Как дошкольнику запомнить новый материал в процессе обучения английскому языку?
статья по обучению грамоте по теме

Коваленко Марина Викторовна

Память как свойство человеческой психики неразрывно связана с восприятием. Различаются зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. В связи с этим должна различаться и подача материала учителем. Во время занятий английским языком педагог может подбирать наглядные материалы и задания с учетом особенностей восприятия и запоминания всех детей.

В приложении к статье приводится анкета для определения ведущего типа восприятия у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatiestatyakovalenko.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

Коваленко Марина Викторовна

Как дошкольнику запомнить новый материал в процессе обучения английскому языку?

Память как свойство человеческой психики неразрывно связана с восприятием. Иными словами, процесс восприятия лежит в основе механизма запоминания. Различаются зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие, в зависимости от того, какой анализатор является ведущим у данного индивида. В зависимости от ведущего канала восприятия, люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков. Визуалы лучше воспринимают зрительную информацию. Аудиалы воспринимают основную информацию посредством слухового анализатора. Для кинестетика свойственным является воспринимать информацию через другие ощущения (обоняние, осязание и др.), а также с помощью движений. Следовательно, должна различаться и подача материала учителем. Для визуалов очень важно наличие дидактических раздаточных материалов (картинок, схем), причем эстетика оформления играет немалую роль. В процессе обучения детей с аудиальным типом восприятия подходит рассказ нового материала учителем, но не монотонным, а выразительным голосом, с выделением важных моментов интонацией. Также учитель может подготовить аудиозапись или сопроводить видеоряд звуком. Не стоит запрещать аудиалам проговаривать свои действия. Главный инструмент восприятия у кинестетика – тело, а главный способ восприятия – движение, действие. Чтобы понять новое, кинестетику необходимо сделать, повторить действие руками. Необходимо также отметить, что чистые типы восприятия встречаются не так часто. Чаще попадаются смешанные типы, однако один из каналов восприятия, все равно,  преобладает. Определить ведущий тип восприятия ребенка поможет анкета, приведенная нами в Приложении.

Но как учитывать особенности всех малышей на одном уроке? Нужно использовать такие задания, в процессе выполнения которых задействовались бы все каналы восприятия. Не секрет, что хорошим дидактическим материалом является игрушка – на нее можно и посмотреть, и потрогать, и, конечно, услышать, как учитель называет ее по-английски. Например, во время изучения темы «животные» учитель может вводить новый материал следующим образом (на примере игрушечного медведя):

  1. Сказать ребятам, что к ним в гости пришел новый друг. Показать медведя: This is a bear. Медведь «здоровается»: Hello. Nice to meet you. Дети отвечают: Hello, bear. Nice to meet you. 
  2. Каждый ребенок берет медведя в руки и «здоровается» с ним лично.
  3. Учитель предлагает ребятам изобразить их нового друга: пореветь и покосолапить.

Новую лексику по теме «еда» также хорошо вводить на примере настоящих фруктов и овощей (только нужно вначале узнать, нет ли у детей аллергии на те или иные продукты). Одновременно происходит изучение глаголов, связанных с этой темой:

  1. Учитель показывает фрукт или овощ, называет его по-английски, дети повторяют.
  2. Учитель предлагает понюхать фрукт или овощ, также называя его и говоря smell или sniff.
  3. Учитель предлагает попробовать заранее нарезанный фрукт или овощ, также называя его и говоря eat.
  4. Учитель предлагает потрогать фрукт или овощ, также называя его и говоря touch.

Таким образом, оказывается воздействие на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильные рецепторы, что способствует лучшему запоминанию.

Итак, во время занятий английским языком педагог может подбирать наглядные материалы и задания с учетом особенностей восприятия и запоминания всех детей. Использование подходящих для учащихся средств наглядности не только способствует успешному усвоению материала, но и повышению мотивации, которая обязательно должна присутствовать при выполнении задания, созданию ситуации успеха, что крайне немаловажно в рамках индивидуального подхода, так как вызывает положительные эмоции у обучающихся, а как известно, эмоциональная память – самая стойкая.

Литература

  1. Аудиал, визуал или кинестетик [Электронный ресурс] / – . –  Режим доступа: http://ssrrschool42.ucoz.ru/load/testy/test_audial_vizual_ili_kinestetik/4-1-0-77
  2. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. Пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
  3. Любимов, А. Мастерство коммуникации : Ч. 1 [Электронный ресурс] / А. Любимов – 2004. – . –  Режим доступа: http://sbiblio.com/biblio/archive/lubimov_masterstvo/05.aspx
  4. Немов, Р.С. Психология: учебник [Текст] / Р.С. Немов  – М.: Высшее образование, 2008. – 639 с.
  5. Охитина, Л.Д. Психологические основы урока [Текст] / Л.Д. Охитина – М.: Просвещение, 1997. – 96 с.
  6. Щуркова, Н.Е. Культура современного урока / Щуркова Н.Е., Бабурова И.В.,  Бадмаева С.В., Лукашонок О.Н., Осипова Е.А.; ред. Н.Е. Щуркова – М.: Российское педагогическое агенство, 1997., 92 с.

