Образовательная область"Безопасность" Образовательная область"Развитие речи и обучение грамоте"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Есина Любовь Дмитриевна

Конспект занятия для старшей возрастной группы. Это комплексный, интегрированный подход в реализации программы.На занятии использован метод проектной деятельности,что очень актуально на сегодняшний день.Также на занятии используются интересные приемы и методы для развития познавательной активности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Февраль.

1 неделя «Будем осторожны».

Б.Уточнить правила обращения с опасными предметами.

Познакомить с правилами пожарной безопасности.

З. Закрепить представление о том, что для сохранения здоровья необходимо быть осторожным

Ход занятия:

Воспитатель показывает детям иллюстрации, на которых изображены бытовые предметы: плита, пылесос, стиральная машинка, электрочайник, утюг и т.д. Воспитатель спрашивает, как называются эти предметы и как их можно назвать одним словом? Выслушав ответы детей воспитатель уточняет, что эти предметы называются бытовые электроприборы. Бытовые – потому что нужно дома, в быту человека, электро – потому что все они включаются в розетку.

Дидактическая игра «Что для чего нужно».

Цель: уточнить и закрепить знания детей о функции знакомых электроприборов.

Воспитатель называет и показывает изображение предмета, а дети называют функцию прибора. Например:

Пылесос – чистит ковер от пыли.

Плита – помогает готовить еду.

Стиральная машинка – стирает белье, делает его чистым.

Мясорубка – прокручивает, измельчает мясо и т.д.

Воспитатель уточняет, что у человека много предметов – помощников, но чтобы не было беды, люди должны помнить, как правильно обращаться с этими предметами, ведь многие из них опасны. Воспитатель просит назвать правила обращения с бытовыми предметами, которые знают дети, и обобщает ответы.

Каждой веще – свое место.

Без присмотра взрослых нельзя, брать такие острые предметы как: гвоздь, нож, иголка, ножницы и т.д.

С электроприборами нужно быть осторожными, они подключены к розетке, только взрослые могут включать и выключать их.

Попроси взрослых рассказать и показать тебе, как устроены и работают электроприборы.

Когда выходишь из дома, учись вместе со взрослыми проверять, все ли приборы выключены из розетки.

Воспитатель читает стихотворение:

У всех вещей, как у людей,

Дурные есть привычки.

Гордились знатностью своей,

Живя на кухне спички.

(Г. - Х. Андерсен «Сказка про спички»).

Воспитатель спрашивает детей о том, для чего нужны спички в доме и почему они «живут» на кухне? Воспитатель уточняет то, что спички – это нужная вещь, но и одновременно очень опасная. С помощью спичек разжигают огонь, пламя, а если оставить их без присмотра – может случиться пожар, а это страшная беда. Послушайте, какая история случилась однажды в городе Лондоне.

Воспитатель читает рассказ Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» и задает вопросы по тексту.

Физминутка.

Воспитатель:

Победит огонь коварный,

Тот, кого зовут…(пожарный).

Затем дети выполняют движения и проговаривают слова

На машине ярко-красной,
Мчимся мы вперёд
Труд тяжёлый и опасный
Нас, пожарных, ждёт.

Вой пронзительной сирены
Может оглушить,
Будем и водой, и пеной
Мы пожар тушить.

И в беду попавшим людям
Сможем мы помочь,
Ведь с огнём бороться будем
Смело день и ночь!

Дети садятся на стулья. Воспитатель говорит о том, что пожар – это страшная беда. В огне горят дома и погибают люди и тогда на помощь приходят пожарные. Их работа очень трудная и опасная, но очень нужная людям.

Воспитатель предлагает детям посмотреть видеоролик о работе пожарных.

После просмотра воспитатель говорит о том, чтобы не случилось беды мы с вами должны знать и выполнять правила пожарной безопасности (дети по очереди зачитывают правила сформулированные в виде стихов).

Мальчикам и девочка

От нас большой привет!

Мальчикам и девочкам

Хотим мы дать совет!

Правило первое касается каждого,

Правило это – самое важное!

И на улице, и в комнате

Вы, ребята, помните:

Спички не тронь – в спичках огонь!

Правило второе легко запомнить можно:

С электроприборами будьте осторожны!

Правило третье!

Топишь печь – за ней следи,

Никуда не уходи!

Правило четвертое полезное и нужное:

Если хочешь ты гулять,

Вскачь не надо убегать.

Закрывая в доме дверь,

Все ли выключил?

Проверь!

Если же большой огонь,

Дымом все объято,

Выбегать из дома вон

Надо всем, ребята!

Помнит каждый гражданин,

Пожарный номер «01».

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Машина пожарная – красного цвета

А ну-ка, подумай, зачем нужно это?

Затем, чтобы каждый, увидев, бежал

В сторонку и ехать бы ей не мешал!

Воспитатель предлагает на стенде, среди множества других машин, найти пожарную машину. Один из детей показывает на нее указкой. После этого воспитатель раздает детям черно-белые изображения пожарной машины и предлагает их раскрасить цветными карандашами.

