Главные вкладки

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
    статья на тему

    Атаманенко Ольга Анатольевна

    Консультация для воспитателей

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

         Одним        из важнейших        условий        воспитания        здорового        поколения является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях        всё        ускоряющегося        темпа        жизни        и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста воспитывать в детях активное        отношение        к собственному здоровью,        формировать        культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребёнок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь. Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка, как привить навыки здорового образа жизни, когда это надо начинать? Эти и многие другие вопросы актуальны и волнуют нас, дошкольных работников.

         Главная задача дошкольных учреждений – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно- гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства. Для того, чтобы эта работа стала инструментом оздоровления, она должна приносить удовлетворение. Алгоритм формирования потребности здорового образа жизни для ребёнка таков: от удовольствия — к привычке, от привычки — к потребности. В любых оздоровительных практиках нельзя идти через принуждение, иначе получим обратный результат. Надо, что бы ребенок захотел это сделать, глядя на увлеченность, радость и удовольствие других детей и воспитателя. Поэтому так важно, что бы среди детей как можно чаще звучал смех. Радостное состояние — естественное состояние здорового ребенка.

    Осознавая важность поставленной проблемы, мною был проведен анализ организации познавательных занятий в детском саду и их влияние на формирование осознанного отношения детей к своему здоровью. В нашем детском саду «Березка» еженедельно проводятся занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе. Тематика занятий: "Где растут витамины?", "Чей нос лучше", "На зарядку становись!", "Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!" и др. Познавательные занятия разнообразны по форме: дидактические игры самостоятельные        исследования,        игровые познавательные программы и т.п. Опыт показывает, что дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. Занятия я провожу в игровой форме, на протяжении всего цикла к детям приходит один и тот же персонаж, каждое последующее занятие начинается с закрепления полученных ранее знаний. Непременное условие - позитивный эмоциональный настрой детей и предупреждение утомления. В ходе каждого занятия использую различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры. Занятия - это всегда театрально - игровое действо, они заряжают детей положительными эмоциями. В работе по формированию привычки здорового образа жизни широко использую        литературные произведения. Например, стихи для малышей Н. Пикулевой и М. Дружининой, «Мойдодыр» К. Чуковского с иллюстрациями, «Неболейка»        И.Соковня        и        «Румяные        щечки» С. Прокофьевой.

    Художественные        образы        помогают        ребенку        осмыслить ценности здорового образа жизни, вызывают живой эмоциональный отклик, желание подражать любимым героям. В результате познавательных занятий "Витаминный калейдоскоп", "Полезные продукты" дети узнали, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержаться во фруктах и овощах. Полученные знания закрепляю на занятии по изодеятельности "Рисование натюрморта" и в лепке овощей и фруктов. В ходе работы        были организованы выставки поделок из овощей "Осенняя фантазия" с привлечением родителей. Здоровье человека всецело зависит от образа его жизни, поведения. Вот почему так важно научить ребенка с детства бережно относиться к самому себе, заботиться с самых ранних лет о своем здоровье. Отсюда исходит необходимость создания системы работы в физическом воспитании. Методически        грамотный подбор        форм работы по физическому воспитанию помогает удовлетворить естественную потребность детей в движении; способствует своевременному овладению ими двигательными умениями        и навыками;        формирует        положительную        самооценку, аналитическое отношение к себе и товарищам; оказывает большое влияние на развитие ума; воспитывает характер, волю; создает определенный духовный настрой; пробуждает интерес к самовыражению; способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику. Во время занятий физической культурой с дошкольниками важно удовлетворение их естественной потребности в движении и ощущении «мышечной радости». При этом особое внимание следует обратить на развитие интереса детей к спортивным занятиям, желание посещать их.        Дошкольникам не интересны «традиционные» учебно-тренировочные занятия, они быстро утомляются, начинают отвлекаться. В поисках средств повышения интереса детей к спортивным занятиям я использую в своей работе ритмическую и дыхательную гимнастику, театрализованные развлечения валеологического характера, валеологические игры,        сюжетно-игровые и физкультурно-познавательные занятия. Каждое физкультурно-познавательное занятие начинаю с беседы об изучаемом явлении («Зачем нужна зарядка?», «Почему полезно закаляться?», «Как нужно себя вести с незнакомыми людьми?» и т.д.).        Физкультурно- познавательные занятия ценны тем, что дети не только накапливают двигательный опыт, но и приобретают знания, умения и навыки здорового образа жизни.        В построении интегрированных занятий применяю метод сложение русских сказок. Так же в работе использую малые формы народного фольклора (потешки, прибаутки, заклички) для оздоровительных пауз, что способствуют воспитанию детей в национальных традициях. Каждое спортивное занятие включает дыхательную гимнастику: «Часики», «Трубач», «Петух», «Каша кипит», «Насосы». На занятиях систематически использую упражнения креативного характера,        направленные        на оздоровление позвоночника и развитие детского творчества: «Крокодил», «Колобок», «Цапля», «Лодочка», «Корзиночка», «Тачка», «Мостик»; ритмическую гимнастику с предметами (мячи, ленточки). Использую в работе комплекс закаливания состоящий из следующих мероприятий: ежедневные оздоровительные прогулки; умывание холодной водой из-под крана рук до локтей перед едой и после каждого загрязнения рук; полоскание рта и горла прохладной водой после принятия пищи; хождение босиком после сна по «дорожке здоровья» с использованием физических упражнений; воздушные ванны до и после сна, во время утренней гимнастики, на занятиях по физической культуре.

