Интегрированное занятие по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Тарасова Вера Владимировна

конспект  интегрированного занятия  по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе на тему: "Помошники для золушки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zolushka.doc431 КБ

Предварительный просмотр:

 Интегрированное занятие по обучению грамоте с элементами ознакомления с художественной литературой в подготовительной к школе группе.

Тема:  « Помощники для Золушки».

Образовательные задачи:

1)    Закрепление звукобуквенного анализа слов

2)    Закрепление умения пользоваться схемой слова и фишками

3)    Закрепления навыка деления слов на слоги

4)    Закрепление прочитанной ранее сказки Ш. Перро «Золушка»

5)   Установление лексико-грамматических  отношений между членами предложения

6)    Работа над предложением как средство развития мыслительных процессов, в частности умозаключений

7)    Закрепление умения составлять схему предложения

8)    Знакомство детей с пословицами

Развивающие задачи:

1)     Развитие слухового внимания и зрительной памяти

2)     Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений

3)     Развитие мелкой моторики, координации движений

4)     Развитие зрительного восприятия

5)     Развитие связанной речи

6)     Развитие памяти

Воспитательные задачи:

1)    Воспитание навыков  коллективной работы и взаимопомощи

2)    Воспитывать чувство взаимовыручки и помощи  

3)    Воспитывать интерес к  художественной литературе

 Используемые материалы:

               Демонстрационное оборудование: картинка мыши, фишки и схема  для звукобуквенного  анализа,  иллюстрации к сказке «Золушка», мяч, солнышко, топор, подарочная коробка.

              Раздаточный материал для индивидуальной работы: картинки мыши, фишки и схема  для звукобуквенного  анализа,  набор для выкладывания схемы предложения, картинка тыква, изображенная пунктирной линией.

  Предварительная работа:  чтение сказки Ш. Перро «Золушка», рассматривание иллюстраций, тренировка в звукобуквенном анализе слов, послоговом делении их с помощью хлопков, а так же умение составлять схему слова.

  Методические приемы:  объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, использование художественного слова, указания, обобщения, поощрение.

Ход занятия:

1.Организационный момент.                                                                                                           

      Воспитатель собирает вокруг себя детей на ковре и обращается к ним:

   - Я рада вас видеть. Улыбнитесь. Видите, какое весёлое у меня в руках солнце. Назовите его ласково.(Солнышко).

   - Передавая его друг другу, назовите  также ласково ваши имена.

( Дети представляются: «Оленька, Сашенька, Коленька…»)

    - Молодцы!

 - Ребята, а вы любите сказки?  (Ответ детей)

       - Сегодня мы с вами отправимся в сказку, но в какую  вы узнаете, отгадав  загадку:

               Так быстро от принца девица бежала,
              Что туфельку даже она потеряла.

              - Кто в сказке туфельку потерял???   (Ответ детей: Золушка).

        - Правильно! Это Золушка.

  Воспитатель вывешивает иллюстрацию к сказке «Золушка».

       - Ребята, а кто в сказке помог Золушке попасть на бал? (Фея).

      - А кто помогал Фее?( Мальчик).

      - Сегодня я буду Феей, а вы – моими помощниками.

Воспитатель надевает  плащ и берет  волшебную палочку для Феи.

      - Чтобы помочь Золушке попасть на бал и стать принцессой???????нужно ее одеть  выполним несколько заданий. Садитесь за столы.так давайте вспомним, что я должна сделать, чтобы  золушка отправились на бал?  На столе у вас лежат: картинки, фишки и схемы слов.    ( Дети садятся за столы).

      - Что нарисовано на картинке? ( Ответ детей: Мыши!)

2. ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА

      Выполняя звукобуквенный анализ,  дети отвечают на поставленные вопросы и выполняют необходимые действия.

      - Какой первый звук в этом слове?

      -  Давайте произнесем – МЫШИ. (М)

      -  Этот звук согласный или гласный?    (Согласный)

      - А почему он называется согласным?

(Потому что при произношении он встречает преграду - губы)

     - Произнесем еще раз – М.

      - В слове мыши  звук «М» твёрдый или мягкий?   (Твёрдый)

      - Значит, какой фишкой мы обозначим звук М?  (ответ: синей фишкой).

      - Давайте определим второй звук в этом слове?

  Воспитатель, показывая направление движения от первой карточки, побуждает детей озвучить второй звук.  - М -  ЫЫЫ ши

      - Какой второй звук в слове Мыши?      (Дети  произносят ЫЫЫ!)

     - Это гласный или согласный звук?   (Гласный).

     - Почему он называется гласный?    (Этот звук может петь).

     - Какой фишкой обозначаем звук «Ы»?  (красной).

     - Давайте послушаем третий звук  -   мыШШШи

     - Что мы слышим?    (ШШШШ)

     - Верно. А это какой звук: гласный или согласный???   (согласный)

     - Твердый или мягкий?  (твердый)

     - А что же мы слышим в конце слова?

     - Произнеси маша  (мышИИИИИ)

     - Какой звук ты слышишь в конце слова?  (ЫЫЫ)  

     - Правильно.

     - Это какой звук Миша, гласный или согласный? (гласный).

     - Значит какой фишкой обозначим? (хором - красной).

     - Ребята посмотрите на свою схему.  Давайте проверим. Иди Таня к доске и выложи нам схему, как у тебя на столе.

    - У всех так? (Да!)

    - Сколько в этом слове звуков? (ответ детей - четыре)

    - Сережа, ответь полным ответом. (В слове мыши - четыре звука).

    - Молодцы ребята!

    3.  ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Пальчиковая гимнастика.

     - Чтобы выполнить следующее задание вам понадобятся ловкие пальчики, давайте их потренируем.

    Наши ручки не только играют, 
   Но и Золушке помогают.

