Обобщающее занятие по грамоте для детей старшей группы "Веселые фигуры".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Писарева Любовь Юрьевна

Обобщающее занятие по грамоте для детей старшей группы "Веселые фигуры". Используется прием обозначения гласных звуков геометрическими фигурами. Проводится звуковой анализ простых слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающее занятие по грамоте для детей старшей группы

«Веселые фигуры»

Цель. Обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках.

Ход занятия.

Логопед. Ребята. Посмотрите на картинку. Это мальчик. Его зовут Сережа.

Братишка мой, Сережа,

Математик и чертежник –

На столе у бабы Шуры

Чертит всякие фигуры.

Уж очень он любит рисовать фигуры. Догадайтесь, какие?

Загадка первая.

Эта форма у клубка,

У планеты, колобка,

Но сожми ее немножко

И получится лепешка.

(Круг). На фланелеграф выставляется круг.

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны –

Ну, пожалуй, и довольно!

Что ты видишь?... (Треугольник).

На фланелеграф выставляется треугольник.

Все четыре стороны,

У него всегда равны.

Начертить его я рад

Получается … (Квадрат).

На фланелеграф выставляется квадрат.

Эту фигуру знает даже дошкольник, (показывает)

Ведь это же…  (Прямоугольник).

Дополнительно выставляются полукруг и перевернутый треугольник.

Логопед. Ребята, Сережа  сегодня нас научит играть с фигурами.

Каждая фигура будет обозначать гласный звук.

Логопед. Ребята, сколько гласных звуков у нас получилось? Давайте их посчитаем.

Дети проговаривают каждый звук. Объясняют – что значит «гласный».

(При произнесении гласных звуков, воздух не встречает преграду на пути.)

Логопед. Ребята, давайте споем наши звуки так, чтобы наш голос как бы поднимался по лесенке.

Задание.

На подносе лежат картинки.  Их нужно разложить под нашими фигурами.

Дети берут по одной картинке и объясняют. Например: слово АРБУЗ начинается со звука А, поэтому я положу его под треугольник и т.д.

Логопед. А теперь, давайте поиграем.

Игра «Говорящий кубик»

Логопед бросает  ребенку кубик, на гранях которого символы звуков. Ребенок придумывает слово с тем звуком, который выпал сверху.

Логопед.

Ребята, а давайте попробуем поставить вместе два треугольника (звуки АУ)

Какое слово мы прочитали?

Дети. АУ. (Кто так кричит?)

А если мы поменяем местами?

Дети. УА. (Кто так плачет?)

Логопед. Молодцы. А что, если нам попробовать добавить и согласный звук?

Какие звуки мы называем согласными?

Например, звук М. Какой он?

Дети. Согласный, твердый.

Логопед. Значит кружком какого цвета мы его обозначим?

Дети. Синего.

Логопед. Подставляет синий кружок перед символами гласных звуков. Дети читают слоги. Затем меняет местами – дети читают обратные слоги.

Логопед. Здорово! Значит, мы так и слово можем записать? Придумайте слово, и запишите его при помощи кружочков и фигур.

Один ребенок у доски составляет слово.

Логопед. Ребята, Сережа увлекся математикой, фигурами, и запутался в самых простых вещах.

Послушайте.

Жили были кот и кит.

Кот – огромный, просто страшный!

Кит был маленький, домашний.

Кит мяукал, кот пыхтел.

Кит купаться не хотел.

Как огня воды боялся,

Кот всегда над ним смеялся!

Время так проводит кит

Ночью бродит, днем храпит.

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца есть сметану.

Ловит кит мышей на суше,

Кот на море бьет баклуши!

Кит царапался, кусался…

Добрый кот ни с кем не дрался

Кит любил залезть повыше,

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его – кис, кис!

Он охотно спрыгнет вниз…

Разбирался целый год,

Кто тут кит, а кто тут кот.

Логопед. Ребята, давайте поможем разобраться Сереже.

Рассмотрите картинку и опишите кота и кита. Какой кит? Какой кот?

Давайте подберем к слову «огромный» похожие слова.

А теперь к слову «маленький».

Молодцы! Сережа все понял.

Логопед. Ребята,  а давайте покажем Сереже, как мы умеем разбирать слова по звукам. Разберем слова КИТ и КОТ.

Одинаково звучат слова?

Дети. Нет.

Логопед. Расскажите про звуки в слове КОТ.

Дети анализируют.

Логопед. Расскажите про звуки в слове КИТ.

Дети анализируют.

Сколько всего звуков в каждом слове?

Дети.  Три.

Чем отличаются слова?

Дети. В первом слове звук К – твердый, а во втором – мягкий.

Логопед. Ребята, а сколько слогов в этих коротких словах?

Дети. Один.

Логопед. Сережа предлагает нам  поиграть в игру.

Я буду называть фигуру, а вы должны определить – сколько в слове слогов.

(Круг – 1, ква-драт – 2, тре-у-голь-ник-4, о-вал-2, пря-мо-у-голь-ник – 5.)

Логопед. Молодцы. Ребята, у Сережи есть друг. Но как его зовут, я не знаю. Сережа нам дал подсказку. Нужно по первым звукам слов, нарисованных на картинках, определить имя мальчика. (Миша).

Логопед. Ребята, Сережа так любит рисовать фигуры, что даже картинки он рисует из фигур. Посмотрите на эту необычную картинку. Она нарисована с помощью геометрических фигур.

Какие фигуры использованы в рисунке.

Дети. Круг, прямоугольник, овал, квадрат.

Назови рисунки круглой формы.

Дети. Солнышко, шарик, деревья, серединка у цветка.

Логопед. А что нарисовано с помощью треугольника?

Дети. Верхняя часть забора, ствол дерева, часть крыши дома, платье девочки.

Логопед. А теперь нарисуйте свой рисунок с помощью геометрических фигур.

Логопед убирает рисунок. А дети рисуют.

После того как нарисовали, дети рассказывают, что они нарисовали, и какие геометрические фигуры использовали.

Логопед. Хорошо, молодцы, ребята! Спасибо и Сереже, он научил нас играть  в игры с фигурами. Понравилось вам?

Логопед подводит итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающее занятие по развитию речи в старшей группе

Обобщающее занятие по развитию речи в старшей группе по лексической теме "Посуда"....

Обобщающее занятие по грамоте. Тема: "Птицы".

Обобщающее занятие по грамоте. Тема: "Птицы". Проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"...

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...

Открытое обобщающее занятие по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста

В публикации представлено: конспект НОД, презентация и необходимый материал...

презентация обобщающего занятия пед.-психолога для детей 6-7лет. Подготовка к школе

занятие-обобщение на развитие: мышления, памяти, внимания, восприятия старших дошкольников...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 4 Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей об алфавите. Задачи: Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита. Развивающая задача: Развивать внимание, память, мышление, во...