Проект "Развитие речи детей посредством устного народного творчества"
проект по развитию речи (младшая группа) по теме

          Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества          

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРОЕКТ97.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 24 «Пчелка»

Проект на тему:

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Ольга  Александровна  Бакланова

воспитатель

                                                                                             

Бердск, 2016

Технологическая карта проекта

Название проекта

«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества»

Разработчики и составители

 проекта

Бакланова Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ №24

Название

организации

МБДОУ №24 «Пчелка»

Участники

Воспитатель, музыкальный руководитель, воспитанники и их родители

Актуальность, основания для разработки проекта

Использование детского фольклора в развитии речи и приобщение к истокам народной культуры детей  соответствует  принципам и направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется  отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Детский  фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.

Цель

          Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества

Задачи

Образовательные:

1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.

Развивающие:  

1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.

Воспитательные:

1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.

3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

 II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.

III. Привлекать родителей к активному участию  по данному направлению работы, участвовать в  праздниках и развлечениях.

Сроки реализации

Сентябрь 2015 - Май 2016

Ожидаемые результаты

• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.

• У детей появятся  навыки общения и совместной игры.

Место проведения

633004 Новосибирская область г. Бердск ул. Карла Маркса 60 МБДОУ№24 «Пчелка». Группа №2

Введение

  Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям. Действия взрослого при этом играют важную роль, которым ребенок пытается подражать. Именно подражание действиям взрослого является одним из важнейших механизмов формирования общения в младшем возрасте

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки и т.д.).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Исходя из этого, приоритетным направлением   развития речи у детей второй младшей группы, я выбрала тему «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества».

  Актуальность проекта

Один из принципов дошкольного образования это приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовывать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так же  в стандарте обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направлений - речевое развитие. Стандарт объясняет, что речевое развитие включает:

-  владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развития связной, грамматической правильной диалогической и монологической  речи;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи;

- фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Использование детского фольклора соответствует  данному направлению. В ходе освоения малых фольклорных жанров происходит совершенствование речи, легко и естественно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Дети приобретают опыт социального поведения, формируется  отношение к окружающему миру, потому как каждое произведение народного творчества имеет нравственную направленность.

Детский  фольклор близок и понятен ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связан с игрой. Знакомство с ними, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и является носителем культурных традиций народа.

Тип проекта:

По времени: краткосрочный;

По характеру контактов: в рамках ДОУ, групповой;

По доминирующей деятельности: творческий, игровой, познавательный;

Срок реализации проекта: сентябрь 2015 - май  2016.

 Участники проекта:

•        Дети младшей группы (3-4года);

•        Воспитатель;

•        Родители воспитанников;

•        Музыкальный руководитель.

Гипотеза: 

Если использовать устное народное творчество наряду с современными методиками обучения, улучшится речь ребенка и повысится уровень познавательной и коммуникативной способности способностей детей.

Цель: 

развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

Образовательные:

1. Развивать слуховое внимание, понимание речи, звукоподражание, активизировать словарный запас детей;

2. Учить внимательно, слушать и запоминать потешки, малые художественные произведения, загадки;

3. Учить детей играть в народные игры и водить хороводы.

Развивающие:  

1. Развивать у детей художественно – речевые исполнительские способности - выразительности, эмоциональности исполнения, умения применять разнообразные интонации, выражающие характер произведения.

2. Развивать умение играть в совместные народные игры и хороводы.

Воспитательные:

1. Формировать у детей представления о малых фольклорных жанрах эмоционально-положительное отношение к нему.

2. Обогащать чувства, воображение и речь детей.

3. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношение между детьми через художественные произведения и народные игры.

 II. Совершенствовать предметно – развивающую среду, способствующую развитию интереса к устному народному творчеству.

III.  Вовлечь родителей в единое пространство «Семья – детский сад». Привлекать родителей к активному участию  в  праздниках и развлечениях.

Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

• Дети последовательно познакомятся с малыми формами фольклора, с народными играми и хороводами, с народным рукотворным творчеством, с несколькими обрядовыми праздниками;

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• У детей проявится эмоционально – положительное отношение к детскому фольклору, формируется устойчивый интерес к народному творчеству.

• У детей появятся  навыки общения и совместной игры.

