Профилактика дисграфии "Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) на тему

Киреенко Нина Александровна

Данная статья поможет педагогам использовать графические навыки ребенка, как диагностический материал, в соответствии с возрастом ребенка и доступной им изобразительной (графической) деятельностью.

Диагностику зрительного состояния детей старшего возраста могут провести как воспитатели, так родители. Приводятся приемы и методы формирования зрительного анализа у детей, практические работы, выполнение которых позволит ребенку исключить нарушеня письма в школе. Сформированность зрительного восприятия буквы даст ребенку возможность не терять при письме элементы букв, правильно располагать их в пространстве, грамотно писать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Профилактика дисграфии23.59 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ д/с 41

 Красносельский район

город Санкт-Петербург

учитель-логопед

 Киреенко Нина Александровна

 Профилактика дисграфии.

«Формирование зрительного восприятия  графического образа буквы у дошкольника»

Возраст детей и доступная им форма изобразительной (графической) деятельности

( По М. Кольцовой "Ребенок учится говорить")

возраст

детей

доступная форма изобразительной деятельности

12 – 15 месяцев

чертит беспорядочные линии

2 – 2,6 месяцев

копирует круг

2,6 – 3 года

копирует крест

4 года

копирует квадрат


Диагностика

состояния зрительного анализа у ребенка старшего возраста

Предлагаемые детям фигуры изображены на отдельных карточках. Всего четыре карточки. Показывается первая карточка. Дается указание: " Нарисуй такую же фигуру". Больше никаких указаний и пояснений ребенку не дается. Задание выполняется на листе бумаги в клеточку

  • Первая карточка –

КВАДРАТ со стороной 2 см. (4 клеточки)

  • Вторая карточка –

КРЕСТИК шириной и высотой по 3 см.

(6 клеточек)

  • Третья карточка –

ЛЕСЕНКА ИЗ КВАДРАТИКОВ со стороной в 1 см. (2 клеточки)

  • Четвертая карточка –

ВОРОТА высотой в 3 см., шириной в 3 см.

(6 клеточек)

Основания и перекладина ворот шириной

 в 1 см. ( 2 клеточки)

Подсчет количества баллов.

  1. Фигура полностью соответствует образцу (эталону) – 2 балла
  2. Фигура не соответствует образцу по форме – 1 балл
  • изменены размеры;
  • нарисована не по клеточкам.
  1. Фигура полностью не соответствует образцу – 0 баллов

Состояние зрительного анализа у детей оценивается следующим образом:

7 – 8 баллов -

у ребенка развито образно-схематическое мышление (зрительный анализ геометрических фигур хорошо развит, эти дети любят рисовать по клеточкам, точкам).

3 – 6 баллов -

не умеют выделять элементы графических изображений, соотносить их по форме и размеру. Воспринимают фигуру целостно, запоминают ее целиком. Свойства графического изображения не анализируют.

0 – 2 балла –

зрительный анализ развит слабо.

Приемы и методы формирования зрительного анализа у детей дошкольного возраста

  1. Развитие зрительно-пространственного восприятия предмета. Формирование образного мышления

- создание образа своего тела (схемы) и овладение соответствующими словесными понятиями - формирование понятия "право - лево", "верх – низ" относительно своего тела:

  • работа с книгой  Н. А. Киреенко  " Я – человек".

- отработка ориентировочной фазы при выполнении перцептивных и конструктивных заданий (анализ изображения):

  • книги с упражнениями на развитие зрительного внимания ("Что задумано?", "Что нарисовал художник?", "Запоминание различных геометрических фигур в составленном узоре" и т. д.

- развитие навыков мысленного перемещения и трансформации зрительных образов :

складывание картинок из двух более частей.

  1. Формирование изобразительно-графических способностей и овладение графической символизацией
  • штриховка по контуру
  • обводка плоскостных предметов
  • срисовка геометрических фигур
  • дорисовка незаконченных фигур
  • дорисовка недостающих деталей
  • воспроизведение фигур по памяти
  • рисование с натуры
  • формирование навыков графического изображения предметов окружающего мира
  • работа с компьютерами по теме "Слова-омонимы", работа по составлению загадок о предмете.

3. Развитие сукцессивных способностей ребенка

1. Последовательность в пространстве:

"Нанизываем бусы", "Что изменилось" и т.д.

2. Последовательность во времени:

  • отстукивание симметричного ритма и асимметричного;
  • использование последовательных физических упражнений;
  • запоминание последовательности названия дней недели, времен года, месяцев по картинкам, название цветовых фигур и т. д.

4. Перекодирование временной последовательности в пространстве и обратно

  • картинки невидимки.

5.Формирование последовательности в речи

  • порядок фраз в рассказе;
  • порядок слов во фразе;
  • запоминание последовательных фраз ("Дом, который построил Джек"):
  • последовательность в сказках "Репка" и т. д.
  • повтори слово и добавь второе, запомни эти слова и добавь третье и т. д.;
  • продолжи ряд знаков.
  1. Развитие способностей к концентрации, распределению и переключению внимания
  • кто с кем разговаривает, кто куда идет и т. д.;
  • синхронный счет предметов двух видов, исключая другие изображения;
  • буквенные таблицы (пространственное расположение букв: прямо, вправо, влево) по образцу таблиц Шульте.
  1. Упрочение звуко-буквенных связей
  • обводка букв пальцем;
  • рисование букв в воздухе;
  • рисование букв педагогом на ладони ребенка пальчиком (палочкой) – дермолексия;
  • тактильное опознание буквы (наждачные буквы, скользкие буквы, буквы на манке, песке, муке);
  • печатание буквы по шаблону;
  • печатание буквы по точкам;
  • разложение буквы на составляющие элементы и сложение из элементов;
  • группировка букв разных шрифтов ;
  • установление сходства и различия букв по их свойствам (право – лево; буквы для обозначения гласного звука, согласного звука; количество элементов в графическом образе буквы; характер графических элементов буквы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста (Программа первичной профилактики наркогенных заболеваний)

Формирование привычка к  здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста как профилактика злоупотребления ПАВ Укрепление физического здоровья (Хатха –йога + релаксац...

План мероприятий по ранней профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и воспитанию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в МБДОУ №22 «Золотая рыбка».

П Л А Нмероприятий по ранней профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании и воспитанию здорового образа жизни у детей дошкольного возрастав МБДОУ №22 «Золотая рыбка»...

Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения для снятия зрительного утомленияКорригирующая гимнастика для глазГлазодвигательные тренингиПальмингСоляризация...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование навыка чтения и письма необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этими умениями. Это отчасти происходит из-за того, что дети плохо запоминают...

Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста с ОВЗ

В своём выступлении я делюсь практическим опытом, способствующий устойчивому формированию графического образа буквы у детей старшего дошкольного возраста....

Развитие зрительно-осязательного восприятия и тактильно-двигательного анализатора детей дошкольного возраста с нарушением зрения.Методическое пособие.Магнитогорск,2012г.

Коррекционная педагогика.Методическое пособие:"Развитие зрительно-осязательного восприятия и тактильно-двигательного анализатора детей дошкольного возраста с нарушением зрения".Рослая Н.И,уч...