Формирование культуры речи детей посредством устного народного творчества
статья по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Тоичкина Ирина Анатольевна

В статье представлен опыт работы по формированию культуры речи детей в непосредственной образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тоичкина Ирина Анатольевна, воспитатель

БДОУ г.Омска «Центр развития ребенка - детский сад №356»

Формирование культуры речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества

     История человечества неразрывно связана со многими культурными  аспектами. Под «культурой» понимается совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования. [1;С.24] Существует культура языка, культура поведения, экономическая,  правовая,  экологическая  культура и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежностью каждой нации. Культурные  нормы  и  правила  не  являются наследственными признаками, заложенными в наших генах,  они  усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и деятельности человека.

В современном обществе потерялась такая важная грань образованного человека – как культура речи. Под культурой речи понимают не только владение нормами родного языка, но и умение использовать выразительные средства родного языка в различных условиях общения.[5; С.5]

Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык.

По определению ученых народное творчество художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, культ и верования.

Устное народное творчество – это сказки, приметы, поговорки, пословицы, народные праздники. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Сегодня, конечно, существенно изменились условия жизни, быт людей, поэтому нужно формировать новые культурные традиции, не забывая старые. [2;С.44] 

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты характера народа, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, трудолюбии. Знакомя детей с народным творчеством, мы приобщаем их к нравственным ценностям. Обращение к родникам народной культуры существенно повышает успешность процесса формирования культуры речи детей. [3;С.51]. Кроме этого, использование потешек, скороговорок, пословиц в повседневной работе – это поддержание хорошего настроения, радостных чувств в коллективе, средство удовлетворения потребности детей в творчестве.[4;С.49]  И по сей день бессмертны средства народной педагогики: песни, сказки, загадки, пословицы и поговорки. Сила и красота народной души воплощена в фольклоре. 

В настоящее время вопросы воспитания культуры речевого общения рассматриваются в работах З. С. Смелковой, Н. Е. Богуславской, Е. О. Смирновой, О. М. Казарцевой и других авторов.

В работе с детьми по формированию культуры речевого общения я использую произведения устного народного творчества. Особенность работы заключается в том,  что вся деятельность носит игровой и занимательный характер и  произведения устного народного творчества включаются на разных этапах. Вся деятельность строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

С целью привлечения родителей к работе по формированию культуры речи детей я проводила анкетирование «Книги дома», для того чтобы выяснить, какие книги есть дома, что читают детям.  Индивидуальные беседы   по темам «Культура речи детей», «Влияние речи взрослых на речевое  развитие детей» помогли выявить вопросы, которые возникают у родителей в процессе воспитания детей.

Свою работу по формированию культуры речевого общения я начала строить с учетом использования примет, сказок, пословиц, поговорок и загадок.

Народный календарь богат приметами. В беседах  с детьми о временах года использование примет, не только помогают лучше понять и расширить знания детей, но и знакомят с новыми художественными оборотами. Например, в беседе о начале весны я использовала примету: «Утром года значится март. Зиму ломает, новому сезону дорожку дарит». Целью такой беседы не только расширить знания детей о времени года весне, но и уточнить понимание приметы, осознание средств художественной выразительности. Важно  ни стремится разъяснить ребенку смысл услышанного, а подтолкнуть его к рассуждению.

Огромное значение в жизни каждого ребенка играет сказка. Все дети любят сказки. Ребенок, повторяя образные выражения и слова из сказки, постепенно начинает задумываться над их прямым смыслом. Такие рассуждения помогают детям выражать свое отношения, подбирать высказывания из сказок.