Предполагаемые продукты проекта:

  • Уголок театрализованной деятельности пополнится: различными видами театра, костюмами и атрибутами для театрализации.
  • Уголок «Библиотека» обогатится произведениями русской и других  народов мира.
  • Появится уголок «Народной игрушки».
  • Уголок по развитию речи пополнится информационно-дидактическим материалом и  картотеками.
  • Обогатится аудио и видео фонотека материалами фольклорного произведения.

Методы и приемы работы с детьми:

  • Наглядный метод: 

- Рассматривание книжных иллюстраций  к произведениям, репродукций, предметов народного творчества;

- театрализованный показ произведений, как педагогом, так и детьми;

- проведение дидактических игр;

- проведение экскурсий в «Избу- рукодельницу».

  • Словесный метод: 

- чтение произведений  русского народа  и других народов мира;

- заучивание  потещек, детских песен, считалок, закличек;

 -рассказывание сказок и потешек детьми по иллюстрациям;

- проведение праздников, утренников, развлечений.

  • Игровой метод: 

- игры-драматизации;

- игры-инсценировки;

-  имитационные упражнения «Изобрази персонажа сказки»;

- дидактические игры, настольно-печатные игры;

- Разучивание физкультминуток, пальчиковых игр, народных игр и хороводов;

  • Практический метод:

- проведение забав на фольклорном материале;

- проигрывание народных игр и хороводов;

- театрализованные постановки, как воспитателем, так и детьми;

- творческая деятельность детей: лепка, рисование и аппликация.

Виды детской деятельности:

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, познавательную, восприятие художественной литературы.

Ресурсное обеспечение проекта:

Материально технические ресурсы:

1.Наличие в детском саду предметно-развивающей среды:

- разнообразные виды театров: настольный, конусный, пальчиковый, фланелеграф, на магните, кукольный;

- костюмы к сказке «Теремок», вязаные шапочки персонажей сказки «Репка», полумаски к сказке «Волк и семеро козлят»,  и другие персонажи.

2. Информационно-дидактические ресурсы, картотеки:

  • русских народных игр и хороводов для детей дошкольного возраста;
  •  русских народных песенок, колыбельных, потешек, прибауток, закличек  загадок;
  •  пальчиковых гимнастик для детей младшего дошкольного возраста,;
  • сценарий к сказкам;
  •  развития артикуляционного и дыхательного аппарата,
  •  обшеразвивающие упражнения для физических минуток с использованием  потешек.

Кадровые ресурсы:

- воспитатели

- музыкальный руководитель

- родители

Информационные ресурсы:

- использование  информационно-коммуникационных технологий 

- пополнение медиатеки за счет интернет – сайтов

- создание своих и использование готовых презентаций для проведения мероприятий.

         

 Этапы реализации проекта

Сроки реализации проекта: сентябрь 2015- май 2016года

1 этап: Подготовительный

• Опрос- анкета родителей  «Что вы знаете о русском народном фольклоре».

• Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

• Постановка цели и задач.

• Составление плана реализации проекта на год.

• Составление перспективно-тематического  планирования по теме «Развитие речи детей второй младшей группе, посредством устного народного творчества» с учетом интеграции образовательных областей.

• Составление плана работы с родителями на год.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

•Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).

• Создание аудио и видео фонотеки с материалами устного народного творчества.

• Подбор народных игр и хороводов, потешек, загадок, сказок,  пальчиковой гимнастики, наглядного материала.

• Подбор дидактических игр.

• Привлечение родителей к текущему проекту. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

2 этап: Основной

1.Реализация проекта.

2.Разработка конспектов НОД, развлечений и досугов.

3 этап: Заключительный

1. Показ открытого фольклорного развлечения  с детьми второй младшей группы.

2. Презентации проекта «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества» коллегам и родителям воспитанников.

3. Подведение итогов и перспектива на следующий год.

План мероприятий по реализации проекта

   Этап

Форма работы

        Содержание

Подготовительный этап

Опрос –анкета родителей «Что вы знаете о русском народном фольклоре».

Использование разных источников при поиске ответа по теме.

Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

Беседа с родителями

Постановка цели и задач.

Беседа с детьми

Написание проекта.

Составление плана реализации проекта

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Подборка информации, материала, пособий, иллюстраций, музыки, литературы по теме.                                          

Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Литература

Интернет ресурсы

Подписные издания

Индивидуальные беседы, консультации с родителями по выявлению их заинтересованности в пополнении театрального уголка, их способностей в той или иной области рукоделия и возможностей.

Родительское собрание.

Беседы о театре

Подбор народных игр и хороводов, потешек, загадок, сказок,  пальчиковой гимнастики, наглядного материала

Составление картотеки, работа с литературой и Интернет

Подбор дидактических игр.

