Педсовет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

Атливанова Оксана Михайловна

Цель - систематизировать знания педагогов по разделу программы "Воспитание и обучение в детском саду" под редакцией М.А. Васильевой "Формируем привычку к здоровому образу жизни", развитие навыков моделирования в работе со схемами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педсовет

«Формирование привычки к здоровому образу жизни

у детей дошкольного возраста»

Подготовила: зам.зав. по ВМР

МДОУ детский сад «Гнездышко»

О.М. Атливанова, 1 кв. категория

Нижняя Тура 2009


Цель: систематизация знаний педагогов по разделу программы М.А. Васильевой: «Формируем привычку к здоровому образу жизни», развитие навыков моделирования в работе со схемами.

План проведения педсовета:

Сообщение зам.зав. по ВМР о значении здорового образа жизни.

Защита модели «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (педагоги гр. №4, №5)

Деловая игра (зам. зав.  по ВМР, инструктор физкультуры)

Зачитывание аналитической справки о моторной плотности физкультурных занятий (ст. медсестра)

Подведение итогов анкетирования родителей «Какое место занимает физическая культура в семье» (инструктор физкультуры)

Выработка решения педсовета.

Ход педсовета:
I Сообщение зам. зав. по ВМР

                        «Поговорим о ценности здорового образа жизни»

 «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» (Толковый словарь русского языка).

        Здоровье – основа физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитой интеллект, понимание значимости здоровья – основа культурной личности. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его здоровью и духовному миру становится доминантой цивилизованного общества.

        Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность  этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой         во всем мире является формулировка «Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной         из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии заболеваний в данный момент. А вед критериями здоровья является предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое.

        В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. («Концепция дошкольного воспитания).

        У биологии жесткие законы: за нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство – здоровье нации. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7 – 8 % зависит от здравоохранения, в то же время более чем наполовину – от его образа жизни. Сегодня четко установлено, что 40%  заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, в первые 5 – 7 лет.

        По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания.

        В средне по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний. Заболеваемость детей в ДОУ тоже растет. Приблизительно 20  - 27% детей относится к категории часто болеющих.

        На первом месте во всех возрастных группах стоят органы дыхания (С.М. Мартынов, врач-педиатр «Здоровье ребенка в ваших руках»). У часто болеющих детей наблюдается поражение  носоглотки, функциональные нарушения нервной и сердечно-сосудистой систем, отклонения со стороны желудочно-кишечного тракта, а также различные проявления аллергии.

        Показатели здоровья младших школьников ухудшаются в первые годы обучения, медики считают, что это происходит из-за повышенной нагрузки. У 17,6% выпускников школ наблюдается ослабление зрения, у 14,7% зафиксированы сколиоз и нарушение осанки.

        Из-за такого состояния здоровья в последние годы сохранение и укрепление здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики.

        Разработка эффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека все более активно провоцирует гиподинамию, нарушение рационального питания, психологическое перенапряжение – все то, что способствует, увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей (В.Н. Артамонов, Р.Е. Матылянская и др.). Отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению.

        В нашей стране, к сожалению, долгое время не существовало приоритета здоровья, отсутствовала система обучения способам сохранения здоровья на разных этапах возрастного развития человека.

        На сегодняшний день наша задача – становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни. А для этого необходимо:

Развивать у детей навыки личной гигиены;

Формировать у дошкольников элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращают внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывают о ее влиянии на состояние кожи , зубов и пр.);

Поддерживать возникновение  у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости»;

Привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни (организация консультаций, бесед с родителями; обеспечение согласованности и преемственности в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ и пр.).

        Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребенка было и остается актуальной проблемой образования и медицины. Данную проблему мы решаем и в нашем ДОУ. Этому и посвящена тема нашего педсовета.

II Защита модели работы педагогов по формированию у воспитанников здорового образа жизни.

        Для защиты модели создаются команды по возрастному составу детей. Модели составляются  до проведения педсовета. Модель включает в себя:

- цель;

- задачи;

- пути реализации;
- форму реализации;

- результат работы педагогов по формированию здорового образа жизни.

