Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в страну гномов" (обобщение и закрепление)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ярославцева Марина Сергеевна

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну гномов» (обобщение и закрепление)

Данное занятие является обобщающим и закрепляющим в подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте. Оно направлено на закрепление образов букв, совершенствование навыка чтения, упражнение в звуковом анализе слов, развитие фонематического слуха, развитие мелкой моторики и графических навыков. Материал также может быть полезен учителям начальных классов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_obucheniyu_gramote.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Путешествие в страну гномов»

(обобщение и закрепление)

Тема: Путешествие в страну гномов.

Задачи:

- развивать мелкую моторику,

- развивать фонематический слух,

- продолжить формировать графические навыки,

- закреплять зрительные образы букв,

- совершенствовать навык чтения,

- упражнять в звуковом анализе слов,

- воспитывать отзывчивость, желание помочь другим,

- воспитывать желание преодолевать трудности,

- воспитывать умение слушать ответы товарищей.

Ход занятия:

1. Орг.момент.

- Ребята, сегодня утром на крыльце детского сада я нашла вот этот конверт. Что же это такое? (Письмо)

- Давайте посмотрим, кому же оно адресовано? Кто сможет прочитать, для кого это письмо? (дети читают: подготовительная группа,  детский сад № 21, город Шадринск).

- Ой, ребята, так это же нам с вами письмо, а от кого же оно? Как узнать? (прочитать на конверте в верхнем левом углу)

- Кто сможет прочитать? (Дети читают: Мудрый Гном, Страна Гномия)

-Странное какое-то письмо. Давайте откроем его скорее и посмотрим, что там внутри.

(Воспитатель открывает)

- Какая-то нитка внутри. Настя, смотай её в клубочек, пожалуйста, а я пока прочитаю, что же тут написано: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мудрый Гном. Я живу в стране Гномии. Её населяет множество маленьких обитателей – гномов. Мы всегда жили дружно и весело, пока над Гномией не пролетела злая волшебница Бастинда. Она натворила много бед, и теперь у нас нет счастья и порядка. Только такие умные, смелые и отзывчивые ребята, как вы смогут победить волшебство Бастинды. Очень надеемся на вашу помощь. До свидания.»

- Ну что ж, ребята, думаю, нужно помочь стране Гномии. Кто согласен, сядьте прямо и красиво.

2. Самомассаж

-Я вижу, что все готовы, поэтому нам надо хорошенько подготовить  все наши инструменты: глазки, ушки, пальчики.

Сделаем с вами разминку.

  • Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки) 
  • И лицо теплом мы нежно умываем (разогретыми ладонями проводить по лицу сверху вниз) 
  • Грабельками сгребаем все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам) 
  • Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз) 
  • Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки ушей) 
  • А потом уходим пальцами на щёчки (пальцы перебегают на щёки) 
  • Щёчки разминаем (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щёки круговыми движениями) 
  • А потом от носа мы к губам стекам (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам) 
  • И губами  двигать быстро начинаем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу и двигаются навстречу друг другу) 
  • Тянем подбородок и его щипаем (разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам) 
  • А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами) 

3. Формирование графических навыков

- Теперь мы готовы к путешествию. Добраться до страны Гномии нам поможет вот этот клубочек. Мы должны провести его прямо посередине дорожки. Сядьте прямо, приготовьте наш секретный инструмент. Выполняем задание каждый самостоятельно.

(один ребёнок на доске, а остальные самостоятельно на индивидуальных листочках).

4. Определение первого звука в слове

- Молодцы. Справились с заданием. Дорога свободна, двигаемся дальше. А дальше перед нами замки, в которых живут гномики Звуковички. Раньше они дружили, пока Бастинда не перепутала все их картинки. Нужно подружить гномиков. Красному Звуковичку отдадим картинки, которые начинаются с  гласного звука. (улитка, апельсин, очки, иголка) Почему эти звуки гласные? (потому что они поются, не встречают преграду)

- А как вы думаете, какие картинки нужно отдать синему Звуковичку? (с твердым согласным: солнце, цветок, мышь, кот).

