. 
И воробушек проснулся, 
И галчонок встрепенулся. 
Динь, день! Динь, день!     (гремим погремушками)
Не проспите новый день!

Наши веселые бубенцы разбудили всех вокруг. А теперь давайте покатаемся на карусели. Участники кладут погремушки на солнышко, берутся за коврик и "катаются на карусели" со словами:

Мы катались на качелях,            (в одну сторону)

А теперь – на карусели,

Поначалу еле-еле,

А потом, потом, потом

Всё быстрее и бегом.

Снова, снова еле-еле                      ( в другую сторону)

В путь пустились карусели.

 А потом опять по кругу

 Подгоняли мы друг друга.

 Карусель остановите,                    (все медленнее)

 Не спешите, не спешите.

 Раз-два, раз-два,

    Вот и кончилась игра.

Воспитатель. Так детки разыгрались, что солнышку тоже захотелось с ними поиграть. Пальчики ставим в центр солнышка. На слова "малых ребят" пальчики нужно отдернуть.

Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей, 
Освети, обогрей – 
Телят да ягнят, 
Ещё малых ребят.

Воспитатель. Наигрались детки, устали, а значит и отдохнуть пора. Дети ложатся на спину, каждый на свой сектор и отдыхают под слова:

Ночь пришла
Темноту привела.
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Уже поздно, сынок,
Ложись на бочок.
Баю-бай, засыпай.
Спи, сынок, до утра.
Будет пора,
Мы разбудим тебя.

Воспитатель. Благодарю за внимание. Надеюсь, что те приемы, которые я сегодня продемонстрировала, по использованию народного фольклора в работе с младшими дошкольниками,  вам пригодятся, и вы будете применять их в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

В данном материале изложеныны все этапы реализации использования фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста...

Презентация. Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Презентация к образовательному проекту: "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

Мастер-класс инновационной деятельности "Использование «мандал» в работе с детьми дошкольного возраста.

Инновационно – исследовательская деятельность «Использование мандал в работе с детьми дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессионального мастерства  при изучении метода мандалы, ...

Мастер-класс для родителей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

раскрывает проблему развития памяти детей при заучивании стихотворениии...

Мастер класс для студентов "Использование фольги в работе с детьми дошкольного возраста"

Мастер-класс — это способ обучения и оттачивание практического навыка. Он проводится в формате очного занятия, ведущим которого выступает гуру какой-либо области. У него довольно громкое им...

Мастер-класс для педагогов «Использование фрутокрышек в работе с детьми дошкольного возраста».

Повысить уровень проффесионального мастерства, уровень проффесиональной компетентности педагогов ДОУ. Познакомить  и заинтересовать воспитателей возможностями использования крышек от детского пит...

Мастер-класс для воспитателей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

Данный мастер-класс поможет воспитателям в работе по развитию речи. Содержит таблицы для заучивания стихотворений, сказок, пословиц, загадок....