Курс занятии по подготовке старших дошкольников к обучению в школе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Куксова Светлана Николаевна

Специальный курс  "Подготовка детей к обучению в школе" 

Для ребенка приход в школу – это своеобразное оформление на должность. И должность эта весьма заманчива, но для большинства детей выступает своей внешней стороной псевдоучебным мотивом. На занятиях по психологическои готовности   старших дошкольников к школе происходит обучение навыкам учебного сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsialnyy_kurs_obucheniya.docx109.59 КБ

Предварительный просмотр:

Специальный курс  "Подготовка детей к обучению в школе" 

Для ребенка приход в школу – это своеобразное оформление на должность. И должность эта весьма заманчива, но для большинства детей выступает своей внешней стороной псевдоучебным мотивом. На занятиях по психологическои готовности   старших дошкольников к школе происходит обучение навыкам учебного сотрудничества.

Занятие № 1

Субтесты

Содержание работы

Цель занятия

Критерии оценки

1. Общение

Общение педагога с детьми  методом вопросов -  ответов. Кто сидит рядом с тобой (впереди, сзади)? Чем вы больше всего любите заниматься?

Определение индивидуальных особенностей каждого ребенка. Определение положения в кругу сверстников. Воспитательный компонент.

  1. Поведение ребенка в процессе  беседы
  2. Уровень осведомленности  об интересах  сверстников.
  3. Эмоциональное проявление к тому, о ком рассказ и к тому, кто говорит о тебе.
  4. Реакция  на информацию о себе

2. Разрезные картинки

(4 части)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Предложить детям сложить картинку из 4-х частей

Развитие целостности зрительного восприятия. Установление пространственных отношений в зрительном восприятии объекта.

  1. Рассматривание части или действует МПО.
  2. Выбирает часть с нужными деталями или примеряет взятую карту.
  3. Выполняет самостоятельно или обращается за помощью.
  4. Ошибки замечает и исправляет или нет

3. Абрисные фигуры.

Рассмотреть заполненный геометрическими фигурами абрис. Запомнить расположение фигур.

Разобрать фигуру и собрать в абрисе по памяти.

Развитие конструктивного мышления, способности к анализу и синтезу на предметном уровне.

  1. Прием анализирования – зрительный, тактильный.
  2. Последовательность выкладывания.
  3. Степень самостоятельности, поиск.
  4. Реакция на успех, неудачу.
  5. Взаимопомощь.

4. Игра-физминутка «Веселые человечки»

Дети должны принять такое положение рук и ног, какое изображено на картинке-схеме.

Учить понимать схематическое изображение расположения человека в пространстве.

1. «Читает» схему или ориентируется на окружающих.

5. Вопросы-ответы

1. Дом строят…

2. Как называют спортсмена, который занимается прыжками?

3. Стихи пишет…

4. Я купила белый и черный…

5. Спортсмена, который занимается плаванием, называют…

6. У моей мамы есть сестра, она моя…

7. Из каких ягод получается  варенье с косточками?

8. Что ты жужжишь как…

9. Он трудился целый день, ну просто как…

10. Я испекла пирог. Какой? (словообразование по картинке)

Конкретизация представления об окружающем.

Развитие навыка сосредоточения на смысле составления доказательного монолога.

  1. Находит ответ или нет.
  2. Повторяет за детьми.
  3. Знает правильный ответ, но не вступает в обсуждение.
  4. Не улавливает смысла (ответ невпопад)

6. Графическое письмо

«Дорисуй узор"

/=//=/=//=/

Дети изучают начатую педагогом цепочку и устанавливают закономерность построения и продолжают

Развитие контекстности мышления. Формирование графических навыков.

Высокий уровень – продолжает узор в соответствии с образцом.

Средний уровень - продолжает строку, допуская ошибки в чередовании элементов.

Низкий уровень – нарушает строку, рисунок не соответствует образцу.

Занятие № 2

Субтесты

Содержание работы

Цель занятия

Критерии оценки

1. Беседа о школе

Вопросы:

1. Что такое школа?

