конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Что означают наши имена?"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Носкова Елена Владимировна

На занятии детям даётся элементарное представление об именах, об истории их возникновения. У детей развивается мышление, способность рассуждать. Они упражняются в определении первого звука в словах и в составлении нового слова из выделенных звуков. В ходе увлекательного путешествия дошкольники  знакомятся с аналогами русских имён в немецком, английском и французском языках, а также у детей создаётся представление о том, кто такие тёзки, и кто из великих и известных людей являются тезками детей группы. у детей развивается чувство гордости за своё имя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема: «Что означают наши имена?»  

  Программное содержание:

  • Дать детям элементарное представление об именах, об истории их возникновения.
  • Развивать у детей логическое мышление, способность рассуждать.
  • Упражнять детей в определении первого звука в словах, в составлении нового слова из выделенных звуков.
  • Познакомить детей с аналогами русских имён в немецком, французском и английском языках.
  • Создать представление о том, кто такие тёзки, и кто из великих и известных людей являются тёзками детей данной группы. Вызвать чувство гордости за своё имя.
  • Воспитывать в детях нравственные качества.

Оборудование. Кукла; карточка, на которой изображены в ряд ножницы, арбуз, трактор, апельсин, шар, автобус; картинки с изображением сказочных персонажей (Красная Шапочка, Дюймовочка, Золушка, Снегурочка, Незнайка); компьютер, мультимедийный проектор, экран, диск DVD-R, на котором находятся файлы, содержащие изображения памятника воину-освободителю в Трептов-парке в Берлине, Эйфелевой башни в Париже и Статуи Свободы в Нью-Йорке; стойка, к которой привязаны гелевые воздушные шары по количеству детей с прикреплёнными к ним карточками с именами детей и их вариантами.

 Ход занятия.

  Ребята, я знаю, что вас связывает много общего: вы ходите в один детский сад, в одну группу, играете в одни и те же игрушки. И в то же время каждый из вас отличается от других детей. Чем же вы отличаетесь друг от друга? (Волосы, глаза, рост, одежда и т.д.)

   -- Правильно, люди отличаются друг от друга  внешностью.  И давайте сейчас попробуем узнать кого-нибудь из вас по описанию его внешности. Я начинаю.  Это девочка.  Она среднего роста.  У неё светлые короткие волосы.  На ней красное платье, белые носочки и белые туфли.  (Дети угадывают.)

   -- Молодцы! А ещё чем отличаются люди?

   Если дети затрудняются ответить, вызываю к себе одного из них и прошу его встать спиной к детям.

   -- Сейчас кто-то из детей позовёт тебя, а ты угадай, кто тебя позвал.   Закрывай глаза и слушай.  (Ребёнок пробует угадать, кто его позвал.)

   --Молодец.  Как же ты догадался, кто тебя позвал?   (По голосу.)  Вот видите, люди отличаются друг от друга ещё и по голосу.  А чем ещё отличаются люди друг от друга, вы узнаете, отгадав мою загадку:

   И у вас есть,

   И у меня есть,  

   И у мамы есть,

   И у папы есть.

   У всех есть.

   А чтобы его узнать,

   Надо вслух назвать.

                                  (Имя.)  

   Если дети затрудняются с отгадкой, уточняю:

   -- Его дают родители своим детям при рождении.   (Дети отгадывают.)

   -- А я сегодня пришла к вам не одна.  Со мной моя любимая кукла.  Я хочу, чтобы вы отгадали, как её зовут. Её имя зашифровано вот на этой карточке.  Вам нужно определить первый звук в словах – названиях предметов, нарисованных на картинках, и по ним вы составите имя этой куклы.  (Дети выполняют задание.)

   -- Да, и у каждого человека есть имя. И сегодня мы с вами поговорим об именах.  Имена у людей были не всегда. Прошло  очень   много  времени, прежде  чем  древние  люди  придумали  способ  выделить  отдельного человека. Они стали обращаться  друг к другу по имени.

