Задачи и содержание формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Соболева Валентина Ильинична

  Забота дошкольника о своём личном здоровье выступает основой, на которую можно будет опираться при  необходимости в здоровом образе жизни. Она пробуждается и формируется по ходу понимания ребенком самого себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью целиком взаимосвязано с выработкой в его разуме данного соображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задачи и содержание формирования представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Забота дошкольника о своём личном здоровье выступает основой, на которую можно будет опираться при  необходимости в здоровом образе жизни. Она пробуждается и формируется по ходу понимания ребенком самого себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью целиком взаимосвязано с выработкой в его разуме данного соображения.

Дети младших групп детского сада знают, что такое болезнь, но сформулировать самое примитивное определение здоровью еще не могут. В результате этого факта никакого взаимоотношения к нему у маленьких дошкольников почти не формируется.

В возрасте 4-5 лет у дошкольников развивается понимание  здоровья как «не болезни». Они делятся своими впечатлениями о том, как протекала болезнь, у них выражается отрицательный взгляд к болезни на принципах личного опыта. Но что, подразумевает понятие, быть здоровым и ощущать себя здоровым, они растолковать еще не способны. Вследствие этого и взаимоотношение к  личному здоровью, как к чему-то отвлеченному. В их осознании быть здоровым — обозначает не подвергаться болезням. На проблему, что необходимо предпринимать, чтобы не болеть, большинство дошкольников излагают, надо не подвергаться простудным заболеваниям, не съедать на улице мороженое, не мочить конечности рук и ног  т.д. Из данных утверждений вытекает, что в возрасте 4-5 лет дошкольники приступают понимать опасности здоровью со стороны внешних условий (мороз, дождь, сквозняк), а также своих личных поступков (есть мороженое, мочить ноги и руки т.д.).

В старших группах с помощью роста личного опыта касательно своего здоровья значительно переценивается. Но отмечается слияние определений «здоровый», как крупный, отличный (вот здорово!),  «здоровый», как не больной. Дошкольники так же сопоставляют здоровье с заболеванием, но наиболее  чётко обусловливают угрозы здоровью как от  личных  поступков («запрещается употреблять грязные фрукты», «запрещено трогать пищу грязными руками» и пр.), так и от внешних факторов. При установленной воспитательной работе дети сопоставляют определение «здоровье» с применением правил гигиены.

Они принимаются сопоставлять занятия физической культуры с сохранением здоровья и в его установлении (так же как и взрослые) на главный пьедестал устанавливают физическую часть. В данный возрастной период дошкольники (хотя еще на уровне интуиции) приступают отделять и психические, и общественные элементы здоровья («там все так орали, ругались, что у меня заболела голова»). Однако, несмотря на встречающиеся представления о здоровом организме и путях его укрепления, в общем, взаимоотношение к нему у дошкольников 5-7 лет сохраняется довольно бездеятельным. Основания  данного взгляда скрываются в дефиците у детей нужных сведений о нем, а также не осмыслении серьезностей не здорового поведения человека для укрепления здоровья.

Вредоносные поступки в последовательности эпизодов доставляют удовлетворение (как приятно скушать холодное мороженое, выпить полную бутылку охлажденного лимонада, пронестись по луже, полежать долгое время в кровати и т.п.), а продолжительные отрицательные результаты данных действий выглядят для ребенка отдаленными и неправдоподобными.

Существенная часть самостоятельного правильного поведения  старших дошкольников устанавливается их соображениями о здоровье. При целеустремленном  обучении, воспитании и формировании привычки  правил гигиены, отвечающей доводам занятий физической культурой,  отношение дошкольников к собственному здоровью значительно изменяется. Созревание отношения к здоровому организму как к важнейшей ценности в жизни (на понятном восприятию дошкольниками уровне) выступает фундаментом развития у детей необходимости в здоровом образе жизни.

Так же зачастую, присутствие данной необходимости  может решить главную психологическую и общественную задачу -  укрепление у дошкольника убеждения творца в отношении собственного здоровья и здорового организма окружающих.

 Для каждой возрастной категории установлены свои задачи и содержание формирования представлений о здоровом образе жизни

Младший возраст 2- 4 года:

  1. Вырабатывать информацию о себе как индивидуальной личности;  информировать о вариантах опеки о себе и окружающей обстановке; представить шаблоны  поведения в обществе.
  2. Информировать о правилах выполнения физических упражнений (сконцентрировано  прослушивать сигнал, дожидаться друг друга, не наталкиваться, координировать личные движения с движениями компаньона, проверять и согласовывать движения).
  3. Проинструктировать о нормах поведения на улице: переходить проезжую часть на зеленый свет светофора строго за руку с взрослым, передвигаться по правому краю тротуара, не натыкаться  на встречных, с осторожностью глядеть под ноги и вперед.
  4. Проинформировать об опасных предметах в квартире, дома и группе; пояснить  что значит «запрещается».
  5. Поведать об этикете за столом; представить  предметы и поступки, связанные с исполнением гигиенических процедур: умывание, принятие ванны, уход за собственным туловищем, внешним обликом, аккуратностью в квартире.

