Путешествие в страну Пиши - Читай
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Гараева Гульназ Талгатовна

Воспитывать любовь к чтению,тчувство товарищества, закреплять знания о гласных и согласных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc20.23 КБ

Предварительный просмотр:

   Цель: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; развивать умение составлять предложения пользуясь предоставленными схемами; совершенствовать умение читать зашифрованные слова по первым звукам картинок, писать печатными буквами; закреплять умение считать в обратном порядке от 1 до 20 на татарском языке.

    Предварительная работа: Дидактические игры «Разгадай слово», «Назови парный звук». Составление предложения пользуясь схемами.  Решение кроссворда, написание конспекта, подготовка атрибутов к занятию.

Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности малоактивных детей.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, социализация.

Словарь: гласные, согласные звуки, схема предложения, алфавит, пропущенные буквы в кроссворде.

Методические приемы: игровой, наглядный, словесный.

Материалы: буквы (алфавит), схемы предложений, кассы букв, д/и «Угадай, как нас зовут?», кроссворд в картинках, картины о весне, простые карандаши, буквенно-числовые карточки от 1 до 20, 2 письма, посылка.

Ход занятия:
I.    Орг. момент. 
– Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
– Здравствуйте, исэнмесез!
II.    Эмоциональная настройка. 
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
III. Беседа о времени года.
– Ребята, какое время года наступило?
– Наступила весна.
– Весна какая?
– Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.
– Какие весенние месяцы вы знаете?
– Март, апрель, май.
– Какой сейчас месяц?

-  Сейчас месяц  май..

В группу входят воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо».

Воспитатель: Большое спасибо. Кто бы это мог быть?

«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Пиши-Читай. Моя давняя знакомая – Царица Математика - рассказала мне какую неоценимую помощь вы оказали ее математическому царству. Теперь и мне нужна ваша помощь. Дело в том, что в стране Пиши-Читай недавно побывала вредная злодейка – Опечатка. Она просто обожает безграмотность, ошибки и всякую неразбериху! Сначала она перемешала все буквы в алфавите, потом слова в предложениях. Заколдовала моих жителей, зашифровав их имена. А жители, забыв свои имена, совершенно забыли названия самых обычных предметов. На прощанье Опечатка рассмеялась и весело сказала, что теперь никто и никогда из моих жителей не сможет ни читать, ни писать, ни сделать .А самое главное, она сказала, что очень скоро все дети разучатся читать и писать.

Дорогие ребята! Мне известно, что вы без пяти минут школьники и, стало быть, уже знакомы с грамотой. Помогите нам, пожалуйста! Нельзя допустить, чтобы все дети остались безграмотными. Помогая нам, вы пройдете самое настоящее испытание на готовность к школе. Очень надеюсь на вашу смелость и отзывчивость. Ваш друг Пиши-Читай.» Ребята, будем делать?

Дети: Надо помочь!

Воспитатель: Как, вы уже знаете, что в волшебную страну можно попасть только пройдя пароль, а выйти из нее будет еще сложнее.

Прохождение пароля.

Цель: закрепить знания детей о русском алфавите, о гласных и согласных звуках.

1. Сколько букв в русском алфавите? (33)

2. Сколько гласных букв в алфавите? (10)

3. Сколько согласных букв? (21)

4. Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)

5. Как, с какой буквы пишутся имена и фамилии? (С заглавной буквы)

6. Что ставится в конце предложения? (Точка)

7. Какая буква похожа на жука? (буква «Ж»)

8. Какая буква похожа на четверку или перевернутый стул? (буква «Ч»)

9. Назови самый короткий звук. (Й)

10. Какие звуки самые длинные, протяжные, певучие? (Гласные)        

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и оказались в стране Пиши-Читай. А вот и первое задание. Ребята, как вы знаете, русский алфавит состоит из 33 букв, а буквы, в свою очередь, делятся на звуки.

Воспитатель: Ребята, Опечатка смешала и перепутала весь алфавит. Нам нужно найти и назвать гласные буквы. Сколько их всего? (10). Назовите и покажите их.

Дети: А-Я, О-Е, Ы-И, Э-Е, У-Ю.

Воспитатель: Есть ли среди них особенные? Назовите их.

Дети: Буквы Е, Е, Ю, Я.

Воспитатель: А что в них особенного?

Дети: Эти гласные буквы имеют два звука, один из которых мягкий согласный звук «Й».

Воспитатель: Правильно, молодцы! Есть ли среди согласных букв особенные? Назовите и покажите их.

Дети: Есть. Буквы Й, Ч, Щ всегда мягкие, потому что у них нет твердого парного звука. Буквы Ж, Ш, Ц –  всегда твердые, т.к. у них нет мягкого парного звука.

- Ребята, посмотрите вот и следующее задание.  (На фланелеграфе стоят схемы предложений и картинки к ним.)

Дети: Это схемы предложений.

- Правильно, это схемы предложений.

- Мы с вами знаем, из чего состоят предложения?

Дети: Предложения состоят из слов.

