Игры и упражнения для работы над ударением
учебно-методический материал по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

В данном материале представлены стихи, игры и упражнения для знакомства детей дошкольного возпаста с ударением

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_uprazhneniya_dlya_raboty_nad_udareniem.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Игры и упражнения для работы над ударением.

            Сказка,, Как дождик стал ударением”

Собрались как-то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развёрнутом виде.

  Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова- близнецы: пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди,  разберись!

  Например, лук, ключ, ирис, плитка и т.д.

 Вдруг в небе появилась тёмная туча, и пошёл дождь. Был он непродолжительный и редкий, а когда выглянуло солнышко, то оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие чёрточки: как будто капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так над ней и застыла. Чёрточку с тех пор стали называть ударением. Очень кстати появилось оно над словами, а особенно- над словами – близнецами. Ведь теперь некоторые из них стали различать по ударению: атлас- атлас, белки- белки, ирис- ирис, хлопок- хлопок. Ударный слог с тех пор выделяют голосом ( он произносится громче и дольше остальных звуков в слове). Слог с таким гласным называют ударным.

    Вот так дождик помог словам, сам того не ведая!

                  Найдите слова- близнецы в этих стихотворениях.

Рысь идёт на мягких лапках,

Рысь добычи чует запах.

Швея стачала юбку в швах,

А сзади сделала запах.

        На ветку дуба сели белки,

        Устроив в роще посиделки.

        Шеф- повар просит нас : ,, Сынки!

        Для торта сбили бы белки!”

Лечили кошке оба уха:

Боялись, что лишится слуха.

У кока лёгкая рука:

Из щук отличная уха!

     Ухо- это орган слуха,

     Есть у каждого два уха.

     Орган звучал в концертном зале:

     Там органисты выступали.

В путешествии помог

Атлас всех в стране дорог.

Приобрёл отец для нас

Замечательный атлас.

Из него сошьют рубашки

Для Андрюшки и Наташки.

    Читать рецепты просто скука!

     Готовить что-то – это мука!

     Вся в тесте правая рука,

     А на пол сыпется мука!

Мышонок у стола стоит,

От дум уж голова болит…

Решает, стоит иль не стоит

Надеяться, что стол накроют?

     Утром лакомка Денис

     Покупал себе ирис.

     Нам для вышивки сгодились

     Нитки, что зовут ирис.

     С тем же именем цветок

     Повстречался у дорог!

В лесу тропинки- строчки.

На них есть точки- кочки.

А возле них растут сморчки,

Волнушки , рыжики, строчки.

      Трусил зайка в темноте:

      ,, Кто- то ходит …Быть беде!...”

         Серый волк в лесу трусил,

        Он волчат своих учил.

Обещал Серёжа деду:

,, Двойки все исправлю в среду.

Я попал не в ту среду

И тотчас попал в беду!”

Из теста сделали кружки.

Из них слепили пирожки,

Компот налили в кружки:

- Отведайте, подружки!

     Вышел Ваня из ворот.

     Потешается народ:

     У рубашки низ отпорот

     И оторван в драке ворот.

В поход готовились полки,

Оружье чистили стрелки.

В казармах разбирали полки,

А на плацу сажали ёлки.

Все суетились, словно белки,

К полудню приближались стрелки.

     Засыпал малыш в кроватке:

     Спать в тепле зимою сладко!

     Ночью снег засыпал двор,

     Белым сделался забор.

Ударил Колька по плечу…

Ему за это заплачу!

Я стисну зубы, не заплачу…

Ему я не решу задачу!

     Купив жене кольцо в подарок,

     Сэр Генри возвращался в замок.

     Ворота он открыть не смог:

     Дворецкий поменял замок.

                                Игры  с  мячом.

                             ,, Что скачет  в слове?”

    Я скачу, скачу, скачу,

    И ударю, где хочу!

   В речи многое я значу,

   Облегчаю вам задачу:

   Слово трудное понять,

   Его верно применять.

   В слове замок я в начале.

   И в конце меня встречали,

   Только в слове уж замок.

   В этом мячик нам помог.

   Скачем мы теперь вдвоём,-

   Очень весело живём!

                  ,, Ударение перепрыгивает на последний слог”

Взрослый бросает мяч и говорит слово, в котором ударный слог первый. Ребёнок должен поймать мяч, произнести слово, переместив ударение на последний слог, и объяснить значение нового слова.

      Запах-запах                                    кружки- кружки

     Хлопок-хлопок                               косит-косит

     Орган-орган                                    замок-замок

     Полки-полки                                   атлас-атлас

     Стрелки- стрелки                           ирис-ирис

    Мука- мука

               ,, Ударение перепрыгивает на первый слог”

Проводится аналогично предыдущей; только взрослый произносит слово с ударением на последнем слоге, а ребёнок произносит слово, в котором ударный слог первый.

  ,, Где прячется ударение?”

Детям раздаются карточки с парными картинками: белки-белки, стрелки- стрелки, хлопок- хлопок, атлас- атлас, замок- замок, ирис- ирис, строчки- строчки, полки- полки, кружки- кружки, рожки- рожки.

Под каждой картинкой- слоговая схема:   __________  .

Ребёнок должен поставить ударение над соответствующим слогом.

Взрослый обращает внимание детей на то, что с изменением ударения слово приобретает новое значение.