В своей работе я стараюсь не просто прочитать детям сказку, но и помочь им понять смысл услышанного, запомнить выражения, уметь их использовать в речи. Мы с детьми моделируем эпизоды сказок, разбираем и проговариваем наиболее яркие моменты, стараемся заметить и запомнить «сказочные» слова. Прослушивание аудиосказки помогает детям ярче представить образ героя, понять, кто положительный, а какой герой отрицательный и почему. Особенно в работе над сказкой помогает театрализация. Когда ребенок «вживается» в роль, ему легче понять героя, усвоить образное содержание сказки, музыкальное сопровождение способствует легче представить ребенку смысл услышанного.  Очень интересным моментом в работе над сказкой является придумывание детьми нового окончания сказки, дети стараются сказку закончить положительно, не только  придумывают новых героев, но и наделяют их другими чертами характера, осуществляют за героев другие поступки. Очень интересными получаются сказки, если работать «по цепочке», когда один ребенок начинает, а другой продолжает. Цель такой работы не только побуждать ребенка говорить, но и слушать остальных. В моменты сочинительства иногда возникает спор, в котором каждый отстаивает свою точку зрения.    Так в сказке «Крылатый, мохнатый да масляный» у нас получилось несколько концовок: в одном варианте герои сказки помогали друг другу выполнять трудную работу, другой вариант предполагал, что каждый выполняет свою работу сам, но при этом его товарищи хвалят, поддерживают. В каждой сказке заложена народная мудрость, но  дети не всегда могут понять и осмыслить услышанное и здесь на помощь приходят пословицы.

Детям непросто понять смысл пословицы. Я в работе использую составление рассказа по пословице. Дети придумывают свой рассказ,  в котором можно проследить,  как они понимают смысл пословицы. Очень эффективно использовать  поговорки в подходящих для этого ситуациях, когда смысл и так становится понятным. Собираясь на прогулку очень уместна пословица «семеро одного не ждут», в непосредственной образовательной деятельности «без труда, не выловишь и рыбку из пруда», «один в поле не воин». А на прогулке и в игровой комнате, когда необходимо собрать игрушки уже от детей можно услышать «любишь кататься, люби и саночки возить».

К работе по формированию культуры речевого общения были подключены родители. С ними проводились консультации по темам «Сказкатерапия», «Читаем вместе», «Старые добрые мультфильмы». Было предложено совместно в семье изготовить книжки - малышки по любимым русским народным сказкам, в группе была организована выставка книжек - малышек и каждый ребенок мог рассказать о своей любимой сказке. Вместе с родителями была организована экскурсия в библиотеку. Дети смогли увидеть книги сказок самого разного размера, оформленные очень красиво. Библиотекари подготовили интересный рассказ «Путешествие по стране сказок». Мы с детьми выбрали несколько книг, и с удовольствием читали после экскурсии в группе.

Работа по формированию культурной речи очень трудоемкая и длительная по времени. Но я уже вижу положительную динамику. Дети знают больше сказок, могут объяснить смысл сказки, составление рассказа по картинке уже не вызывает больших затруднений. Своими достижениями считаю, когда слышу в речи детей выразительные формы, использование поговорок, загадок.  Дети внятно произносят в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики. Мне удалось побудить родителей ходить с детьми в библиотеку и читать детям те книги, которые соответствуют возрасту детей.  Работу по формированию культурной речи детей планирую продолжать. В планах создать в группе небольшой музей «Моя любимая сказочная игрушка».

Список литературы:

  1. Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни. - М., 1988.- 408с.
  2. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа: Учебное пособие по спецкурсу для студентов-заочников филологических  факультетов  государственных университетов. - М., 1969.- 268с.
  3. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. М., 1998.- 106с.
  4. Мельников М.Н. Русский фольклор. - М., 1987. - 239 с.
  5. Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. -М, 2011. -271 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие речи детей посредством устного народного творчества"

        Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества         ...

Формирование правильного произношение шипящих звуков в речи детей через устное народное творчество

Устное народное творчество служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оно оказывает огромное влияние на развитие и обогащения речи ребенка. Боль...

«Развитие речи детей посредством устного народного творчества»

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, ...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей посредством устного народного творчества»

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...