2. Кто учится в школе?

3. Ученики – это большие или маленькие дети?

4. Что нужно научиться делать до школы, чтобы потом это пригодилось?

5. Хотите ли вы идти в школу?

6. Почему хотите?

7. Как называется занятие в школе?

8. Как дети узнают о начале и конце урока? (введение знак).

Установление психологической  установки на школьную  позицию.

  1. Участвует в беседе или нет?
  2. Имеет определенные знания о школе.
  3. Проявляет желание учиться или нет.
  4. Эмоциональное отношение к школе.

2. Разрезные картинки (на 4 части по диагонали)

Сложить картинку из 4 разрезанных по диагонали частей.

Развитие способности к синтезу на предметном уровне. Умение составлять целое из отдельных частей.

  1. Анализирует. Подбор частей  по признакам.
  2. Действует МПО
  3. Выполняет самостоятельно или обращается за помощью.
  4. Эмоциональное отношение к результату.

3. Абрисные фигуры.

Детям предлагается рассмотреть заполненный фигурами абрис, разобрать его и воссоздать образное изображение.

Формирование способов обследования (сенсорных механизмов) зрительным, осязательно-двигательным путем. Развитие навыков преобразовательной деятельности.

  1. Доминирующий прием обследования.
  2. Перенос прошлого опыта.
  3. Степень самостоятельности, поиск.
  4. Взаимопомощь.
  5. Реакция на результат.

4. Физминутка игра-медитация «Солнечный зайчик»

Детям предлагается заданный темп, амплитуда, психологический настрой при выполнении движений.

Формирование навыка эмоционально-волевого сосредоточения.

  1. Отношение к предложенной игре.
  2. Степень вживаемости в образ, умение сохранять состояние.

5. Вопросы-ответы

Умственная гимнастика.

  1. Еду готовит…
  2. Как называют спортсмена, который занимается бегом?
  3. Картины рисует…
  4. Я люблю кофе с …
  5. Спортсмена, который занимается борьбой, называют…
  6. У моей мамы есть брат, он  мой…
  7. Какое варенье дают, когда простудишься?
  8. Она трудолюбива, как…
  9. Она очень беззаботный человек, порхает по жизни как…
  10. Девочке дали сок. Какой? (словообразование по картинке)

Конкретизация представления об окружающем.

Развитие навыка сосредоточения на смысле составления доказательного монолога.

  1. Находит ответ или нет.
  2. Повторяет за детьми.
  3. Знает правильный ответ, но не вступает в обсуждение.
  4. Не улавливает смысла (ответ невпопад)

6. Графическое письмо

«Послушай и нарисуй до конца строчки»

Дети находят точку начала следующей строки – от нижнего левого угла квадрата (первого) отступить 2 клетки вниз и поставить точку. Далее под диктовку выполняют3 фрагмента, после чего продолжают строку до конца.

Тоже самое и с прямоугольниками

Развитие навыка пространственной ориентации на листе, в общих направлениях движения (вверх, вниз, влево, вправо, слева направо). Развитие чувства ритма, графических умений.

  1. Умение выслушивать инструкцию до конца.
  2. Следование инструкции
  3. Аккуратность. Размеренность выполнения.

Занятие № 3

Субтесты

Содержание работы

Цель занятия

Критерии оценки

1. Тренинг «Я и мои страхи»

Дети беседуют, отвечая на вопросы педагога постепенно подходя к моменту выделения страха каждым участником.

Учить анализировать свои эмоциональные ощущения. Формировать умение обмениваться мыслями, опытом, чувствами. Воспитание чувства собственного достоинства.

  1. Дифференцирует или нет чувственные ощущения.
  2. Говорит, что ничего не боится.
  3. Называет страхами все, что ему непонятно, неприятно.

2. Абрисные фигуры

(по набору к абрису)

Без образца и предварительного осмотра дети воссоздают из геометрических фигур образное изображение (предметное), применяя опыт предыдущих занятий.

