НООД "Поможем Буратино стать грамотным" .
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

НООД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_pomozhem_buratino_stat_gramotnym.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

  1. Учить детей подбирать подходящие созвучные слова в стихотворении.
  2. Уточнить представления детей о роли звука в слове.
  3. Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слова, работать со схемой, самостоятельно делить слова на части.
  4. Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.
  5. Развивать артикуляционный аппарат и формировать фонетический слух.
  6. Воспитывать внимание, доброту, отзывчивость, желание помочь окружающим.

Предварительная работа:

  1. Чтение сказки А. Толстого «Приключение Буратино».

Методы и приемы:

  1. Сюрпризный момент (сказочные персонажи).
  2. Беседа, чтение стихов.
  3. Игровой элемент (определение частей слова с помощью хлопков).
  4. Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Звук потерялся».

Материалы:

  1. Фишки
  2. Картинки на каждого ребенка.
  3. Листы с заданиями.
  4. Специально подобранные тексты стихотворений.
  5. Раздаточный материал для составления схемы слова.

Дети заходят в зал

В. Сегодня в зале мы не одни. Мы встретили много гостей, которым дружно скажем:

Д.  Здравствуйте!

В. Но здесь не только гости, ребята! Посмотрите. Кто сказочные герои. Кто они?

Д. Это Буратино и Мальвина.

В. Давайте подойдем к ним поближе!

(В углу, замерев, сидят Мальвина и Буратино.)

Дети подходят.

В. Тихо!

М. (Перелистывая задания). Ах, Буратино, несносный мальчишка. Ничего Вы не поняли! Ни одного задания Вы не сделали правильно! Ученье не идет Вам в прок! Вы меня очень расстроили. Ах, пойду в сад, не могу больше смотреть на все это!

Б. Постой, Мальвина,  я ни в чем не виноват – эти звуки, слоги такие сложные.

М. (Топает ножкой). Не ходите за мной, лучше подумайте и сделайте задание!

(Уходит)

Б.  Ох уж это учение, просто мучение. Такое  скучное, неинтересное. (Садится и закрывает голову тетрадью с заданиями).

В. Разве учиться скучно и неинтересно, дети?

Д. Конечно, нет. Очень интересно!

В. Давайте позовем Буратино и покажем ему как можно весело и интересно стать грамотным.

В. Идем к Буратино, неси свою тетрадь. Мы тебе поможем и научим тебя грамоте.

Б. Ребята, как здорово! Помогите мне, пожалуйста.

В. Только для этого нам придется сесть за рабочие столы.

(Дети садятся, Буратино ставит тетрадь на мольберт, открывает первую страницу.)

В. Итак, первое задание «Доскажи словечко». Я вам буду читать стихи, а вы будете договаривать словечко. Вы готовы?

Д. Да!

В. На жарком солнышке подсох

     И рвется из стручков …(горох)

Д. Горох!

В. Тает снег. Течет ручей.

  На ветвях полно…

Д. Грачей!

В. Что за скрип, что за хруст,

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста

Если я…

Д. Капуста.

В. Вот пришла весна,

И прошли метели.

С веселым криком

Птицы…

Д. Прилетели!

В. Он всю зиму в шубе спал

Лапу бурую сосал

А, проснувшись, стал реветь

Это зверь лесной…

Д. Медведь!

В. Лейся дождь веселый

Мы с тобою дружим

Хорошо нам бегать

По весенним…

Д. Лужам!

В. Она весну встречает,

Сережки надевает.

Накинута на спинку

Зеленая косынка

А платьице в полоску

Ты узнаешь…

Д. Березку!

В. Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червячков.

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей

Я бывалый…

Д. Воробей!

Б. Ура! Я понял, и у меня получилось.

В. Да не только у тебя, но и всех ребят!

Молодцы! А теперь перевернем страницу.

Задание № 2. – Что вы знаете о звуках?

Б. Вот-вот, эти звуки – бяки. Ничего не понимаю.

В. Ребята, а вы знаете что –нибудь о звуках.

Д. Да! Звуки мы слышим и произносим!

В. А еще?

Д. Звуки бывают гласные и согласные!

В. А чем же они отличаются друг от друга?

Д. Гласные поются и тянуться и во рту не встречают преграды.

В. А как еще можно сказать о них?

Д. Гласные тянуться в песенке звонкой

Могут заплакать и закричать

Могут в кровати баюкать ребенка

Но не жалеют свистеть и ворчать.

В. Хорошо! А согласные?

Д. А согласные звуки не поются и не тянуться и во рту встречают преграду.

В. Как можно о них сказать?

Д. А вы согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть

Даже фыркать и шипеть,

 Но не хочется им петь.

В. Молодцы. Ребята! Вы много знаете о звуках.

Б. (Тянет руку, трясет ею).

В. Буратино, что случилось!

Б. Я все понял! Но что зависит от одного маленького звука, что он есть, что его нет.

В. Дети вы согласны с Буратино!

Д. Нет!

