«Песочные фантазии как средство развития мелкой моторики у детей с ФФН».
статья (старшая группа) на тему

Саяпина Светлана Александровна

«Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря. Идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли и фантазии. » В.А Сухомлинский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayapina_opyt.docx206.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение

«Комитет по образованию и делам молодежи»

администрации города Белогорска

муниципальное дошкольное образовательное

автономное учреждение

детский сад № 12 комбинированного вида

 

ВОСПИТАТЕЛЬ

        Саяпина Светлана Александровна

г. Белогорск

2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

       I.     РАЗДЕЛ

  1. Резюме.
  2. Обоснование ведущих идей педагогической деятельности.
  3. Грамоты.
  4. Документы, подтверждающие специальность и квалификацию.

  1. РАЗДЕЛ      (Теоретический аспект)
  1. «Песочные фантазии как средство развития мелкой моторики у детей с ФФН».

  1. РАЗДЕЛ        (Практический аспект)
  1. Диагностики познавательного развития детей.
  2. Сводная диаграмма уровней познавательного развития детей.
  3. Предметно развивающая среда.
  4. Общий мониторинг развития детей.
  5. Перечень проведенных мероприятий.

IV. РАЗДЕЛ

4.1  Библиография.

.

I. Раздел

1.1 Резюме.

1. Саяпина Светлана Александровна 10 июля 1973 года рождения.

2. В  1992 году окончила Благовещенское педагогическое училище № 3.         Дошкольное воспитание.

3. В 2005 году окончила Благовещенский государственный педагогический университет

им. М.И. Калинина по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии.

4. 29 октября 2005 года прошла курсы переподготовки при Амурском областном ИППК   по специальности педагог – дефектолог.

5. Общий трудовой стаж  21 год

6. Стаж педагогической работы  17 лет.

7. В данном учреждении 14 лет

8. В логопедической группе 9 лет

9. Курсы повышения квалификации г.Белогорск 17 декабря 2013 г. ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования. 48 часов.

10. 17 февраля 2012 года присвоена первая квалификационная категория сроком на 5 лет.

11. телефон рабочий  2-37-59.  сотовый  89246814279.

1.2 Обоснование ведущих идей педагогической деятельности

«Источники способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря. Идут тончайшие нити- ручейки, которые питают источник творческой мысли и фантазии. » В.А Сухомлинский.

Песок – не просто забава

        Возня в песочнице – это всего лишь забава для малыша, не более того. Казалось бы, сидит карапуз в песочнице, лепит куличи, перебирает пальчиками золотистый песок. Просто играет. Просто, да не просто. Да, куличики, песчаные замки – это и забава, и игра. Но, кроме того, это еще и очень полезное занятие, развивающее ребенка во многих направлениях. Судите сами.

          Пересыпая сухой песок или разминая пальчиками мокрый, ощущая его тепло или прохладу, малыш обогащает свой тактильный опыт, развивает одно из важных органов чувств – осязание. Как и любые пальчиковые манипуляции, возня с песком влияет на интеллектуальное развитие крохи. Просто удивительно: лепим песочные пирожки, копаем канавки и вместе с тем умнеем, развиваем свой мозг. Насыпая в формочки и ведерки песок и выкладывая песочные фигурки, ребенок тренирует координацию движений, точность и аккуратность. Но и это не все.

          Любые постройки из песка – это творческий процесс. И чем больше всевозможных песчаных миров будет создавать малыш, тем лучше будет развиваться его фантазия и воображение. Прямо в песочнице можно изучать географию и математику, учиться считать, читать и писать, знакомиться с основами физики. И наконец песочница – это то место, где кроха проходит первую школу социализации. Иными словами, осваивает азы взаимоотношений с себе подобными.

