Конспект открытого занятия по развитию диалогической речи в подготовительной к школе группе «Зимушка-Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Макарова Маргарита Мыстякимовна

Конспект открытого занятия по развитию диалогической речи

в подготовительной к школе группе

«Зимушка-Зима»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_zimushka-zima.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию диалогической речи

в подготовительной к школе группе

«Зимушка-Зима»

МБДОУ № 104

Г. Мурманск

Воспитатель:

Макарова М.М.

Цель: Повышение качества речевого развития у детей.

         

          Задачи:

Обучающие:

         Учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения по сюжетным картинкам; обогащать лексику родственными словами; формировать звуковую культуру речи, обучать детей умению вести активный диалог, упражнять в диалогической речи; учить задавать вопросы, используя мнемотаблицу. Закреплять умение связно и логично высказывать свою мысль.

Грамматически правильно оформлять предложения.

Понимать скрытый смысл слов и выражений (старуха – зима, старуха – волшебница).

Развивающие:

        Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательным значением; активизировать словарь детей; развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховую память, зрительное внимание, дыхание, развивать воображение, логическое мышление, слуховое внимание.

         

          Воспитательные:

                          Воспитывать умение, внимательно слушать педагога и своих сверстников;    

выслушивать вопрос до конца

и давать ответ полным предложением;

выполнять поставленную задачу.

         

          Методы и приемы:

                          Наглядные: картинки с изображением;

 словесные: чтение стихотворения, вопросы;

 практические: пальчиковая гимнастика, малоподвижная игра.

Материал. Слайды с зимними пейзажами, снежинка ( одна сторона грустная,    другая-радостная), лупы, ведёрко со снегом, видеофильм как растет снежинка, вырезанные снежинки из картона, детский телефон, схемы правил ведения диалога, колокольчик, магнитофон.

          Предварительная работа. Беседа с детьми о зиме, чтение стихотворений,

рассказов. Наблюдение в природе.

Ход занятия:

- Ребята, предлагаю поздороваться и познакомиться с нашими гостями:

             - Здравствуйте, меня зовут Маргарита Михайловна, я люблю свою работу, в своей работе я большое внимание уделяю развитию коммуникативной функции речи.

            - Здравствуйте, меня зовут Тоня. Мне нравится….

            - Доброе утро. Меня зовут Герман. Я люблю…

- Скажите, какой месяц год начинает? ( январь ).

- Это зимний месяц. Сколько месяцев продолжается зима? Давайте назовем их.

- Вы уже догадались, что говорить мы будем о зиме.

- Обратите внимание на слайд с зимним пейзажем. Послушайте внимательно стихотворение А. С. Пушкина, как он описывает зиму:

Вот север тучи нагоняя,

      Дохнул, завыл – и вот сама

    Идет Волшебница – зима.

     Блеснул мороз, и рады мы

      Проказам матушки – зимы.

- А Федор Тютчев описывает зиму по – другому:

Чародейкою зимою

  Околдован лес стоит.

            И под снежной бахромою,

             Чудной жизнью он блестит.

- Как поэты называют зиму в своих стихотворениях?

- Какая может быть зима – волшебница или чародейка – зима?

- А теперь посмотрите на следующий слайд. Послушайте стих Людмилы Городецкой:

 

     А зима – старуха злится,

Всё снегами заметя,

     То на поле устремится,

    Иль засыплет тополя.

- А Ольга Кудинова в своём стихотворении раскрывает характер зимы с другой стороны:

           

 Мчится вьюгой зима – старуха,

Растрепала седые косы,

 Навалила снежного пуха

      На уснувшие ветки берёзы.

- Как поэты называют зиму в своих стихотворениях? Почему?

- Какой может быть зима – старуха? (ответы детей)

- Присаживайтесь, ребята, на стульчики.

- Поэты называют зиму по – разному, т. к. у них своё отношение к ней. Так и каждый человек имеет своё отношение к чему- то и на зиму можно посмотреть с разных сторон. ( Показываю снежинку, одна сторона весёлая, другая – грустная ).

- Если снежинка укажет весёлую, положительную свою сторону, то мы будем говорить о положительной стороне зимы, а если покажет грустную сторону, то говорить мы будем об отрицательной стороне зимы. Итак, будьте внимательны:

  - Полярная ночь – хорошо или плохо. Почему?

                                                      - Гололёд.

                                                      - Мороз.

                                                      - Метель.

- Ребята, назовите самый главный признак зимы. Конечно, снег. Из чего состоит снег? Давайте мы его рассмотрим. Возьмите лупы. Вспоминаем правила, как надо пользоваться лупой. Что видите? Ребята, хоть лупа увеличивает всё в 10 раз, мы не очень хорошо увидели снежинки, т. к. они в тепле успели подтаять. Но учёные смогли увидеть, как растёт снежинка под микроскопом и сделали об этом фильм. Хотите увидеть, как растёт снежинка? Тогда садитесь на стульчики, а кто будет самый внимательный сможет сосчитать сколько у снежинок лучиков. ( просмотр ).

