Технологическая карта по обучению грамоте в старшей группе- "Путешествие в - Страну слов"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

В технологической карте закрепляется способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ударный гласный звук; подбирать родственные слова к слову-весна;однокоренные слова, читать слова и предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvukovoy_analiz_slova_-vesna.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

организованной учебной деятельности для старшей группы.

Область: «Коммуникация», « Познание»

Раздел: «Обучение грамоте».

Тема: «Путешествие в « Страну слов».

Цель: Закрепить способ звукового анализа слова – весна ( способы определения гласности и согласности, твердости и мягкости звуков); умение заменить звук на нужную букву; находить ударный гласный звук; подбирать родственные слова к слову-весна; читать слова и предложения.

Материал:  на доске - текст со стихотворением, схема слова из 5 звуков; картинка весны; буквы. На столах: кассы с буквами, карточки, фишки. листочки с текстом.

Этапы деятельности

Действия воспитателя

Действия детей

Мотивационно-побудительный

Организационно-поисковый

Побуждаю детей поприветствовать гостей.

- Ребята, я вас приглашаю в Страну слов!

- Вы хотите?

Обращаю внимание на доску.

- Посмотрите, что здесь нарисовано?

- А что это за слово, нам поможет узнать стихотворение. Что нужно сделать?

- Читайте.

 « Отшумела злая вьюга.

Стала ночь короче дня.

Теплый ветер дует с юга.

Капли падают звеня.

Солнце землю нагревает,

Гонит с нашей горки лед.

Тает баба снеговая,

И ручьями слезы льет.»

 - Ребята, о каком времени года это стихотворение?

-Подтвердите, действительно это стихотворение о весне?

-Какое у нас сегодня слово в гостях?

- Весна дает вам задание:

Задание: Найти и обозначить все звуки в слове весна. Что вам в этом поможет?

-Выполняйте.

Задаю вопросы:

- Почему первый звук в слове весна  обозначили зеленой фишкой.

 

- Как ты узнал, что звук [в]   мягкий?

- Назовите второй звук в слове – весна. Он какой? Почему?

- Расскажите все о 3-м звуке в слове –весна.

- Назовите четвертый звук в слове – весна. Как узнали что он согласный?

- Почему последний звук в слове весна - обозначили  красной фишкой?

-Вы справились с этим заданием! – Молодцы !

- Весна дает нам еще одно задание: Обозначить все звуки в слове весна - буквами.

Задание. Чтобы правильно прочитать слово – весна- что надо сделать?

- Интересно, как правильно прочитать слово - весна? Что нужно сделать?

- Как найти ударный гласный звук?

- Давайте вместе позовем «весна» (произношу слово вместе с детьми)

- Назовите звук, который звучал дольше?

- Прочитаем слово.

- Чтобы наша весна засверкала всеми цветами радуги, давайте подберем образные слова к слову -весна( выставляю модель: «Весна какая?»)

Задаю вопросы: весна какая?

- Когда ярко светит солнце?

- Когда расцветает все кругом?

- Когда весной часто идут дожди?

- Когда мы  весной много отмечаем праздников?

- Когда весна трудится, ломает лед на реках?

Обобщение: Прочитаем, что мы прочитали.

- Вот какая разная бывает весна!

- Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят- весной все тает, много воды кругом. Давайте подберем слова родственники к слову –«вода»

Задаю вопросы:

- Как ласково можно сказать про воду? (выставляю слова)

- Сказочный персонаж живущий в воде?

- Человек, который работает под водой?

-Когда вода бурным потоком льется с гор?

- Когда весной разливаются реки и заливают поля, дороги?

На доске написаны слова:

- вода

- водичка

- водяной

- водолаз

- водопад

- паводок

- Прочитаем слова и выделим общую часть во всех словах.

- Вод – это  корень этих слов.

.- Эти слова называются -  однокоренные. Запомним.

Приветствуют гостей.

Проявляют интерес.

- Да, хотим!

- Это модель слова.

- Нужно прочитать стихотворение.

Читают хором -  сначала по слогам, потом слитно.

- О времени года- весна.

- Да.

Подтверждают фразами из стихотворения.

- У нас в гостях слово – весна.

- Нам помогут фишки, карточки и схемы.

Садятся за столы, находят и обозначают звуки фишками.

Ребенок говорит, используя схемы: первый звук в слове – весна – звук [в]- он согласный мягкий звук и обозначается зеленой фишкой.

- Я произнес звук [в] в слове весна и послушал, как он звучит. Звучит мягко

Ребенок говорит: второй звук в слове весна- звук [э]- он гласный. Потому что при произношении во рту не встречает препятствие.

Ребенок выходит к доске , по схеме рассказывает о звуке [с].

 Говорят по схеме: четвертый звук в слове – весна- звук [н]- он согласный- потому что при произношении во рту встречает препятствие.

- Звук [а]-  гласный, и обозначается красной фишкой.

Открывают кассы, находят нужные буквы, обозначают звуки.

- Нужно поставить ударение.

Говорят правило: нужно произнести слово «весна» так, как оно звучит в речи и послушать, какой звук звучал дольше.

Говорят: -Весна-а-а

- Звук [а].

Ставят ударение.

Читают: весна.

Говорят свои варианты.

(теплая, ласковая)

Ребенок выставляет слово «солнечная» - читает –    « весна солнечная».

- весна цветущая

- весна дождливая

- весна праздничная

- весна трудолюбивая

Читают.

Говорят:

- водичка

- водяной

-водолаз

- водопад

- паводок

Читают слова, выделяют общую часть- вод.

- Во всех словах общая часть - вод.

Повторяют хором.

Рефлексивно-коррегирующий

- Ребята, вы справились со всеми заданиями весны. Хотите узнать, что она вам говорит?(предлагаю прочитать ребус)

СПА

            \ СИ - БО

- Да, хотим.

Читают по стрелкам ребус.

- Весна сказала нам –спасибо, за то что мы выполнили все ее задания.

Ожидаемый результат:

Знать: способ звукового анализа слова - весна;

Иметь: представление об однокоренных словах;

Уметь: заменять звук нужной буквой, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, читать слова и предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

План-конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе"Путешествие по стране Букварии".

Занятие рекомендовано для детей старшей группы. У детей формируется умение проводить звуковой анализ слов; закрепляется умение читать слова с пройденными буквами, делить слова на слоги, придумывать пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»

На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»...

Конспект образовательной деятельности по культурной практике «Развитие речи» с элементами обучения грамоте» в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Закрепление полученных знаний в учебном году.Задачи: образовательные:• Развивать умение игрового и делового общения со сверстниками, желание участвовать в совместной коллективной деяте...