II. Раздел (теоретический аспект)

2.1  «Песочные фантазии как средство развития мелкой моторики у детей с ФФН»

         Я работаю в логопедической группе уже 9 лет. Проблема развитие мелкой моторики  очень серьезна. Подходы в ее решении должны быть разнообразными, интересными, тонкими. Мы, педагоги, начиная работать с детьми, в первую очередь, должны учитывать возрастные особенности детей на данном этапе, ориентироваться на индивидуальные особенности детей. Активно использовать пед. технологии, которые позволяют эффективно развивать личностные качества детей.

Своеобразие детского творчества  и фантазии заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников. Как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Именно в игре раньше всего проявляется творчество дошкольников. Для игр, возникающий по инициативе детей, характерно наличие замысла. Сначала он еще неустойчив, один сюжет сменяется другим; чем старше дети, тем замысел становится полнее и целенаправленнее.

Для сюжетно –ролевой игры характерно не только наличие замысла в выборе и определении темы, сюжета, он и творческого воображения в их осуществлении. «пусть поезд, -писал Н.К Крупская, - на котором они едут, построен из стульев, пусть дом построен из щепок. В процессе игры ребенок научается преодолевать трудности, познает окружающее, ищет выхода из положения».

Творческое воображение фантазия детей проявляется и в том, что они для своих игр нередко сознательно объединяют разные сюжеты: берут материал из сказок, рассказов, из жизни, из телевизионных и театральных постановок. Другими словами, они комбинируют свои знания, впечатления от увиденного и услышанного, объединяя их в одно целое. Нередко дошкольники изображают в игре то, что нет в действительности. Например, играя в одну из любимых игр – в космонавтов, они отправляются на Венеру, Марс и другие планеты. Искренность детей в игре находит самое яркое выражение. Недаром великий  русский режиссер К.С. Станиславский говорил актерам, что они должны учиться искренности, правдивости в искусстве у играющих детей.

Таким образом, в дошкольном возрасте наблюдаются ростки творчества и фантазии , которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств. Переживаний. Однако для развития  фантазии  у детей необходимо их соответствующее обучение. В процессе его они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов в слове, песне, рисунке, танце, игре.

Воспитывая у детей основы фантазийного выражения, мы учим их мыслить придумывать ,изобретать что то свое. Так, в процессе воспитания и обучения  осуществляются и задачи развития мелкой моторики у детей.

Хлоп и шлеп 

Своеобразие детского творчества  и фантазии заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников. Как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

