Игры с буквами
консультация по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Лукашевич Ольга Юрьевна

В данной консультации я знакомлю родителей и воспитателей с играми, способствующими запоминанию графического образа буквы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons.d.rod_.igry_s_bukvami.docx19.33 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с буквами

Выполнила: Лукашевич О.Ю.

Учитель-логопед МБДОУ д/с №110

Самара, 2014

Игры с буквами

КАК ИГРАТЬ С БУКВАМИ?


      Умение ребенка узнавать графический образ буквы — одно из важнейших умений, готовящих его к чтению.
    Часто знакомство с буквой происходит очень быстро и ребенок не успевает запомнить графический образ буквы. В результате ребенок забывает или путает название буквы, а при написании неправильно располагает ее в пространстве.
    Обучение ребенка идет по направлению от звука к букве, то есть сначала ребенка знакомят с определенным звуком, учат правильно его произносить, дифференцировать на слух и в произношении, и только потом знакомят с буквой, которой обозначается этот звук на письме. Иначе говоря, необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Ребенок должен прочно знать, чем отличается звук от буквы.
     При изучении букв нужно помнить, что согласные должны произноситься так, как соответствующие данным буквам твердые звуки. Например, буква М произносится не «эм» (как в названиях букв алфавита), а «м» (кратко).
Игры, которые позволят детям прочно усвоить графический образ букв:
1. «Учим буквы в стихах»
Ребенку предлагаются графические изображения букв, обыгранные в стихах и представленные через простейшие ассоциации: зрительные, слуховые, тактильные. Данные стихи дают целостное описание зрительного образа буквы. Предложите ребенку выучить эти стихи наизусть.
Буква А.
Вот два столба наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква «А».
Буква М.
Длинные палочки крепко дружили.
Их две короткие соединили.
Мы эту букву всегда узнаем.
«Мама» - писать с этой буквы начнем.
2. «Найди буквы» 
Возьмите листок старого журнала и предложите ребенку зачеркнуть на нем определенную букву. Возможно два варианта: ребенок находит букву по предложенному образцу: «Зачеркни такую же букву, как я покажу» или нахождение буквы без опоры на образец: «Зачеркни все буквы У на этой странице».  Эта игра используется и при диагностике внимания.
3. «Сложи букву»
Предложите ребенку выложить буквы из спичек, веревочек, счетных палочек, пуговиц и любых других мелких предметов; предложите «нарисовать» букву горсткой песка или крупы, высыпающихся тонкой струйкой из бумажного кулечка. Таким «рукотворным» буквам можно придумывать соответствующие названия: «каменные буквы», «лесные буквы», «макаронные буквы». Попутно можно сочинять истории, кому понадобилось пользоваться такими знаками. Можно предложить ребенку слепить буквы из пластилина, соленого теста.
4. «Нарисуй букву» 
Берется небольшой поднос с бортиками, в который насыпается песок или любая мелкая крупа. Ребенок рисует пальчиком буквы на сыпучем материале. Такой вид задания можно предложить ребенку и во время прогулки: нарисовать заданную букву веточкой на песке, снегу. Можно рисовать и в воздухе, и мокрым пальчиком на доске.
5. «Зеркало» 
Взрослый рисует две буквы, одна из которых написана в зеркальном изображении. Ребенку рассказывается история о буквах-модницах, Которые так любят смотреться в зеркало, что, в конце концов, запутались: где они, а где их изображения. Далее ребенку предлагается помочь буквам, зачеркнув их неправильное изображение.
Детям раздаются карточки с зеркально написанными буквами. Узнать их можно только глядя в зеркало. Игру можно усложнить, если на карточках зеркальными буквами будут написаны слова.После того, как ребенок хорошо запомнил несколько букв, можно поиграть с ним в следующие игры:
6. «Буквенный след» 
Взрослый «рисует» пальцем на спине у ребенка букву, которую нужно отгадать. Если буква отгадана верно, взрослый и ребенок меняются местами. Другой вариант этой игры: ребенок с закрытыми глазами отгадывает букву, которую пишет взрослый на его ладони обратной стороной ручки или карандаша.
7. «Узнай букву» 
Взрослый рисует элемент (часть) определенной буквы. Ребенок должен отгадать, какую букву задумал взрослый, и дорисовать оставшиеся элементы буквы. В эту игру можно играть на бумаге, на доске, на асфальте, на песке.
8. «Распутай буквы» 
Взрослый рисует несколько букв таким образом, что графические изображения накладываются друг на друга, при этом общие элементы букв не совпадают. Ребенку предлагается узнать и назвать буквы, которые нарисованы.
9. «Разгляди буквы» 
Этот вид задания аналогичен предыдущему, только графические изображения накладываются друг на друга с совпадением общих элементов.
10. «Какой буквы не стало?»
Взрослый раскладывает на столе карточки с изображением 3-4 букв. Предлагает ребенку назвать буквы и запомнить, в какой последовательности они расположены. Далее ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает одну букву. Требуется угадать, какой буквы не стало. Возможно еще два варианта этой игры: взрослый меняет буквы местами, а ребенок воспроизводит первоначальный вариант; взрослый добавляет еще одну букву, ребенок называет букву, которая появилась.                                                                    11. «Левые и правые буквы». При изучении буквы нужно акцентировать внимание детей на пространственное положение буквы, есть буквы, которые «смотрят» влево( это З,Ч,У,Э,Я), а есть «правые» буквы (это Б,В,Г,Е,Ё,И,К,Р,С,Ц,Щ,Ъ,Ь,Ю). Можно распечатать таблицу, разделенную на 2 части, левую и правую с соответствующими буквами.                                   12. «На что похожа буква?» Эта игра развивает воображение ребенка. Предложите детям рассказать, на что похожа та или иная буква. Ответы могут быть неожиданными и интересными («А» похожа и на крышу, и на шалаш со скамеечкой внутри, и на ракету, и на ушко кошки, и даже на колпак волшебника).                                                                                              13. «Лабиринт»                                                                                        Играющие выбирают водящего. Водящий выкладывает на полу букву из длинных толстых веревок. Это лабиринт. Остальные играющие по сигналу пытаются пройти лабиринт и не соскользнуть с веревок. Игра становится еще более интересной, если лабиринт надо пройти с закрытыми глазами и отгадать, какая буква выложена. Выигрывает тот, кто не соскользнет с веревки и правильно назовет букву.                                                                    14. «Вверх тормашками»                                                                                Водящий кладет перед играющими букву вверх ногами. Нужно угадать, что это за буква. Игру можно усложнить, если одновременно предъявляемых букв будет несколько. И самый сложный уровень — когда надо прочитать выложенное вверх ногами слово.                                                                            15. «Вырасти букву» Выбираются две команды по 2—3 человека. На полу раскатываются две длинные дорожки из обоев. На одной в левом нижнем углу нарисована очень маленькая буква, на другой с левой стороны изображена очень большая такая же буква. По условному сигналу члены команды по очереди начинают рисовать такие же буквы. Одни должны вырастить» свою букву к концу дорожки, другие — уменьшить. Выигрывает та команда, которая закончит работу за более короткое время и при этом нарисует больше буквенных знаков.