Приложение

Определить ведущий тип восприятия дошкольника родителям и педагогам поможет следующая анкета:

1) В какие игрушки предпочитает играть ребенок?
        А. Игрушки, которые издают раз личные шумы и звуки, в том числе музыкальные инструменты. Любит слушать музыку, сказки.
        В. Настольные игры, пластилин глина, принадлежности для рисования, книги с красочными картинка Любит лепить, рисовать, вырезать складывать пазлы. Занятия и игры, которые основаны на взаимодействии глаз и рук.
        К. Мягкие игрушки, конструкторы, игры-самоделки. Все, что можно разбирать, мять, гнуть. Любит раскрашивать, клеить, мастерить.
       2) Как относится к тому, во что одет?
        А. Все равно, какая одежда. Бывает, что не наденет вещь, о которой кто-то отозвался плохо.
        В. Тщательно подбирает гардероб. Любит наряжаться.
        К. Ему нравятся теплые, комнатные вещи. Отдает предпочтение привычной и удобной одежде, не стесняющей движений.
       3) Как выражает чувства, любовь к родным?
        А. Словами. Может при этом даже не смотреть на вас.
        В. Важен личный контакт глаза в глаза, необходимо видеть ваше лицо.
        К. Нужен Физический контакт – объятия, поцелуи.
       4) Чем любит заниматься?
        А. Послушать музыку, поговорить, пошуметь.
        В. Молчалив, предпочитает наблюдать за другими. Ему нравится  смотреть телевизор, разглядывать картинки в книжках.
        К. Обожает подвижные игры, спорт. Энергичен, не может долго концентрировать внимание на одном предмете.
       5) Во что предпочитает играть?
        А. С удовольствием придумывает и организовывает игры, распределяет роли. Но если намечаются подвижные игры, быстро охладевает.
        В. Может подолгу заниматься сам. Прежде чем начать игру с другими детьми, ему необходимо присмотреться, что и как они делают.
        К. Любит активные игры с прыжками бегом, борьбой.
       6) Как ведет себя, когда волнуется, боится?
        А. Вздрагивает от каждого звука, прислушивается к шагам.
        В. Поправляет одежду, как будто она помялась, испачкалась, старается ее разгладить, отряхнуть.
        К. Постоянно теребит волосы или что-то перебирает в руках.
      7) Любимая воспитательница или педагог – скорее всего это:
        А. Женщина с приятным голосом.
        В. Самая миловидная и красиво одетая.
        К. Та, от которой приятно пахнет, которую можно потрогать, обнять.
       8) Что отвлекает его на занятиях больше всего?
        А. Сосед бубнит все время что-то под нос.
        В. Интересно смотреть в окно.
        К. Неудобные твердые стулья, шершавая парта.
        9) Как говорит?
        А. Говорит быстро. Эмоционален, общителен, многословен, часто болтает сам с собой.
        В. Говорит медленно. Речь образная, в разговоре рисует «живые картины» перед собеседником.
        К. Говорит ритмично. Богатая жестикуляция, множество «ощущенческих» эпитетов.
       10) Какие слова использует наиболее часто?
        А. Слушать, ритм, звуки, говорить, молчать, громкий, тихий, спокойный.
        В. Смотреть, видеть, наблюдать, ярко, картина, светлый, темный.
        К. Хватать, чувствовать, трогать, переживать, держать, давить, теплый, холодный.
       11) Любит ли читать?
        А. С большим удовольствием слушает, как ему читают другие.
        В. Читает сам взахлеб.
        К. Предпочел бы поиграть во что-нибудь.     

А означает «аудиал», В – «визуал», К – «кинестетик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование сюжетно-ролевых и театрализованных игр в процессе обучения дошкольников английскому языку

В данной статье представлены практические идеи и подходы к использованию сюжетно-ролевых и театрализованных игр в процессе обучения дошкольников английскому языку....

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ «Говорим по-английски» «Speak English»

Пояснительная записка.Основная задача – познакомить детей с основами английского языка в доступной и увлекательной форме.Основная цель - личностное развитие ребенка, которая реализуется  через ре...

ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДОШКОЛЬНИКОВ «Говорим по-английски» «Speak English»

Пояснительная записка.Основная задача – познакомить детей с основами английского языка в доступной и увлекательной форме.Основная цель - личностное развитие ребенка, которая реализуется  через ре...

Консультация для педагогов дополнительного образования "Влияние лингвострановедческого материала на мотивацию дошкольников при обучении английскому языку"

Использование страноведческой информации в процессе обучения английскому языку обеспечивает повышение познавательной активности обучающихся, благоприятствует созданию положительной мотивации....

ТЕМА: «Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса у старших дошкольников на основе наглядности в процессе обучения»

Вашему вниманию предоставляется опытно- экспериментальная работа. На сегодняшний день методика организации развития познавательных интересов в решении умственных задач разработана неполно.Это обус...

Индивидуальный подход в процессе обучения дошкольников(английскому).

При изучении английского языка, в связи с его особой фонетикой, важно то, каким голосом преподаватель произносит слова и фразы и какое при этом выражение его лица....

Использование детской английской литературы в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку

Знакомство с английской литературой - продуктивное средство обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку....