Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста
проект (младшая группа) на тему

В данном материале изложеныны все этапы реализации использования фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnyy_proekt._kolesnikova_n.d.docx97.88 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 2

Образовательный проект

Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

0_6211f_117d3f27_M

                                             Разработала: Колесникова Н.Д.

 г. Армавир 2014г.

Должность: воспитатель МБДОУ № 2

Тема проект

"Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Времена теперь другие, как и игры, и дела.

Далеко ушла Россия от страны, какой была,

Но преданья старины забывать мы не должны.

Слава русской старине! Слава нашей стороне!

Актуальность:

«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор» Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в развитии ребенка, овладении навыками правильной речи; изучении малых поэтических фольклорных форм, воспитании у детей интереса и любви к устному народному творчеству. Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д.,) не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Проблема:

Недостаточное освоение детьми русского народного творчества, традиций, фольклорных форм. По телевидению то и дело показывают зарубежные мультфильмы, кинофильмы, звучит иностранная музыка. Это может привести к тому, что последующие поколения могут утратить исконно русские корни.

Цель проекта:

Воспитание  у детей интереса к русскому народному творчеству, фольклору.

Задачи проекта:

1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Показать красоту русского языка. Формировать у детей интерес к детскому фольклору, обогащать словарный запас детей.

3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.

4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

Тип проекта:  краткосрочный

Проект осуществлялся в период с 1.03.2014г. по 1.06.2014 г. (3 месяца), на базе МБДОУ №2 в рамках программы «Детство».

Участники проекта:  дети младшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель, воспитатель, родители.

Необходимые материалы

  1. Музыкальный зал
  2. Групповая комната
  3. Свистульки
  4. Матрешки
  5. Игрушки согласно заявленной теме
  6. Бумага для рисования
  7. Акварельные краски
  8. Кисти

Ожидаемые результаты

1. Дети знакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

2. Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.

3. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.

4. Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.

Предполагаемый продукт проекта

1. Участие родителей в пополнении экспонатов для мини-музея «Русская народная игрушка».

2. Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков-иллюстраций к русским народным сказкам.

3. Консультация для родителей, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку «Фольклор детском саду».

4. Консультация для педагогов «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста».

Этапы реализации проекта

I этап (подготовительный) 

Определение исходного уровня знания о фольклоре  у детей и их родителей, отбор содержания  праздников и развлечений, планирование предварительной работы (подбор материала и организация детских игр и самостоятельной деятельности), оформление педагогической среды, разработка просветительской и практической работы с родителями.

II Этап (практический) - Реализация запланированной работы с детьми, реализация запланированной работы с родителями. Связанность данного проекта с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Физическое развитие

Разучивание подвижных игр «У медведя во бору», «Как у дедушки

Трифона»; физкультминутки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»; утренняя

 гимнастика «Петушок, петушок… », «Ладушки».

Социально-коммуникативное развитие

Чтение фольклорных потешек, пословиц, закличек: «Ваня, Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Петушок, петушок», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», «Ай лады, лады, лады! », «Дождик», «Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра», «Бычок смоляной бочок». Игровые образовательные ситуации: «Петушок и его семья», «В гостях у Бабушки-Загадушки», «Сказка в гости к нам пришла», «Еле-еле, еле-еле, завертелись крусели», «Курочка-Рябушечка», «Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Васькин поясок». Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки», «Пальчики». Просмотр кукольных спектаклей «Заюшкина избушка », «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», "Курочка Ряба".

Познавательное развитие

Беседы: «Кто к нам в гости пришёл? », «Народная игрушка – матрёшка», «Народная игрушка – деревянная игрушка», «Народная игрушка – кукла-самоделка», «Потешный промысел наших предков», «Глиняный человечек». Беседа с детьми «Что такое сказка? », «Кто придумал эти сказки? ». Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр («Угадай героя сказки по описанию», «Назови лишнего персонажа сказки», «Чьи это слова? », «Из какой сказки иллюстрация? » и т. д.)

Речевое  развитие

 Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание

загадок. Рассматривание иллюстраций к сказкам в альбоме «Что за прелесть эти сказки».

Художественно-эстетическое развитие

 Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями).

III Этап (аналитический) 

Анализ усвоения детьми среднего возраста знаний о народном фольклоре, их заинтересованность, полученные знания, увеличение словарного запаса, повышение общей звуковой культуры речи детей, улучшение связной речи и воображения.

