Образовательная область "Речевое развитие". Конспект ННОД по обучению грамоте в подготовительной школе группе "В поисках буквы "К"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Надь Светлана Анатольевна

Ознакомление со звуком и буквой "К". Учить различать  мягкий и твёрдый звук и находить его место в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте

в подготовительной группе:

 «В поисках буквы К»

 Тема; Звук (к) и (кь). Буква К (Ка).

Образовательные задачи: Ознакомление со звуком (К) и буквой. Учить различать звук К и К в словах и находить его место в слове. Закреплять понятие звук, слог, слово. Продолжать закреплять делить слова на слоги. Звуковому анализу слова.. 

 Развивающие задачи: Развитие речевого слуха, фонематического восприятия, зрительного внимания и восприятия, мышления, артикуляционной

Воспитательные задачи: воспитывать умение слышать, работать в парах, оказывать взаимопомощь.

Оборудование: картинки со звуком К и Кь, буквы, фишки для звукового анализа, схематичное изображение глухого, звонкого, твёрдого, мягкого звуков, мостик, магнитная доска, звуковые линейки, ковёр «Самолёт», цифры с заданиями, карта., смайлики, письмо.

Ход образовательной деятельности:

1. Организационный момент:.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло письмо, хотите узнать от кого оно?

Дети: Да, хотим.

Воспитатель открывает конверт и зачитывает письмо.

«Здравствуйте ребята, я знаю, что у вас сегодня обучение грамоте и вам нравится узнавать много нового. Так вот! А я очень люблю проказничать вместе со своей крыской Лариской, поэтому мы с ней украли у вас одну буковку из алфавита и спрятали её в волшебной заколдованной стране, если она вам нужна, я могу вам вернуть! Но при одном условии: вы должны выполнить все мои задания, которые я приготовила для вас, которые находятся в волшебной стране! Отправляю вам карту! И ещё! Если вы выполняете правильно задание, то будет появляться весёлый смайлик, если нет грустный смайлик. Если у вас будет много весёлых смайликов, вы отыщите букву и вернётесь домой, а если нет! Не вернуть её Вам никогда! И сами навсегда останетесь в заколдованной стране»

Воспитатель: Ребята, как нам быть?

Дети: Надо отправиться, найти украденную букву и вернуть её в Алфавит!

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту и определим, как нам попасть в волшебную страну.

Воспитатель вместе с детьми рассматриваю карту,  на которой находятся цифры от 1 до 7 и решают следовать по ним. Ребята предлагают отправиться к 1 цифре.

Воспитатель: Ребята,  на цифре написано задание.

1 задание. «Чтобы попасть в заколдованную страну, вам нужен  ковёр самолёт, но он просто так вас не доставит до места. Вам нужно вспомнить с каким звуком и буквой вы познакомились в прошлый раз, рассказать о нём и назвать слова с этим звуком.» (Дети рассказывают о звуке Д, называют какой буквой он обозначается, поочереди называют слова с данным звуком и занимают место на ковре самолёте) Появляется смайлик, дети забирают.

Звучит волшебная музыка, дети закрывают глаза.

Воспитатель: Ребята, вот мы и добрались до заколдованной страны. Предлагаю посмотреть на карту.

Дети, определят, что нужно найти цифру 2 с заданием. Доходим до места.

Воспитатель: Ребята, послушайте  следующее задание.

2 задание: Игра на внимание называется «Звук, слог, слово».

Воспитатель: Если я буду произносить звук вам нужно хлопать, если слог-приседать, слово-показать две ладошки, которые смотрят друг на друга.

«А», «Кот», «В», «ДИ», «Дым», «Т», «ОВ», «АР», «Мелодия»

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь вам нужно самим назвать звук, слог или слово. Появляется смайлик, дети забирают.

После выполненного задания, воспитатель, опять обращает внимание на карту и вместе с детьми выясняют, что нужно следовать к цифре 3, зачитывает задание.

3 задание «Вам нужно перейти через мостик, но только условие! Посчитать и назвать сколько слогов на изображённой картинке.»

(Предлагаются картинки в названиях которых есть звук К или «Кь»0

Воспитатель:. Ребята, а как можно измерить слоги?

Дети: Хлопками, шагами.

Воспитатель: Предлагаю вам измерить шагами. Возьмите любую картинку, посмотрите, что изображено и определите сколько слогов.

Дети шагами определяют сколько слогов в следующих словах: КОТ, МАТРЁШКА, ТРАКТОР, ЖУК, ПИДЖАК, т.д., переходят через мостик. Появляется смайлик, дети забирают.

Воспитатель и дети обращают внимание на карту и определяют следующую цифру с заданием и зачитывает его.

4. «Определите, какой общий звук, повторяется много раз в словах, которые есть у вас на картинке и расскажите о нём, используя символы». (кружки: синий, зелёный, красный, колокольчики-глухой, звонкий, камень, вата) Педагог, обращает внимание детей на произношение нового звука,   вместе с детьми характеризуют его, выставляют символы и подводят итог.

