СПОСОБНОСТЕЙ РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
план-конспект занятия по математике

Занятие по формированию ФЭМП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_ustnogo_tvorchestva.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

      Огромную роль в умственном воспитании ив развитии интеллекта ребенка играет математическое развитие. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу.

       Но детство невозможно передать без потешек, считалок, загадок, словом без устного народного творчества. Поэтому  приобщение к математике через использование устного народного творчества поможет ребенку быстрее и легче усваивать образовательную программу.

       Выдающиеся отечественные педагоги (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина) неоднократно подчеркивали огромные возможности малых фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей. Эти маленькие поэтические произведения полны ярких образов.

     Поэтому необходимость соединения современных требований к подготовке дошкольников с возможностью максимального использования потенциала устного народного творчества делает эту проблему в настоящее время актуальной.

      Для ребенка-дошкольника основной путь развития – эмпирическое обобщение, т.е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Для школьника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала на основе элементов устного народного творчества. Фольклор маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни детей.

      Ребенку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.  

      На НОД и ФЭМП фольклорный материал оказывает влияние на развитие речи, требует от ребенка определенного  речевого развития.

Например:

Вспомните пословицы, поговорки где встречают число 7

Дети перечисляют:

Семь бед - один ответ.

Семеро одного не ждут.

Лук от семи не дуг.

За семью морями.

До седьмого пота.

Семь раз отмерь – один отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

       Именно через использования устного народного творчества отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях математике, воспитывается интерес к предмету.

      Таким образом, если в работе с дошкольниками используется элементы устного народного творчества, то это будет способствовать повышению уровня развития математических способностей детей. Поэтому цель, которую перед собой должен ставить  педагог- создание развивающей среды, основанной на устном народном творчестве, направленная на формировании элементарных математических представлений дошкольников.

      Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение  детьми  определенных знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачки. Воспитатель должен знать, не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование устного народного творчества так же важно для пробуждение у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности,  общего умственного развития.

     В монографии Г.С.Виноградова « русский детский фольклор. Игровые прелюдии» предпринята классификация детского фольклора, в частности считалок, в основу которых положен словарный состав. Такая классификация, в полнее обоснована, и до сих пор не было предложено ничего лучшего. Г.С. Виноградов отнес к считалкам - числовкам стихи, содержащие счетные слова( Раз, два, три, четыре. Мы стояли на квартире ).

     Таким образом, устное народное творчество приносит радость приобщения к светлым  мыслям, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах т.д., но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимание памяти. Оно может широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом как прием, обостряющий наблюдательность при закреплении определенного знания.

     Используются разнообразные литературные средства . В художественных произведениях образной, яркой, эмоционально насыщенной форме представлены некоторое познавательное содержание «интрига», новые математические термины( например тридевятое царство), Данная форма представления очень «созвучна» возрастным возможностям дошкольников.

Широко используются сказки и рассказы, в которых сюжет часто построен на основе некоторого средства отношения ( например: сюжет «маша и медведи») в котором смоделированы размеры отношения – серия из трех элементов; сказки по типу» гномы и великаны», истории моделирующие некоторые математические отношения и зависимости. Сюжеты: образы персонажей, « мелодика» языка произведения и « математическая интрига» определяют собой единое целое.

      В дидактических целях часто используются произведения, в названиях которых присутствуют указания на числа. В качестве приема применяются специально сочиненные для дошкольников стихотворения.

      Отсюда как следствие, можно провести следующую работу с детьми:

- сочинения историй, в которых рассказывается о цифрах, формах. Интрига рассказа может строиться в аспекте изменения размера, массы, формы предмета, предусматривая  применения счета, измерения, взвешивания для решения коллизии сюжета;

- сочинения математических загадок, пословиц, для чего требуется выделить существенные свойства предмета и представить их в образной форме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие речи детей посредством устного народного творчества"

        Развивать речевые, творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества         ...

Методическая разработка "закрепление элементарных математических представлений посредством устного народного творчества"

Я, Токарева Наталья Николаевна, воспитатель в подготовительной группе МБДОУ д/сад №39 разработала проект НОД на закрепление элементарных математических представлений, который может способствовать сове...

«Развитие речи детей посредством устного народного творчества»

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, ...

Статья из опыта работы «Развитие речи детей посредством устного народного творчества»

Речь в жизни человека – это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Через речь мы общаемся, обмениваемся опытом, регулируем деятельность и поведение. Речь имеет большое значение для целостног...