ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Галеева Надежда Петровна

Формирование навыка чтения и письма необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этими умениями. Это отчасти происходит из-за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Эти проблемы могут в дальнейшем привести к оптической дисграфии и дислексии. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно провести с детьми следующие игры и упражнения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА БУКВЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование навыка чтения и письма необходимо для дальнейшего успешного обучения в школе. Но не все дети быстро овладевают этими умениями. Это отчасти происходит из-за того, что дети плохо запоминают зрительный образ буквы, путают похожие по написанию буквы, пишут их зеркально. Эти проблемы могут в дальнейшем привести к оптической дисграфии и дислексии. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. Для того, чтобы ребёнок прочно усвоил буквы, можно провести с детьми следующие игры и упражнения.

Узнавание и называние буквы по заданию педагога

Определение буквы, написанной на ладони, в воздухе на спине (пальцем на коже медленно проводится контур буквы, с закрытыми или открытыми глазами).

Письмо букв на песке

Узнавание букв на ощупь.

Выкладывание букв из мозайки

Выкладывание букв из палочек

Лепка из пластилина

Запоминание букв и выбор их среди других, игры «Чего не стало?» и «Что изменилось?» с буквами;

Раскладывание букв в определенной последовательности;

Нахождение сходства графического изображения буквы с каким-либо предметом;

Поиск названных букв среди ряда других или в тексте (дается задание, например, зачеркнуть букву А, а букву Д обвести в кружок);

Нахождение и выделение букв в геометрических фигурах, среди других изображений (особенно дети любят искать буквы на картинах со «спрятанными» буквами);

Буквенный лабиринт

Найди в узоре две спрятавшиеся буквы.hello_html_631d0e0f.png

Узнавание букв в усложненных для зрения условиях (перечеркнутых дополнительными линиями, зачеркнутых, изображенных пунктирно, точками.

Дорисовка недостающих деталей.hello_html_m24fa203b.jpg

Распознавание букв, наложенных друг на друга;

Определение букв в неправильном положении;hello_html_m58fd0f4c.jpg

Обведение контуров букв, обведение букв по шаблону и их раскрашивание или штрихование;

Распознавание букв разного шрифта;

СТИХИ ПРО БУКВЫ АЛФАВИТА ОТ А ДО Я

А

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква "А".

Б

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

В

Столб рисуем, а на нём

Два дружка сидят вдвоём,

Два кружочка на столбе —

Получаем букву В.

Г

Буква Г как уголок

-Проще некуда урок.

Д

«Д» словно домик аккуратный

С высокой крышею двускатной.

Е

«Е» похожа на расчёску,

Сделать может всем причёску.

Учим, учим букву «Е» —

Вот и выучили все.

Ё

Если сверху «Е» две точки,

Это «Ё» — мы знаем точно.

Если с «Ё» все точки снять,

«Е» получится опять.

Ж

«Ж» имеет столько ножек,

Будто буква ползать может.

Буква «Ж», наверняка,

На бумаге тень жука.

З

Буква «З» цифре «Три»

Говорит на ушко:

— Посмотри-ка, посмотри,

Милая подружка,

Общие у нас черты,

Ты — как я,

А я — как ты.

Мы похожи, как птенцы,

Может быть, мы близнецы?

И

На калитку посмотри:

Чем она не буква И?

Между двух прямых досок

Одна легла наискосок.

У

Буква У как будто ушки

У зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже

Так на букву У похожи.

Й

Буква «Й» и буква «И» —

Очень схожие они.

Палки две, еще косая

Перекладина такая.

К

На прямую палочку

Справа села галочка.

Там поныне и сидит —

Буквой К на нас глядит.

Л

Букву Л с тобой напишем.

Две доски покрыты крышей.

М

Палочка и палочка,

Между ними – галочка.

И понятно сразу всем -

Получилась буква М.

Н

Буква Н как лесенка,

Все движемся вперёд,

Как лесенка, чудесенка,

В мир знаний нас зовёт!

О

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

П

Букву П с тобой найдем,

Заглянув в дверной проем.

На турник взглянув внимательно

П узнаем обязательно.

Р

Как запомнить букву «Р»?

Каждый может, например,

Руку на бочок поставить

И друг другу «Р» представить.

С

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок.

Т

Молоток стучит тук тук

Букве Т я старый друг

У

Буква «У» как будто ушки

У зайчонка на макушке.

У улитки рожки тоже

Так на букву «У» похожи.

Ф

Буква «Ф» надула щёки

Или встала руки в боки.

Х

Если ножницы раскрыть,

Х мы сможем получить.

Ц

Буква Ц —

Смотрите сами —

Как скамейка Вверх ногами.

Ч

Ч мы пишем как четыре.

Ш

Буква Ш совсем простая,

Как забор стоит, прямая.

Щ

Буква «Ща» на «Ша» похожа.

Хвостик есть у «Ща», так что же?

Изменился внешний вид –

Мягко «Ща» в словах треЩит.

Ъ

Твердый знак «Ъ»

Пишут так:

Колесо и спичка,

Позади — косичка.

Ы

«Ы» — какая ты толстушка!

Твой животик как подушка.

Чтоб легко тебе ходить,

Палочку пришлось добыть.

Ь

Нарисуем мягкий знак

Нежно капелькой,

Вот так.

Букву капелька смягчит —

Слово мягко прозвучит.

***

Букву Р перевернули

И уселись как на стуле,

И назвали букву так —

Мягкий знак — «Ь».

Э

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка!

Ю

Чтобы О не укатилось,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка,

Что случилось:

Получилась… буква Ю.

Я

Дядя Яша, тра-ля-ля,

Стал похож на букву Я.

Он ужасно растолстел,

Потому что много ел.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.             Дошколь...

Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моде...

Формирование потребности в здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста (Программа первичной профилактики наркогенных заболеваний)

Формирование привычка к  здоровому образу жизни у детей старшего дошкольного возраста как профилактика злоупотребления ПАВ Укрепление физического здоровья (Хатха –йога + релаксац...

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» из опыта работы

Описание  опыта работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Профилактика дисграфии "Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста"

Данная статья поможет педагогам использовать графические навыки ребенка, как диагностический материал, в соответствии с возрастом ребенка и доступной им изобразительной (графической) деятельностью.Диа...

Формирование зрительного восприятия графического образа буквы у детей дошкольного возраста с ОВЗ

В своём выступлении я делюсь практическим опытом, способствующий устойчивому формированию графического образа буквы у детей старшего дошкольного возраста....