Составление картотеки, работа с литературой и интернет

Привлечение родителей к текущему проекту.

Пополнение различных видов театра (пальчиковый, настольный, магнитный, театр на фланелеграфе, кукольный театр).

Работа с родителями.

 

2 этап: Основной.

Сроки реализации

Тема совместной деятельности

Практический выход

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Знакомство с потешеками и прибаутками.

2.Знакомство с  загадками.

3.Знакомство со сказками, через постановку различного вида театра.

4. Знакомство с колыбельными.

5.Зимние забавы, считалки и дразнилки.

6. Театрализация.

7.Знакомство с обрядовым праздником Масленица, закличками весны.

8.Знакомство с народной игрушкой и музыкальными инструментами.

9.Народные игры и хороводы

Создание картотеки малых фольклорных жанров, народных игр и хороводов, артикуляционной и пальчиковой гимнастики

Развлечение  «Петрушкины друзья»

Создание альбомов с иллюстрациями к загадкам,

 в творческом уголке раскрасками с персонажами загадок.

НОД «В гостях у бабушки- Загадушки»

Конкурс «Моя любимая сказка» на лучшую иллюстрацию к сказкам

 Игра –забава «Встреча с колобком»

 Создание фонотеки  устного народного творчества

НОД «Колыбельная для Катеньки»

Создание фонотеки и картотеки колыбельных песен

Создание картотеки скороговорок, считалок и дразнилок.

Создание альбома «Зимние забавы на Руси»

НОД «Зимние забавы на Руси».

Кукольное представление «Колобок»

Подбор и создание картотеки сценариев постановок сказок.

Развлечение «Ай-да, масленица!»

Создание альбома «Обрядовые праздники на Руси»

Экскурсия в «Избу –рукодельницу»

Открытое фольклорное развлечение «В гостях у бабушки»

Создание картотеки народных игр и хороводов.

3 этап: Заключительный

Этап

Форма работы

Содержание

Заключительный этап

1. Показ открытого фольклорного  развлечения  с детьми второй младшей группы.

2. Презентации проекта коллегам и родителям воспитанников.

3. Подведение итогов и перспектива на следующий год. 

Фольклорное развлечение с детьми «В гости к бабушке»

 Проект «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством устного народного творчества.

Обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год. 

В ходе реализации проекта:

• Дети последовательно знакомятся с различными жанрами детского фольклора;

• Совершенствуется процесс раскрепощения ребенка (вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками);

• Расширится и активизируется словарный запас детей;

• Укрепятся коллективные действия, взаимодействия;

• Произойдет пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать;

• Обогащается игровой опыт;

• Называют сказочные имена персонажей, имитируют характерные действия персонажей.

 • У детей проявится эмоционально – положительное отношение к устному народному творчеству и народным играм, формируется устойчивый интерес к театрализованной деятельности.

• Обогатится речь за счет образных выражений, активизируется словарь ребенка, совершенствуются навыки диалогической речи, её грамматический строй, развивается эмоциональная выразительность речи.

• У детей появятся  навыки общения и совместной игры.

Библиографический список

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии. М., ТЦ Сфера, 2003. -128с.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей  М.: Мозаика-Синтез, 1999. - с. 99.
  3. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
  4. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Мозаика – Синтез, 2009.-58с.
  5.  Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя. - М.: Просвещение, 1983. - 192с.
  6.  Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр М.: Лабиринт, 1999.- 352с.
  7. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во «Искусство», 1996.
  8. Виноградов Г.С.Русский детский фольклор. — Иркутск, 1930. — Кн. 1.
  9.  Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.-128с.
  10. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009
  11. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост.  Г. Науменко. М., 1998.
  12. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры:  Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008
  13.  Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
  14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416с.
  15. Кольцова М.Н. Ребенок учится говорить. Москва, 1974 г.-387с.
  16. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности /Под ред. А. А. Леонтьева. -- М.: Просвещение, 1974. - 148 с.
  17. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
  18.  Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить ! Развитие речи детей 1,5-3 лет. М., 2009.
  19. http://nsportal.ru/ 
  20. https://educontest.net
  21. http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры речи детей посредством устного народного творчества

В статье представлен опыт работы по формированию культуры речи детей в непосредственной образовательной деятельности....

«Развитие речи детей посредством устного народного творчества»

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, ...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей посредством устного народного творчества»

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...