           Для того чтобы развивать тактильную чувствительность детей, не нужно придумывать никаких сложных игр. Просто присядьте рядом с ребенком в песочнице и предложите ему запустить обе руки в теплый сухой песок. Спросите его, что он чувствует, и поделитесь с ним своими ощущениями: «Песок теплый и сухой, он рассыпается в руках, «течет» сквозь пальцы, песчинки приятно щекочут ладошки…» А потом полейте часть песка водой и сравните ощущения от сжимания в руках сухого и влажного песка. Одинаковые ли ощущения, если положить на песок ладошки и прикоснуться к нему тыльной стороной ладони, если держать руки неподвижно и «повозить» ими по песку? А если встать сначала на сухой, а потом на влажный песок босыми ножками? Предложите детям похлопать ладошками по песку, подвигать тыльной стороной ладони, «потопать» и «побегать» по нему пальчиками, захватить и зажать песок в кулачках. Попробуйте оставлять на сухом и влажном песке отпечатки ладошек, кулачков, пальчиков. На каком из них отпечаток получается четче? Пусть ладошки и кулачки «походят» по песку, как медвежата, «попрыгают», как зайки, «поползают», как змейки. Покажите , как закопать в песок кисти рук, а затем постараться освободиться, двигая только лишь пальчиками и сбрасывая с них песок. Или поиграйте в такую игру. Закопайте в песок свою кисть. Задача ребенка выкопать вашу руку, но при этом до нее не дотрагиваться. Подскажите, что удобно сначала аккуратно обкопать руку вокруг, затем воспользоваться тоненькими палочками в качестве вспомогательных инструментов. Можно даже сдувать песчинки. Подобным образом в песок можно закапывать игрушки, а ребенок пусть их выкапывает, тренируя точность и координацию движений. Предложите закрыть глаза и попытаться на ощупь найти в песке ваши руки и откопать их. Это обогатит его тактильный опыт новыми ощущениями. Для этого надо собрать много мелких игрушек всевозможных формочек для песка, поиграйте так. Разложите все формочки и попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза. Тем временем вы оставляете на ровной песчаной поверхности отпечаток какой-нибудь формочки. Открыть глаза и попытаться определить, кто здесь только что побывал, т.е. ищет ту форму, с помощью которой был сделан отпечаток. Можно добавить к пластмассовым формочкам и другие предметы: шишки, камешки, пластиковые стаканчики. Они тоже оставляют интересные отпечатки. А если вы оставите след от своей ладони, пусть ребенок определит, это была правая рука или левая? Вовлеките в игру и других детей. Так сразу играть будет веселее. А вот увлекательная игра, которая научит детей классифицировать предметы по заданному признаку. Нарисуйте на песке несколько «домиков» – кругов, квадратов, треугольников. Расскажите , что рыбки (если они есть в вашем песочном наборе) любят жить в круглых домиках, а, например, краб хочет непременно занять домик квадратный. Задания давайте исходя из наличия у вас игрушечной «живности». Пусть теперь ребенок возьмет формочки и сделает в нужных «домиках» соответствующие песчаные фигурки или просто отпечатки формочек. Задание можно и усложнить: «Посели бегемотика не в круглый, и не в квадратный домик». Или: «Морская звезда хочет жить в домике без углов». Или, может, так: «Верблюду нравится домик, у которого четыре угла». А не познакомиться ли нам с последовательностями?  Выложить из песка цветочек, затем слоника и снова цветочек. Какая фигурка будет следующей? Если это легко – усложняем. Два цветочка, один слоник и вновь два цветочка. Что следом?

Мы строили, строили...

           Песок – тот удивительный материал, из которого можно сотворить все, что угодно. И не только привычные песчаные замки. Вернее, как раз замки, только не совсем привычные. Обычно дети строят свои архитектурные шедевры руками, насыпая и утрамбовывая песок, выкладывая заборчики и выкапывая рвы. Чтобы разнообразить это занятие и придать постройкам более утонченный вид, предложите им использовать для строительства всевозможные формы. А еще лучше, займитесь строительством вместе . Допустим, вы задумали построить средневековый замок. Начать строительство можно с симпатичных башенок, которые мы сделаем при помощи высоких пластиковых или жестяных баночек, обрезанных пластиковых бутылок и т.п. Начертим на песке периметр нашей будущей постройки и в углах расположим цилиндры-башенки. Такими же башенками можно будет украсить потом и сам замок. Стены, соединяющие башни, вылепим при помощи коробки от сока, в которой предварительно вырезана боковая сторона. Насыпаем в коробку влажный песок и делаем ровненькие стены. При помощи пластиковых ложек, палочек от леденцов и другого полезного «мусора» можно отделывать наш замок, вырезая окна, двери, бойницы. Вокруг замка можно выкопать ров и заполнить его водой. А из палочек (например, от мороженого) получится замечательный мост. Подобные игры как нельзя лучше будят детскую фантазию и творческое воображение. А потом с построенным замком можно играть. Нужно лишь добавить немного игрушечных фигурок. Для мальчишек это могут быть рыцари, солдатики, лошади. А девочкам предложите сюжет о заточенной в башне прекрасной принцессе, злом драконе и отважном принце, который приехал ее спасать. Кстати, такой сюжет игры понравится и мальчикам. Часто бывает так, что дети не знают, что им построить. И достаточно лишь «подкинуть» идею, как песочная игра захватит их с головой. И в прямом и в переносном смысле.   Предложите ему выложить песчаные горы и построить на них горную дорогу-серпантин с мостами над пропастью, бурными горными реками, тоннелями и прочими дорожными радостями. Можно даже дорожные знаки расставить. Достаточно лишь захватить на прогулку нарезанную квадратами и кружочками бумагу, зубочистки и маркеры. А потом покатать по дорогам маленькие машинки (например, из киндер-сюрпризов). Если вы захватите в песочницу набор домашних животных и маленьких человечков, девочкам понравится идея построить домик, двор, сделать загоны для животных и будку для собачки. Человечки могут ходить друг к другу в гости, пить чай за вылепленным столом, а если им что-то понадобится, то любую постройку можно соорудить по ходу игры. В песочнице можно разыграть любую сказку. Например, теремок. Сначала все участники игры его строят, потом распределяют роли: кто будет мышкой, а кто лисичкой. Для этого замечательно подойдут все те же игрушки из киндеров-сюрпризов. И даже если у вас нет нужных фигурок животных, не беда. Ведь в теремок можно поселить кого угодно: и капитана Врунгеля, и Алису Селезневу, и волка из «Ну, погоди». А потом придет мишка (слоненок, большая кукла) и развалит хрупкий теремок. Но это вовсе не повод для огорчений. Ведь его можно вновь построить. Всем вместе. И еще лучше, чем прежде.