Формирование сенсорных механизмов.

Развитие прочности мышления.

  1. Самостоятельно начинает выполнение абриса, ищет варианты расположения фигур.
  2. В действиях решительности, самостоятельности.
  3. Выкладывает фигуры хаотично, без учета контурного ограничения (абриса), ошибок не замечает.

3. Вопросы-ответы.

Умственная гимнастика.

1. Назови свои Ф.И.О.

2. Где ты живешь? Назови адрес.

3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь.

4. У тебя есть сестра (брат)? Кто старше?

5. Сколько лет? Сколько будет через 1, 2 года?

6. Сейчас утро или вечер?

7. Когда ты завтракаешь? Утром или вечером? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше или обед или ужин?

8. Какое сейчас время года? Почему ты так думаешь?

9. Зачем нужны в школе звонок, портфель, парта?

10.Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?

11.Кто больше корова или коза?

Приобщение  к активной умственной деятельности.

Конкретизация представлений и сформированности понятий, доступных возрасту.

1.Правильность и полнота ответа

2. Сформирвоанность понятий

3. Уровень речевого развития ребенка.

4. Физминутка.

Расслабление и напряжение определенных групп мышц.

Вместе с педагогом выполняют упражнение «Потянулись» - ноги крепко, неотрывно стоят на полу, слегка расставлены. Медленно поднимают руки через стороны вверх, потянули  вверх руки, спина, живот, ноги  остаются в прежнем положении. 3 раза.

Воспитание умения контролировать напряжение в мышцах. Умение действовать по правилу ( а не по сигналу). Учить чувствовать состояние напряжения и расслабления, покоя.

1. Выполнение правил игры.

2. Неспособность к управлению напряжением.

3. Эмоциональное отношение к упражнению.

5. Игра «На что это похоже?»

Рассматривая схемы дети называют предметы, которые отдаленно или близко их напоминают

Развитие творческого воображения. Учить создавать в воображении образы на основе  их изображения.

1. Находит образы, проявляя нестандартные варианты.

2. Образы примитивны, ответы дублированы.

3. Не способен к созданию образов.

6. Графическое письмо

«Послушай и выполни до конца строчки»

Инструкция:

I этап: от нижней левой точки первого прямоугольника отступить вниз 2 клетки и поставить точку.

II этап: от первой точки (этой) отсчитать вправо 3 клетки и поставить точку, через 3 клетки еще одну ( и так далее).

III  этап: соединить прямой чертой 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 и так далее до конца строчки

Развитие пространственной ориентации на листе, навыка усвоения и удерживания смысла задания.

Развитие чувства ритма и графических умений.

  1. Умение выслушивать и удерживать инструкцию
  2. Состояние ориентированности на реакцию взрослого, действия окружающих
  3. Аккуратность и размеренность письма.

Занятие № 4

Субтесты

Содержание работы

Цель занятия

Критерии оценки

1. Беседа на тему «Школьная перемена»

«Хороший поступок»

Дети беседуют, отвечая на вопросы педагога, высказывая свое мнение о том, зачем нужна перемена, представляя себя учениками на перемене, говорят, чем бы занялись они и делают вывод – как нужно отдыхать, чтобы восстановить силы. Так же о хорошем поступке.

Установление межличностных отношений. Развитие языка как средства обмена информацией с употреблением фраз: «Я думаю.. мне кажется, что…я согласен с .. в том, что…»

1.Расположенность ребенка к общению

2.Уровень представления о предметах беседы.

3.Эмоциональные и вегетативные реакции на участие в беседе.

2. Словесная игра «Подбери антонимы»

Дети подбирают  и называют антонимы к словам: длинный, горячий, день, черный, север, горький, холод, красивый, быстрый, веселый, вода, мелкий, нищий, чистый, прозрачный, сильный, светлый, тишина, жидкий, яркий.

Обогащение словаря. Развитие сообразительности

1.Скорость в подборе слов

2.Соответствие синонимов.

3.Наличие слов-синонимов в активном словаре.