III Деловая игра.

        За каждый правильный ответ начисляются баллы. Победит та команда, которая наберет большее количество баллов.

Проблемные вопросы:

Что может означать термин «эстетотерапия»?

    (Лечение красотой)

Как ее можно применять на занятиях физического воспитания?

(Воспитывать у детей стремление к формированию здорового и красивого тела)

Какая может быть связь между физическими упражнениями и настроением?

(Физические упражнения способствуют вырабатыванию в мозге особых веществ – нейропептидов, которые играют важную роль в проявлении психофизических функций, что улучшает настроение и повышает работоспособность организма. Происходит физическое и психическое оздоровление организма).

Какая связь существует между упражнениями для рук и речью ребенка?

(Прямая: чем больше упражняем руку – мелкую моторику, тем быстрее развивается речь ребенка. Философ Кант сказал: «Рука – это выдвинутый вперед мозг человека».)

Что вы можете сказать о работоспособности сутулого человека?

(Сутулый человек будет быстрее утомляться из-за плохого снабжения кровеносных сосудов).

Какая пища может укреплять организм человека?

(Растения, которые укрепляют иммунную систему человека – овес, рожь, шиповник, морковный сок, лимонник, золотой корень и т. д.)

Приведите пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и других известных людей.

Пословицы и поговорки

Будет здоровье – будет все.

Здоровье за деньги не купишь.

В здоровом теле – здоровый дух.

Здоровье дороже всего на свете.

Здоровье дороже всего на свете.

Здоровье – это движение.

Двигаюсь, значит, живу.

Береги природу для красоты и здоровья.

Береги платье с нову, а здоровье смолоду.

Болен – лечись, а здоров, так берегись.

Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень съест.

Здоровому и врач не надобен.

Здоровому и горе не горе, а беда не зарок.

Здоровью цены нет.

Самое большое открытие современного человека – это умение омолодить себя физически и духовно.

                                                                                П. Брэгг

Берегите здоровье друг друга,

Мы – природы малая часть,

Вы кому-то ответили грубо –

Чью-то жизнь сократили на час.

                                        А. Дементьев.

Счастливец тот, кто добротой  богат,

Кто сам цветет, чужому счастью рад,

Чужое счастье для людей хороших

Порой дороже собственных наград.

А тем, кто зол, всегда живется плоше,

Своим же злом они себя казнят.

Злость человека – тягостная ноша,

И наказание его и ад.

                                        Мирза Шафи Вазех

Продолжи фразу:

- Процесс изменения форм и функций организма человека - ….(физическое развитие)

- Специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнования - …(спорт).

- Основное специфическое средство физического воспитания - …(физические упражнения).

 - Детский туризм – это…(прогулки и экскурсии).

- Ходьба, бег, прыжки, лазание и метание – это…(основные виды движения).

4. в чем заключается проявление детского творчества на занятии физическим воспитанием?

(во включении элементов двигательной активности в сюжетно-ролевую игру;

в создании игровых образов на занятии;
в выделении личного времени ребенку для физической активности).

5. «Волшебное превращение»

        Перед вами стоит предмет – стул. Как его превратить в средство физического воспитания?
(Использовать как предмет при выполнении физических упражнений: составить комплекс упражнений со стулом или станцевать танец с использованием этого предмета).

Проблемная ситуация

        Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития?

( организовать подвижную игру: «Убежим от дождика»; летом в экологически-чистом районе использовать как фактор закаливания.)

Конкурс рекламы

        Каждой команде сделать рекламу оздоровительного напитка.

VI Зачитывание аналитической справки о моторной плотности физкультурных занятий (ст. медсестра)

V Подведение итогов анкетирования родителей «Какое место занимает физическая культура в семье» (инструктор физкультуры)

VI Выработка решения педсовета.

Решение педагогического совета:

Через родительские собрания и информационные стенды продолжать рекламировать здоровый образ жизни среди родителей.

Провести совместно с родителями физкультурные развлечения для детей старших и подготовительных групп.