- Так, сколько лучиков у снежинок? Ребята, кто из вас знает, почему скрипит снег под ногами? (ответы детей, объяснение)

- Каждая снежинка неповторима, никогда узор одной снежинки не повторит узор другой.

- У меня на подносе снежинки, возьмите любую, как и в природе они все разные, рассмотрите внимательно свою снежинку, потом подойдите ко мне к доске, найдите подходящий для неё домик – контур. ( выполнение задания). Вы были очень внимательны, задание выполнили правильно.

- Ребята, пока мы с вами выполняли задание, к нам пришло видеописьмо. Присаживайтесь на стульчики. ( смотрим видеосюжет, где дети средней группы просят старших детей, чтобы они научили их зимним забавам).

- Давайте подумаем, чем мы можем помочь малышам. Подойдите, ребята, ко мне (присаживаемся на ковёр). У меня в коробочке карточки с изображением разных зимних забав, каждый из вас возьмёт карточку и будет говорить чётко и коротко о том, чему и как научил бы малыша зимним развлечениям. Если есть правила безопасности в играх, то мы говорим и о них.( при затруднении задаю вопросы или просим помощи у друзей).

- А теперь давайте сами разомнёмся, поиграем. Выбираем ведущего, под музыку дети изображают зимние игры, водящий говорит: «Снежинка покружись, снежинка повернись, зимняя забава покажись!» Дети замирают, ведущий ходит, дотрагивается до фигуры, фигура оживает, ведущий угадывает, что изображает играющий.

- Отдохнули, присаживайтесь на стульчики. Звонит телефон. Я беру трубку (имитирую разговор с Дедом Морозом, связь прерывается.

- Алло, алло, ой связь прервалась. Ребята, это звонил Д.М. Д. М. хотел узнать у вас, как вы провели новогодние праздники, с кем встречали, рады ли вы подаркам, которые вам подарил Д.М. Но что – то случилось на телефонной линии и связь прервалась. Как мы сможем рассказать всё Д.М.? Подскажите. (дать детям высказаться ).

- Можно взять интервью друг у друга и узнать, как вы провели новогодние праздники. А я запишу ваши рассказы на диск и отправлю диск по почте Д.М.

- Давайте вспомним правила ведения диалога.

- Эти схемы помогут нам задавать вопросы.

- Ребята, когда идёт запись, каждый звук и лишнее слово запишется, так, что мы должны сидеть тихо и не мешать говорящим.

- Мы прослушали наши рассказы ( вытаскиваю диск из магнитофона, кладу его в конверт), я пошлю это письмо Д.М., пусть он послушает и порадуется.

 - У нас сегодня много гостей, и у вас, ребята, есть шанс узнать, как же наши гости провели новогодние каникулы. Подумайте, какой один вопрос вы хотели бы задать гостям, но перед тем как его задать, не забудьте поздороваться и познакомиться. Как только колокольчик прозвенит, вы возвращаетесь и садитесь на стульчики.

- Я думаю, познакомившись с нами, наши гости остались довольны. Подошло к концу наше занятие, какие задания вызвали у вас трудности, почему; а какие задания понравились, почему.

Я предлагаю сейчас в группе нарисовать снежинки, каждый свою, неповторимую. А ещё в группе нас ждёт подарок от Д. М.

Прощаемся с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе. Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе.

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе.  Тема: Встреча со сказкой «Лиса и Журавль» на сказочном дворе....

План-конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Тема занятия: «Посуда. В гостях у Самовара Самоваровича»

Итоговое занятие по лексической теме "Посуда".  Развитие связной речи, составление рассказа по серии сюжетных картинок...

Конспект образовательного мероприятия по развитию диалогической речи в подготовительной к школе группе "мы-друзья природы" ( Путешествие по Красной книге)

данный вид  деятельности помогает систематизировать и расширить знания детей о редких животных родного края .развивает диалогическую речь в системе ребёнок-ребёнок, развивает , укрепляет детский ...

Конспект открытого занятия по развитию диалогической речи в старшей группе Тема"Медведь-символ России"

Цель: Включить детей в активный диалог со сверстниками, воспитать интерес и любовь к природе через образ бурого медведя, расширять знания о семействе медвежьих.Задачи: приобщать к правилам ведения диа...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности «Мужик и медведь»

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Пересказ русской народной сказки «Мужик и медведь» (с элементами драматизации)...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему «Продукты питания»

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе на тему «Продукты питания»...

Конспект открытого занятия по развитию певческих навыков в подготовительной к школе группе «Сочетание интонационной выразительности с чистотой и правильностью речи в пении»

Цель: формирование правильной и ясной певческой дикции.Задачи:Учить петь осмысленно и художественно выразительно, чисто интонируя мелодию.Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата, ра...