4.Нестандартность мышления

3. Игровое упражнение «Слово-схема, схема-слово»

Дети на слух определяют количество букв в слове и обозначают их (буквы) значками ООО, т.е. составляют условную схему и по предложенной схеме придумывают слова.

I ч. слова: уж, дом, рука, арбуз, машина, пароход.

Развитие абстрактности мышления. Тренировка слухоречевого  восприятия. Развитие фонематического анализа, приемов перекодирования (перевод звукового кода в др. знаковую систему) кружки.

1.Уровень дифференциации звуков в словах.

2.Умение действовать по правилам.

3.Активность.

5. Графическое письмо «Продолжи узор самостоятельно»

Инструкция.

I этап. От первой точки предыдущей строки отступить вниз 3 клетки и поставить точку.

II этап. От первой точки проводим вправо черту длиной в  1 клетку. Не отрывая карандаша, проводим линию вверх на одну клетку, затем 1 клетку вправо, 1 клетку вниз.

Диктуется направление линий на 3 фрагмента, далее дети выполняют самостоятельно.

Развитие навыка критичности (систематичности написания)

1.Следование инструкции.

2.Уровень самостоятельности - выполняет самостоятельно, списывает у детей, просит помощи у взрослых.

3.Реакция на результат:

-спокойная, но адекватная реакция

-равнодушен к результату

-аффективная реакция

Занятие № 5

Субтесты

Содержание работы

Цель занятия

Критерии оценки

1. Чтение схем класса

Каждый ребенок должен занять указанное ему на схеме место за столом.

Развитие комбинаторного мышления.

Установление пространственных отношений

1.Умение соотнести себя со значком на схеме.

2.Навык ориентирования в пространстве.

2.Прослушивание и отсроченное восприятие рассказа «Плохой сторож»

(по С.Я. Рубинштейн)

Дети, прослушав рассказ, после установки на запоминание по истечении 30 минут (в конце занятия) вспоминают его содержание

Развитие способности к пониманию и смысловому запоминанию текста.

Формирование долгосрочной памяти и навыка регуляции познавательными процессами

1.Сохранение в памяти названия рассказа как смысловой подсказки.

2.Соответствие пересказа тексту.

3.Активность в воспроизведении.

4.Аналитическое видение (упущенные рассказчиком подробности - добавление)

3.Понимание переносного смысла пословиц и метафор.

Работа парами.

Детям называются метафоры и пословицы, в которых они должны объяснить отвлеченный переносный смысл:

Поспешишь – людей насмешишь.

Золотые руки

Каменное сердце

Развитие мышления, его целенаправленности и критичности.

Формирование навыков общения

1.Правильное понимание смысла

2.Умение работать в паре (обсуждение смысла, поиск варианта ответа, выбор отвечающего в паре)

4. Дидактическое упражнение «Загадки»

Еж        

Солнце

Мост  

Человек

Детям четырежды демонстрируется рисунок-схема и нужно по словесному описанию угадать кто это?

1.Он живой, маленький, шустрый, сердитый (добавить – колючий – если не угадают с 4 слов)

2.Оно огромное, оранжевое, горячее (раскаленное), до него ни дойти, ни доехать. (добавить – оно светит, греет)

3.Он может быть большим и маленьким, деревянным и железным, он очень прочный (крепкий), потому что по нему все ходят или ездят

4.Он может быть большим и маленьким, живой, все умеет делать, а за…он ухаживает, чтобы не было болезней и неприятностей

Развитие логического мышления, творческого воображения

1.Угадывает образы с первого предъявления

2.Нуждается в дополнительном разъяснении

3.Способность к дорисовыванию, выделение характерных признаков в рисунках

5. Графическое письмо «Продолжи узор самостоятельно»

Инструкция.

1 этап: от исходной точки заборчика отступить вниз 3 клетки  и поставить точку.

2 этап: провести вправо черту длиной в 2 клетки, вверх одну, вправо – 2 клетки, вверх – одну, вправо – 2, вниз – 1 клетку. (диктую 2 фрагмента)

3 этап: дети самостоятельно продолжают узор.

