Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Приметы матушки-зимы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Бесхмельницына Людмила Юрьевна
Занятие позволяет: -учить понимать смысл образных выражений, сравнений, загадок; -развивать связную речь детей, формировать навыки творческого рассказа по картине; -закреплять приметы зимы; -воспитывать любовь к природе, желание получать знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx21.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №»27 «Берёзка»  

Конспект занятия  по развитию речи

 в подготовительной к школе группе "Приметы матушки-зимы"

                                                                  Воспитатель:

                                   Бесхмельницына Л.Ю.

                                        К педагогическому совету

                                                                  «Художественная литература, как

                                                                  средство повышения уровня

                                                                  развития речи у детей дошкольного                                                  

               возраста»

2010-2011 учебного года

Конспект занятия  по развитию речи

в подготовительной к школе группе "Приметы матушки-зимы"

Программное содержание.

-учить понимать смысл образных выражений, сравнений, загадок;

-развивать связную речь детей, формировать навыки творческого рассказа по картине;

-закреплять приметы зимы;

-воспитывать любовь к природе, желание получать знания.

Оборудование: картины зимних пейзажей русских художников

(И.И. Шишкин “Зима”,Н.Рерих “Гималаи”,И.Э. Грабарь “Февральская лазурь”); акварель; кисти; альбомные листы по количеству детей.

Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, использование художественного слова, указания, обобщения.

Предварительная работа: рассматривание зимних пейзажей русских художников, разучивание физкультминутки, заучивание стихотворений и загадок о зиме.

Ход занятия.

1.Беседа о зиме.

Воспитатель обращает внимание на зимние пейзажи русских художников, размещённые на стенде в группе.

-Как красив снегопад в безмолвной тишине зимнего дня, когда снежинки мелькают в воздухе, будто маленькие белые мотыльки, тихонько опускаются на землю. Каждая снежинка нежная, хрупкая, похожая на прекрасный сказочный цветок, и каждый снежный цветок неповторим. А когда поднимается сильный ветер, все меняется вокруг, и тогда не разберешь, откуда летит снег: то ли с неба, то ли с земли. Все смешивается в сплошном хаосе, ничего не видно, кроме белой пелены. Но вот первый снег укрыл и укутал озябшую землю.

           -Для того, чтобы передать красоту русской зимы, поэты используют образные выражения, которые помогают нам представить более полно и наглядно её представить. Образные выражения позволяют более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Они часто используются в сказках, стихах, рассказах, загадках. Отгадайте загадку, и обратите внимание, какие образные красивые слова здесь есть:

Тройка, тройка прилетела.

 Скакуны в той тройке белой,

 А в санях сидит царица –

 Белокожа, светлолица.

 Как махнула рукавом –

 Всё покрыла серебром!

-Как вы думаете, о какой царице идёт речь в загадке?

-Почему зиму называют царицей?

-Подходят ли зиме определение “белолица”, “светлокожа”?

-Можно сказать, что ни одно время года так не волшебно, как зима. Зимой всё по-другому. Всё живое спряталось в глубину земли и спит, ожидая солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. Говорят, что зимой природа как будто отдыхает, спит, но остаётся очень красивой и завораживающей. Зиму очень часто изображали на своих полотнах живописцы: Шишкин, Грабарь, Рерих; о ней любили писать стихи русские поэты: С.Есенин, А.Пушкин.

-Послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина:

Заметает пурга

 Белый путь.

 Хочет в мягких снегах

 Потонуть.

 Ветер резвый уснул

 На пути;

 Ни проехать в лесу,

 Ни пройти.

-Какие приметы зимы мы представляем, слушая это стихотворение? (Заметает пурга; ни проехать в лесу, ни пройти).

-Что означают слова “белый путь”, выражение “в мягких снегах потонуть”? (глубокий снег, путь по снегу)

-А.С. Пушкин приметы зимы описывал так:

Вот ветер, тучи нагоняя,

 Дохнул, завыл – и вот сама

 Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

 Повисла на суках дубов;

 Легла волнистыми коврами

 Среди полей, вокруг холмов;

 Брега с недвижно рекою

 Сравняла пухлой пеленою;

 Блеснул мороз. И рады мы

 Проказам матушки зимы.

-Как автор называют зиму? (волшебница, матушка) Почему? (волшебница потому что всё волшебным сделала, украсила; матушка – потому что заботится о лесе, укрывает снегом, даёт отдых природе)

-Какие образные выражения использовал Пушкин? (клоками повисла на суках дубов; волнистыми коврами; пухлой пеленою)

2.Дидактическая игра «Закончи пословицу»

-Не только стихов и песен много о зиме. Известно много пословиц и поговорок, загадок. Я буду читать пословицы, а вы должны отгадать окончание.