Веселые науки

         А не рассмотреть ли вам песок в лупу? Возможно, дети всегда воспринимали песок, как нечто неделимое, как единое целое. А вот в лупу отчетливо можно разглядеть отдельные песчинки, они бывают разного цвета, формы и размера. Если будет такая возможность, сравните песчинки речного и морского песка, а также того, что насыпан в песочницу во дворе. Если посмотреть в лупу на мокрый песок, легко дети смогут ответить на вопрос, почему сухой песок сыпется, а мокрый – нет. Намокшие песчинки липнут друг к другу, вот песок и теряет свою сыпучесть. А что с ним произойдет, когда он вновь высохнет? Юным любителям экспериментов предложите такой опыт. Пусть каждый возьмет пластиковый стаканчик или небольшое ведерко, наполнит его сухим песком и медленной струйкой высыпет на землю. Интересно, что сколько бы раз он ни проделывал это, горка песка всякий раз будет одинаковой (старую кучку каждый раз нужно убирать и сыпать песок на ровное место). Пусть дети поэкспериментирует: может быть, если сыпать песок медленнее и аккуратнее, то горка получится выше? Нет, ничего не поможет. Это связано с особым физическим явлением, называемым «угол покоя». Когда ваш песчаный конус достигает этого значения, все последующие песчинки уже не задерживаются на нем, а скатываются вниз. Для каждой сыпучей породы «угол покоя» свой, а значит, и высота конуса будет своя. В песочнице можно учить буквы, цифры, геометрические фигуры – все, что захочется.

          Причем буковки можно не только писать палочкой на влажном песке. Их можно лепить из песка (точно так же, как мы лепим песчаные заборчики) и даже выкапывать в песке в виде канавок. А что это за букву я выкопала в песке? Правильно, «М». А теперь давай слепим из песка твое имя!» Так одновременно и буквы учим (считается, что через ощущения любая информация лучше запоминается), и моторику с тактильной чувствительностью развиваем, да еще и играем на свежем воздухе. На песке можно писать, а затем читать разные слова. Да, мы уже говорили об этом. Но вот вам простая, забавная и очень полезная игра для умеющих читать ребятишек, в которую можно, конечно, играть и дома на бумаге, но куда интереснее на песке. Она покажет детям, как изменение всего одной буквы полностью меняет смысл слова. Итак, напишем палочкой слово «кот», а рядом на песке нарисуем смешную кошачью мордочку. Теперь сотрем букву «о» и поменяем ее на «и». Что получилось? Все, нет больше кота, стираем его. Вместо него на нашем рисунке плавает кит. Таких пар слов можно придумать очень много: коза-коса, майка-зайка, лук-жук, сом-дом и др.

