Игры с буквами. Закрепление графического образа буквы
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Цыганкова Алла Ивановна

  В подборке представлены игры для дошкольников для запоминания графического образа букв. В игровой форме детям предлагается узнать, запомнить ту или иную букву. Материал содержит игры и упражнения на запоминание букв, которые можно проводить на занятиях и дома, в совместной деятельности с ребёнком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_bukvami.docx17.13 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с буквами. Закрепление графического образа буквы

Учитель-логопед: Цыганкова Алла Ивановна

Игра 1. «Азбука упала». Цель: упражнять детей в восстановлении буквы из элементов; развивать мыслительные операции, память, внимание, пространственные представления.

Материал: у детей карточки с неправильным изображением букв.

 Ход игры. Педагог читает стихотворение:

            Что случилось?

            Что случилось?

            С печки азбука свалилась!

            Больно вывихнула ножку

            И ударилась немножко. (В.Смоляная)

Правильно напишите буквы.

Игра 2. «Буквы спрятались». Цель: учить детей находить буквы в «шуме»; развивать представление об образе букв, память, зрительное внимание.

Материал: карточки с изографами.

Ход игры. Педагог показывает детям картинку и говорит, что буквы спрятались, необходимо их отыскать и записать.

Игра 3. «Письмо на ладошке». Цель: развивать зрительное и пространственное представление, тактильные ощущения, память, внимание.

Ход игры. Дети разбиваются на пары, один из них водящий, он пишет на ладони другого ребёнка — «листа» (он закрывает глаза) — букву пальцем. «Лист» отгадывает, какую букву написал водящий.

Игра 4. «Найди ошибку». Цель: формировать зрительный образ букв, находить несоответствия в их изображении; развивать память, внимание.

Материал: карточки, на которых изображены неправильно написанные буквы.

Ход игры. Педагог указывает детям на доску и говорит, что Буратино допустил несколько ошибок, когда писал носом буквы. Вам необходимо их найти и исправить.

Игра 5. «Начерти в воздухе букву». Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание, воображение.

Ход игры. Педагог: «Ребята, представьте, что некоторые части вашего тела превратились в карандаш, который очень хорошо пишет буквы. Давайте это изобразим». Пишут буквы: указательным пальцем; кистью руки; ступнёй; носом; подбородком; локтем; ухом.

Игра 6. «Составь букву из элементов». Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление букв, память, внимание.

Материал: счётные палочки, синельная проволока, колечки из набора «Дары Фрёбеля».

 Ход игры. Педагог: «Вспомните буквы, состоящие из двух одинаковых элементов — двух длинных и одной короткой палочки», «Буквы, состоящие из одной палочки и двух полукругов» и т.д. – и постройте их.

Игра 7. «Накорми птенца». Цель: учить составлять букву из элементов, развивать память, внимание, воображение, выразительность имитационных движений, пространственные представления.

Материал: карточки с изображением букв, где каждый элемент буквы выделен разным цветом; палочки, соответствующие по цвету элементам буквы на картинке.

Ход игры. Дети делятся на команды в зависимости от количества элементов в букве (например, буква Ш состоит из 4-х элементов, значит, в команде 4 человека). Детям даётся шаблон, где изображена буква, а также цветные палочки (полоски) — это червячки, которыми птицы должны накормить птенцов. Птицы летают, потом педагог даёт команду: «За червячками лети!». Дети берут элементы (цветные полоски) и летят в гнездо кормить своих птенцов (выстраивают из элементов букву).

 Игра 8. «Маша-растеряша». Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление об образах букв, память, внимание, воображение.

Материал: счётные палочки.

Ход игры. Педагог рассказывает детям историю о том, как девочка Маша пошла в лес за хворостом, но её испугал треск в кустах. Она так сильно бежала, что весь хворост растеряла. Помогите Маше собрать его в буквы (по группе рассыпаны счётные палочки). Дети ходят по кругу и говорят слова:

Маша по лесу гуляла,

В лесу хворост растеряла,

Ты Машуле помоги:

Буквы в хворост собери. (В.Смоляная)

Дети по заданию педагога собирают от 2 до 5 счётных палочек – хворостинок, и составляют определённую букву.

Игра 9. «Зашифрованная буква». Цель: развивать у детей зрительное и пространственное представление об образах букв, ориентировку на листе бумаги, память, внимание.

Материал: карточки с точками, соединяя которые по заданному алгоритму, получается буква; маркеры.

Ход игры. Детям предлагаются карточки с пронумерованными точками и алгоритм. Они по команде воспитателя берут маркер и выполняют алгоритм, например, соединяя цифры 1—5, 2—3 и т.д.