- Да, предложения состоят из слов.

- Посмотрите, сколько слов в этом предложении? (работа со схемой / _ _ ).

Дети. В этом предложении два слова.

- Правильно, в этом предложении два слова. Давайте с вами посмотрим на картинки и составим предложения, состоящие из двух слов.

Наступила весна. Расцвели цветы. Листья распускаются. Дети гуляют. Трава зеленеет.

- Молодцы, а теперь посмотрите на эту схему (_ _ _ .), что вы можете сказать. Из скольких слов мы будем составлять предложения?

Дети. Это предложение состоит из трех слов.

- Правильно, из трех.

- Давайте с вами, только уже по другой картинке составим предложения, в котором будет сколько? – правильно, три слова.

Дует теплый ветер.

Солнце светит ярко.

Люди спешат домой.

Люди одеты легко.

- Руслан , из скольких слов мы составили предложения? (из трех)

- Молодцы, ребята, а теперь посмотрите внимательно на эти две картинки и составьте предложение, в котором будет (показываю _ _ _ _.) сколько? (четыре слова).

Дети: предложение будет состоять из четырех слов.

- Пожалуйста. (Дети составляют предложения)

- Ребята, а кто мне скажет, сколько мы составили предложений?

Дети.: Мы составили много предложений.

- Правильно, мы с вами составили много предложений, а кто мне скажет, что у нас получилось?

Дети: У нас получился короткий рассказ.

-- Правильно, у нас получился короткий рассказ. А о чем этот рассказ?

Дети: Этот рассказ о весне.

Физминутка.

Физкультминутка «Как живешь?»

Как живешь? - Вот так.

Как плывешь? - Вот так.

Как бежишь? - Вот так.

Вдаль глядишь? - Вот так.

Ждешь обед? - Вот так.

Машешь вслед? - Вот так.

Утром спишь? - Вот так.

Как шалишь? - Вот так.

Воспитатель :Ребята, Опечатка зашифровала имена жителей страны Пиши-читай. Мы должны им помочь прочесть их имена по первым буквам этих картинок.

Ход игры: По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя «жителя» страны Пиши-Читай.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вам удалось расколдовать жителей страны Пиши-Читай, теперь они обязательно вспомнят свои имена. А теперь задание еще более усложняется: для того, чтобы жители страны Пиши-Читай вспомнили названия окружающих их предметов, нам необходимо решить кроссворд и вписать в него нужные буквы.

   Реши кроссворд.

Цель: закреплять умение детей узнавать и называть картинки и правильно вписывать (печатать) слова в пустые клетки кроссворда.

Ход игры: дети называют изображенные предметы и пишут простыми карандашами печатным шрифтом нужные буквы.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Страна Пиши-читай спасена! Вы прекрасно справились со всеми заданиями, и теперь в волшебной стране царит порядок. А нам пора возвращаться домой, в свой родной детский сад, но для этого необходимо пройти пароль на выход из волшебной страны. Для этого вам нужно разложить числовые карточки от 1 до 20 в обратном порядке на татарском языке.. Если вы все сделаете правильно, то мы вернемся в группу.. Прохождение пароля на выход из волшебной страны

Воспитатель: Ну, вот мы и дома! Скажите, ребята, вам было очень трудно?

Дети: Немного трудно, но интересно!

Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам еще одно письмо и посылка!».

Воспитатель: Большое спасибо! А ну-ка, что там…

«Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь. Вы спасли не только нашу страну, но и всех ребят, которые хотят быть грамотными, а самое главное, я вижу, что вы действительно готовы к школе! Мои юные друзья, в знак благодарности за вашу помощь, хочу подарить вам скромные подарки – ручки и блокноты. Пишите и читайте на здоровье! Надеюсь, что вы всегда будете дружить с грамотой и учиться на пятерки! Ваш друг Пиши-Читай.»

Раздача подарков.

Воспитатель раздает детям подарки от Пиши-Читая –яркие блокноты.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие. Огромное всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в старшей группы «Путешествие в страну «Пиши-читай».

Задачи: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях глас...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа)«Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Занятие по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Тема: «Алфавит»

Цель: Активизировать и дополнить знания детей о буквах русского алфавита.Задачи:Обучающая задача: Пополнить знания детей о буквах русского алфавита.Активизировать знания детей о гласных и согласных бу...

Цикл занятий по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай» Занятие № 2 Тема: «Гласные звуки»

Цель: Формировать понятие «звуки речи» и понятие «гласный звук». Задачи: Обучающая задача: Формировать и закреплять знания детей о звуках речи и гласных звуках. Развивающая задача: Развивать фонем...

Конспект итогового интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в страну «Пиши-читай»

Цель: воспитывать любовь к чтению и грамматике, чувство товарищества, желание прийти на помощь другим; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях гласны...

Игра -путешествие "Путешествие по стране Пиши-Читай"

Игра -путешествие  "Путешествие по стране Пиши-Читай" для детей подготовительной группы...