Развитие навыка синкретичности.

Закрепление навыка ориентировки на листе

1.Следование инструкции.

2.Умение анализировать результат.

3.Уровень самостоятельности.

4.Аккуратность и размеренность письма.

Занятие № 6

Субтесты

Содержание работы

Цель занятия

Критерии оценки

1.Общение на произвольную тему

Дети беседуют, отвечают на вопросы педагога, постепенно подводящего их к теме «школа»

Определение уровня представлений о школе и мотивационной сферы. Воспитание культуры диалога. Создание образа себя.

1.Наличие реальных представлений о школе.

2.Активность в обсуждении  проблемы.

2.Игра «Хитрые картинки»

Детям предлагаются для рассматривания детализированные схемы, по которым они должны угадать кто же  это.

Условие: объекты живые.

Учить соотносить схематическое изображение предметов с детальным анализом строения предмета.,

1.Находит образы, появляются нестандартные варианты.

2.Не учитывает детализированности (петух, белка, птичка)

3.Соглашается со всеми вариантами, не принимая активного участия в отгадывании.

3.Игра на преобразование заданных фигур.

Игра парами

Детям предлагается из счетных палочек выложить какой-либо предмет.

Затем путем перемещения нескольких палочек предлагаю видоизменить образ.

Дети либо меняются местами и переделывают фигурки друг у друга, либо выполняют это вместе.

Учить схематически изображать предметы, абстрагируясь от второстепенных деталей, выделяя основную форму предмета.

1.Уровень конструктивных способностей.

2.Соблюдение сходства образа с изображением.

3. Навыки взаимодействия.

4.Игра на пространственное  преобразование заданной фигуры «Волк»

                         I-II

          II  II      III

Инструкция.

I этап: дети выкладывают изображение волка из счетных палочек по образцу.

II этап: перемещая две палочки (морду), меняют положение морды – вверх, вниз, сверяясь с образцом.

III этап: также перемещением двух палочек, дети должны сделать так, чтобы волк оглянулся.

Дети выполняют самостоятельно.

Формирование практических и мыслительных поисковых действий.

1. Самостоятельное решение задачи – Т

2. Нашел решение по статической  подсказке Т-В

3.Сде6лал по образцу – В

Т – творчество

В - воспроизведение

5.Графическое письмо «Слушай и выполняй»

Инструкция.

I этап: от исходной точки большого заборчика отступить вниз 2 клетки и поставить точку.

II этап: провести вниз линию на 2 клетки. Вправо 1 клетку, снять карандаш, вернуться к точке, провести от нее вправо 1 клетку, а затем найти середину длинной линии и от нее провести вправо линию на 1 клетку. Какая получилась буква?

От нижней черты отступить 1 клетку, поставить точку, и от нее нарисуйте букву «Е» лежа. Какая получилась буква?

III этап: через 1 клетку рисует чередуя буквы «Е» и «Ш»

Развитие умения действовать в соответствии с инструкцией. Образного мышления через перемещение объекта в пространстве.

  1. Следование инструкции
  2. Уровень самостоятельности в решении задачи
  3. Качество графических навыков

Оценка: в, в/с, с, н

Занятие № 7

Субтесты

Содержание работы

Цель занятия

Критерии оценки

1.Кроссворд «Буратино»

Дети рассматривают и называют картинки: бабочка, утюг, рыба, автобус, топор, индеец, нож, очки. Затем вычленяют первую букву из каждого слова и из букв составляют слово. Читают его, отвечают на вопросы: Кто такой Буратино? В какой сказке он живет? Кто охотился за ним? Почему?

Развитие элементарных операций (анализ, синтез) на речевом материале.

1.Навык дифференциации звука.

2.Навык чтения.