- А какие мы отдадим зелёному Звуковичку? (которые произносятся мягко и встречают преграду: девочка – звук (д,), кит, мяч, шар).

- Молодцы, теперь Звуковички снова будут дружить.

5. Физкультминутка

- Продолжаем путь. Какой сильный ветер поднялся, просто ураган какой-то.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Звучит музыка ветра

6. Звуковой анализ слова

- Ой, слышите, кто-то плачет. Да это же гномик Малыш. Ураган, посланный Бастиндой, разрушил его домик. Нужно помочь гномику построить дом из цветных кубиков.

Итак,  нашего гномика зовут Малыш, значит, сколько звуков будет жить в его домике? (пять)

А сколько квартир-слогов в нём? (два)

Как ты это узнал? (сколько в слове гласных, столько и слогов, с помощью ладошки). Назови эти слоги. (ма-лыш)

Сколько звуков-жильцов в первой квартире? (В первом слоге 2 звука: первый звук (м) - он тв. согл., второй звук (а) – он гласный.)

Сколько звуков во втором слоге? (3 звука: (л) – согл. Тв, (ы) – глас., (ш) – согл, тв.)

Параллельно на доске выставляется схема слова.

-Ну вот, гном Малыш повеселел. А мы с вами отправляемся дальше.

7. Пальчиковая гимнастика.

Посмотрите,

На поляне дом стоит, ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

К дому быстро подбегаем,

В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!»

Кто-то к нам идёт на стук.

 

8. Графический диктант

Это гномик Художник.

Он нарисовал портрет гнома, но Бастинда разлила краски и стёрла рисунок. Поможем восстановить портрет.

            1 клетка вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 2 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 5 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх,

1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 3 вверх.

Дорисуем личико. Портрет готов.

9. Игра в слова.

-В этом домике живёт ещё один гном – Знайка. Сейчас он занят тем, что разгадывает тайну Бастинды. В этом кроссворде зашифровано то, чего боится больше всего злая волшебница. Нужно заменить некоторые буквы в словах, чтобы отгадать ключевое слово.

- Первое слово ЛАК , потеряна буква из середины, если её заменить, то получится овощ, который растёт на грядке и от него все плачут (лУк) Какую букву мы заменим? (букву  А на букву У)

- Слово РАК. Заменим первую букву и получим  яркий красный цветок (Мак)

- Слово СОК, заменим букву в конце слова и получим картинку, которую смотрят люди по ночам (соН)

- слово КОТ , если заменить букву в середине, то получится самое крупное морское животное (кИт)

-Дальше слово РОТ, заменим первую букву, чтобы  получить ласковое домашнее животное (Кот)

-И последнее слово – ПАР, заменив букву в середине слова, мы получим царское застолье на весь мир. (пИр)

-Мы разгадали тайну Бастинды и нашли ключевое слово  (УМНИКИ)

Верно, злое волшебство разрушено, потому что вы и есть умники. Вы справились со всеми заданиями и помогли стране гномов избавиться от зла. Молодцы!

10. Подведение итогов

-Нам пора возвращаться домой. Что больше всего вам запомнилось из нашего путешествия?

Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»

Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Путешествие по стране Грамматики»

Занятие способствующее развитию звуко буквенного анализа и фонематического слуха....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Прогулка в страну Грамматика"

Прогулка в страну ГрамматикиЦели:Обучающие: закрепить знания детей по обучению грамоте, совершенствовать умение в звуковом анализе слов,  графическом изображении конструкций предложений, подборе ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Страна Знаний»

Павлова Е.ЛЦель: закрепление понятий «звук», «буква», «слово», «предложение», навыка звукового анализа, слогового анализаЗадачи:Обра...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний» (с использованием ИКТ)

Программное содержание:Закрепить умение определять местоположения звука в слове.Упражнять в звуковом анализе слов.Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков.Закрепить понятие у детей дават...