Мастер-класс для воспитателей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"
презентация по развитию речи

Балашова Наталия Владимировна

Данный мастер-класс поможет воспитателям в работе по развитию речи. Содержит таблицы для заучивания стихотворений, сказок, пословиц, загадок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_mnemotekhnika.pptx2.26 МБ
Файл mk_prezentatsiya_mnemotehnika.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель Балашова Н.В. ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1475» Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит. К.Д . Ушинский

Слайд 2

Что такое мнемотехника ? Её актуальность. Мнемотика – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Слайд 3

П очему нужно использовать мнемотехнику в детском саду? Неумение согласовывать слова в предложении . Нарушение звукопроизношения . Неспособность правильно регулировать темп и громкость речи. Маленький словарный запас. Неспособность построить монолог

Слайд 4

Мнемотехника помогает развивать: Внимание Мелкую моторику Логическое мышление Развивает кругозор Зрительную и слуховую память Воображение Интерес к обучению Усидчивость Развивает все стороны речи

Слайд 5

Где можно использовать мнемотаблицы ? при пересказах художественной литературы при заучивании стихов при отгадывании и загадывании загадок для обогащения словарного запаса при обучении составлению рассказов

Слайд 6

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: Строение рассказа Лексико-грамматическую наполняемость рассказа Последовательность рассказа

Слайд 7

Результаты у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайд 8

Структура мнемотехники (строится от простого к сложному) МНЕМОКВАДРАТЫ МНЕМОТАБЛИЦА МНЕМОДОРОЖКА

Слайд 9

Мнемоквадрат

Слайд 10

Мнемодорожка

Слайд 11

Мнемодорожка

Слайд 12

Мнемотаблица

Слайд 13

Последовательность работы с мнемотаблицами : 1 этап : Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 2 этап : Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. 3 этап : После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Слайд 14

Мнемотаблицы , отображающие последовательность действий.

Слайд 15

Проговаривание чистоговорок СА-СА-СА – меня ужалила оса, СО-СО-СО – стал мой нос как колесо, СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы, СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!

Слайд 16

Проговаривание скороговорок, заучивание потешек

Слайд 17

Отгадывание загадок

Слайд 18

Заучивание стихотворений

Слайд 19

Пересказ рус.нар.сказок

Слайд 20

Схемы составления рассказов

Слайд 21

Я.Абидов «Мать – Земля»

Слайд 23

З.Н.Александрова Капель На солнышке согрелась ель. Подтаяла сосна. Идет апрель. Звенит капель. В лесу у нас весна. По снегу капельки стучат: «Подснежник, хватит спать!»

Слайд 24

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

ФГБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №1475»

Мастер-класс

для воспитателей

«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель

Балашова Н.В.

п.Барвиха

2023г.

Мастер-класс для педагогов:

 «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста».

Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит.
Ушинский К.Д.

2 слайд

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Такие карточки схемы-опоры очень эффективно используют и логопеды.

3 слайд

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

  • Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  • Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  • Употребление нелитературных слов и выражений.
  • Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  • Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
  • Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  • Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  • Плохая дикция.

5 слайд

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их используют для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

7 слайд

Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. В результате дети научаться связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

8 слайд

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Я предлагаю начинать свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, т. к. у детей   остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

9 слайд

Мнемоквадрат- это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание, так же может встречаться в небольших текстах для детей старшего дошкольного возраста.

10, 11 слайд

          Мнемодорожка –это ряд картинок (3-5), соответствующих признакам предмета. Используется в ФЭМП. Или ряд изображений, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. (Развитие речи)

12 слайд

Мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст.

14-19 слайды

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. В нашей работе я предлагаю вам использовать следующие мнемотаблицы:  (перечисляю)

20 слайд

Всё перечисленное - это только определенные виды деятельности детей по развитию речи. Могу сказать, что применять модельные схемы можно и на других занятиях, например  в таких областях, как познавательное и художественно-эстетическое развитие.

Мнемотехника многофункциональна.

21 слайд

 Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой нужно использовать речевые игры, настольно-печатные игры, что поможет детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Особенно эффективны мнемотаблицы при разучивании стихотворений.

В прошлом году мы с ребятами сами придумали такую таблицу, для заучивания стихотворения ко Дню Земли.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывали картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывали схематически. После этого дети по памяти, могли использовать графическое изображение, что позволяло им воспроизводить стихотворение целиком. На начальном этапе, малышам, я предлагаю использовать готовую план - схему, а по мере обучения детей, активно включать их в процесс создания своей схемы.

22, 23 слайд

Сегодня я предлагаю и Вам, уважаемые коллеги попробовать составить свои мнемотаблицы для стихотворения З.Н. Александровой.

Капель

На солнышке согрелась ель. Подтаяла сосна.

Идет апрель, звенит капель.В лесу у нас весна.

По снегу капельки стучат: «Подснежник, хватит спать!»

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Нетрадиционная техника рисования в практике работы с детьми дошкольного возраста"

В работе раскрыты основные методы и приемы работы  педагогов с детьми по освоению  различных нетрадиционных техник рисования....

Мастер-класс инновационной деятельности "Использование «мандал» в работе с детьми дошкольного возраста.

Инновационно – исследовательская деятельность «Использование мандал в работе с детьми дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессионального мастерства  при изучении метода мандалы, ...

Мастер-класс «Лэпбук как инновационный подход в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к созданию  папки лэпбук.Задачи:1.  познакомить педагогов с папкой лэпбук и способами её создания; 2. рассмотреть лэпбук как иннова...

Мастер - класс «Применение методов ТРИЗ технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Знакомство педагогов с методами ТРИЗ-технологии, используемых в практической деятельности....

Мастер-класс для родителей "Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

раскрывает проблему развития памяти детей при заучивании стихотворениии...

Мастер – класс для педагогов по использованию в работе с детьми дошкольного возраста технологии - мнемотехника.

Мастер – класс для педагогов по использованию вработе с детьми дошкольного возраста технологи -мнемотехника....