Образовательная область "Речевое развитие". Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе "В поисках буквы "К"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
Ознакомление со звуком и буквой "К". Учить различать мягкий и твёрдый звук и находить его место в слове.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по обучению грамоте
в подготовительной группе:
«В поисках буквы К»
Тема; Звук (к) и (кь). Буква К (Ка).
Образовательные задачи: Ознакомление со звуком (К) и буквой. Учить различать звук К и К в словах и находить его место в слове. Закреплять понятие звук, слог, слово. Продолжать закреплять делить слова на слоги. Звуковому анализу слова..
Развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной
Воспитательные задачи: воспитывать умение слышать, работать в парах, оказывать взаимопомощь.
Оборудование: картинки со звуком К и Кь, буквы, фишки для звукового анализа, схематичное изображение глухого, звонкого, твёрдого, мягкого звуков, мостик, магнитная доска, звуковые линейки, ковёр «Самолёт», цифры с заданиями, карта., смайлики, письмо.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент:.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо, хотите узнать от кого оно?
Дети: Да, хотим.
Воспитатель открывает конверт и зачитывает письмо.
«Здравствуйте ребята, я знаю, что у вас сегодня обучение грамоте и вам нравится узнавать много нового. Так вот! А я очень люблю проказничать вместе со своей крыской Лариской, поэтому мы с ней украли у вас одну буковку из алфавита и спрятали её в волшебной заколдованной стране, если она вам нужна, я могу вам вернуть! Но при одном условии: вы должны выполнить все мои задания, которые я приготовила для вас, которые находятся в волшебной стране! Отправляю вам карту! И ещё! Если вы выполняете правильно задание, то будет появляться весёлый смайлик, если нет грустный смайлик. Если у вас будет много весёлых смайликов, вы отыщите букву и вернётесь домой, а если нет! Не вернуть её Вам никогда! И сами навсегда останетесь в заколдованной стране»
Воспитатель: Ребята, как нам быть?
Дети: Надо отправиться, найти украденную букву и вернуть её в Алфавит!
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту и определим, как нам попасть в волшебную страну.
Воспитатель вместе с детьми рассматриваю карту, на которой находятся цифры от 1 до 7 и решают следовать по ним. Ребята предлагают отправиться к 1 цифре.
Воспитатель: Ребята, на цифре написано задание.
1 задание. «Чтобы попасть в заколдованную страну, вам нужен ковёр самолёт, но он просто так вас не доставит до места. Вам нужно вспомнить с каким звуком и буквой вы познакомились в прошлый раз, рассказать о нём и назвать слова с этим звуком.» (Дети рассказывают о звуке Д, называют какой буквой он обозначается, поочереди называют слова с данным звуком и занимают место на ковре самолёте) Появляется смайлик, дети забирают.
Звучит волшебная музыка, дети закрывают глаза.
Воспитатель: Ребята, вот мы и добрались до заколдованной страны. Предлагаю посмотреть на карту.
Дети, определят, что нужно найти цифру 2 с заданием. Доходим до места.
Воспитатель: Ребята, послушайте следующее задание.
2 задание: Игра на внимание называется «Звук, слог, слово».
Воспитатель: Если я буду произносить звук вам нужно хлопать, если слог-приседать, слово-показать две ладошки, которые смотрят друг на друга.
«А», «Кот», «В», «ДИ», «Дым», «Т», «ОВ», «АР», «Мелодия»
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь вам нужно самим назвать звук, слог или слово. Появляется смайлик, дети забирают.
После выполненного задания, воспитатель, опять обращает внимание на карту и вместе с детьми выясняют, что нужно следовать к цифре 3, зачитывает задание.
3 задание «Вам нужно перейти через мостик, но только условие! Посчитать и назвать сколько слогов на изображённой картинке.»
(Предлагаются картинки в названиях которых есть звук К или «Кь»0
Воспитатель:. Ребята, а как можно измерить слоги?
Дети: Хлопками, шагами.
Воспитатель: Предлагаю вам измерить шагами. Возьмите любую картинку, посмотрите, что изображено и определите сколько слогов.
Дети шагами определяют сколько слогов в следующих словах: КОТ, МАТРЁШКА, ТРАКТОР, ЖУК, ПИДЖАК, т.д., переходят через мостик. Появляется смайлик, дети забирают.
Воспитатель и дети обращают внимание на карту и определяют следующую цифру с заданием и зачитывает его.
4. «Определите, какой общий звук, повторяется много раз в словах, которые есть у вас на картинке и расскажите о нём, используя символы». (кружки: синий, зелёный, красный, колокольчики-глухой, звонкий, камень, вата) Педагог, обращает внимание детей на произношение нового звука, вместе с детьми характеризуют его, выставляют символы и подводят итог.
Дети: Звук К-согласный, он не поётся, глухой-горлышко не звенит, когда подставляем ладошку, может быть твёрдым и обозначаться синим кружком и мягким-зелёным кружком.
Воспитатель: Молодцы ребята! Попробуйте поймать звук К и Кь в словах, если услышите его, нужно хлопнуть!
И/у «Поймай Звук в слове»
лес, колос, гном, крот, магазин, диван, молоко, кино, груша.
Появляется смайлик, дети забирают.