Результаты реализации проекта

Итак, в результате реализации проекта у детей закрепились  знания о  русском народном творчестве – фольклоре, его формах. Дети проявили большой  интерес к  фольклорным праздникам, занятиям, чтению  литературы и т.д.  У детей было  создано положительное эмоциональное настрое,  накопился опыт слушания и осмысления восприятия потешек. Активное взаимодействие всех участников проекта показало, что в дальнейшем можно подбирать более сложный материал для изучения русского народного творчества. Ведь фольклор играет важнейшую роль в развитии детей не только развивая их устную речь, но и позволяет обучить их нравственным нормам.

Список литературы

1.Бочкарёва, О.И. Художественная литература. Средняя группа. Разработка занятий./ Сост. О.И.Бочкарёва. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. - 96 с.

2.Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь/2008., с.20-23;

3.Градусова, Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора: учебное пособие - Магнитогорск: МаГУ, 2008.

4. Полякова Т.В. Диагностика восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Фольклор в развитии речи детей //

Воспитатель ДОУ. – 2010. – №1.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014.  32с.

6. Нищева Н.В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс» 2012г., 192 стр.

Приложения к проекту

Приложение 1

Загадки

Мохнатенька,

Усатенька,

Лапки мягоньки,

А коготки востры. (Кошка)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки. (Кошка)

Идет, мычит, качается.. (Бычок)

В будке спит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молоко дает. (Корова)

Зернышко клюет,

Песни поет. (Петушок)

Зеленую подружку под новый год зимой

Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)

Приложение 2

Игры-драматизации

Заинька, покрутись.

Серенький, походи.

Вот-так вот сяк походи.

Вот-так вот сяк походи.

Заинька подбодрись,

Серенький, подбодрись.

Вот-так вот сяк подбодрись,

Вот-так вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой.

Серенький, топни ножкой.

Вот-так вот сяк топни ножкой.

Вот-так вот сяк топни ножкой.

Заинька, повернись.

Серенький, повернись.

Вот-так вот сяк повернись.

Вот-так вот сяк повернись.

Заинька, попляши.

Серенький, попляши.

Вот-так вот сяк попляши.

Вот-так вот сяк попляши.

Заинька, поклонись.

Серенький, поклонись.

Вот-так вот сяк поклонись.

Вот-так вот сяк поклонись.

Зайчишка трусишка по полю бежал

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капустку нашел,

Сидит грызет,

Ай хозяин идет.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки, 

Желтые цыплятки.

Съели жёлтого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Квохчет курочка:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Приложение 3

Пестушки

Сидели два медведя

На тоненьком суку

Один взбевал сметану (взбиваем),

Другой молол муку (молем)

Раз ку-ку, два ку-ку

Оба шлепнулись в муку.

Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)

Ухо в кислом молоке. (показать ушки)

Сорока-ворона

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали, 

Каши не едали.

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

- Зачем дров не пилил,

Зачем воду не носил!

Приложение 4

Колыбельные песни

Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Будут звездочки сиять,

Надо глазки закрывать.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки...

Гули сели на ели,

Разговоры завели.

Стали думать да гадать,

Чем Ванюшеньку питать.

Один гуля говорит:

Надо кашки сварить.

Другой гуля говорит:

Надо Ванюшку покормить.

Третий гуля говорит:

Надо байки уложить,

Побаюкать, покачать,

Приложение 5

Приговорки

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Приложение 6

Использование потешек во время умывания

Знаем, знаем - да-да-да!

В кране прячется вода!...

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдём,

Где водичка найдём!

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Таня умывается,

Солнцу улыбается!

Приложение 7

Использование потешек перед приемом пищи

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану,

А когда настал обед -

Кот сидит, сметаны нет.

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало.

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим.

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

Утка-утёнка,

Кошка - котёнка,

Мышка - мышонка

Зовут на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели,

А ты ещё нет?

Где ложечка?

Ешь на здоровьице!

Приложение 8

Использование потешек во время причесывания

Расти, коса, до пояся,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Как растаял месяц - золотые рожки

 Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки весят.

Чешу, чешу, волосоньки,

Расчесываю косыньки.

Приложение 9

Считалки

В круг широкий, вижу я,

Стали вы, мои друзья.

Я для вас, мои дружки,

Затеваю пирожки.

Быстро нужно их испечь.

Ты пойдешь, затопишь печь.

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит? Это он!

Выходи скорее вон!

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели.

Шел котик по лавочке-

Раздавал булавочки,

Шел по скамеечке-

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать!

Приложение 10

Заклички

Божья коровка,

Слетай на небушко,

Принеси мне хлебушка!

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Кол околнышко!

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Там твои детки

Кушают котлетки.

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко.

Дам тебе меду

Целую колоду.