Забавные отпечатки

            Можно сделать слепок собственной ладошки или ступни, кошачьей лапы, любимой игрушки, формочек для песка и даже ракушек и листьев деревьев. Для этого нужно лишь прихватить с собой пакетик сухого гипса. Сначала нам нужно оставить след на мокром песке. Удобно насыпать влажный песок в картонный или фанерный ящик или пластиковую коробку. Теперь делаем четкий аккуратный отпечаток (например, ладошки), разводим гипс и заливаем в след. Оставляем его до полного высыхания, затем аккуратно вынимаем, стряхиваем песок – и гипсовая ладошка готова. Подобным образом можно сделать, а затем раскрасить барельефы пластмассовых или резиновых зверушек. А слепки с ракушек пригодятся для бус и других самодельных украшений. Правда, не совсем из песка, а из глинистой почвы можно делать «окаменелости». Дети не только весело и с пользой проведет время, но и сможет представить себя великим археологом, охотником за древностями. Итак, понадобится обычная почва , куда следует добавить 1 часть крахмала и достаточное количество воды, чтобы получилась масса, по консистенции напоминающая тесто. Дайте возможность вымесить «тесто» ребенку. Он получит массу незабываемых ощущений. Теперь разровняем полученную массу на гладкой поверхности (на противне или подносе). Готово, можно делать отпечатки. В роли «окаменелостей» могут выступать резиновые динозаврики и насекомые, листья, цветы, травинки, ракушки, камни и любые другие природные материалы. Вырежьте куски земли с «окаменелостями», придав им неправильную форму, и высушите на солнце. Подобные экспонаты станут украшением детской коллекции всякой всячины.

  1. Раздел (Практический аспект)

3.1. Исследовательская работа по теме: «Песочные фантазии как средство развития мелкой моторики у детей с ФФН».

         Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у детей с нарушением ФФН наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, в этих видах развивается и фантазия ребенка.

Актуальность данной проблемы определили тему нашего исследования: «Песочные фантазии как средство развития мелкой моторики у детей с ФФН».

Проблема исследования: Развитие мелкой моторики дошкольников с речевыми нарушениями.

Объект исследования: Особенности развития мелкой моторики у детей с ФФН

Предмет исследования: Песочные фантазии как средство развития мелкой моторики у детей с ФФН

Цель исследования: 

         Выявить влияние песочной фантазии на развитие мелкой моторики у детей с ФФН.

В соответствии с целью были определены основные задачи нашего исследования.

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов.

2. Выявить особенности развития мелкой моторики у детей с ФФН

3. Изучить влияние игр с песком и на развитие мелкой моторики детей с ФФН.

4. Разработать рекомендации для педагогов, по коррекции мелкой моторики у детей с ФФН.

Работу начала проводить с 1 сентября 2013 года с детьми 5 летнего возраста логопедической группы. Это дети с диагнозом фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФН). В своей работе использовала программу Вераксы «От рождения до школы». Здоровьесберегающую технологию автора И.Н Коваленко. И игровую технологию автора В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что при специальной организации обучения игр с песком, построенной с учетом особенностей развития детей с ФФН  будет быстрее развиваться мелкая моторика.

При организации НОД  определенными условиями являются:

1. Создание развивающей среды.

2. Подбор специальных методов.

3. Отбор наиболее эффективных приемов.

Цель : Развитие у детей фантазии при работе с песком.

Задачи :

  • Обучающие
  1.  Учить детей находить решение в проблемных ситуациях.
  2.  Развивать умения детей работать с песком.
  • Развивающие

                1.  Развивать мелкую моторику

                2.  Развивать речевую активность.

  • Воспитательные
  1.  Воспитывать умение аккуратно работать с песком.
  2.  Воспитывать умение контактировать с товарищами.

Практическая значимость заключается в изучении особенностей развития мелкой моторики и разработке рекомендаций по развитию фантазии у детей  с ФФН при работе с песком.

Для решения поставленных цели и задач исследования, проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседы, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.

работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Работа над развитием мелкой моторики тесно связана  со всеми сторонами воспитательного процесса, формы организации ее очень разнообразны и результаты проявляются в различных видах деятельности. Работа эта предусматривает:

  • Развитие речевой активности детей.
  • Развитие мелкой моторики по средствам  работы с песком в разных формах: на прогулке , в процессе НОД, в свободной деятельности.