Воспитатель, хвалит детей и обращает внимание на карту. Дети определяют, что нужно двигаться к цифре 5.
Ребята находят цифру 5, которая прикреплена к коробочке. Воспитатель зачитывает задание.
5 задание.« Вот вы и отыскали букву, которую я украла из вашего Алфавита, она находиться в волшебной коробочке. Это не просто буква, она обозначает два звука с которыми вы сегодня познакомились- звук К и Кь! Чтобы узнать и вернуть её в алфавит, вам нужно выполнить ещё моё задание. «Определить звук К и Кь в слове»
(Дети рассаживаются за столы на которых лежат картинки, звуковые линейки, кружки)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку и определите какой звук К или Кь есть в вашем слове и где он находиться, проверьте друг у друга, правильно ли вы выполнили задание (Дети самостоятельно определяют звук, работая в парах, воспитатель помогает детям, которые затрудняются в выполнении задания.) Появляется смайлик, дети забирают.
Воспитатель: Молодцы ребята. предлагаю открыть коробочку. (дети открывают коробочку, в которой находиться буква К и слоги, которые дети должны прочитать)
Ребята, звук К и Кь обозначается буквой К. Посмотрите и скажите из каких элементов состоит буква?
Дети: Из одной прямой палочки и двух палочек, которые прикрепляются к первой посередине и одна смотрит верх, а другая вниз.
Воспитатель: Предлагаю вам выложить её. (детям на выбор предлагаются счётные палочки, карандаши, пуговицы)
6 задание «Прочитай слог» (дети присоединяют букву К к гласным буквам и читают закрытые слоги, потом читают закрытые слоги). Появляется смайлик, дети забирают.
Воспитатель: Ну, вот мы отыскали букву, пора и домой возвращаться! Ребята, посмотрите на карте ещё какое-то задание последнее 7!
7. Звуковой анализ слова.
Воспитатель: Последнее задание, которое нам приготовила Шапокляк, поможет нам вернуться домой! Предлагаю прочитать его!
«Вам нужно составить слово по картинке, охарактеризовать звуки и выложить их схематично под словом.»
Ребята, посмотрите на доску и назовите картинку, которую вы видите.
Дети: АКУЛА!
Воспитатель: Ребята, а это слог или слово?
Дети: Слово.
Воспитатель: А как мы его можем схематично обозначить?
Дети: Одной полоской.
Воспитатель: А кто желает составить слово АКУЛА.
(Выходит ребёнок по желанию и выкладывает слово, дети проверяют)
Нужно определить сколько звуков в слове?
Дети: Пять звуков
Воспитатель: Сколько слогов?
Дети: 3 слога
Воспитатель: Какой звук первый, второй, … и как он обозначается?
Дети: Первый звук А, обозначается красным кружком, второй звук К-согласный, твёрдый, глухой-синий кружок, третий звук-У-гласный-обозначается красным цветом, четвёртый звук Л-согласный, звонкий, твёрдый-синим кружком, пятый звук А-гласный-красным кружком.
Воспитатель: А сколько всего в слове АКУЛА гласных звуков и согласных? Сколько мягких звуков? Звонких? Глухих? (Ответы детей)
Дети: 3 гласных звука (А, У, А), 2 согласных (К и Л), Мягких звуков нет, Звонких-1 звук Л и 1 звук К-глухой. Появляется смайлик, дети забирают.
Воспитатель: Молодцы ребята! Ну, вот все задания выполнены, пора отправляться домой! Предлагаю посчитать весёлые и грустные смайлики.
Дети вместе с воспитателем пересчитывают смайлики, весёлых оказывается больше. Все садятся на ковёр самолёт, под волшебную музыку закрывают глаза и отправляются в детский сад.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись назад. Скажите, где мы побывали? Что нового узнали? Скажите, полезны ли были наши поиски буквы? А было ли сложно? Если да, тогда возьмите грустный смайлик, если не совсем трудно-спокойный смайлик, а если нет-весёлый смайлик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по обучению грамоте подготовительной к школе группе
Дети вспоминают материал, пройденный за год по обучению грамоте. Выполняют разные задания, пишут в тетрадях ....
Конспект занятия по обучению грамоте(подготовительная логопедическая группа). Дифференциация звуков Р-Л . Путешествие в сказку- Золушка".
В процессе занятия дети учатся дифференцировать звуки Р-Л в слогах,в словах,в предложениях. Учатся образовывать сложные слова, Развивают фонематический слух,звуковой анализ и синтез....
Конспект занятия по обучению грамоте подготовительная к школе группа
Конспект занятия по обучению грамотеподготовительная к школе группаЦели.Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на сл...
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие: подготовка детей к обучению грамоте». Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №7 «Солнышко» Тема: «Остров потерянных Слов».
Цель: совершенствовать фонематический слуха и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов....
Образовательная область "Речевое развитие". Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква «Д». Звук [Д] и [Д’]»
Закреплять знания детей о букве Д и звуке [Д] и [Д']....
Образовательная область "Речевое развитие".Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква «В». Звук [В] и [В’]»
Закреплять знания детей о букве Ви звуке [В] и [В']...
Образовательная область "Речевое развитие". Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Буква «Г». Звук [Г] и [Г’]»
Закреплять знания детей о букве Г и звуке [Г] и [Г']....