Программа кружка "Эрудит" (вторая младшая группа)
рабочая программа по обучению грамоте (младшая группа) по теме

Марясова Светлана Ильинична

Пояснительная записка

 

Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики.

Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей раннего возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.

Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.

Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Эрудит». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.


На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Эрудит», программу которого я и предлагаю Вашему вниманию.

Программа кружка "Эрудит"

(вторая младшая группа)

Пояснительная записка

 

Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставит в тупик неискушенных взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогают игры – исследования.

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

В настоящее время в практике дошкольных образовательных учреждений можно встретить рекомендации по использованию палочек известного бельгийского математика Кюизенера для обучения детей основам математики.

Проанализировав различные материалы, авторские разработки, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами – практиками, я заинтересовалась возможностью применения одной из универсальных технологий – цветных палочек Кюизенера в игровой деятельности и в самостоятельных играх детей раннего возраста в детском саду для формирования математического мышления и развития творческого воображения.

Основными особенностями палочек Кюизенера является абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудием профессионального труда педагога и инструментом учебно-познавательной деятельности ребенка.

Игры – занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

На практике эти задачи реализуются мной через организацию деятельности кружка «Эрудит». В рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов, сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Цель: Формировать математическое мышление; развивать творческое воображение; воспитывать настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.

Задачи кружка:

- Вызвать интерес к игре с палочками Кюизенера и желание действовать с ними.

- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных представлений.

- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления, внимания, памяти.

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

Методическое обеспечение:

- Практические пособия «Дидактические игры – занятия в ДОУ» (младший возраст) под редакцией Е. Н. Пановой и «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера» (для работы с детьми 3 – 7 лет) под редакцией В. П. Новиковой, Л. И. Тихоновой.

- Цветные счётные палочки Кюизенера.

- Плоскостной вариант палочек Кюизенера.

- Б.Б. Финкельштейн «Волшебные дорожки». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

- Б.Б. Финкельштейн «Дом с колокольчиком». Альбом-игра (Палочки Кюизенера)

- Цветные схемы-карточки.

 

Перспективный план работы кружка «Эрудит»

 

Сентябрь.

Игра «Разноцветные палочки». Познакомить детей с эталонами цвета, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь, внимание, память.

Игра «Строим дорожки». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки (полоски по цвету). Развивать речь детей. Активизировать словарь: «одинаковый», «такая же», «тоже красивая» и т.д.

Игра «Поезд». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Закрепить названия эталонов цвета, развивать комбинаторные способности, приобщать детей к моделированию. Способствовать развитию речи. Развивать внимание, память, воображение.

Игра «Чудесный мешочек». Закрепить эталоны цвета. Упражнять в различении цветов. Развивать память, внимание.

Октябрь

Игра «Найди и покажи». Упражнять детей в различении цвета. Развивать логическое мышление, память.

Игра «Построим заборчик». Развивать представление о высоте палочек. Познакомить с понятиями «высокий», «низкий». Способствовать развитию речи.

Игра «Спрячь игрушку». Работа с альбомом «Волшебные дорожки». Развивать представление о высоте палочек. Закрепить понятия «высокий», «низкий». Развивать представление о длине палочек. Развивать умение сравнивать палочки по высоте и длине.

Игра «Построим мостик». Продолжать знакомство с комплектом палочек Кюизенера. Закрепить понятия «длиннее», «короче», «одинаковый», «уже», «шире». Организовывать сюжетно – ролевую игру. Развивать умение согласовывать действия, считаться с мнением товарищей.

Ноябрь

Игра «Дорожки для матрешки». Закрепить знания эталонов цвета и их название. Развивать умение соотносить предметы по цвету, по величине. Развивать умение сравнивать предметы по ширине, величине. Развивать воображение, логическое мышление, речь.

Игра «Угадай – ка!» Работа с картами – схемами. Развивать умение сравнивать предметы по ширине и длине. Развивать логическое мышление, речь.

Игра «Разложи по цвету». Работа с картами – схемами. Закреплять знания эталонов цвета и их название. Упражнять в классификации предметов по цвету. Развивать представления детей о признаках палочек (палочки одинакового цвета имеют одинаковую длину). Развивать логическое мышление, память развивать речь.

Игра – занятие «Высокий – низкий». Формировать умение детей различать предметы по высоте и длине; находить лишний предмет; сравнивать предметы по размеру с помощью наложения друг на друга. Формировать умение детей двигаться одновременно в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга

Декабрь.