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин

молока.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко.

Посыплю горошку.

Бояре-то едут

В красненьких сапожках,

В беленьких чулочках.

Приложение 11

Пальчиковая гимнастика

МОЯ СЕМЬЯ 
Этот пальчик - дедушка, 
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить куласком.

“Мои веселые пальчики”
Мои пальчики расскажут,
Все умеют, все покажут.

Пять их на моей руке.
Все делать могут,
Всегда помогут.

Они на дудочке играют,
Мячик бросают,
Белье стирают,
Пол подметают,
Они считают,
Щиплют, ласкают,
Мои пальцы на руке. 
(на первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. затем хлопать в ладоши. далее по тексту

Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки!
Маслом поливала,
детушкам давала:
Маше два,
 
Ване два (перечисляем всех членов семьи), 
всем дала!
Хороши оладушки

у любимой бабушки!

Всеми любимая СОРОКА-БЕЛОБОКА  Сорока-белобока! (вы водите по кругу указатлеьным пальчиком малыша по его ладошке)
Где была?
Далёко!
Кашку варила,
деток кормила.
На порог скакала,

Гостей созывала.
Гости прилетели,
На дорожку сели.
Этому дала... (массируем по очереди все пальчики)
А этому не дала (Начинаем крутить большой пальчик малыша по часовой стрелке)
Ты воду не носил,
Ты кашу не варил,
Тебе нет ничего!
Вот он исправляется (против часовой)
Дрова рубит,

воду носит..
Знай-знай наперёд (раскачиваем большой пальчик туда-сюда)
здесь вода холодная ("шагаем" пальцами от ладошки до запястья)
Здесь тёплая ("дошагали" до сгиба локтя)
А здесь кипяток-щекоток!!!! (дошли до подмышки и щекотим!)

Приложение 12

Памятка КАЛЕНДАРНЫЙ ФОЛЬКЛОР

  • Зимние святки – с 25 декабря по 6 января (все даты даны по старому стилю).
  • Рождество – 25 декабря.
  • Святые вечера – с 25 декабря по 1 января.
  • Васильев день – 1 января.
  • Страшные вечера – с 1 января по 6 января.
  • Крещение – 6 января.
  • Масленица – восьмая неделя перед Пасхой.
  • Весенне-летние праздники.
  • Сороки – 9 марта; день весеннего равноденствия.
  • Пасха – первое воскресенье после первого весеннего новолуния (между 22 марта и 25 апреля).
  • Егорьев день – 23 апреля.
  • Летние святки – русальская, или семицкая, неделя, седьмая неделя после Пасхи.
  • Семик – четверг на русальской неделе, седьмой после Пасхи.
  • Троица – воскресенье на русальской неделе, седьмое после Пасхи.
  • Аграфена Купальница – 23 июня.
  • Иван Купала – 24 июня.
  • Петров день – 29 июня.

Приложение 13

Консультация для педагогов «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»

Современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание» : «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, такое правило: «Если речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего черпается из истоков устного народного творчества, то будет решено  сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!» ведет к следующему выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Все обращают внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми используются  следующие виды фольклора:
Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Детский фольклор используют в разных видах деятельности:

- в обучении правильному произношению;

- в приобщении детей к русской национальной культуре;

- в непосредственно образовательной деятельности;

- в беседах;

- в наблюдениях

- в народных подвижных играх;

- в играх на развитие мелкой моторики;

- в театрализованной деятельности;

- в инсценировках.

Использование детского фольклора в играх с детьми  является основным видом деятельности детей. Игры дают возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо»  используют  закличку:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре  используют  попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых используют детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняют такие движения:
Самомассаж.
Шевеление пальчиков.
Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
Разведение пальцев и их сведение.
Хлопки.
Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
Помахивание кистями - сверху вниз.
Помахивание кистями к себе и от себя.
Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, обучаем их  на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Показ детям сопровождается выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отводится шутке, веселью. Для этого применяют докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

- Где ты, брат Иван?

- В горнице.

- А что делаешь?

- Помогаю Петру.

- А Петр что делает?

- Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбирают разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используют с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

Следует  обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Образовательный проект. Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста

Презентация к образовательному проекту: "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

Проект "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Проект "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"

Опыт работы «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста"...

Педагогический проект «Использование координационной лестницы в работе с детьми дошкольного возраста»

Педагогический проект «Использование координационной лестницы в работе с детьми дошкольного возраста». Цель:-развитие у детей дошкольного возраста координационных способностей: с...

Проект «Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»

laquo;Использование кубика Блума в работе с детьми дошкольного возраста»...