Дети: Звук К-согласный, он не поётся, глухой-горлышко не звенит, когда подставляем ладошку, может быть твёрдым и обозначаться синим кружком и мягким-зелёным кружком.

Воспитатель: Молодцы ребята! Попробуйте поймать звук К и Кь в словах, если услышите его, нужно хлопнуть!

И/у «Поймай Звук в слове»

лес, колос, гном, крот, магазин, диван, молоко, кино, груша. 

Появляется смайлик, дети забирают.

Воспитатель, хвалит детей и обращает внимание на карту. Дети определяют, что нужно двигаться к цифре 5.

Ребята находят цифру 5, которая прикреплена к коробочке. Воспитатель зачитывает задание.

5 задание.« Вот вы и отыскали  букву, которую я украла из вашего Алфавита, она находиться в волшебной коробочке. Это не просто буква, она обозначает два звука с которыми вы сегодня познакомились- звук К и Кь! Чтобы узнать и вернуть её в алфавит, вам нужно выполнить ещё моё задание. «Определить звук К и Кь в слове»

(Дети рассаживаются за столы на которых лежат картинки, звуковые линейки, кружки)

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку и определите какой звук К или Кь есть в вашем слове и где он находиться, проверьте  друг у друга, правильно ли вы выполнили задание (Дети самостоятельно определяют звук, работая в парах, воспитатель помогает детям, которые затрудняются в выполнении задания.) Появляется смайлик, дети забирают.

Воспитатель: Молодцы ребята. предлагаю открыть коробочку. (дети открывают коробочку, в которой находиться буква К и слоги, которые дети должны прочитать)

Ребята, звук К и Кь обозначается буквой К. Посмотрите и скажите из каких элементов состоит буква?

Дети: Из одной прямой палочки и двух палочек, которые прикрепляются к первой посередине и одна смотрит верх, а другая вниз.

Воспитатель: Предлагаю вам выложить её. (детям на выбор предлагаются счётные палочки, карандаши, пуговицы)

6 задание «Прочитай слог» (дети присоединяют букву К к гласным буквам и читают закрытые слоги, потом читают закрытые слоги). Появляется смайлик, дети забирают.

Воспитатель: Ну, вот мы отыскали букву, пора и домой возвращаться! Ребята, посмотрите на карте ещё какое-то задание последнее 7!

7. Звуковой анализ слова.

Воспитатель: Последнее задание, которое нам приготовила Шапокляк, поможет нам вернуться домой! Предлагаю прочитать его!

«Вам  нужно составить слово по картинке, охарактеризовать звуки  и выложить их схематично под словом.»

  Ребята, посмотрите на доску и назовите картинку, которую вы видите.

Дети: АКУЛА!

Воспитатель: Ребята, а это слог или слово?

Дети: Слово.

Воспитатель: А как мы его можем схематично обозначить?

Дети: Одной полоской.

Воспитатель: А кто желает составить слово АКУЛА.

(Выходит ребёнок по желанию и выкладывает слово, дети проверяют)

Нужно определить сколько звуков в слове?

Дети: Пять звуков

Воспитатель: Сколько слогов?

Дети: 3 слога

Воспитатель: Какой звук первый, второй, … и как он обозначается?

Дети: Первый звук А, обозначается красным кружком, второй звук К-согласный, твёрдый, глухой-синий кружок, третий звук-У-гласный-обозначается красным цветом, четвёртый звук Л-согласный, звонкий, твёрдый-синим кружком, пятый звук А-гласный-красным кружком.

Воспитатель: А сколько всего в слове АКУЛА гласных звуков и согласных? Сколько мягких звуков? Звонких? Глухих? (Ответы детей)

Дети: 3 гласных звука (А, У, А), 2 согласных (К и Л), Мягких звуков нет, Звонких-1 звук Л и 1 звук К-глухой. Появляется смайлик, дети забирают.

Воспитатель: Молодцы ребята! Ну, вот все задания выполнены, пора отправляться домой! Предлагаю посчитать весёлые и грустные смайлики.

Дети вместе с воспитателем пересчитывают смайлики, весёлых оказывается больше. Все садятся на ковёр самолёт, под волшебную музыку закрывают глаза и отправляются в детский сад.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вот мы и вернулись назад. Скажите, где мы побывали? Что нового узнали? Скажите, полезны ли были наши поиски буквы? А было ли сложно? Если да, тогда возьмите грустный смайлик, если не совсем трудно-спокойный смайлик, а если нет-весёлый смайлик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по обучению грамоте подготовительной к школе группе

Дети вспоминают материал, пройденный за год по обучению грамоте. Выполняют разные задания, пишут в тетрадях ....

Конспект занятия по обучению грамоте(подготовительная логопедическая группа). Дифференциация звуков Р-Л . Путешествие в сказку- Золушка".

В процессе занятия дети  учатся дифференцировать  звуки Р-Л в слогах,в словах,в предложениях. Учатся образовывать сложные слова, Развивают фонематический слух,звуковой анализ и синтез....

Конспект занятия по обучению грамоте подготовительная к школе группа

Конспект  занятия по обучению грамотеподготовительная к школе группаЦели.Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов, делении слов на сл...