Для того чтобы правильно организовать работу по развитию фантазии у детей, целесообразно наметить  примерное содержание, определить конкретные требования, соответствующие задачам воспитания, для детей каждого возраста. Это позволит избежать случайностей, стихийности, односторонности. В отборе средств и методов по развитию мелкой моторики, поможет педагогам –практикам планировать работу, располагать материал в определенной последовательности, видеть ее конечные цели.

Особенности развития детской фантазии.

Для того чтобы фантазия ребенка постоянно развивалась необходимо

  1. Сформировать мотивацию к фантазированию.
  2. Убедить, что фантазировать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна. 
  3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям. 
  4. Действовать собственным примером. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике: сказки, фантастические рассказы; 
  5. Поощрять в ребенке стремление задавать вопросы.
  6. Поощрять любопытство и воображение ребенка.
  7. Оставлять ребенка одного и позволять ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. При этом необходим установить четкие и жесткие требования к ребенку. Ребенок должен знать "перечень" ограничений своего поведения.
  8. Помогать ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим).
  9. Заботиться о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
  10.  Находить слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относиться к ним с симпатией и теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит
  11.  Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?" 
  12.  Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход.

Фантазия играет важную роль в становлении личности человека, т.к. именно фантазия дает человеку свободу мышления, именно в воображении появляется новое, так необходимое для движения вперед. 
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для развития воображения, т.к. развивается речь, способность к замещению, к символическим действиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, память. Все эти психические процессы создают предпосылки для развития фантазии, а так как воображение базируется на опыте, а опыт у ребенка формируется посредством игры, то и развитие фантазии дошкольника проходит в условиях сюжетно – ролевой игры. Кроме того, фантазию дошкольника необходимо постоянно развивать, а чтобы это делать требуется проводить диагностирующую работу для выявления уровня воображения.


3.2.  Диагностика познавательного развития детей (подготовительная группа)  МДОАУ № 12

 Воспитатель: Саяпина С.А

Дата проведения диагностики: сентябрь 2012 года дети старшей группы.

                                                     май 2013 года дети подготовительной группы.

                                                    сентябрь 2013 года дети старшей группы.

Диагностическая работа проходила в несколько этапов. На первом начальном этапе происходило знакомство педагога с ребенком, первичная оценка его уровня развития. Для этого с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа в форме игры: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе прочитаю стихотворение и покажу, как умеют играть пальчики. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной». Далее организация выполнения ребенком задания предусматривала следующую последовательность: мы, читая потешку, выполняли упражнение, ребенок смотрел и пытался подражать (пробная ориентировка в движениях, которая не оценивается). Затем мы вновь показывали упражнение, и ребенок вместе с нами его повторял. Если ребенок не справлялся с тем или иным заданием, мы сначала показывали еще раз, ребенок пытался повторить. Если и это не помогало, использовался метод пассивных движений: мы придавали руке, пальцам ребенка нужное положение, затем движение снова повторялось по подражанию педагога.

На втором этапе нами производилась диагностика уровня переключаемости ребенка. Для этого дети выполняли следующие упражнения:

1.  Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

2.  «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)

3.  «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).

4.  «Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).

5.  Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.

6.  «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца)

7.  Нанизывание пирамидки: ребенку дается готовая пирамидка, которую потом разбирают и дают ребенку задание, собрать снова, как и было в образце. Если с этим возникали трудности, то на помощь приходил педагог.

8.  Собирание матрешки: ребенку показывают матрешку из 3-4-х элементов, разбирают ее и просят собрать обратно.

Кроме пальчиковых упражнений нами были использованы также различные графические упражнения. На третьем этапе исследования нами применены следующие методики:

1.  Ребенку предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

2.  Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.

3.  Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.

Все результаты, полученные нами, были зафиксированы.

Результаты диагностики 

На каждом этапе нами были выявлены различные ошибки при выполнении заданий.

