Мастер-класс для воспитателей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
презентация по развитию речи
Данный мастер-класс поможет воспитателям в работе по развитию речи. Содержит таблицы для заучивания стихотворений, сказок, пословиц, загадок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_mnemotekhnika.pptx | 2.26 МБ |
mk_prezentatsiya_mnemotehnika.docx | 19.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое мнемотехника ? Её актуальность. Мнемотика – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.
П очему нужно использовать мнемотехнику в детском саду? Неумение согласовывать слова в предложении . Нарушение звукопроизношения . Неспособность правильно регулировать темп и громкость речи. Маленький словарный запас. Неспособность построить монолог
Мнемотехника помогает развивать: Внимание Мелкую моторику Логическое мышление Развивает кругозор Зрительную и слуховую память Воображение Интерес к обучению Усидчивость Развивает все стороны речи
Где можно использовать мнемотаблицы ? при пересказах художественной литературы при заучивании стихов при отгадывании и загадывании загадок для обогащения словарного запаса при обучении составлению рассказов
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: Строение рассказа Лексико-грамматическую наполняемость рассказа Последовательность рассказа
Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Структура мнемотехники (строится от простого к сложному) МНЕМОКВАДРАТЫ МНЕМОТАБЛИЦА МНЕМОДОРОЖКА
Мнемоквадрат
Мнемодорожка
Мнемодорожка
Мнемотаблица
Последовательность работы с мнемотаблицами : 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Мнемотаблицы , отображающие последовательность действий.
Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
Проговаривание скороговорок, заучивание потешек
Отгадывание загадок
Заучивание стихотворений
Пересказ рус.нар.сказок
Схемы составления рассказов
Я.Абидов «Мать – Земля»
З.Н.Александрова Капель На солнышке согрелась ель. Подтаяла сосна. Идет апрель. Звенит капель. В лесу у нас весна. По снегу капельки стучат: «Подснежник, хватит спать!»
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1475»
Мастер-класс
для воспитателей
«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Воспитатель
Балашова Н.В.
п.Барвиха
2023г.
Мастер-класс для педагогов:
«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».
Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К.Д.
2 слайд
Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют и логопеды.
3 слайд
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление нелитературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
5 слайд
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при отгадывании и загадывании загадок,
- при заучивании стихов.
7 слайд
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. В результате дети научаться связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
8 слайд
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я предлагаю начинать свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.
9 слайд
Мнемоквадрат- это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание, так же может встречаться в небольших текстах для детей старшего дошкольного возраста.
10, 11 слайд
Мнемодорожка –это ряд картинок (3-5), соответствующих признакам предмета. Используется в ФЭМП. Или ряд изображений, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. (Развитие речи)
12 слайд
Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст.
14-19 слайды
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. В нашей работе я предлагаю вам использовать следующие мнемотаблицы: (перечисляю)
20 слайд
Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Могу сказать, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, например в таких областях, как познавательное и художественно-эстетическое развитие.
Мнемотехника многофункциональна.
21 слайд
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Параллельно с этой работой нужно использовать речевые игры, настольно-печатные игры, что поможет детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений.
В прошлом году мы с ребятами сами придумали такую таблицу, для заучивания стихотворения ко Дню Земли.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывали картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывали схематически. После этого дети по памяти, могли использовать графическое изображение, что позволяло им воспроизводить стихотворение целиком. На начальном этапе, малышам, я предлагаю использовать готовую план - схему, а по мере обучения детей, активно включать их в процесс создания своей схемы.
22, 23 слайд
Сегодня я предлагаю и Вам, уважаемые коллеги попробовать составить свои мнемотаблицы для стихотворения З.Н. Александровой.
Капель
На солнышке согрелась ель. Подтаяла сосна.
Идет апрель, звенит капель.В лесу у нас весна.
По снегу капельки стучат: «Подснежник, хватит спать!»
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Использование традиционной народной куклы в работе с детьми дошкольного возраста»
Мастер - класс для воспитателей ГБОУ....
Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"
В работе раскрыты основные методы и приемы работы педагогов с детьми по освоению различных нетрадиционных техник рисования....
Мастер-класс инновационной деятельности "Использование «мандал» в работе с детьми дошкольного возраста.
Инновационно – исследовательская деятельность «Использование мандал в работе с детьми дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессионального мастерства при изучении метода мандалы, ...
Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию папки лэпбук.Задачи:1. познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...
Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....
Мастер-класс для родителей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
раскрывает проблему развития памяти детей при заучивании стихотворениии...
Мастер – класс для педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста технологии - мнемотехника.
Мастер – класс для педагогов по использованию вработе с детьми дошкольного возраста технологи -мнемотехника....