2.Игра на трансфигурацию «Золотой ключ»

Из счетных палочек выложить ключик по рисунку-схеме. Задание: для того, чтобы спрятать ключик от Карабаса, нужно переложить 4 палочки так, чтобы получилось 3 квадрата

Развитие навыка мобилизации опыта, переноса усвоенных способов в новые условия

1. Уровень интереса и самостоятельности

2.Дидактическое упражнение на поиск недостающих фигур в ряду

Рассмотрев таблицу, дети устанавливают определенную закономерность и называют недостающую фигуру (элемент), доказывая свое предположение.

Формирование логичности и доказательности рассуждений

Уровень восприятия задачи:

В – замечает закономерности, учитывает их  в поиске правильного решения, объясняет ход.

С – замечает закономерности, находит правильное решение, но не поясняет его.

Н – закономерности не устанавливает, задачу решает неправильно.

4.Моделирование букв из счетных палочек.

Задание: «написать» и прочесть буквы, какие знаете (количество букв от 5  до 10). буквы не должны повторяться, но можно  одной конфигурацией,  перемещая ее в пространстве плоскости (на столе) или незначительно меняя конфигурацию, обозначать несколько букв.

Е-Ш-С-Б, Л-А-Н-П, О-С-Р, И-Н-П

Упражнение детей в переносе элементов восприятия в элементы модели.

Развитие конструктивного мышления

1. Концентрация целенаправленных  усилий.

2.Прочность памяти.

5.Лекало

Дети, используя лекало, выполняют контурные изображения, затем выполняют штриховку по образцу.

Развитие глазомера, мелкой моторики, мышечного тонуса.

  1. Соответствие штриховки образцу.
  2. 2.Особенности работоспособности (динамика продуктивности, истощаемость)

Занятие № 8

Субтесты

Содержание работы

Цель занятия

Критерии оценки

1.Чтение схемы групп

а)

б)

Дети должны занять места в соответствии со схемой.

По указанию педагога в определенные части занятия

а) упражнение «Что здесь нарисовано?»

б) Упражнение «Загадки о животных» (работа парами)

Развитие комбинаторного мышления.

Установление пространственных отношений

1.Навык соподчинения правилу.

2.Уровень взаимоотношений.

2.Упражнение «Что здесь нарисовано»

Дети, рассматривая картинку через импровизированный экран(отверстие круглой формы на листе большого размера) должны мысленно соединить увиденные фрагменты и высказать свое  предположение о том, что нарисовано.

Развитие интериоризированности восприятия и мышления, мыслительных операций: анализа, синтеза, рассуждения

1.Поведенческие реакции при рассматривании.

2.Целостность восприятия (объединяет фрагменты в целое, образы в сюжет или называет отдельные части предмета, предметы детализированы друг от друга)

3.Возникновение ассоциативных образов.

3.Составление загадок о животных Работа парами

Дети, не называя само животное, должны вместе составить короткий описательный рассказ-загадку о животном. Затем один из пары рассказывает загадку, а остальные должны отгадать.

Если загадка отвлеченная и дети не могут назвать животное, то педагог задает «авторам» дополнительные вопросы, касающиеся характерных его особенностей данного животного.

Формирование связной речи, умение выделять характерные особенности описываемого предмета.

Развитие контекстности мышления.

1.Соответствие описания.

2.Структура рассказа (простые предложения, сравнительные обороты, сложные предложения, нестандартные приемы описания)

3.Уровень взаимоотношений, лидерство в паре.

4.Воспроизведение фигур

Детям для рассматривания на 10 сек. предъявляется карточка с 9-ю значками, дается установка как их запомнить. Затем дети на своих карточках воспроизводят значки. Опять рассматривают, устанавливают сходство и воспроизводят. Дается анализ.

Развитие внимания, зрительной памяти, механизма запоминания посредством установления сходства значков с реальными предметами

1.Сосредоточенность внимания (внешние признаки)

2.Уровень самостоятельности при выполнении

3.Результат I и II вариантов запоминания

5.Гимнастика «Ловкие пальчики»

1.Дети, соединив пальцы и ладони обеих рук, поднимают поочередно парой пальцев палочку со стола не разъединяя  другие пары пальцев рук.