Средний дошкольный возраст 4-5 лет:

  1. Продолжать  распознавать собственное имя с самим собой. Представить для знакомства  внешние частями тела. Раскрыть понятие о вариантах выражения собственных состояний при помощи выражения эмоций (нахмурены брови, стиснуты губы,  надуты щеки); дорожить своим телом; знать главные правила опеки о нем; находить взаимосвязи  между структурой органа и его применением, между собственным состоянием и вариантами попечительства о себе и окружающем мире. Учить одеваться и раздеваться независимо, застегивать пуговицы, шнуровать обувь, аккуратно укладывать и убирать одежду на место; корректно просить о помощи ровесника или старшего по возрасту.
  2. Удостовериться о сведениях ребенка об имени, фамилии, возрасте, собственном адресе проживания.
  3. Продолжать работу над формированием стабильной привычки к режиму двигательной активности; проинформировать, что человек — живой организм, чтобы жить, нужно инициативно двигаться, для этого и предопределены части тела: ноги, руки, туловище, голова. Проинформировать о здоровье (как можно узнать и переменить себя, как отыскать свой путь к здоровью). Познакомить с профилактическими мероприятиями заболеваний: массаж самому себе, закаливание, правильное дыхание, попеременное употребление активного действия и отдыха.
  4. При поддержке старшего находить взаимосвязь среди совершаемых поступков, привычек и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я буду бегать, как папа, чтобы стать сильным и выносливым». «Я каждый день строго чищу зубы, следовательно, они у меня будут здоровыми».
  5. Воспитывать упорство, целенаправленность в уходе за собственным организмом, физкультурно-профилактических мероприятиях.
  6. Рассказывать о ПДД.
  7. Проинструктировать об оказании первой помощи при травмах и обморожениях: защипало лицо на морозе — растирай слегка шерстяной вещью, но не снегом; замерзли ноги — попрыгай, шевели пальцами; промочил ноги — надень сухие носки.
  8. Провести беседу о культуре употребления пищи, этикете за столом, о порядке одевания, умывания, норм гигиены; обучать целесообразным приёмам самообслуживания. Учить самостоятельно умывать руки, лицо, шею; после  убирать мыльную пену везде, где она осталась.
  9. Продемонстрировать правильный этикет за столом, есть опрятно, не торопиться, не отвлекаться, не играть за столом, не набивать полный рот пищи, не беседовать с набитым ртом, не чмокать, брать хлеб, печенье с общей посуды, но не менять то, что уже взял. Не мешать соседу,  использовать салфетку, тихо выходить из-за стола, употреблять вежливые слова.
  10. Побеседовать о микробах, обосновать необходимость применения мыла и воды. Научите заботиться о здоровье близких: при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком, если заболел, не ходить в детский сад, не заражать остальных.

Старший дошкольный возраст 5-6 лет:

  1. Углубить сведения дошкольника о себе лично, собственном имени, фамилии, возрасте, генетических особенностях организма, строении тела, походке, реакции на некоторые продукты питания.  Провести беседу о том, для чего необходимо сердце, почему оно стучит, для чего необходимы уши, глаза, с помощью чего мы передвигаемся, дышим, общаемся друг с другом. Продемонстрировать  коротко развитие человека: младенец, дошкольный возраст, школьник, мама (папа), пожилой возраст. Отличать половые признаки по внешнему виду (черты лица, особенности строения тела)
  2. Заботливо относиться к собственному организму, понимать предназначение отдельных органов, обстоятельства их нормальной работоспособности. «У меня существует отличный помощник — скелет, он помогает мне стоять, сидеть и вступает на защиту внутренних органов: сердце, печень, легкие от поражений, оттого необходимо его оберегать, обучаться с осторожностью падать на лыжах, на коньках. Постоянно проводить тренировки, заниматься гимнастикой и физическими упражнениями».
  3. Не допускать халатного отношения к внутренним органам, осуществлять главные  правила валеологии:  поддержи свое сердце работой всех мышц, занимайся каждый день физическими упражнениями. Помоги собственным легким поглощать свежий воздух,  каждый день прогуливайся  в парке, на участке. Спи с распахнутой форточкой. Посодействуй работе желудка и кишечника, пережевывай «33 раза» каждый глоток пищи; протяни руку помощи собственному мозгу умением считать, полагать, сохраняй от травм свою разумную голову, делай добросердечные поступки.
  4. Ознакамливать с разнообразными видами закаливания, дыхательной, коррекционной гимнастикой. На образцах литературных персонажей демонстрировать приёмы заботы о собственном здоровье, организме. Проводить беседы о режиме активной деятельности и отдыхе, необходимости располагать своим собственным временем, о лечебной гимнастике, прогулке при любой погоде,  употреблении пищи, сне с распахнутой форточкой. Сознательно выполнять физические нагрузки, осмысливая их важность для здорового образа жизни.
  5. Делиться тем, что на улице запрещено кидаться камнями и снежками, гулять около домов в период таяния снега (могут оборваться с крыши сосульки, наледи снега); запрещается раззадоривать животных, нужно с осторожностью относиться к бродячим собак и кошек. Не употреблять  незнакомые ягоды, грибы, купаться в водоемах без присмотра взрослых. Обучать дошкольника предугадывать результаты собственных поступков на основании всевозможных ситуаций (если ты заблудился в парке, встретился с незнакомым человеком).
  6. Проводить инструктажи о правилах личной безопасного поведения в быту и в различных жизненных ситуациях. Знать, что если загорелась квартира, необходимо незамедлительно покинуть здание и позвать на помощь, а не прятаться; нельзя баловаться со спичками и огнем, трогать газовые краны у плиты, включать электроприборы. Знать телефон пожарной службы — 01.
  7. Вырабатывать структуру представлений о культуре быта человека; представить  важные правилами этикета, поведения, питания, общения за столом. Выполнять гигиенические процедуры, самостоятельно следить за чистотой тела. Контролировать аккуратность и опрятность одежды, уметь чистить ее. Быстро одеваться, раздеваться, соблюдать порядок. Осуществлять просьбы старших и работать по личному желанию: наводить порядок в квартире, убирать игрушки, проверять в каком состоянии находится одежда и обувь, садиться за стол опрятным, с вымытыми руками. Не играть с ровесниками за обеденным столом, приводить в порядок собственное место после окончания приема пищи.

Подготовительный возраст 6-7 лет:

  1. Устраивать положительную оценку собственному образу. Концентрировать внимание на своем внешнем облике. Отвечать на вопросы: тебе нравится собственное имя, возникало ли желание, чтобы тебя называли по-другому? Как именно? Какое у тебя полное имя, отчество, а мамы и папы? Опиши свою семью. Твои домашние обязанности).
  2. Раскрыть  приемы заботливого отношения человека к собственному телу, о негативных ситуациях, которые преследуют человека, не осуществляющего правила безопасности жизнедеятельности. Познакомить дошкольников с эмоциями человека. Продемонстрировать, как они выражаются на его лице (испуг, усталость, оскорбление, радость, волнение, изумление, жизнерадостность, юмор, раздражение, слезы, тоска, дружелюбие, восторг, уныние, интерес). Рассказать о здоровье человека, о сохранении полноценности органов.
  3. Обозначить типичные симптомы состояния здоровья и недуга, изобразить  ситуации, которые случились или могут случиться при отклонении от норм, из-за лени, несостоятельности.
  4. Побеседовать о целесообразном отдыхе, формировать, закаленную привычку к спорту, физкультуре, зарядке.
  5. Проинформировать, что такое здоровье, гармония, красота и безупречность, сила, грация; постигать особенности деятельности человеческого тела, структура человеческого организма; предприимчиво применять физические упражнения.
  6. Проинструктировать о главных правилах безопасности поведения на улице и в здании.
  7. Учить, как независимо, с опорой на картинку, схему повествовать об обстоятельствах безопасного поведения, как не причинить вред себе и окружающим людям, почему человек растет, почему нужно заботиться о своем теле, быть в ладу с самим собой.
  8. Побеседовать о человеческих качествах: опрятность, аккуратность, коммуникабельность, красота, любовь, драчливость, доброта, упорство, вежливость, воспитанность, образованность, талант, сила.
  9. По ходу бытовой, игровой занятию уточнить и классифицировать знания детей о правильной и нездоровой пище; постигать хранить вещи в порядке. Развивать представления об этикете, личной и общественной гигиены.
  10. Учить навыкам самообслуживания, контролировать  самочувствием после физической тренировки; независимо выполнять правила гигиены, проверять качество мытья рук, ног, шеи; уметь отдыхать, расслабляться; правильно и культурно употреблять пищу, следить за своей осанкой за столом, не опрокидываться на спинку стула, не раскидывать локти, использовать столовые приборы, при необходимости вести беседу.

Данное разграничение по возрастным категориям задач и содержания ручается за доступность для детей и создание, тем самым, подходящей атмосферы для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым дошкольником.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения является культура здоровья человека, привитая с детства.             Дошколь...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....

Картотека игр по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300406","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"350"}}]]...

Консультация для педагогов. " ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА."

Одним  из важнейших  условий  воспитания  здорового поколения является  культура  здоровья  человека,  привитая  с  раннего детства. В современных...

Презентация Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"

Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста мотивов, понятий в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому и безо...

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»

Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решения следующих задач:• сохранение и...