В конце занятия подводится итог:

- О чем мы сегодня говорили на занятии?

- Что нового, полезного и интересного вы узнали?

- Что больше всего понравилось?

Хорошо запомните друзья,

Что с огнем шутить – нельзя!



Предварительный просмотр:

План – конспект организованной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте.

(Для подготовительной группы).

(Проводится как итоговое занятие на закрепление знаний).

Программное содержание: Закрепить умения детей определять место звука в словах, уметь подбирать слова на заданный звук, производить  звуко - буквенный  анализ слов. Продолжать учить детей составлять предложения по схеме, анализировать его. Уметь составлять короткий рассказ с этим предложением. Учить детей выполнять упражнения на логику. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать умение слушать своего товарища, не перебивать его.

Ход занятия:

1. Игра «Кто внимательный»

Детям предлагается определить часто повторяющийся звук в словах. Назвать его и определить его место в слове. Воспитатель называет несколько слов.

Чашка, чемодан, чешки, чудо.

Соска, сосиска, самолет, скалка.

Щука, щетка, щека, щепка.

По выбору воспитателя подбираются другие группы слов так, чтобы звуки находились и в середине, и в конце слов.

2.  Игра «Назови слово»

Воспитатель разыгрывает ситуацию, заранее договорившись с одной девочкой.

Воспитатель говорит: «Однажды мама (девочка) пошла в магазин и купила разные продукты, в названии которых были звуки «М»  «МЬ». Догадайтесь, ребята, и назовите эти продукты. А мама вас проверит».

   Дети называют слова, за правильный ответ получают фишку.

( Молоко, масло, мясо, мюсли, помидоры, морковь и т.д.)

3. Звуко-буквенный анализ слова МИШКА.

На доску выставляется плакат, один ребенок разбирает слово у доски за ширмой, остальные дети у себя за столами. После того как все справились, проверяем и обсуждаем.

«МЬ» - мягкий согласный, обозначаем зеленой фишкой.

«И» - гласный, красная фишка.

«Ш» -  твердый, согласный.

«К» -  твердый согласный, синяя фишка.

«А» - гласный, красная фишка.

Затем определяем:-

Сколько в слове слогов (2), вспоминаем правило: «Сколько в слове гласных, столько и слогов»

Называем гласные звуки, и определяем их место в слове.

Определяем на какой слог падает ударение ( на первый).

4. Составь предложение.

Воспитатель выставляет схему предложения.

|_______    _____  _____  .

Затем детям предлагается составить предложение по данной схеме, но так, чтобы в нем было слово МИШКА. После того как дети назовут свои варианты предложений, производится анализ самых удачных.

Воспитатель уточняет:

Сколько слов в этом предложении?

Какое первое слово? (второе, третье)

Затем воспитатель предлагает детям составить короткий рассказ про этого мишку, напоминает, что в рассказе есть начало, середина, конец. (Предполагается ,что дети умеют составлять короткие рассказы и трудностей это не вызовет).

5.Словесная игра: «Цепочка слов».

Эту игру можно провести в круге или стоя друг с другом рядом. Воспитатель первым называет любое слово, а следующий ребенок должен назвать такое слово, которое  будет начинаться с последнего звука предыдущего слова. Например, машина-аист-труба-апельсин-небо и т.д.

Игру необходимо проводить в быстром темпе, чтобы не потерять интерес детей.

В конце занятия подводится итог, воспитатель хвалит детей, отмечает тех, кто заработал большее количество фишек.



Предварительный просмотр:

План – конспект организованной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте.

(Для подготовительной группы).

Программное содержание: Закрепить умения детей определять место звука в словах, уметь подбирать слова на заданный звук, производить  звуко - буквенный  анализ слов. Продолжать учить детей составлять предложения по схеме, анализировать его. Уметь составлять короткий рассказ с этим предложением. Учить детей выполнять упражнения на логику. Развивать память, мышление, внимание. Воспитывать умение слушать своего товарища, не перебивать его.

Ход занятия:

1. Игра «Назови братца».

Воспитатель предлагает детям поиграть с мячом и встать в круг.  Далее воспитатель бросает поочередно мяч каждому ребенку и называет звук, а ребенок должен назвать пару этому звуку.

Например:  Л – ЛЬ; М – МЬ; В – ВЬ; Г – ГЬ и т.д.

2. Звуко – буквенный анализ слова ЮЛА.

Все дети работают за столом, а один ребенок разбирает слово у доски за ширмой.

После того как дети разберут слово, проводим его анализ. Задаем вопросы:

-сколько всего звуков в слове?

-сколько каких?

- сколько слогов в слове? ( закрепляем правило: сколько в слове гласных, столько и слогов). Затем определяем звуки.

Й – Мягкий согласный

У – гласный

Л – твердый согласный

А – гласный

Отмечаем то, что если два звука Й,У идут друг за другом, то на письме мы их обозначаем буквой Ю.