В. И чтобы тебе доказать, Буратино, мы сыграем в игру «звук потерялся». Вы готовы?

Д. Да!

В. Своей младшей дочке Тосе

Заплетает мама …осы

Д. Косы – звук «к» потерялся в начале слова.

В. Землю роет старый к…от

Под землею он живет.

Д. Крот – звук «р» потерялся в середине слова.

В. В зоопарке живет с…он,

Словно дом огромен он.

Д. Слон – потерялся звук «л» в середине слова.

В. Маша кукле шар…  вязала

Ей Наташа помогала.

Д. Шарф – потерялся звук «ф» в конце слова.

В. Молодцы, ребята! А как вы догадались, в каком слове потерялся звук?

Д. По смыслу.

В. Правильно, ребята? От одного маленького звука может поменяться смысл.

Б. Как интересно! Я тоже понял, что каждый звук в слове очень важен.

В. А теперь перейдем к следующему заданию Мальвины. Перевернем страничку, читаю задание : «Составь схему слова». Ребята, что нам поможет в этом.

Д. Фишки.

В. Итак, ребята! Схему, какого слова мы с вами будем составлять?

Д. слова – гуси!

В. Сколько звуков в этом слове?

Д. Четыре звука.

В. Назовите первый звук в этом слове.

Д. Это звук «г» - согласный, твердый, фишка синяя.

Д. Второй звук «у» - гласный, фишка красная.

В. Молодцы! А третий звук?

Д. Третий звук «с» - согласный, мягкий, зеленая фишка.

В. И четвертый звук?

Д. Это звук «и» - гласный, красная фишка.

В. Вот. Буратино, посмотри, какая схема у нас получилась.

Б. Ух, ты! Как все интересно и понятно!

В. А теперь. Ребята, возьмите картинки на своих столах и составьте схему этих слов. И ты. Буратино, попытайся вместе с ребятами выполнить это задание.

(Задание проверяется).

Б. Оказывается, не так уж сложно разбирать слова на звуки. Спасибо, вам ребята, что именно вы научили меня этому. И я хочу сейчас поиграть с вами в игру, которая мне очень нравится. Хотите?

Д. Да!

Б. Для этого нам с вами нужно встать в круг.

(Дети встают в круг).

Я сейчас хочу играть,

Буду звуки называть,

Вот скажу, допустим «э»

Вы запрыгаете все

Называю звук я «ы»

Топаете ногами вы

Ну, а если слышен «а»

Дружно хлопаете, друзья.

- А теперь внимание, я называю звуки, а вы постарайтесь не ошибиться, правильно выполняйте движения.

В. Буратино, игра твоя, конечно, очень интересная. Но как говорит пословица «Делу -  время, а потехе – час».

Как, ребята, вы понимаете эту пословицу?

Д. Нужно закончить дело до конца, а потом уже веселиться и отдыхать.

- Итак, следующее задание «Размести слова в вагончики». Посмотрите, ребята, здесь нарисованы два вагончика. Один вагончик – с одним окном, значит здесь будут ехать слова с одним слогом, а в другом два окна, будут ехать слова с двумя слогами.

Б. А как же мы узнаем, сколько слогов в слове?

Д. Нужно прохлопать!

(Детям раздаются картинки, задание выполняется)

В. Молодцы, дети! Вы с этим заданием справились и научили Буратино. А теперь последнее задание! «Дорисуй домик! Ребята, нужно дорисовать части домика так, чтобы в названиях этих частей присутствовали звук «р». Например: крыша (задание выполняется).

Б. Ух, ты! Как здорово! Ну надо же! Действительно домик получился! Ребята, а можно я возьму свою тетрадь и побегу к Мальвине? Мне очень хочется ей все это рассказать. Ведь я теперь много знаю!

Д. Беги. Буратино!

Б. Спасибо вам, ребята!

(Буратино убегает)

В. А мы с вами, ребята, давайте еще раз вспомним, чему же мы сегодня научили Буратино. (Подводиться итог занятия, дети уходят в группу).

Литература.

  1. Р.Т. Тригер, Е.В. Владимирская, «Дидактический материал  по обучению грамоте.» М., 1986г.
  2. Г.Ф. Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста», Волгоград 2001 г.
  3. Г.А. Тумакова, «Ознакомление дошкольника со звучащим словом», М., 1991 г.
  4. Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина «Развитие речи, подготовка к освоению письма», М., 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Обучение Буратино финансовой грамотности"

Формирование экономических представлений у старших дошкольников...

Конспект НОД по речевому развитию "Поможем Буратино стать грамотным"

План конспект открытого занятия по речевому развитию в средней группе по проекту: " Раз словечко, два словечко"....

«Обучение Буратино финансовой грамотности»

Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе «Обучение Буратино финансовой грамотности» Цель:Содействие финансовому просвещению ...

ОД "Обучение Буратино финансовой грамотности"

Конспект ОД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе...

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект ООД по познавательному развитию (финансовая грамотность) в подготовительной к школе группе «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....