Анализ нарушений.

Этап пальчиковых упражнений:

1.  При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы. Данная проблема просматривалась у 3-х детей их 10-ти.

2.  При выполнении 2-го задания неточность отмечалась нами в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданны в образце. Некоторые дети при повторном показе этого движения шагают безымянными и средними пальцами или средним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.

3. В ходе выполнения 3-го задания выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но в некоторых случаях дети самостоятельно вообще не смогли выполнить движение.

4. В ходе выполнения 4-го задания, затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть.

5. Аналогичные затруднения возникали и при выполнении движения кулак-ладонь-ребро.

6. Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно.

7. Нанизывание пирамидки оказалось достаточно сложным для 3-х детей, с первого раза не смогли выполнить . Детям понадобился образец, а также помощь педагога.

8. Собирание матрешки прошло успешнее.

Этап графических упражнений:

1.  С рисованием домика удовлетворительно справились 5 детей из 10, двум понадобилась незначительная помощь педагога, у троих детей задание вызвало очень большие трудности: не могли правильно держать карандаш, совсем не соотносили образец и то, что у них получалось. Ошибками являлись: замена одного элемента другим; отсутствие элемента; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; сильный перекос рисунка

2.  При рисовании по точкам дети часто отрывали карандаш, не понимали, в какой последовательности соединять точки, не могли правильно провести линию. Но, тем не менее, успешно с заданием справилось 5 детей, остальные сделали это с помощью педагога, 3 детям понадобилось, чтобы их водили рукой по бумаге, так как самостоятельно они не могли этого сделать.

3.  Штриховка также вызвала у детей большие трудности: они не понимали, в какой последовательности располагать линии, пытались просто «малевать». Кроме того, очень часто вылезали за контур рисунка.

Результаты диагностики мы зафиксировали в таблице.

№ п/п

описание задания

сколько детей справилось

какие трудности возникли

«пальчиковый» блок упражнений

1

Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно)

7 человек справилось самостоятельно, 3 после нескольких повторений и с помощью педагога

При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы.

2

«Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)

5 человек справились самостоятельно, 4 – с помощью педагога, 1 ребенок – с большим трудом

Неточность отмечалась нами в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданны в образце. Некоторые дети при повторном показе этого движения шагают безымянными и средними пальцами или средним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев.

3

«Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).на двух руках

7 детей справились самостоятельно, 4 – помощью педагога, 3 – после многократного повторения с помощью педагога

Детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В отдельных случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения.

4

«Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).

7 человек справились, 3 ребенка не справились самостоятельно, только с помощью педагога

Затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть.

5

Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.

7 человек справились, 3 ребенка не справились самостоятельно, только с помощью педагога

Затруднения возникали в смене фаз движений

6

«Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца)

справились 7 человек, 3 не смогли выполнит

Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении.

7

Нанизывание пирамидки: ребенку дается готовая пирамидка

7 человека справились самостоятельно, 3 человека – после повторного показа.

Нанизывание пирамидки оказалось достаточно сложным для большинства детей, с первого раза его не смог выполнить никто.

8

Собирание матрешки: ребенку показывают матрешку из 3-4-х элементов, разбирают ее и просят собрать обратно.

6 человек справились самостоятельно, 2 с незначительной помощью педагога, 2 - после многократного повторения.

Таким образом, нами были выделены следующие нарушения мелкой

моторики у данной группы старших дошкольников.

1. С трудом переключаются с одного движения на другое: повторяют прежние движения

2. Неправильно воспроизводят пространственное направление движения:

3. Не могут одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы:

5. Отстает одна рука

6. Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую.

7.Трудности с чередованием фаз и переносом с одной руки на другую; дифференцировка поочередно пальцев.

 Выводы:

 В данной работе нами была предпринята попытка продиагностировать развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста на материале различных упражнений.

На основании результатов мы смогли сделать выводы о коррекционных мерах, необходимых для повышения уровня развития мелкой моторики у детей с ФФН .