   Подметаем пол - пальчиковое упражнение «Веник». 
 
Моем посуду - пальчиковое упражнение «Моем посуду». 

   Стираем бельё - пальчиковое упражнение «Стирка». 
 
Гладим бельё - пальчиковое упражнение «Утюг».  

4.  РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ . Дидактическое упражнение «Незаконченный рисунок»

- Художник не закончил рисовать картинку. Посмотрите и догадайтесь, что  хотел он нарисовать?

- Конечно же, тыкву. А во что Фея превратила тыкву?

(в карету для Золушки)

- Возьмите в руки карандаш и  обведите тыкву по пунктирной линии.

- Получилось?

- А теперь я с помощью волшебной палочки попробую превратить ее в карету!  ЭНИКЕ – БЕНИКЕ - УХ!

ДЕЛЕНИЕ СЛОВ НА СЛОГИ.

- Ой, посмотрите, ребята!  Вы знаете, что это? (Топор)

- Для чего нужен топор? (Топор нужен, чтобы рубить дрова)

- Так это же волшебный топор. Он умеет  рубить слова на части. Вспомните, как называются части слов? (Слоги)

- Возьмите в руки свои «топоры» (Пальцы рук сложить в замок – это «топорик», им ударяют по столу – делят слова на слоги)

- Мы-ши.

-Сколько в этом слове слогов? (два)

- Назови их Маша. (МЫ – ШИ)

- Какой первый слог? (МЫ)

- Какой второй слог? (ШИ)

- Слушайте слова и рубите их на слоги:

 ТЫК - ВА,  БАЛ, ЗО – ЛУШ – КА.

- Сколько слогов в слове ЗОЛУШКА? (В слове Золушка три слога)

- Назови их Вика. (ЗО – ЛУШ – КА)

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

   Ребята, а  еще надо помочь Золушке назвать как можно больше слов, в которых первый звук  «З» или «Зь»

(Дети передавая друг другу мяч называют слова- замок, зал, заяц, зима…)

 Воспитатель меняет иллюстрацию к сказке.

       - Ребята, вы успешно справляетесь с заданиями. И Золушка отправляется на бал.

6. РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

Воспитатель обращает внимание детей на новую иллюстрацию.

       - Фея подарила Золушке платье. Что я сказала?  (Предложение).

        - Мы сказали предложение. Давайте выложим схему предложения. Садитесь.

( Дети садятся. Они  самостоятельно выкладывают схему предложения).

                - Сколько слов в предложении.  (4).

                - Оля, какое первое слово? ( Фея).

                 - Юра, какое второе слово?( Подарила).

                 - Как звучит третье слово? (Золушке).

                 - Софья, назови четвёртое слово. ( Платье).

                 - Я тоже составлю схему этого предложения.

   Воспитатель выкладывает схему  предложения:

   - Я правильно выложила  схему ? (Нет).

    - Какие здесь ошибки?.

(Дети находят, объясняют  и исправляют ошибки).

- И это задание вы тоже выполнили. Благодаря вам Золушка стала принцессой.

7. ЗНАКОМСТВО С ПОСЛОВИЦАМИ О ТРУДЕ И ТЕРПЕНИИ.

    - А сейчас я хочу вам рассказать пословицы о труде.
Кто скромный, тот умный.
Старание и труд своё возьмут. 
Терпение приносит спасение.

       - Вот и Золушка знала эти пословицы - поэтому  и стала принцессой. А злые мачехины дочки - были ленивые и не грамотные. Поэтому и остались не с чем!

8. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    - Сегодня мы с вами помогали Золушке. Какие для неё  задания  вы выполняли? Что вам понравилось делать?

(Дети вспоминают и перечисляют выполненные задания).

    - За вашу помощь Золушка приготовила вам подарок.

(Открыв праздничную коробку, дети находят изображение контура розы с направляющими линиями штриховки на каждом лепестке).

    - Такие розы Золушка выращивает в своём саду. Вечером в свободное время вы заштрихуете свою розу в любимый цвет.

                    - Спасибо вам! А теперь вы можете отдыхать.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе.

Тема:  Сказка  Шарля  Перро «Кот  в  сапогах» Виды  детской  деятельности: игровая, восприятие художественной  литературы, коммуникативная, двигательная, п...

Конспект НОД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе

ТЕМА: "Театр"Цель.   Уточнить представления детей о театре. Познакомить с краткой историей возникновения театра в России.Способствовать развитию творческих способностей детей....

Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительной к школе группы в МДОУ №162 г. Саратова воспитателя Перетрухиной Е.А. Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разб

Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.  Знакомство детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со ...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной к школе группе.

Задачи. 1. Образовательные: создавать условия для ознакомления детей со сказкой, Создавать условия для осмысления идеи сказки, характер персонажей, Создавать условия для формирования словарного зап...

Конспект занятия по обучению грамоте с элементами театрализации «Поездка в цирк» в подготовительной к школе логопедической группе Тема: Звук и буква «Ц»

В своей работе с детьми с ОНР регулярно использую элементы театрализованной игры с целью введения   детей в мир  сказки.      Используя сказочные игровые ситуац...

Занятие по обучению грамоте с элементами лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группы с тяжелыми нарушениями речи Тема: Дифференциация звуков Ф – ФЬ.

Занятие по грамоте с детьми 6-7 лет по развитию фонематического слуха, грамматического строя речи и развитие высших психических функций...

Презентация "Ознакомление с художественной литературой детей подготовительной к школе группы. Заучивание отрывка из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зеленый», с элементами творчества".

Уже давно не секрет, что малыши с раннего возраста слушанию сказок предпочитают просмотр мультфильмов или игру с телефоном родителей. В итоге — дети не могут воспринимать окружающий мир в действ...