2.Затем передают палочку от больших пальцев к мизинцам.

3.Берут палочку в каждую пару.

Развитие мелкой моторики.

Воспитание волевых качеств (терпения, целеустремленности, самокритичности)

1.Подвижность пальцев рук.

2.Проявление волевых усилий при  выполнении упражнения

6. Графическое письмо «Меткие стрелки»

Задание «Выстрелив (поставив точку перед оружием) нужно проследить путь шарика до мишени. Правила: шарик движется от точки к точке в направлении вверх-вниз, точки пропускать нельзя.

Развитие внимания, умения преодолевать действия планированием (куда? Почему сюда, куда потом). Развитие мышечного тонуса.

1.Выполняет обдуманно или стихийно.

2.Качество выполнения задания


Занятие № 9

Субтесты

Содержание работы

Цель занятия

Критерии оценки

1.Общение «Цвет и эмоции»

Педагог показывает детям цветные карточки, а дети говорят, что меняется в настроении и чувствах при восприятии того или иного цвета.

Проводится игра «Цветная телеграмма» - один ребенок выбирает карточку, задумывает сообщение в соответствии с цветом и передает ее другому. Тот, кто получил телеграмму должен отгадать о чувствах автора. Дети меняются ролями.

Учить анализировать свои эмоции, ощущения, связывать их с внешними раздражителями (цвет)

1.Способность выделить чувство.

2.Готовность и умение поделиться своими ощущениями

3.Эмоциональное восприятие друг друга.

2. Заучивание 10 слов (слуховой вариант)

Для запоминания детям предлагаю 10 слов: кот, пес, мед, брат, слон, мяч, окно, мыло, сын, рука. Слова зачитываются 4 раза. После первого зачтения дети произносят их хором, затем каждый про себя. Педагог дает образец запоминания через установление логических связей. Предлагает аналогично каждому проделать это вслух. Слова дети воспроизводят по истечении занятия.

Формирование долговременной памяти.

Развитие механизма запоминания посредством установления логической связи между словами.

1.Качество запоминания.

2.Принятие мнемической помощи

3.Игра «Лабиринты»

Детям предлагается каждому бланк с лабиринтом. Прослеживая  линии (дорожки удочки и пр.) отточенной палочкой, дети должны найти выход, либо дать ответ на вопрос, кто.. кому… чей… и пр. Правило: если зашел в тупик, сбился, начинай снова.

Развитие  двигательно-зрительной координации, способности ориентироваться  в пространстве рисунка.

Формирование концентрации и устойчивости внимания.

1.Уровень экстраполяции (умение выбрать дорожку, пройти лабиринт, точно следуя контуру, вернуться к исходной позиции при неудаче)

2.Состояние координации движения, организованность, самоконтроль.

4.Упражнение «Сколько места занимает предмет»

Дети, глядя на небольшой предмет (книгу, вазу, стакан и пр.) четырьмя палочками ограничивают место, на котором он должен поместиться. Педагог проверяет.

Развитие глазомера ребенка

5.Графическое письмо «Езда по дорожкам» (работа парами)

Один ребенок постовой, другой водитель «скорой помощи». Водитель должен провести свою машину быстро, без остановок, без аварий к дому больного (проводит беспрерывную линию карандашом между линиями, ограничивающими дорогу). Постовой следит, считает остановки, нарушения.

Затем дети меняются местами

Развитие глазомера, координации движения, умения действовать по правилам, навыка синкретичности.

1.Качество выполнения

В – линия не соединяется с границами, сделано не более 2-х остановок

С – допущено наездов, остановок

Н – допущено большое количество наездов, остановок, тремор руки.

6.Воспроизведение 10 слов

Занятие № 10

Субтесты

Содержание работы

Цель занятия

Критерии оценки

1.Игровое упражнение «Где спрятано письмо?»

Следуя взглядом по плану-схеме комнаты в направлениях, указываемых педагогом, не называя предметов-ориентиров (их цвета), дети должны определить на предмете какого цвета находится письмо

Установление пространственных отношений, ориентирование в пространстве, на себе.