  -- Дети, вам, наверное, интересно узнать, как на Руси нарекали малышей? Наши предки к выбору имён своих детей подходили очень ответственно. Их мечтой было желание видеть своё дитя рослым, сильным, крепким, милым и т.д.  Отсюда и такие имена как Любомир – любящий мир, Людмила – милая людям и др. А ещё много лет назад человеку давали такое имя, которое подчёркивало  его отличие от других людей.  Например, доброму человеку давали имя Добрыня, долгожданного ребёнка называли Ждан.  Эти имена нам кажутся необычными, порой смешными.  Сейчас уже детей так не называют, но эти имена мы с вами встречаем в сказках.  ( Выставляю  на стенд картинки,  на которых  изображены сказочные персонажи:  Красная  Шапочка,  Дюймовочка,  Золушка,  Снегурочка,  Незнайка  и  др.)

   -- Все вы хорошо знаете этих сказочных героев. А теперь попробуйте объяснить,  почему их назвали именно так.  ( Высказывания детей.)

   Позднее детям стали подбирать имена по специальным спискам – святцам. Имя давалось ребёнку в храме во время обряда крещения, и называли его так, как звали святого, с именем которого был связан этот день. Святой становился невидимым покровителем, защитником, Ангелом-хранителем.

   -- Ребята, а вы знаете, что означают ваши имена?

   Анна – это значит «милостивая», Наталия – «родная», Мария – «милая», Евгений – значит «благородный»,  Алексей – «защитник»,  имя Ирина произошло от греческого слова «мир».   (Желательно перечислить имена всех детей, присутствующих на занятии.)

   -- Дети, а знаете ли вы, кого называют тёзками?  (Предположения детей.) Правильно, тёзки – это люди, носящие одинаковые имена. А кого вы знаете из известных людей – ваших тёзок? (Поговорить с детьми о людях, прославивших их имена.)

   -- А сейчас я приглашаю вас в путешествие. Мы побываем с вами в разных странах и узнаем, как звучат ваши имена на других языках. А отправимся путешествовать мы с вами вот на этих воздушных шарах.

   Все уселись? Всем удобно? Полетели!

   Вот мы с вами пролетаем над Германией. (На экране появляется изображение памятника воину-освободителю в Трептов-парке.) Тебя, Женя, в Германии будут называть Ойгэн , Ирину будут звать Ирэнэ, Машу – Мария, Анечку – Анна, Алёша будет Аликсом, Ваня – Иоганном, Катя – Кэт, а Наташа так и останется Наташей.

   Летим дальше. Мы над Францией. (На экране изображение Эйфелевой башни.) Женя здесь будет Жени, Ирина – Ирен или Рени,  Маша – Мари, Аня будет Анн, Алёша – Алекс, Ванечку будут называть Жаном, Катюшу – Катрин, а Наташу – Натали.

   А вот и Америка! (На экране появляется изображение статуи Свободы.) В Америке Женя будет Юджин, Ирина – Айрын, Аня будет Энн, Маша – Мэри, Алёша – Эликс, Ваня будет Джоном, Катя – Кэтти, а Наташу здесь будут называть Нэтэли.

   А сейчас мы возвращаемся домой. И в память о нашем путешествии я хочу подарить вам вот эти воздушные шары, на которых мы с вами путешествовали. К этим шарам прикреплены карточки с вашими именами, и на каждой такой карточке написано ещё, как вас можно называть ласково. Может быть, кто-то из вас сможет самостоятельно прочитать, что написано на карточке, а кто не сможет – попросит дома маму или папу. И, пожалуйста, называйте друг друга всегда ласково по имени и почаще улыбайтесь друг другу.

   

                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему «Леса и луга нашей Родины»

Формировать представления о многообразии растительного и животного мира родного края....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные наших лесов и их детеныши».

Программное содержание:1. Систематизировать знания детей о диких животных наших лесов и их детенышей.    Формировать бережное отношение к природе и всему живому.2. Развитие логического ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «В русской каше – сила наша»

Многие из нас забыли исконно-русские традиции здорового питания. И поэтому на столе преобладают импортные продукты, порою щедро сдобренные химическими добавками. Польза сомнительная. А вот наши предки...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные нашего края».

Конспект занятия  для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Дикие животные нашего края». Воспитатель: Анисимова Жанна Сергеевна....