РЕЧЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья (обучение грамоте) на тему

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
К. Д. Ушинский


Всем известно, какую важнейшую роль играет речь в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.

Речь ребёнка проходит в своём становлении несколько взаимосвязанных этапов. Так как в основе развития речи лежит механизм подражания, очень велика роль окружения ребёнка и его речевых контактов в ходе общения со взрослыми, накопления им впечатлений, звуковых и словесных образов в процессе жизнедеятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Всем известно, какую важнейшую роль играет речь в жизни человека. Она служит главным средством общения с другими людьми, является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний.

Речь ребёнка проходит в своём становлении несколько взаимосвязанных этапов. Так как в основе развития речи лежит механизм подражания, очень велика роль окружения ребёнка и его речевых контактов в ходе общения со взрослыми, накопления им впечатлений, звуковых и словесных образов в процессе жизнедеятельности.

Особенно важным для развития интеллекта и речи ребёнка являются первые годы его жизни, в течение которых происходит созревание его нервной системы.

Большое влияние на процесс развития речи оказывают также различные неблагоприятные воздействия на центральную нервную систему ребёнка во внутриутробном, родовом и послеродовом периодах (инфекции, интоксикации, социальные факторы).

В течение первых трёх лет ребёнок проделывает огромную работу по усвоению родного языка, которая станет основой его психического развития в дальнейшем. В это решающее время главным условием формирования речи ребёнка является только среда говорящих людей. Эти фактором объясняется отсутствие связной речи у «детей — маугли», выросших среди животных, вне общения с людьми.

Далее от 3 до 6 лет у ребёнка происходит только совершенствование грамматической и связной сторон речи и расширение словарного запаса в связи с дальнейшим общим развитием. Именно в это время закладывается фундамент, на котором в дальнейшем будет строиться здание взрослой речи.

Это должны помнить родители и все взрослые, окружающие детей такого возраста. Они должны приложить все усилия к тому, чтобы дети слышали правильную, четкую и последовательную речь, должны сопровождать речью все совместные действия с детьми, много и сознательно разговаривать с ними, своевременно обращать внимание на особенности развития и нарушения речи у детей.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА НАВЫКУ ПЕРЕСКАЗА?

Речь является основой человеческого мышления и приобретения новых знаний. Не умение ребенка излагать свои мысли и чувства впоследствии отразятся на его общении со сверстниками. Кроме того, проблемы с речью впоследствии сказываются и на письме.
Огромное влияние на речевое и умственное развитие ребенка оказывают занятия по пересказу. Пересказ является средством речевого развития дошкольников.
Рано или поздно перед ответственными родителями встают вопросы:
• как научить ребенка пересказывать текст?
• как расширить его словарный запас?
• как научить его связной речи?
• как сделать процесс обучения увлекательным и интересным?
Приступать к занятиям по обучению ребенка навыку пересказа лучше в дошкольном возрасте, лет с 3-4х.
Учить ребенка навыку пересказа лучше всего, используя знакомые ему сказки и короткие рассказы.
Процесс обучения будет состоять из нескольких этапов.
На первом этапе обучения желательно использовать технику отраженного пересказа: после прочтения сказки, взрослый начинает фразу, а ребенок завершает ее.
На втором этапе взрослый задает вопросы по сюжету сказки, а ребенок отвечает на них.
И, наконец, третий этап - ребенок составляет свой рассказ по одной или нескольким сюжетным картинкам.
В помощь родителям, которые хотят научить своего ребенка навыку пересказа была разработана специальная развивающая игра сказзл.
Сказзл – инструмент для развития связной речи у детей.
Сказзл – это круглый пазл, на котором последовательно располагаются ключевые моменты из одной сказки, в виде секторов с иллюстрациями.
Использование сказзлов в качестве вспомогательного пособия имеет ряд преимуществ перед простыми картинками из книг.

Во-первых, у ребенка складывается целостность восприятия сказки. Все ключевые моменты сказки здесь собраны на одном листе, и для их просмотра ребенку не нужно перелистывать странички. Содержание сказки лучше запоминается и воспринимается как завершенная картина, а не набор отрывочных событий.
Во вторых, переходя от сектора к сектору, ребенок будет правильно пересказывать сказку, соблюдая логику и последовательность событий, изложенных в сказке. Дети часто путают факты и последовательность действий, и без соответствующих подсказок им будет трудно справиться с поставленной задачей.
В третьих, ребенок не просто получает готовые иллюстрации, сначала ему нужно их собрать. Собирая пазлы, ребенок не только развивает внимание, логику, усидчивость, но и получает чувство удовлетворения от проделанной работы.
В четвертых, игры с пазлами развивают мелкую моторику, а она в свою очередь напрямую связана с развитием речи.
И наконец, сказзлы подходят как для индивидуальных, так и для групповых занятий с детьми. Каждый ребенок может собрать свой сектор-иллюстрацию, а затем соединить их в одну картину. После, каждый расскажет свою часть сказки.


СКАЗЗЛЫ - пазлы развивающие речь
- КАК РАЗВИТЬ РЕЧЬ У РЕБЕНКА?

- КАК НАУЧИТЬ ЕГО СВЯЗАННО ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ?

- КАК ОБОГАТИТЬ ЕГО СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС?

- КАК ПРЕВРАТИТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ В УВЛЕКАТЕЛЬНУЮ ИГРУ?

Сказзл – это новая развивающая игра, направленная на развитие у ребенка связанной речи и навыка пересказа. Игра выполнена в виде круглого пазла, на котором последовательно располагаются несколько ключевых сцен из одной сказки, таким образом, чтобы передать содержание все сказки.

МЕТОДИКА ИГРЫ:

Прочтите, расскажите или просто прослушайте вместе с ребенком аудио сказку.
Соберите вместе пазл.

Приступаем к процессу обучения.

1 ЭТАП: Взрослый начинает фразу из сказки, а ребенок завершает,
например:
Взрослый: "Жили-были..."
Ребенок: ".....дед и баба"

2 ЭТАП. Задаем вопросы по содержанию сказки. К каждой иллюстрации можно сформулировать от 1-го до 5-ти вопросов по содержанию части сказки, которой соответствует иллюстрация.

3 ЭТАП. Когда вы увидите, что первые два этапа даются малышу легко, переходите непосредственно к пересказу всей сказки целиком. Пусть малыш в своем рассказе опирается на иллюстрации.

ИГРА РАЗВИВАЕТ:

• Связанную речь
• Навык последовательного пересказа
• Память и внимание
• Обогащает словарный запас
Рекомендуемый возраст: от 4-5 лет
Форма сказзла: круг
Размер пазла: диаметр 45 см
Количество элементов 67 шт.
Материал: плотный картон





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

" Речевое воспитание детей дошкольного возраста во взглядах Е.И Тихеевой"

В статье изложен материал- речевое воспитание дошкольников в трудах отечественного педагога Елизаветы Ивановны Тихеевой.Ключевые слова: речь, развитие, Е.И Тихеева....

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...