1.Правильное следование по маршруту

2.Уровень контролирования своих действий (задают вопросы педагогу, сверяются с детьми)

2.Пиктограммы

Методика

В.М. Быкова

Педагог, продолжая тему письма, говорит, что мальчик написал письмо волшебнику, который может выполнить все желания, но не умеет читать. Дети могут помочь мальчику перекодировать его письмо – слова в картинки. Зачитываю письмо со словами: веселый праздник, тяжелая работа, обида, богатство, темная ночь, вкусный обед, наказание, спасибо

Формирование опосредованного запоминания. Определение индивидуально-психологических особенностей мышления, памяти. Изучение эмоционально-личностной сферы.

1.Стиль мышления: мыслительный, реалистичный, художественный

2.Уровень опосредованного запоминания:

В – воспроизводит без ошибок

С – воспроизводит с неточностями

Н – воспроизводит не полностью и со значительными ошибками

3.Наличие личных проблем, опасений

3.Загадки оптических иллюзий

Педагог на доске (ватмане) делает рисунки, дети следят за его действиями, делают первоначальные выводы (устанавливают равенство), затем определяют несоответствия и объясняют их. Педагог поощряет любое доказательство, не давая сам ответа на проблему.

Формирование линии учебной дискуссии, доказательности речи.

Развитие зрительного восприятия, нестандартности мышления, глазомера.

1.Степень установления закономерностей

2.Способность к размышлениям

3.Культура дискуссии

4.Вырезание круга

Мотометрический тест Озерского

На приготовленном бланке ребенок делает прямой надрез через 3 тонких линии до толстой линии. Затем вырезает круги по толстой линии в течение 1 минуты

Развитие мелкой моторики, глазомера. Воспитание волевых качеств – преодоление неуверенности в себе, прикладывание усилий, адекватная реакция на результат и оценку.

1.Выдерживание времени

2.Отклонение от линии

3.Эмоциональные проявления.

5.Воспроизведение слов и фраз, закодированных пиктограммами

По окончании занятия (индивидуально) вспоминают слова, изображенные ими в рисунках. Эти слова  в бланке под каждой картинкой соответственно

       

                                                                                           Литература

  1. Бабаева Т.И. У школьного порога. М., Просвещение, 1193.
  2. Банков Т.А. Тест “Оценка психологической зрелости ребенка”.
  3. Богданова Т.Г. , Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М., Роспедагенство, 1997.
  4. Быков В.М. Методика пиктограмм.
  5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цеханская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 1989.
  6. Волкова С.И., Столярова Л.Н. Тетрадь с математическими заданиями. 1 класс. М., Просвещение, 1995.
  7. Гельдган Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших. М., Просвещение, 1969.
  8. Лавров А.С., Лаврова О.А. Воспитание чувств. М., Знание, 1967.
  9. Лусканова Л.Г., Короейников И.А. Диагностика школьной дезадаптации. М., Социальное здоровье России, 1993.
  10. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М., Просвещение, 1995.
  11. Петровский В.А., Виноградова А.М. и др. Учимся общаться с ребенком. М., Просвещение, 1988.
  12. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (Психотехнические упражнения и коррекционные программы), ИПКРО.
  13. Шадриков В.Д., Череманкина Л.В. Мнемические способности развития и диагностика. М., Педагогика, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное партнерство с МБОУ "СШ №10" по подготовке старших дошкольников к обучению в общеобразовательной школе

Преемственность в системе народного образования - это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.Преемственность детского сада и ...

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа

Карты звукового анализа слов к программе О. М. Ельцовой  "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" 1-год обучения старшая группа...

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте (часть 1)

Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте (часть 1)...

Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте (часть 2)

Конспекты занятий по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте (часть 2)...

Социальное партнерство с МБОУ "СШ №10" по подготовке старших дошкольников к обучению в общеобразовательной школе план-конспект занятия по обучению грамоте

Преемственность детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с друго...