1.  Упражнения по развитию пальцев рук должны включаться в коррекционно-педагогический процесс параллельно с развитием артикуляционной моторики, постановки и автоматизации звуков, поскольку мы выяснили, что мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны.

2.  Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут по несколько раз в день. Оптимальным по нашему мнению будет использование в этих целях физкультминуток,  набор пальчиковых игр может быть разнообразным.

Вывод.

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

  3.3 Предметно развивающая среда.

В нашей группе для развития мелкой моторики собрана и оформлена предметно развивающая среда.

Набор пальчиковых игр в нашей группе разнообразный:

·  Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

·  Пальчиковые игры со скороговорками.

·  Пальчиковые игры со стихами.

·  Пальчиковый алфавит.

1.  Во время игровой деятельности мы развиваем мелкую моторику. Детям предлагается запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того они способствуют творческому воображению, ориентировке в пространстве.

2.  Для развития графической моторики в группе имеются:

·  Трафареты для рисования

·  фигурные линейки.

·   раскраски для обучения детей штриховке.

·  тетради для, выполнение графических упражнений.

·   занимательные прописи для дошкольников.

3.  Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности- лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета. В  группе имеется уголок с необходимым материалом.

4.  Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики отводится упражнениям с малыми мячами. Для этого в группе есть несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению.

5.  Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используем различные виды инсценирования. Это прежде всего пальчиковый театр. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Также хорошо зарекомендовал себя театр теней.

6. Уголок мини песочница с набором мелких игрушек.                                                                                                                                             

3.4      Общий мониторинг развития детей на 2013-20014 год.

низкий

низкий

средний

средний

высокий

высокий

2012

2013

2012

2013

2012

2013

Коммуникация

9%

7%

30%

32%

61%

61%

Хйдожественное творчество

13%

10%

47%

50%

40%  

40%

Конструирование

18%

11%

30%

32%

52%

57%

Игра

---

---

40%

20%

60%

80%

Физическое развитие

10%

8%

20%

22%

70%

70%

ФМЭП

10%

7%

20%

18%

70%

75%

Познавательное развитие

9%

6%

30%

32%

61%

62%

Музыка

10%

7%

35%

32%

55%

61%

ИТОГ

10%

7%

31%

30%

59%

63%

Анализ: на протяжении 2-х лет обучения у всех детей прослеживается

положительная динамика. Высокий уровень вырос на 4%, средний понизился

на 1%, низкий –на 3% (средний и низкий перешел в высокий уровень).

  1. Раздел.   Библиография

1 Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и

адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.

2. Довгаль Н. В. Логопедические игры в песочной стране. Журнал "Логопед" № 3, 2004.

3. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных

учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

4. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество: (Конспекты занятий

рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей дет. сада. – М.:

Просвещение, 1985.

5. Кузуб Н. В., Осипук (Бенц) Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация песочницы

и игр с песком для детей. ООО "Издательство "Речь", 2000-2011.

6. Рыжова Н. А. Программа «Наш дом - природа»/ - М. : Карапуз - дидактика, 2005

7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб. : Речь, 2008.

8. Сайт "Сделай сам! " «Песочная фантазия. Аппликация. Мозаика»

Опубликовал: bukva 18.05.2009

9. Федотов Г. Энциклопедия ремесел. ЭКСМО: 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей.

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей....

«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.»«Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»К.Д. Ушински...

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей

Какой ребёнок не любит возиться в песке? Структура песка состоит из мельчайших крупинок - символически отражает автономность человека, воплощает Жизнь во Вселенной. Песок пропускает воду, а также погл...

«Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей»

Сегодня это одно из наиболее популярных направлений в так называемой арт-терапии: методе, в рамках которого позитивное воздействие на психику ребенка достигается через творчество. Одна из причин такой...

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей

Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно о...

План по самообразованию Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»

План по самообразованиюТема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»...

План по самообразованию Тема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ» на 2022-2023 учебный год

План по самообразованиюТема: «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ»на 2022-2023 учебный год...