Главные вкладки

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей подготовительной к школе группы в МДОУ №162 г. Саратова воспитателя Перетрухиной Е.А. Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разб
    план-конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа)

    Перетрухина Елена Анатольевна

    Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.  Знакомство детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со сказками, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                  Конспект  

    открытого занятия по ознакомлению с      художественной литературой детей подготовительной  к  школе  группы в МДОУ №162 г. Саратова воспитателя  Перетрухиной Е.А.

    Тема: Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

    Цель: Знакомство дошкольников с русской культурой через ознакомление с художественной литературой.  Знакомство детей с жанром устного народного творчества – «былины», их сходством со сказками, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

    Программные задачи:

    Образовательная область - «Познавательное развитие»

    • Познакомить с новой былиной, помочь почувствовать красоту и выразительность былинной речи;

    • Формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях;
    •  Познакомить с одеждой и вооружением русских воинов, побуждать           видеть различия между богатырями.
    • Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;
    • Обогащать словарь детей словами обществоведческого характера;

    • Дать знания о том, что 1 января отмечается День былинного богатыря Ильи Муромца.

    Образовательная область – «Социально-коммуникативное развитие»

    • Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого.
    • Закрепить умение действовать вместе, помогать товарищу.
    • Воспитывать чувство солидарности, уважение друг к другу.
    • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
    • Воспитывать любовь к Родине.

    Образовательная область - «Речевое развитие"

    • Обогащать и активизировать словарь по теме.

    • Формировать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы полными распространенными предложениями;
    •  Развивать связную речь, память, мышление, внимание.

    Образовательная область – «Художественно-эстетическое развитие»

    • Развивать эстетические чувства средствами художественного слова, музыки и изобразительного искусства;

    • Дать представления о картине В. Васнецова «Три богатыря»;

    • Побуждать к сопереживанию героям произведения.

    Образовательная область – «Физическое развитие»

    • Развитие координации движений;

    • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами, при формировании полезных привычек.

    Словарная работа

    • Познакомить с новыми словамибылина, богатыри, гусли, кольчуга, щит, меч, шлем , булава,  оратай, орать, омешики, до пабедья, сляга, мех, обжи.

    Предварительная работа:

    • беседы о богатырях

    • рассматривание иллюстраций

    Материалы:

    Демонстрационный:

    • репродукция картины В. Васнецова «Богатыри»

    • изображение гуслей

    • изображение предметов одежды и вооружения богатырей

    Оборудование:

    • TV

    Ход НОД.

    I.Сюрпризный момент.

    1.Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости: воспитатели нашего детского сада. Давайте их поприветствуем!

    Все вместе: «Гой еси, гости дорогие!». Это обращение говорит о принадлежности к одному племени, роду, общине, то есть имеет смысл «Ты наших кровей, ты наш!». Сочетание слов «гой» (жить) и «еси» (быть) можно понять как «Ты есть сейчас, и живи дальше!».

    2.  Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя — какое? Кто назовет? Правильно — Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия — единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина — значит родная. Как мать и отец.

    А какая наша Родина? (большая, огромная, необъятная, красивая). Есть океаны, моря, реки и озера, горы и леса. А как называлась наша Родина раньше? (Русь).

    Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая… Но были у нас и защитники храбрые. А кто они вы узнаете, если отгадаете загадку:

    Силён, как вольный ветер,
    Могуч, как ураган,
    Он защищает землю
    От злобных басурман!

    Он силой доброю богат,
    Он защищает стольный град.
    Спасает бедных и детей,
    И стариков, и матерей!


    II.Основной этап занятия.

    1.Беседа.

    А кто такие богатыри? Ответы детей.

    Верно, богатыри – это люди сильные, стойкие, отважные, совершающие подвиги. Богатыри всегда охраняли нашу Родину от врагов, мимо них даже птица не пролетит, зверь не проскочит, а врагу и подавно не пройти.

    Каких  богатырей вы знаете?

    А как вы узнали, что на Руси было много богатырей? Ответы детей (просмотр мультфильмов, чтение былин, стихотворений, энциклопедий и т. д.).

    Молодцы! А что же такое былина? От какого слова оно происходит? Ответы детей (Было, быль). Их называли ещё старины.

    Правильно. Былина – это и сказка, и быль одновременно. И если в сказке все герои выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле. А кто создал эти удивительные истории? Ответы детей (Русский народ). А кто рассказывал былины? Ответы детей (Странники, сказатели).

    Молодцы! Былины рассказывали нараспев (похоже на песню),играя на гуслях (древнерусском струнном музыкальном инструменте).

    2.Сейчас мы с вами познакомимся ещё с одной былиной, которая называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник», но сначала немного отдохнём.

    а)Динамическая пауза. Игра – упражнение «Богатыри».

    Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)

    Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

    Мы ладонь к глазам приставим (Руку правую подносят козырьком к глазам)

    Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)

    Поворачиваясь вправо - оглядимся величаво (Поворот вправо)

    И налево поглядим (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

    Русь в обиду не дадим!

    Наклонились влево – вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)

    Получается на славу! (Руки вверх)

    (2 раза)

    - Молодцы!

    б)Чтение былины (сопровождается видеозаписью игры на гуслях) с объяснением непонятных слов по ходу чтения.

    Гать – настил из брёвен или хвороста для проезда через болото

    Ремни сыромятные - прочные ремни из невыделанной кожи животных

    Тын - забор

    Палаты княжеские – большое богатое помещение

    Кафтан – верхняя одежда мужчин

    https://arhivurokov.ru/multiurok/1/3/7/137b81f5c9f586f4ca7945862ced1969c790f71c/urok-litieraturnogho-chtieniia-v-4-klassie-1_6.jpeg

    3.Беседа по содержанию прочитанного.

    Вопросы:

    - Понравилась вам былина, ребята?

    - С каким былинным героем мы познакомились сегодня?

    - Какой подвиг  совершил Илья Муромец?

    – Как автор рисует силу врага? («…черным-черно… как черна ворона, черный цвет (прямое); преступный, злой; мрачный, печальный, безотрадный (переносное) «…не прохаживает …не пролетывает».)

    – Почему отказался быть воеводою? (Он равнодушен к почестям и наградам.)

    – Каким мы представляем Соловья-разбойника? (Представление о нем как о страшном чудовище складывается на основе описания его посвиста и покрика.)

    – Как губительна его сила? (…Все травушки-муравы уплеталися… лесушки… приклонялися.)

    – Что помогло богатырю победить разбойника? (Богатырская сила и желание помочь людям.)

    – Как относится народ к богатырю? (С любовью.)

    – Почему? 

              - Как князь наградил богатыря?

    4. Не только поэты слагали о богатырях стихи, художники писали картины, но и композиторы посвящали свои произведения русским богатырям. Я предлагаю вам послушать вторую часть симфонии Александра Порфирьевича Бородина «Богатырская», в которой композитор передал русский характер богатыря, его силу и мощь.

    Рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри» и слушание отрывка из симфонии.

    Воспитатель. Как звучат музыкальные инструменты большого симфонического оркестра?

    Дети. Инструменты оркестра играют одну мелодию, в один голос.

    Воспитатель. Правильно, ребята. Это придаёт музыке слаженный характер, подчёркивая единение людей перед лицом врага.

    - И картина и музыка рассказывают нам о русских витязях, богатырях, защитниках Руси в далекие времена.

    Ребята, посмотрите на картину русского художника В. Васнецова. Кто стоит в центре? А кто справа (Алеша Попович, слева Добрыня Никитич.) Посмотрите, во что одеты богатыри, как называется часть одежды? (Кольчуга). Правильно! Чтобы защищать богатырей от вражеских ударов.

    Давайте внимательно рассмотрим картину. В центре Илья Муромец! Он прост и могуч. В нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом.

    Богатырь справа — самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Он полон отваги, смелости, он душа-парень, певец и гусляр. У него в руках лук с копьем, а к седлу прикреплены гусли.

    Третий богатырь — Добрыня Никитич —он представителен и величав. Он может выполнять самые сложные поручения, требующие изворотливости ума и дипломатического такта.

    Богатырей мы видим всех вместе. Это олицетворяет народную силу и говорит о надежности этих защитников Русской земли.

    А посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему, если бы они были маленькими, выдержали ли они своих богатырей? Правильно! Не выдержали бы.

    5.А теперь отгадайте загадки о богатыре и его вооружении, и мы узнаем, кто из вас был самым внимательным на занятии.

    Мчит стрелой в путь любой.

    Несет седока, не боится врага.

    (Богатырский конь) 

    Рубашку такую не вяжут, не шьют,

    Ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

    Кольчуга – железная рубашка.

    Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча. Кольчуга весила 7 килограммов.

    Железная шапка с острым концом,

    А спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

    На Руси его называли шелом. Шлем изготавливали из металла, его украшали орнаментом, узором. А кто был побогаче, украшал шлем позолотой, серебряными пластинками. Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.


    Оружие это не просто поднять,

    Не просто поднять и в руке удержать.

    Снести им легко было голову с плеч…

    Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)


    Чтоб грудь защитить от ударов врага,

    Уж вы это знаете наверняка,

    На левой руке у героя висит тяжелый,

    Блестящий и кругленький… (Щит)

    Какие ещё доспехи имеются у богатырей?

    Лук, колчан со стрелами, палица, топор,.

    Меч был главным оружием воинов. Меч ещё называли булавой. Меч был русским оружием. На мечах давали клятву, меч почитали. Он являлся дорогим оружием, его передавали по наследству от отца к сыну. Меч носили в ножнах, чтобы он не ржавел . Рукоятка меча и ножны украшались орнаментом и узором. Узоры на ножнах и рукоятке меча наносились не только с целью украшения, но и с целью оказания помощи своему хозяину, владеющему мечом. 

    6.А теперь давайте поиграем.

    Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу»

    Педагог раскладывает карточки с изображениями одежды богатыря и другими видами одежды и детям предлагается выбрать.

    - Ребята, сейчас мы с вами соберем богатыря в дальнюю дорогу. Давайте, глядя на картинку вспомним, что же нужно нашему богатырю?

    Воспитатель по очереди вызывает детей. Те выбирают нужную, по их мнению, картинку, объясняя свой выбор.

    - Молодцы, ребята! Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем, меч, лук и стрелы.

    А всё-таки главное вы взять забыли. Воспитатель достает мешочек. Как вы думаете, что в нем? (Предлагает на ощупь определить, что в мешочке). Ответы детей (Земля).

    Воспитатель. Правильно, вся сила богатырская в горстке земли русской.

    III.Итог занятия.

    1.Ну что, ребята, понравилось вам наше занятие?

    А что вам больше всего запомнилось?

    2. И в заключение нашего занятия мы с вами проведём старинный хороводный обряд.  Родовым деревом в Древней Руси считался дуб. Дуб – могучее дерево, он почитался на Руси за могущество, давал людям силу, ему поклонялись. Уходя в поход, подходили богатыри к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы.

    У нас рос дубок(Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)
    Вот таков! Корень его
    Вот так глубок! 
    (Наклоняются вниз, показывая корень.)
    Листья его - Вот так широки! 
    (Развести руки в стороны.)
    Ветки его - Вот так высоки! 
    (Руки вверх.)
    Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. 
    (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)
    На ветру ты, дубок, скрипуч. 
    (Покачивания руками.)
    Дай мне силы, отваги, добра, 
    (Правая рука на сердце.)
    Чтобы землю родную
    Защищать от врага!

    Воспитатель: А сейчас я подарю на память о нашем занятии каждому из вас талисман «листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри.

    3.Давайте, ребята, попрощаемся с нашими гостями , отдохнём , а попозже посмотрим мультфильм об Илье Муромце и Соловье-Разбойнике.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду».

    Конспект открытого занятия по ознакомлению с художественной литературой детей в младшей группе. Рассказывание сказки "Теремок". Чтение русской народной песенки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду». Провела воспи...

    Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в старшей группе на тему: "Птицы на озере Маныч- Гудило"

    Аннотация содержания открытого занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром в старшей группе на тему : "Птицы на озере Маныч- Гудило".Данное занятие направлено на расширение представлений о...

    Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

    Воспитатель читает следующий отрывок:У того ли города ЧерниговаНагнано-то силушки черным-черно…А подъехал как ко силушке великой,Он как стал-то эту силушку великую,Стал конем топтать да стал копьем ко...

    Чтение былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

    Чтение былины "Илья Муромец и Соловей-разбойник"...

    «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

    Открытое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»...

    Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 2 группы раннего возраста (с 2 до 3 лет) Тема: «Игрушки»

    Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 2 группы раннего возраста с 2 до 3 лет. Тема: "Игрушки"....

    Конспект открытого занятия по развитию речи для детей 2 группы раннего возраста (с 2 до 3 лет) Тема: «Игрушки»

    Продолжать знакомить детей со стихами А.Барто. Побуждать понимать речь взрослого и активно реагировать на неё. Развивать речевую активность, рассказывать стихи вместе с воспитателем....