            Для обеспечения достаточного уровня двигательной активности и закаливания на прогулке оборудована спортивная площадка на территории детского сада, в том числе изготовлен спортивный инвентарь.

    Способствует оздоровлению подвижные игры, которые я провожу летом и зимой на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма.

    Для хождения босиком на спортивной площадке оборудована специальная дорожка. Она состоит из нескольких ящиков, ящики заглублены в грунт вплотную друг к другу, и заполнены различными материалами - песком, мелкой галькой, керамзитом, камешками, что оказывает существенный        закаливающий        эффект и        является        профилактикой плоскостопия.

    В своей работе по формированию привычек здорового образа жизни у детей использую «оздоровительный сон», ароматизацию спален травами (приобретены аромоподушечки). Провожу солевое закаливание, чесночное полоскание горла, а в зимнее время ароматизацию помещений - чесноком и луком, с целью кварцевания. Для профилактики простудных заболеваний в осенне-весенний период года организую перед прогулкой и обедом чесночно-луковые закуски. А также предусматриваю строгое соблюдение возрастного режима занятий, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемые к помещениям групповых комнат (режимы – световой, звуковой и воздушный).

         Данные формы работы весьма интересны дошкольникам.        Они направлены на передачу педагогом ребенку двигательных умений и навыков, формируют знания о пользе физических занятий, игр и упражнений, развивают выносливость, внимание, самостоятельность, что в дальнейшем способствует эффективному обучению в школе. Стимулирует не только двигательную, но и познавательную активность. Я уверена, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно- оздоровительная не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Для работы с родителями в группе оформлен физкультурный уголок «Ступеньки к здоровью», папки-передвижки: «Современные пути оздоровления дошкольников»; «О правильной осанке» и провожу консультации с родителями. Проведены родительские собрания по теме: «Экология здоровья», «Здоровью - зеленый огонек». Также в летний период проводила день здоровья «Папа, мама, я – спортивная семья». Я думаю, для того чтобы быть настоящим пропагандистом идей здорового образа жизни, детский сад в своей деятельности должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт. Организованная таким        образом        здоровье сберегающая        среда, способствует формированию у детей навыков здоровья, выработке разумного отношения к своему организму, умению вести здоровый образ жизни с раннего детства. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье.

         Важно сформировать у ребенка отношение к здоровью как к ценности, которую надо беречь и укреплять.

         Первая ее ступень – дошкольное учреждение. Именно здесь закладываются основы здорового образа жизни. Для решения проблемы здорового образа жизни важно использовать нетрадиционные подходы в физическом воспитании дошкольников, работать педагогическому коллективу с родителями, использовать дифференцированный подход к детям в работе по физической культуре. Чтобы дать детям хорошие знания по здоровому образу жизни, сформировать привычки здорового образа жизни педагог должен быть хорошо образован, четко знать свое дело, быть в постоянном поиске нового, любить детей, учитывать их интересы. Нужно научить ребенка делать правильно, помочь ему сделать лучше, чем он может. Немаловажное значение играют методики, технологии. Как известно, нет ничего идеального. Каждая методика, технология, программа имеет свои плюсы, но и незначительные минусы. Важно найти те формы, те способы физического воспитания, которые наиболее востребованы самими детьми, содействуют духовному, физическому и психическому развитию.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

    Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.             Дошколь...

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

    «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды детского сада»

    Семинар-практикум «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста через пополнение здоровьесберегающей среды  детского сада» ...

    Картотека игр по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300406","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"350"}}]]...

    Консультация для педагогов. " ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА."

    Одним  из важнейших  условий  воспитания  здорового поколения является  культура  здоровья  человека,  привитая  с  раннего детства. В современных...

    Презентация Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"

    Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безо...

    Задачи и содержание формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

    Забота дошкольника о своём личном здоровье выступает основой, на которую можно будет опираться при  необходимости в здоровом образе жизни. Она пробуждается и формируется по ходу понимания ...