3. Работа над предложением.

Воспитатель выставляет схему предложения и предлагает детям составить по ней предложения со словом ЮЛА.

!_____  _____ _____ .

Затем проверяем и называем первое, второе и третье слово. Самые удачные предложения отмечаем.

4.Упражнение «Угадай спрятанное слово».

Воспитатель выкладывает на доску несколько картинок в определенном порядке и просит детей составить новое слово по первым звукам этих слов. Тот, кто первым догадается должен объяснить как это получилось.

ЛИСТ   ИРИС     СОСИСКА     АРБУЗ

Получилось слово ЛИСА. Воспитатель показывает картинку с изображением лисы.

5.Упражнение « Нелепицы».

Воспитатель предлагает послушать детям несколько предложений и исправить ошибки.

Кисточка рисовала Лену. (Лена рисовала кисточкой).

Молоко пьет кошку.  (Кошка пьет молоко).

Ручка написала письмо Тане. (Таня написала письмо ручкой).

Вова резал бумагой ножницы. (Вова ножницами резал бумагу).

Пенал положил Колю в портфель. (Коля положил пенал в портфель).

Подводится итог занятия. Необходимо похвалить всех детей.



Предварительный просмотр:

План -  конспект организованной деятельности по развитию речи с элементами обучения грамоте.

(Для подготовительной группы).

Программное содержание: Продолжать учить детей подбирать слова в предложении, подходящие по смыслу и правильно составлять его. Упражнять в умении подбирать однокоренные слова, строить с ними предложения. Упражнять в умении составлять новые слова по данным слогам, развивать словотворчество. Продолжать знакомить детей с ребусами, учить решать их. Развивать логическое мышление, внимание.

Ход занятия:

Игра «Подбери нужное слово».

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать предложения и в конце подобрать слово, подходящее по смыслу.

Как-то раннею порой вдруг полился дождь ….. грибной.

И из дома в тот же миг в лес отправился ….. грибник.

Чтобы принести улов, взял корзинку для….. грибов.

Долго шел он в глушь лесную - поляну там искал ….. грибную.

Вдруг под елочкой на кочке видит маленький….. грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый …. Грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в лесу …. Грибница.

Заглянул он под дубы, там увидел он ….. грибы.

В конце игры воспитатель  делает обобщение: все эти слова имеют одну одинаковую часть – гриб  и такие слова называют однокоренные.

Игра « Спрятанные слова».

Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть необычную таблицу, говорит о том, что в ней спрятано несколько знакомых слов. Надо из данных слогов составить новые слова. Кто называет правильное слово, тот получает фишку.

КА

МЫ

ША

ДА

ЛУ

ЛО

ЖА

КО

МА

Возможные варианты слов:

МАША, МЫЛО, ЛУЖА, ЖАЛО, ДАША, КАША, ЛУША, ДАМА, МАМА, ЛУКА  и т.д.

РЕШИ РЕБУС: отгадай  слово.

Л

А

Н

Д

Ы

Ш

Сам ребус пока надо закрыть, и детям показать его тогда, когда они его отгадают.

А вначале перед  детьми выставляют карточку с буквами этого слова и номерами цифр  по порядку. Детям говорят, что надо читать слово по порядку цифр.

Н     Ы    Л    Ш    А    Д

3      5      1    6     2     4

Здесь представлен более сложный вариант для уже читающих детей. Начинать работу по решению ребусов надо с простых вариантов.

Игра « ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ».

Необходимо спросить большее количество детей для того, что варианты  были разными.

Когда кончится дождь, мы _______

Мама сказала, что я ______

Чтобы чай был вкусным, надо _______

Мы пойдем гулять, если ________

Чтобы цветы хорошо росли, надо ________

Я иду к зубному врачу, чтобы ________

Когда я кушаю, то _________

Игра « Назови ласково».

Используются иллюстрации насекомых.

ПАУК – ПАУЧОК

КОМАР - КОМАРИК

СТРЕКОЗА - СТРЕКОЗКА

ЧЕРВЯК - ЧЕРВЯЧОК

ЖУК – ЖУЧОК

ПЧЕЛА – ПЧЕЛКА

МУХА – МУШКА

В конце занятия подводится итог, воспитатель хвалит детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Речевое развитие". Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе "В поисках буквы "К"

Ознакомление со звуком и буквой "К". Учить различать  мягкий и твёрдый звук и находить его место в слове....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художе-ственной литературы и фольклора) для разновозрастной группы 2021-2022г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группына о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художест-венной литературы и фольклора) для разновозрастной группы

          Рабочая программа разработана по образовательной области «Речевое развитие» для старшей группы МДОУ «Детский сад «Медвежонок...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художест-венной литературы и фольклора) для разновозрастной группы комбинированной направленности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо образовательной области «Речевое развитие»(развитие речи, подготовка к обучению грамоте, восприятие художественной литературы и фольклора)для разновозрастной группы ком...