Игра 10. «Угадай букву по описанию». Цель: учить детей угадывать букву по словесному портрету; развивать память, внимание, воображение.

Ход игры. Педагог предлагает детям отгадывать буквы по их описанию. Например: «Жила-была буква, она состоит из трёх элементов — двух длинных палочек и одной короткой. Длинные палочки не умеют стоять прямо, их всегда клонит одну к другой, а третья, короткая, палочка всегда их скрепляет, словно поясок, на неё можно сесть, как на качели. Буква похожа на остроконечную башню, крышу дома, на ракету...». Педагог предлагает детям самостоятельно составить загадку-рассказ о букве.

Игра 11. «Реклама буквы». Цель: учить описывать букву по схеме, развивать речевые способности; развивать память, внимание, воображение.

Материал: медальоны с буквами, схема описания буквы.

Ход игры. Педагог предлагает детям прорекламировать букву на своём медальоне по следующей схеме: — название буквы; — из каких элементов состоит; — на что похожа; — какие слова с неё начинаются. Например: «Это буква А, она состоит из трёх элементов: двух длинных палочек, наклонённых одна к другой, и одной короткой, связывающей их, как поясок. Буква А похожа на ракету, крышу дома, акулу. Она содержится в самых вкусных словах (арбуз, абрикос, ананас, айва); в самых быстрых (автомобиль, автобус) и в самых умных словах (азбука, алфавит...)».

Игра 12. «Да-нетка с алфавитом». Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ «да» или «нет»; развивать мышление, речь.

Ход игры: Педагог показывает алфавит, загадывает букву. Дети должны её отгадать, задавая вопросы по местонахождению буквы. Педагог может отвечать только «да» или «нет». Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р?» И т.д.

Игра 13. «Подбери пару». Цель: учить детей находить сходства и различия в очертаниях букв; развивать мышление, речь.

Материал: карточки с буквами.

Ход игры. Дети подбирают две буквы, схожие по элементам, затем  называют, чем буквы похожи друг на друга и чем отличаются. Например, буквы Т и Г: «Буква Т отличается от буквы Г тем, что у неё длиннее верхняя перекладинка». «Буква Т схожа с буквой Г тем, что обе состоят из двух элементов» и т.д.

 Игра 14. «Холодно-горячо». Цель: учить детей задавать вопросы, содержащие утвердительный ответ; развивать мышление, речь.

Материал: алфавит.

Ход игры. Дети — сыщики, они пытаются угадать букву, которую загадал педагог путём задавания ему вопросов по местонахождению буквы в алфавите. Педагог отвечает «холодно», если дети ищут в неверном направлении, и «тепло», если — в верном. Например, дети спрашивают: «Эта буква находится в первом ряду? Между буквой О и Р». И т.д.

Игра 15. «Почини букву». Цель: развивать пространственные представления, закреплять знания об образе букв, графо-моторные навыки.

Материал: карточки с недописанными элементами букв.

Ход игры: Педагог: «Буквоежка очень любит лакомиться буквами. Почините буквы, дописав недостающие элементы».

Игра 16. «Волшебный мешочек». Цель: развивать тактильные ощущения, упражнять в составлении сложных предложений, память, внимание.

Материал: буквы, выполненные из разного материала.

Ход игры: Педагог предлагает детям найти букву в мешочке и отгадать её, ориентируясь на тактильные ощущения. Рассказать, что помогло отгадать букву.

Список литературы

1. Е.Косинова. «Пишем вместе с логопедом», Москва, 2016 г.

2. Н.Нищева. «Мой букварь», СПб, 2015г.

3. В.Смоляная. «Сто игр со звуками и буквами», Минск, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии "Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста"

Данная статья поможет педагогам использовать графические навыки ребенка, как диагностический материал, в соответствии с возрастом ребенка и доступной им изобразительной (графической) деятельностью.Диа...

Консультация для родителей. Игры для знакомства с буквами и закрепления зрительного образа букв.

Прежде чем начать играть с ребенком, давайте разберемся, что такое буква. Буква - это комбинация графических элементов (вертикальных, горизонтальных, диагональных линий, окружностей и полукружий); бук...

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....

Картотека. Графический образ буквы.

Теперь, когда ребёнок научился слышать и различать звуки, пора познакомить его и с написанием букв. Важно также научить ребёнка отличать написание схожих букв и символов. Игры, собранные здесь, п...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование навыка чтения и письма необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этими умениями. Это отчасти происходит из-за того, что дети плохо запоминают...

Практический материал: Игры, направленные на закрепление графического образа букв

Практический материал: Игры, направленные на закрепление графического образа букв...