Береги нос в большой... (мороз).
В зимний холод всякий... (молод).
Зима без снега, лето без... (хлеба).
Мороз невелик, да стоять... (не велит)
Шубка зимой... (не шутка).
Гуси летят - на хвосте... (зимушку тащат).
В зиму шубу... (не занимают).
На морозе и старик... (вприпрыжку).
Зимой тулуп всякому... (люб).
Зимний денек с... (воробьиный скок).

-Какие загадки стихи о зиме вы знаете? (Дети загадывают загадки, читают стихи о зиме)

Старик-шутник: на улице стоять не велит, за нос домой тянет. (Мороз.)
Летит - молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет. (
Снег.)
Не драгоценный камень, а светится. (Лед.)
Я потрещу, а ты бей в ладоши да пляши. (Мороз.)
Прихожу - все рады, ухожу - все рады. (Снег)

Нет колес у меня -                  
Я крылата и легка.
Громче всех постовых
Я свищу без свистка.
На лету, на лету, на лету-у,
Всю Москву замету.

(Вьюга)

Он пушистый, серебристый,

Белый, белый,

Чистый, чистый,

Ватой наземь лег.

(Снег)

Снег, морозы, холода.

Над рекою толща льда.

День короткий, ночь длинна

Это матушка-(зима).

3. Физкультминутка «Снежная баба».

 Мы бабу снежную лепили,

(Изображают в воздухе последовательно три круга.)

Чтоб краше не было ее.

(Проводят пальцами по лицу.)

Лопатами весь снег собрали,

(Имитируют движения лопатой.)

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали

(Изображают руками в воздухе максимально большой круг.)

И плотно этот ком прижали.

(Изображают перед собой руками круг, опускают его.)

Второй поменьше был размером.

(Изображают круг меньше.)

На первый он уселся смело.

(Приседают.)

А третьим – голова была

(Показывают на голову.)

И участи своей ждала.

(Подпирают голову ладонями.)

Лицо украсили морковкой,

(На уровне носа пальцами изображают морковку.)

И угольками вместо глаз.

(Показывают на глаза.)

Прорисовали ротик ловко,

(Трогают рот.)

Смотрели в профиль и анфас.

(Поворачивают голову в сторону, прямо.)

На голову ведро надели,

(Делают движения двумя руками сверху вниз по голове.)

Украсили его пером.

(Поднимают одну руку вверх расставляют пальцы.)

Метлу воткнули для порядка.

(Делают движение «подметание».)

Трудились дружно всем двором!

(Скрещивают пальцы рук в замок.)

Воспитатель: Какие загадки стихи о зиме вы знаете? (Дети загадывают загадки, читают стихи о зиме)

4.Рассматривание картин известных художников

- Какой образ зимы передал в своём пейзаже художник Иван Иванович Шишкин? (Зима снежная, пуховая, пушистая, лес утонул в снегу, деревья как будто спят);

-Какой образ зимы передал в своём пейзаже художник Николай Константинович Рерих? (холодная, ледяная, синяя, голубая, туманная, холодное солнце)

-Какой образ зимы передал в пейзаже “Февральская лазурь” художник Игорь Эммануилович Грабарь? (солнечная, морозная, хрустальная, прозрачная, звенящая, лазоревая) С помощью воспитателя дети уточняют образ зимы в картинах.

5.Рисование зимнего пейзажа

- А сейчас мы будем с вами художниками и нарисуем свой зимний пейзаж.  

6.Итог занятия.

-А сейчас пусть каждый художник подумает, какую зиму он изобразил: царицу, волшебницу, матушку(Ответы детей).

-Поэты и художники помогли нам лучше увидеть и почувствовать красоту природы, они заставили нас зорче всмотреться в окружающий мир, увидеть неповторимость зимних красок. Зима радует нас снежными пейзажами, морозом, лазурью февральских окон, и, конечно же, весёлыми рождественскими праздниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе "Путешествуем по морю"

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память...

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группы по теме: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин".

Конспект по развитию речи детей подготовительной к школе группе. Тема: "Составление рассказов о дружбе по серии сюжетных картин". ОО "Речевое развитие"....

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Зимушка-зима»

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: «Зимушка-зима»...

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группе Тема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Конспект НОД развитию речи в подготовительной к школе группеТема: Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик»....

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «В гостях у пожарного».

Конспект по развитию речи  в подг. к школе группе на тему: «В гостях у пожарного»....

Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе...