Конспект открытого занятия по развитию речи Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Жардимова Елена Дмитриевна

Цель:

Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

 

Задачи:

  • Дать представление о былинах, их происхождении, содержании,  расширить представления детей о былинном  образе  богатыря  Ильи Муромца; закрепить знания детей о военных доспехах  и вооружении  русских воинов;  

 

  • формировать художественно-речевые навыки, обогащать и активизировать словарь детей, побуждать к высказыванию своих мыслей полными  предложениями ;

 

  • воспитывать любовь к родному языку и Родине, уважение к её защитникам;

 

  • способствовать формированию положительных свойств психики.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.r.ilya_muromets.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Дюймовочка»

с.Ивантеевка  Ивантеевского района Саратовской области

Конспект открытого занятия по развитию речи

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Тема: «Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Подготовила воспитатель I квалификационной категории:

Жардимова Е.Д.

2019 год

Цель:

Познакомить с жанром былины, с необычным складом речи, помочь выделить его особенности, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Задачи:

  • Дать представление о былинах, их происхождении, содержании,  расширить представления детей о былинном  образе  богатыря  Ильи Муромца; закрепить знания детей о военных доспехах  и вооружении  русских воинов;  

  • формировать художественно-речевые навыки, обогащать и активизировать словарь детей, побуждать к высказыванию своих мыслей полными  предложениями ;

  • воспитывать любовь к родному языку и Родине, уважение к её защитникам;

  • способствовать формированию положительных свойств психики.

Материалы: оборудование  (ИКТ), презентация, карточки с изображением военных доспехов и оружия, фломастеры.

Ход работы:

Дети входят в зал , здороваются с гостями, встают в круг.

Воспитатель( переодетый в русский народный костюм)выходит из-за занавеса и обращается к детям: «Ой, вы добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною.

- Скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами живём?

Давным-давно наша страна называлась не Россия, а как, ребята?

Слайд

В давние-давние времена большую опасность для наших русских земель представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли сёла и деревни, увозили с собой награбленные богатства.

Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал землю русскую?

Воспитатель: «Ребята, хотите отправиться в путешествие в далекие-далекие времена»?

«Чтобы отправиться в далекие времена нужно отгадать загадки, слушайте загадки и отгадывайте»

(Дети загадывают поочерёдно , на экране появляются картинки-отгадки)

Слайд

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга)

Слайд

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем)

Слайд

Оружие — это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч. Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

Слайд

Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Слайд

Воспитатель  обращает внимание  детей на экран…

-Как можно одной  фразой сказать, что это? (военные доспехи и оружие)

-Ребята, кому принадлежат эти предметы?

-Как вы думаете, о чём же мы будем сегодня говорить?

 -В давние – давние времена, еще в древней Руси стояли на страже нашей Родины очень сильные люди – богатыри.

 -Ребята, а каких богатырей вы знаете?

-Какими качествами должны обладать герои, воины, богатыри?

-Богатыри  существовали очень давно, как же мы узнали об их подвигах?»

-  Сегодня я хочу познакомить вас  ещё с одним источником получения информации- жанром устного народного творчества.  Это былины. Давайте вместе повторим это слово.

Былины – это особые песни-сказания о народных героях, защитниках Родины, о нравах, радостях и бедах наших предков. Слово «былина» происходит от слова «быль» - правда, в этих старинных песнях поется о том, что было на самом деле. Но все-таки ребята, в них есть народный вымысел.

Слайд

 Исполнялись былины под звучание вот таких музыкальных инструментов. Это гусли. Послушайте. Как они звучат.

Слайд

О былинном герое Илье Муромце сложено много былин, с одной из них мы сегодня познакомимся.

 Былина  называется «Илья Муромец и Соловей-разбойник». 

В былине встречаются такие интересные слова, как,         «град» , «заколодела», «замуравела», «покляпая»,  «око». «косица». Давайте разберёмся, что же означает каждое из них.

 Обратите внимание на то, какими интересными словами, совсем не похожими  на нашу современную речь, рассказывается былина.

 Слушайте внимательно, после прослушивания мы с вами побеседуем.

(аудиа запись  былины).

Воспитатель:

Как называется былина?

Кто главный герой былины?

Из какого города выезжал и куда держал путь добрый молодец?

У какого города Илья встретил силушки темным-темно?

Как ему удалось побить силушку великую?

Как называется местечко, где произошла  встреча Ильи Муромца и Соловья Разбойника?

Что происходило вокруг от посвиста соловьиного , покрика звериного?

Чем закончилась встреча с Соловьём разбойником?

Благодаря каким качествам Илья  Муромец  смог одолеть злодея?

Давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые и отважные богатыри.

Дружно встанем раз-два-три

(Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим,

(Руку правую подносят козырьком к глазам)

Ноги крепкие расставим, (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво. (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть из-под ладошек. (Руку левую подносят козырьком к глазам, поворот налево)

Наклонились влево - вправо (Руки на поясе, наклоны влево – вправо)

Получается на славу! (Руки вверх)

Ребята, а как вы думаете, что необходимо богатырю для защиты земли русской. (Военные доспехи, оружие, средство передвижения). Верно, давайте соберем богатыря в дорогу.

Слайд

Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу».

 Для этого вам надо разделиться на две команды, одна команда мальчиков «Добры молодцы», другая – команда девочек «Красны-девицы».

 Из всех предложенных вам картинок нужно выбрать доспехи и оружие, которое может пригодиться богатырю в бою и объяснить свой выбор.

(Дети из разных команд поочерёдно называют выбранные предметы, называя, что это и для чего используется)

Команды обмениваются карточками, проверяют правильность выполнения задания друг другом.

Затем вместе с воспитателем обсуждают, какие картинки были  лишними  и почему.

Слайд

 Посмотрите, ребята, известных вам богатырей изобразил на своей картине русский художник Виктор Васнецов. Кто вспомнит, как эта картина называется? ( «Богатыри»).

Рассказ ребёнка о богатырях.

Три богатыря гордо стоят  у заставы  богатырской. В центре на вороном коне сидит Илья Муромец.  Он сильный и могучий. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. По правую руку от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Щит у Добрыни камнями украшен, меч у него булатный. Третий богатырь Алеша Попович. Он тоже храбрый и смелый воин.

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Есть пословицы и поговорки о смелости, отваге. Назовите их.

Сам погибай, а товарища выручай.
Жить - Родине служить.
Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт.
Если дружба велика, будет Родина крепка.

Не родом богатырь славен, а подвигом. 

«Ну что, путешествие наше закончилось». (проходим на стульчики)

         - Кто защищал Русь в древние времена?

- А кто защищает нас и нашу Родину  в настоящее время?

-Как вы думаете, почему именно сегодня мы говорим о воинах, богатырях?

-Как вы поняли, что такое былина?

-О чём в них рассказывается?

- Что в них особенного?

- С какой былиной мы сегодня познакомились?

Ребята, к этой былине мы с вами ещё вернёмся и продолжим над ней работать.

Из этой былины вы смогли узнать о богатыре новую информацию, получить новые знания.

-А вы хотите быть такими же сильными, как Илья Муромец и защищать нашу Родину? Что нужно для этого делать?

Самое важное быть добрым, ведь недаром в былинах говорится «Добро побеждает зло».  Помните об этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе.  Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе....

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: «Путешествие в космос»

Конспект комплексного занятия по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: "Путешествие в космос"....

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности «Экскурсия в школу»

Конспект открытого занятия по развитию речис детьми подготовительного возрастав группе компенсирующей направленности                        ...

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков в подготовительной к школе группе «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении»

Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.Задачи:Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, ра...

Схема конспекта непосредственно образовательной деятельности Тема: "Чтение былины Илья Муромец и Соловей-разбойник"

ФИО педагога: Вестникова Мария Владимировна.Возрастная группа воспитанников: подготовительная группа компенсирующей направленностиНаименование образовательной организации: МБДОУ «д/с № 11 «...