Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы с использованием технологий проблемного обучения по формированию фонематических процессов по теме: « Звук и буква К»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кудрявцева Светлана Владимировна

Это конспект по ознакомлению со звуком и буквой "К". В данном конспекте применены элеметы технологии проблемного обучения, игровые технологии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvuk_i_bukva_k.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА

САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12  комбинированного вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

ГБДОУ детский сад №12 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект

педагогического мероприятия с детьми старшей логопедической группы с использованием технологий проблемного обучения по формированию фонематических процессов по теме: « Звук и буква К»

  Составила

учитель – логопед

Кудрявцева С. В.

2020г

Цель: познакомить детей со звуком К; научить выделять звук из ряда других звуков, слогов; познакомить с буквой К.

Задачи:

Познавательные:        

- познакомить детей со звуком К ( дать характеристику звука)

- учить выделять звук среди других звуков, в слогах;

- учить выделять звук на фоне слова;

- учить определять место звука в слове.

Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематические процессы, навыки звукового анализа и синтеза.

- корригировать слуховое внимание, память, мышление.

- уточнять и расширять словарный запас по данной теме.

- совершенствовать грамматический строй речи, совершенствовать навыкиобразование притяжательных прилагательных;.

- развивать речевую активность, диалогическую речи (посредством ответов на вопросы, диалога)

- развивать устную связную речь (через построение грамматически верной фразы и предложения)

- развивать слуховое и зрительное внимание; развивать артикуляционную , ручную и общую моторику;

- развивать фонематический анализ и синтез.

Воспитательные:

- воспитывать мотивацию к обучению, эмоциональные чувства;

 - воспитывать культуру общения и поведения на занятии;

- воспитывать умение сотрудничать.

Предварительная работа:

Аналогичная работа в процессе знакомства с другими звуками. Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон»; разучивание слов самомассажа.

Оборудование:

Конверт с письмом; картинки предметные, название, которых начинается на звук А; кукла Карлсон; плоскостные изображения диких животных (кабан, белка, волк); схемы для определения места звука в слове; массажный мяч среднего размера; игра «Волшебные веревочки»; блоки слогов; магнитно-маркерная доска; пазлы с изображением Карлсона; конверты с заданиями.

I.Орг. момент/

Дети заходят в кабинет и видят на столе большой конверт и разбросанные картинки.

Дети: что это?

Дети совещаются, что делать с конвертом? Можно ли его взять и открыть?

Уч. –логопед; я не знаю чей это конверт. Как вы думаете, если он появился в кабинете, может быть он для нас?

Дети открывают его ( в конверте картинки с предметами, название которых начинается на звук «К» и письмо). Дети  разбирают картинки , достают письмо,   сами пробуют прочесть его и  отдают логопеду, просят его прочесть, т. к. сами читать не умеют.

Уч.-логопед: (читает)« Мне скучно. Я спрятался. Вы меня найдете, когда выполните все задания. Где задания-  найдите сами  Бой-бой-бой – первый конверт го…..

Дети: (голубой). 

Дети находят голубой конверт. (Все конверты с заданиями на доске)

II. Основная часть.

1.Объединение слов по наличию общего звука. Сообщение темы занятия.

Первое задание : Что связывает все эти картинки?

Дети рассматривают картинки, называют изображения на своих картинках и выясняют закономерность.

Дети: все предметы начинаются на звук «К». 

Уч.-логопед: Сегодня я собиралась познакомить вас со звуком «К»

2. Уточнение произношения звука «К». 

Уч.-логопед: как вы произносим звук «К»?

Дети делятся своим опытом произношения звука «К».

Уч.-логопед: давайте соединим и уточним ваши исследования: язычок на «горочке», отодвинут к горлу.

Предлагаю потренироваться в правильном произношении звука «К»:

- откройте ротик; -язычок на «Горочку»; - ревем как «Медведь»: Ы-Ы-Ы(повторяют 3 раза-

3.Акустическая и артикуляционная характерстика звука «К».

Уч.-логопед:  Что вы можете сказать об этом звуке?

Дети с помощью известных им приемов изучают акустические и артикуляционные характеристики звука «К».

- звук «К» - согласный: его нельзя петь, есть преграда – задняя часть языка прижимается к небу;

- он глухой, горлышко не дрожит, в голове не гудит. (Приемы: при произнесении звука закрыть уши (если гудит в голове, звук – звонкий, не гудит – глухой)  или поднести ладошку к горлу (есть дрожание - звонкий, нет дрожания – глухой)

- он  твердый, мы не произносим его ласково.

Уч.- логопед: Молодцы ребята. Что же дальше? Может быть, в конверте есть что-то еще?

(В каждом конверте подсказка к следующему заданию и часть разрезной картинки).

Дети достают из конверта часть разрезной картинки и красный прямоугольник. Совещаются , сами (или с помощью логопеда) приходят к выводу, что это подсказка к следующему заданию, а часть картинки надо сохранить. Находят на доске красный конверт с заданием.