Пополнять физкультурный зал и физкультурные уголки в группах современным спортивным оборудованием

Литература

Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва, 2005г

Методические рекомендации к программе воспитания и обучения под. Редакцией Васильевой М.А, Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Москва, 2005г

Дошкольное воспитание. 1997. №3; 1996 № 10, № 11.

Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений// Сборник нормативно-правовых документов/ под ред. Р.Б. Стеркина. Изд.2-е. – Москва, 1997г


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. В.А. Сухомлинский

Слайд 2

Педсовет №3 «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

Слайд 3

Цель: Систематизация знаний педагогов по разделу программы М.А. Васильевой: «Физическое воспитание», развитие навыков моделирования в работе со схемами.

Слайд 4

План проведения педсовета Сообщение зам.зав. по ВМР о значении здорового образа жизни. Защита модели «Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» (педагоги гр. №4, №5) Деловая игра (зам. зав. по ВМР, инструктор физкультуры) Зачитывание аналитической справки о моторной плотности физкультурных занятий (ст. медсестра) Подведение итогов анкетирования родителей «Какое место занимает физическая культура в семье» (инструктор физкультуры) Выработка решения педсовета.

Слайд 5

Сообщение «Поговорим о ценности здорового образа жизни» «Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие» (Толковый словарь русского языка).

Слайд 6

Задача педагогов– становление у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни. Развивать у детей навыки личной гигиены; Формировать у дошкольников элементарные представления о полезности, целесообразности физической активности и личной гигиены (при проведении занятий обращают внимание детей на значение конкретного упражнения для развития определенной группы мышц; при выполнении гигиенической процедуры рассказывают о ее влиянии на состояние кожи , зубов и пр.); Поддерживать возникновение у детей в процессе физической активности положительных эмоций, чувства «мышечной радости»; Привлекать родителей к формированию у ребенка ценностей здорового образа жизни (организация консультаций, бесед с родителями; обеспечение согласованности и преемственности в оздоровлении и физическом развитии детей в семье и ДОУ и пр.).

Слайд 7

Защита модели работы педагогов по формированию у воспитанников здорового образа жизни. - цель; - задачи; - пути реализации; - форму реализации; - результат работы педагогов по формированию здорового образа жизни.

Слайд 8

Деловая игра Проблемные вопросы: Что может означать термин «эстетотерапия»?

Слайд 9

Как ее можно применять на занятиях физического воспитания?

Слайд 10

Какая может быть связь между физическими упражнениями и настроением?

Слайд 11

Какая связь существует между упражнениями для рук и речью ребенка?

Слайд 12

Что вы можете сказать о работоспособности сутулого человека?

Слайд 13

Какая пища может укреплять организм человека?

Слайд 14

Приведите пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье, высказывания философов, поэтов и других известных людей.

Слайд 15

Продолжи фразу: - Процесс изменения форм и функций организма человека - …. - Специальная деятельность, направленная на достижение в каком-либо виде физических упражнений наивысших результатов, выявляемых в процессе соревнования - … - Основное специфическое средство физического воспитания - … - Детский туризм – это… - Ходьба, бег, прыжки, лазание и метание – это…

Слайд 16

«Волшебное превращение» Перед вами стоит предмет – стул. Как его превратить в средство физического воспитания?

Слайд 17

Проблемная ситуация Вы на прогулке с детьми, пошел дождь. Как это погодное явление превратить в фактор детского развития?

Слайд 18

Конкурс рекламы « Оздоровительные напитки»

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста» из опыта работы

Описание  опыта работы по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...

Консультация для воспитателей "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста"

Консультация с комплексами гимнастики после сна с детьми дошкольного возраста...

Выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»

Выступление на педсовете «Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста»...

Консультация "Создание предметно развивающей среды для формирования привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста".

Материал для воспитателей по организации  предметно - развивающей среды  для формирования у детей  привычки к ЗОЖ....

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста...

Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста

Пед совет "Формирование привычки к здоровому образу жизни у детей дошокльного возраста"...