Игра «Один – много». Закрепить количественные представления один – много – ни одного. Развивать логическое мышление, память.

Игра «Лесенки». Работа с картами – схемами. Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.

Игра «Башенки». Упражнять детей в установлении эквивалентности длины и цвета. Развивать внимание, память.

Игра – занятие «Идет коза рогатая». Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами. Закрепить понятие о величине: большой – маленький.

Январь

Игра «Конструирование геометрических фигур». Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.

Игры – конструирование. Закрепить у детей знания о геометрических фигурах, о их свойствах. Упражнять в конструировании геометрических фигур из палочек. Закрепить умение узнавать и различать квадрат, треугольник, прямоугольник.

Февраль

Игра – занятие: «К нам приехали игрушки». Формировать умение детей правильно называть игрушки, развивать элементы математических представлений, развивать понятие цвета, воспитывать чувство сострадания и доброжелательности.

Игра – инсценировка: «Ох, красивый теремок! Очень – очень он высок!» Познакомить детей со сказкой, сопровождая рассказывание показом персонажей и их действий (с использованием настольного театра). Развивать творческие способности к моделированию и конструированию. Воспитывать у детей приветливость, заботливость и сочувствие.

Март.

Игровая деятельность: «Помоги зайчику». Игровая деятельность в альбомах «Волшебные дорожки». Закрепить понятие «одинаковый (равный) по длине (высоте)». Развивать мышление, воображение. Воспитывать доброту.

Игровая деятельность: «Поможем маме – зайчихе». Закрепить знания о диких животных. Уточнить представление детей о таких качествах, как «широкий», «узкий». Развивать представление об эталонах цвета. Дать представление об овале.

Апрель

Игра «Сушим полотенца». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).

Игра «Зайка».Закреплять умение сравнивать предметы по дли не и высоте; обозначать словами результат сравнения.

Подвижная игра: «Найди свой домик». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по длине; находить сходство между предметами; классифицировать предметы по длине и цвету, обозначать результаты сравнения словами (длиннее, короче, равные по длине).

Подвижная игра: «Где больше?». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Продолжать учить детей сравнивать предметы по количеству: больше – меньше. Развивать внимание, память.

Май.

Игра «Дорога к дому». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Формировать умение ориентироваться на ограниченной площади.

Игра «Разноцветные флажки». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете.

Игра «Бусы». Работа с альбомом «Дом с колокольчиком». Закреплять названия геометрических фигур. Упражнять в счете

Диагностическая карта

Таблица с колонками:

  1. Проявляет интерес к деятельности,
  2. Принимает игровую задачу,
  3. Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверстниками в игре,
  4. При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину;
  5. Различает «много» предметов и «один»,
  6. Строит разнообразные постройки,
  7. используя объёмные и плоскостные палочки,
  8. Использует речь в процессе игры.
  9. Умение осваивать действия с предметом,
  10. Умение принимать игровую задачу.
  11. Умение эмоционально - положительно относиться к взаимодействию со сверстниками в коллективной игре.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ: высокий, средний, низкий.

Критерии оценки уровня усвоения программного материала

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по выделенным свойствам. Определяет количественные отношения. Ребенок проявляет активный интерес к играм с палочками Кюизенера. Правильно отвечает на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу, рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении. Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета, размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы (на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы)

Рабочая  программа по развитию детей второй младшей  группы  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МБДОУ «Детский сад № 14 г.Красноармейска», в соот...

Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. По программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

  Программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.Рабочая программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических,...

Рабочая учебная программа воспитателя второй младшей группы № 10 «Улыбка» срок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г. (По ФГОС)

Рабочая учебная программа воспитателя  второй младшей группы № 10 «Улыбкасрок реализации программы: с 1 сентября 2014 по 30 августа 2015 г.(По ФГОС)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Для второй младшей группы (от 3 до 4 лет) Группа № 15, «Семицветик» Сроки реализации программы 2018 – 2019 учебный год

Рабочая    программа второй младшей  группы № 15 разработана в соответствии с основной образовательной   программой   дошкольного  образования  МКДОУ ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА на первую младшую группу составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой срок реализации программы (2018 – 2019гг

Рабочая программа первой младшей группы разработана с учетом  ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей детей и запросов родите...