Предложенные игры не только помогут закрепить графические изображения букв, но и сделают время, проведенное с детьми, увлекательным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с буквами

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий...

статья " Играя, учим буквы правильно. игры с буквами для дошколят"

В данной статье даны рекомендации для взросллых, занимательные задания и игры для дошколят, которые помугут им изучить буквы и получить первоночальные навыки чтения...

Дидактическая игра для детей: Игры с буквами и словами

Буквы вокруг меняЦель: закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; помочь развить наблюдательность.Попросите ребёнка оглядеться в комнате и назвать все...

Игры с буквами. Закрепление графического образа буквы

В подборке представлены игры для дошкольников для запоминания графического образа букв. В игровой форме детям предлагается узнать, запомнить ту или иную букву. Материал содержит игры и упражнен...

Интерактивная игра "Игры с буквами"

Игра предназначена для детей старшего возраста.Цель: запоминать буквы, тренировать внимание и наблюдательность....

Дидактическая игра «Найди букву в дорожных знаках». Игра для детей 5 - 7 лет

Учить детей различать дорожные знаки (запрещающие, сервиса, предупреждающие, предписывающие).Формировать умение ориентироваться в основных дорожных знаках.Развивать слуховое и зрительное внимание дете...

Игры с буквами и словами для дошкольников и детей младшего школьного возраста. " Буква Г, звуки {г},{гʼ}"

Интересные задания помогут ребятам в увлекательной форме познакомиться с буквой Г, звуками, которые она обозначает....