Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Осипова Татьяна Анатольевна

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestviyu_v_stranu_grammatika.docx158.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Путешествие в страну «Грамматика».

Цель: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие согласные; закреплять знания о словоразличительной роли звука; определять первый звук в слове; обогащать речь детей пословицами и поговорками, учить детей осмысливать переносное значение пословиц, поговорок с соответствующей жизненной ситуацией. Учить подбирать рифмующиеся слова, различающиеся одним звуком, учить подбирать слова, сходные по звучанию в заданном ритме.

В-ль: Ребята, вы любите путешествовать?

Д: Да!

В-ль: Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие в далекую и удивительную страну «Грамматика». Эта страна состоит из необычных островов, на каждом острове есть свои сказочные герои и волшебники, которым очень нравится загадывать загадки и задавать вопросы. Путешествие будет нелегким. Не боитесь трудностей?

Д: Нет.

В-ль: Но прежде, чем мы начнем путь, нам нужно, как любому путешественнику собраться в дорогу.

 (Проводится д/и «Собери чемодан»)

Нужно собрать вещи в дорогу. В один чемодан – вещи, в которых есть звук «с», со звуком «ш» - вещи в другой чемодан.

        

свитер                                 шуба

сарафан                                шапка

сапоги                                шляпа

костюм                                шарф

косынка                                 рубашка

                                                        шорты

                                                        шаль

В-ль: Мы отправляемся  в морское плавание на корабле. Я, капитан, приглашаю матросов на борт корабля! Прошу

 пройти на  на палубу.

(Дети одевают бескозырки, проходят за парты).

К-н: Полный вперед! (звучит музыка). Внимание! Мы подплываем к острову «Звуков и букв» (смотрит в бинокль). Все ли матросы на борту? (проводится Д/и «Перекличка» - называет  разные звуки гласные и согласные. Дети, имена которых начинаются с названного звука, встают).

Звучит голос волшебника.

Вол-к: (запись на магнитофоне).

Здравствуйте, ребята! Я волшебник, хозяин острова «Звуков и букв». Добро пожаловать на мой остров!  Расскажите , что вы знаете о звуках?

- На какие группы делятся звуки?

Д: На гласные и согласные, согласные бывают мягкие и твердые.

- Назовите гласные звуки.

Д: а, о, у, и, ы, э, е, ё, ю, я.

- Назовите согласные звуки

Д: р-р', м-м', н-н', и т.д...

- Как же можно отличить гласные звуки от согласных?

Д: Гласные тянутся, поются, воздух свободно проходит при их произношении, не встречает преград. Согласные звуки не тянутся, не поются. При произношении согласных звуков воздух встречает преграды.

К-н: А теперь пусть волшебник посмотрит, как вы различаете звуки с помощью фишек (на столе у детей красные, синие и зеленые фишки). Проводится д/и «Кто внимательный». Произносятся  звуки,  дети различают звуки гласные, твердые и мягкие согласные, показывают соответствующую фишку.

Вол-к: Молодцы, ребята!

 Слушайте загадку:

Хитрая плутовка, рыжая головка,

в лесу живет,  в деревне кур крадет (лиса).

Давайте проведем  звуковой анализ  слова «лиса». (Проводится звуковой анализ  слова «лиса», игра со звуками.)

К-н: Ребята, на острове «Звуков и букв» я вижу сказочный поезд,  картинки с животными, птицами и насекомыми. Нужно помочь животным, птицам и насекомым сесть в нужный вагон.

В 1 вагоне поедут звери, птицы и насекомые, название которых начинаются со звука «ж».

Во 2 вагоне поедут ..., название которых начинаются на зв. «р».

В 3 вагоне поедут ..., название которых начинаются на зв. «л».

К-н: Молодцы, ребята! Справились с заданием. Плывем дальше!

( Раздается жужжание) Ребята, я слышу какие-то звуки. Они знакомы мне. А вам? Кто бы это мог быть? Это Карлсон! (вносится кукла). Дети здороваются, выходят танцевать (физкультминутка) - садятся на места.

Карлсон: Ребята, я строю  новый дом. Подскажите мне, пожалуйста, какие части дома нужно дорисовать. Назвать нужно только те слова, в которых есть звуки «р» и «р'»

(Дом схематически изображается на доске, дети называют части дома - крыша, труба, крыльцо,….).

Карлсон: Хороший дом получился! Спасибо за помощь.

А еще помогите, пожалуйста, моему другу малышу построить пирамидку.

(Д/и «Построим пирамидку». Эту пирамидку нужно построить из картинок. На самом верху должны быть картинки со словами, в которых 2 звука, ниже слова состоящие из 3 звуков, ниже - из 4 звуков, чуть ниже - из 5 звуков.

Карлсон: Молодцы, ребята! Возьмете меня с собой!

Д: Конечно!

К-Н: Нам пора плыть дальше (звучит музыка). Вижу новый остров. Там - Петрушка!

Только почему-то он грустит (дети выходят к Петрушке, здороваются с ним, танцуют вокруг него, пытаясь развеселить Петрушку).

Петр: Мой остров называется «Остров заблудившихся звуков». У меня есть стихи. В них заблудились звуки, только вот какие, не могу понять. Помогите мне, пожалуйста!

Проводится д/и «Звук заблудился».

Петр: Спасибо ребята, за помощь. Возьмите меня, пожайлуста, с собой!

К-н: Плывем, дальше! (музыка) Вижу землю! Это остров «Метких слов». Интересно, что нас здесь ждет?

Дети отгадывают ребус, по первым звукам названий предметов составляем поговорку - « Кто любит науки, тот не знает скуки».

К-н: Как вы понимаете эту поговорку? (инд. ответы детей).

Далее проводится Д/и «Составь пословицу или поговорку»:

  • Грамоте учиться...
  • Поспешишь...
  • За двумя зайцами погонишься...
  • Семь раз отмерь...

К-н: Молодцы, ребята! А теперь мы совершим путешествие в «Сочиняйку». Кто же на этом острове? Да это же Незнайка! Наш любимый герой. (Дети выходят к Незнайке, здороваются с ним и танцуют, проходят на места.)

Нез-ка: Ребята, я решил стать поэтом. Только никак не могу подобрать рифму.

Проводится д/и «Поймай рифму» ( д/и «Подскажите словечко») (Дети подбирают рифмующиеся слова.)

К-н: Ну что ж, ребята, наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться. Понравилось вам путешествие? Какое задание вам понравилось больше всего?

Д:  (Индивидуальные ответы детей)

Звучит музыка! Дети помогают убирать пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Прогулка в страну Грамматика"

Прогулка в страну ГрамматикиЦели:Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов,  графическом изображении конструкций предложений, подборе ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе: «Путешествие в страну звуков и слов»

На итоговом занятии по обучению грамоте дети отправились в путешествие в страну звуков, показали свои знания, встретились со сказочными персонажами....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну гномов" (обобщение и закрепление)

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну гномов» (обобщение и закрепление)Данное занятие является обобщающим и закрепляющим в подготовке...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну Снежной королевы"

В процессе интерактивной игры по сказке "Снежная королева" закрепить умение детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие с...

Конспект по подготовке обучению грамоте в старшей группе. "Путешествие в страну Грамотейка".

Конспект по подготовке  обучению грамоте в старшей группе. "Путешествие в страну Грамотейка". Цель: закрепление знаний детей о звуках и буквах.Программные задачи: Обобщать и систем...