4. Игра «Поймай звук». Развитие фонематического слуха.

Уч.- логопед:   «Поймай звук». Вы догадались, что надо делать?

Дети: Да. Играть в игру «Поймай звук».

Уч.–логопед: Какое движение будете выполнять?

Дети: Прыгать.

Уч. – логопед: Когда услышите звук «К» - подпрыгивайте.

(а у и к м п к к; то му па ку ко ма ку ну ка; рысь заяц крот лиса куница бобер кролик)

Вы отлично справились с заданием. Ищите подсказку.

Дети находят следующую часть разрезной картинки и подсказку (она в конверте второго задания (свечка). Решают, что же это значит и берут нужный конверт с заданием (с тортом).

5. Фонематический синтез. Автоматизация звука «К» в слогах.

Уч. – логопед: Игра с мячом «Сложи слог». Вы знаете такую игру?

Дети: знаем.

Уч. – логопед: Я бросаю мяч и произношу два звука, а вы …..

Дети: мы произносим слог,  бросаем мяч вам.,

Уч.-логопед: и все хором повторяем этот слог три раза  с ударением на первом слоге.

К а; а к; о к; к о; к у; у к

Уч. – логопед:    к  а.

Ребенок:  ка.

Дети:   КА-ка-ка    и т. д.

Уч.- логопед: вы справились. Смотрите, есть?

Дети находят подсказку и часть картинки.

6. Определеие места звука в слове. Образование питяжательных прилагательных.

Дети достают из конверта карточку для определения места звука в слове. На обратной стороне нарисован компьютер.

Уч.- логопед:  что это значит?

Дети: надо определить, где находится звук «К» в слове, надо искать в компьютере.

Уч.- логопед:  что вы видите на экране?

Ребенок: я вижу беличий хвост, это белка.

 Ребенок: я вижу кабанью голову, это кабан.

Ребенок: я вижу барсучью спину, это барсук.

Ребенок: я вижу схемы для определения места звука в слове.

Уч.- логопед:  что же надо сделать, как вы думаете?

 Ребенок: надо провести линию от животных к нужной схеме.

Уч.- логопед:  Да, правильно . выполняйте и объясняйте свои действия.

Ребенок: в слове «кабан» звук «К» находится в начале слова, поэтому я соединю его с первой схемой.

Ребенок: в слове «белка» звук «К» находится в середине  слова, поэтому я соединю его со второй схемой.

Ребенок: в слове «барсук» звук «К» находится в конце  слова, поэтому я соединю его с третьей схемой.

Уч.-логопед: Вы сделали это. Молодцы. Животные  предлагают вам отдохнуть вместе с ними и сделать друг другу массаж спины.

7. Самомассаж.

Дети встают по кругу друг за другом.

Мы пушистые зверюшки.                           Гладят по спине впереди стоящего.

Лапки мягкие у нас.                                     «Ходят» ладошками по спине.

В лапках прячем мы царапки.                     Стучат пальчиками по спине.

Только вы не бойтесь нас.                            Гладят  по спине.

8. Знакомство с буквой «К».

Уч.-логопед: что спрятано в конверте?

Дети достают часть разрезной картинки и три ниточки.

Уч.-логопед: интересно, зачем ниточки? 

Дети: делать букву.

Уч.-логопед: букву «К». Посмотрите вот буква «К». из каких частей состоит буква.

Дети: из вертикальной палочки, двух наклонных.

Уч.-логопед: в какую сторону смотрит «К»?

Дети: в правую.

Уч.-логопед: на что похожа буква «К»?

Дети говорят, на что похожа буква «К»

9. «Волшебные веревочки».

Дети на ковриках выкладывают букву «К».

10. « Найди все буквы «К».

Дети вытаскивают из конверта часть картинки и подсказку букву»К».

Уч.-логопед: надо найти все буквы «К».

Дети каждый индивидуально выполняет задание.

11. «Собери картинку»

Уч.-логопед: остался последний конверт.

Дети достают часть картинки и картинку. Собирают из частей картинку. Получается Карлсон.

Уч.-логопед: Так вот кто это был. Вы узнали дети?

Дети: это Карлсон.

Появляется Карлсон.

Карлсон:   Молодцы ребята! Мне было интересно за вами наблюдать. А вам интересно играть?

Дети: интересно,

12. Подведение итогов.

Карлсон: у меня для вас сюрприз. Только сначала вспомните, что вы делали, пока меня искали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместно-образовательной деятельности с детьми старшей логопедической группы "В гостях у Буратино".

Развитие фонематического восприятия, навыка дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков (на примере [б]  и [б]), умения определять место звука в слове и совершенствование слогового анализа с...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологий культурных практик по теме "Есть такая профессия - Родину защищать".

С помощью данной образовательной деятельности дети смогут актуализировать свои знания о военных профессиях через восприятие художественной литературы....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА) ...